Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции, предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики.

Содержание работы

Введение 3
1 Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке 4
2 Пути повышения конкурентоспособности продукции на внешнем рынке 9
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

контра по вто.docx

— 58.77 Кб (Скачать файл)

                                    Содержание

Введение                                                                                                                  3

1 Конкурентоспособность  продукции на внешнем рынке                                 4

2 Пути повышения  конкурентоспособности продукции  на внешнем рынке   9

Заключение                                                                                                            16

Список литературы                                                                                               17

                                                         Введение

 

 

На современном этапе  экономического развития проблема конкурентоспособности  занимает центральное место в  экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ  перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства  и его органов в области  обеспечения конкурентоспособности  национальной экономики. При этом повышение  конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции, предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность  предприятия как основного звена  экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность  предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность  производить конкурентоспособную  продукцию и создавать условия  для ее продвижения на рынок.

В сложившейся ситуации для  успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний  рынок и вести маркетинговые  исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать  управляющее воздействие на собственную  конкурентоспособность и определять ее основные направления. Кроме того, в условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары, как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара.

 

1 Конкурентоспособность  продукции на внешнем рынке

 

 

      Конкурентоспособность продукции- весомый критерий целесообразности выхода предприятия на внешний рынок, условие эффективного проведения внешнеэкономических операций и составляющая выбора средств и методов производственно-экспортной деятельности, которая являет собой совокупность качественных и стоимостных признаков продукции, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей потребителей.

Критериями оценки конкурентоспособности  продукции на внешнем рынке следует  считать факторы, которые определяют его конъюнктуру

• наличие потребителя данного вида продукции

• количество конкурентов, которые выпускают аналогичную продукцию

• объемы производства и  реализации продукции предприятий-конкурентов  в целом и в сфере деятельности украинского предприятия

• важность для конкурентов  на том сегменте рынка, которым овладел или планируется к «завоеванию» отечественным предприятием

• основные направления  конкурентной борьбы на внешнем рынке

• оценка стратегической деятельности конкурентов 

•.политика горизонтальной интеграции (с целью выявления возможностей проведения контроля и управления состоянием сектору определенной отрасли)

• разнообразие методов  конкуренции (цены, качество, технологический  уровень, дизайн продукции, сервисные  услуги, имидж предприятия, товарный знак, и тому подобное)

• стабильность на продукцию, которую имеет предприятие на каждом сегменте рынка.

В современных условиях на мировом рынке на смену ценовой  конкуренции пришла неценовая, то есть конкуренция технического и качественного  уровня продукции. В конкурентной борьбе за рынки сбыта побеждает не тот, кто предлагает низшие цены, а тот, кто предлагает высшее качество, поскольку  продукция с лучшим качеством  значительно более эффективна в  использовании. Однако при этом роль цены не уменьшается, она всегда была, и будет выступать самым влиятельным критерием максимизации прибыли. Конкурентоспособность экспортной продукции характеризуют показатели спроса на нее, а экономический эффект выражается величиной полученной прибыли от реализации продукции на внешнем рынке. Кроме этого, на уровень конкурентоспособности продукции указывают такие экономические показатели, как:

1) динамика экспорта продукции  в стоимостном и натуральном  воссоздании (превышение темпов  роста стоимостного объема продукции  с учетом инфляционного повышения  цен над ростом ее физического  объема свидетельствует о повышении спроса на нее);

2) отношение прибыли от  реализации продукции на внешнем  рынке к объему ее экспорта (увеличение такого показателя  указывает на повышение конкурентоспособности продукции);

3) отношение объемов реализации  экспортной продукции к стоимости  материально-производственных запасов  (уменьшение этого показателя  свидетельствует о замедлении  оборотности запасов через снижение  спроса па продукцию или увеличение материальных запасов)

4) отношение объемов реализации экспорта к нереализованной экспортной продукции (уменьшение этого показателя свидетельствует о снижении спроса или перепроизводстве экспортной продукции)

5) отношение объемов реализации  экспорта к дебиторской задолженности,  которое отображает объемы коммерческих  кредитов, предоставленных иностранным  покупателям (чем высший спрос  на экспортную продукцию, тем низший размер кредита, меньшая дебиторская задолженность)

6) «портфель» иностранных  заказов, объем которого характеризует  уровень спроса на продукцию отечественных предприятий

7) загрузка производственных  мощностей изготовлениям продукции  на экспорт (снижение спроса  вызывает уменьшение данного  показателя)

8) объемы и направления  капиталовложений (показатель воспроизводит  степень направления капитальных  инвестиций на производство наиперспективнейших и конкурентоспособных видов продукции).

