Конкурентоспособность продукции: понятие, методы оценки, факторы, определяющие ее уровень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.

Содержание работы

Введение 3
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции 4
1.2 Методы оценки конкурентоспособности 5
1.3 Факторы, определяющие уровень конкурентоспособности 9
Заключение 11
1. Практическая часть 12
2.1 Задание 1 12
2.2 Задание 2 23
1.3 Задание 3 24
1.4 Задание 4 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Контр_орган.предпр.docx

— 147.07 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

1. Теоретическая часть. Конкурентоспособность продукции: понятие, методы оценки, факторы, определяющие ее уровень. 3

Введение 3

1.1 Понятие конкурентоспособности продукции 4

1.2 Методы оценки конкурентоспособности 5

1.3 Факторы, определяющие уровень конкурентоспособности 9

Заключение 11

1. Практическая часть 12

2.1 Задание 1 12

2.2 Задание 2 23

1.3 Задание 3 24

1.4 Задание 4 26

Список использованной литературы 28

 

 

 

  1. Теоретическая часть. Конкурентоспособность продукции: понятие, методы оценки, факторы, определяющие ее уровень.

Введение

За последние десятилетия  усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.

Рынок любого товара или  услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.

Сегодня ни одна  серьезная  компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения  на рынке и конкурентоспособности  своей продукции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

Одним из основных составляющих конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность выпускаемой на предприятии продукции.

 

1.1 Понятие конкурентоспособности продукции

 

В рыночной экономике важным условием достижения предприятием успеха является предпринимательство и предпринимательский стиль деятельности. Основной моделью для оптимизации прибыли в краткосрочной и долгосрочной перспективе является модель выбора стратегических позиций предприятия в конкуренции.

Конкуренция выступает как  высшая побудительная сила, которая  заставляет изготовителей продукции  повышать ее качество, снижать затраты на производство, повышать производительность труда. Средством конкуренции является товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги от потребителя.

Если рассматривать понятие  «конкурентоспособность» применительно к предприятию, то его можно определить как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособной продукции – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

Конкурентоспособность, рассматриваемая  применительно к отдельному товару, - это совокупность качественных и стоимостных характеристик изделия, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех, т.е. позволяет быть прибыльно обменным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке.

1.2 Методы оценки конкурентоспособности

 

Разработка проблемы конкурентоспособности  товаров и услуг напрямую зависит от выбранного метода оценки.

Один из методов оценки способности товара конкурировать  – сопоставление параметров анализируемой  продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается  либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:

;

где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Пi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n – количество анализируемых параметров.

 Если за базу сравнения  принимается образец, то в знаменателе  дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.

Иногда параметры продукции  не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик  используется методы оценки в баллах.

Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

;

где - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

- единичный показатель конкурентоспособности  по i–му техническому параметру;

- весомость i–го параметра в общем наборе технических параметров,    характеризующих потребность;

- число параметров, участвующих  в оценке.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

;

где З, З0 – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Полные затраты потребителя  состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (З0) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции:

;

где Т – срок службы;

 i – год по порядку.

Смешанный метод позволяет  выразить способность товара конкурировать  в определенных условиях рынка через  комплексный количественный показатель – коэффициент конкурентоспособности:

;

где i = 1, …, n – число параметров продукции, участвующих в оценке;

j = 1,…, n – виды продукции;

Li – коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

Pij – конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;

Pin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;

, если увеличение значения параметра  Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);

, если увеличение значения параметра  Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.).

С помощью цифр можно охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:

  • продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
  • продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;
  • продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.

Заключение дополняется  выводами о преимуществах и недостатках  оцениваемой продукции по сравнению  с аналогами, а также предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения положения ее на рынке.

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности решения:

  • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов),  комплектующих изделий или конструкции продукции;
  • изменение порядка проектирования продукции;
  • изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
  • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
  • изменение порядка реализации продукции на рынке;
  • изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
  • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
  • изменение системы стимулирования поставщиков;
  • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.

1.3 Факторы, определяющие уровень конкурентоспособности

 

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.

 

Заключение

 

Были рассмотрены и проанализированы такие понятия, как конкурентоспособность товаров, факторы, определяющие ее уровень, методы оценки.

На конкурентоспособность  товаров оказывают влияние многие факторы и на первом месте цена и качество. Качество является синтетическим показателем, отражающим совокупное проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции. Цена – денежное выражение стоимости товара, включающее в себя качество товара, а качество, в свою очередь, включает в себя издержка производства, технологический уровень производства, квалификацию персонала и многие другие факторы.

При разработке стратегии  повышения качества товара следует  учитывать изменчивость показателей качества в динамике. Одним из элементов стратегии повышения качества товаров являются системы управления качеством, которые должны строиться на основе международных стандартов.

 

  1. Практическая часть

2.1 Задание 1

 

Исходные данные:

Таблица 1

Показатели 

Всего (руб)

Продажи (1500 единиц)

45000

Переменные затраты 

15000

Маржинальная прибыль

30000

Постоянные затраты

16000

Прибыль

14000


 

Рассчитать:

  1. точку равновесия в единицах продукции (аналитически и графически);
  2. точку равновесия в рублях;
  3. объем продаж при заданной прибыли, если предприятие планирует в следующем году получить прибыль в размере 15000 руб.;
  4. точку наличного равновесия, если сумма годового износа основных средств равна 1500 руб.;
  5. показатель безопасности, если предприятие в следующем году  планирует объем продаж на уровне 50000 руб.;
  6. изменение прибыли в случае роста объема продаж на 10 000 руб., на 450 единиц продукции;
  7. размер прибыли, которую следует  ожидать при объеме продаж, равном 45 500 руб.;
  8. следует ли предприятию увеличивать смету расходов на рекламу на 6000 руб., что должно привести к росту выручки от реализации на 8 000 руб.;
  9. следует ли предприятию увеличивать смету расходов на рекламу на 1000 руб. при одновременном снижении цены за единицу продукции на 5 руб., что должно привести к росту продаж на 60%.
  10. Следует ли предприятию принимать решение производственного отдела о замене некоторых комплектующих изделий новыми, что повлечет за собой увеличение переменных затрат на 2 руб., в расчете на единицу продукции. Усовершенствование модели может увеличить спрос на эти изделия , а значит увеличить объем производства на 450 единиц.
  11. Цену, по которой должен быть продан продукт предприятия, чтобы остались прежними: а)прибыль; б) норма маржинальной прибыли, если в следствии инфляции затраты на сырье и материалы увеличатся на с 0,09 руб. на единицу до 1,8 руб.
  12. Объем производства в точке безубыточности в единицах продукции и в денежном выражении, а также прибыль, если закупочные цены на сырье увеличатся на 25%   (первоначальная цена 0,9 руб. на единицу продукции).
  13. Величины критической продажной цены, критической выручки, критического уровня постоянных расходов.
  14. Операционную зависимость при данном уровне продаж на предприятии.
  15. Финансовую зависимость, если общая сумма финансовых выплат рассматриваемого предприятия составляет 2000 руб., половину которой составляют расходы на выплату процентов и половину – дивидендов по привилегированным акциям , а ставка корпоративного налога равна 40%.
  16. Полную зависимость при данном уровне продаж на предприятии.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции: понятие, методы оценки, факторы, определяющие ее уровень