С точки зрения покупателей, конкурентоспособным считается  товар, в котором отношение полезного  эффекта к расходам на его приобретение и использование является максимальным в сравнении с аналогами. При  определении конкурентоспособности  продукции нужно выходить из таких  основных методологических принципов:

• конкурентоспособность  продукции оценивается путем  сравнения двух или больше аналогов, что предопределяет относительность данного показателя

• при оценке конкурентоспособности  продукции учитываются не все  свойства, а лишь те, которые вызывают интерес иностранного потребителя, удовлетворяя его потребности

• уровень конкурентоспособности  определяется для отдельного вида продукции  с учетом конкретных условий ее реализации и потребления, то есть для конкретного рынка сбыта или его сектору.

На конкурентоспособность  экспортной продукции влияет ряд факторов:

• экономических, что характеризуют  основные экономические и потребительские  свойства продукции (цену, себестоимость, уровень спроса, на нее и тому подобное) и воспроизводятся в  показателях общих расходов на приобретение продукции и эксплуатационных расходов за срок ее службы

• классификационных (параметров назначения), которые используются для определения принадлежности продукции к соответствующему классу за рядом признаков (видом продукции, ее назначением, содержанием, новизной)

• юридических или нормативно правовых, которые определяют правовую защищенность продукции на внешнем рынке

• технико-технологичных, которые определяют технические свойства продукции и регламентируются технологическими стандартами выпуска продукции, которая отвечает стандартам и нормам, действующим в избранной для экспорта стране

• эргономичных, которые  характеризуют свойства продукции  в процессе ее использования человеком (гигиенические, антропометрические, психофизические)

• эстетичных, которые отображают выразительность и совершенство внешнего вида продукции, особенности  ее восприятия, потребителями в процессе эксплуатации (насыщенность цветов, дизайн, удобство, в использовании)

• организационных, которые  предназначены для оценки условий  платежа, поставок, сроков и условий  гарантии, сервисных услуг, и тому подобное

К факторам, которые непосредственно  влияют на обеспечение конкурентоспособности  экспортной продукции, следует отнести  не только высокое качество и экономические  условия продажи, но и ряд неценовых  факторов: уникальность, эффективность  базы для распространения информации о продукции, динамизме сбыта  и возможности быстрого реагирования, на рыночные достижения.

Реализация программы  повышения конкурентоспособности  продукции должна включать совокупность организационных, научно-технических, экологических, инвестиционных, управленческих и других решений, связанных между  собой единственной целью. Для достижения позитивного результата руководство должно обеспечить рост качественного уровня продукции и максимальное удовлетворение требований иностранных потребителей при одновременной минимизации расходов на ее изготовление и реализацию. С этой целью необходимо разработать комплекс мероприятий по усовершенствованию организации производства, обратив особенное внимание на обновление и модернизацию основного технического парка предприятия, рационализацию и стимулирование эффективности производства, создания системы мотивации управления трудом, подготовку персонала.

Рис.1Макроэкономические факторы конкурентоспособности товара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2 Пути повышения конкурентоспособности продукции на внешнем рынке

 

 

B конкурентной политике  относительно товара принимаются  во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный  товар, применяет различные стратегии. он, например, может:

-добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

-выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

-отыскать новое применение выпускаемым товарам;

-своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой

-программы предприятия;

-найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;

-осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Широкое распространение  конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

В международной практике считается целесообразным выпускать  не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.

Чем обширнее параметрические  ряды и ассортиментные наборы, тем  выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и тому подобное.

Каждому потребителю с  учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.

Чтобы оценить конкурентоспособность  товара, необходимо решить широкий  круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах.

Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке