Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 16:39, контрольная работа
В отличие от процедуры контроля качества путём исследования выборочных образцов таких продуктов, которая обеспечивает пригодность к использованию лишь самих этих образцов (и, возможно, партий, изготовленных в ближайшее к данной партии время), стандарт GMP отражает целостный подход и регулирует и оценивает собственно параметры производства и лабораторной проверки.
1. Введение
2. Формирование системы обеспечения качества в аптечной организации.
3. Методы управления качеством ЛС
4. Основные этапы обращения продукции
5. Руководство по организации производства и контроля качества ЛС
6. Основные правила GMP
7. Заключение
8. Список литературы и интернет-ресурсов
4. Письменные инструкции
и стандарты, описания процессов
необходимы для обеспечения
Документированное сопровождение производственных процессов - крайне важное и трудоемкое для разработки положение. Требуется описать в виде рабочих инструкций или стандартов все производственные операции на каждом этапе обращения продукции. Содержание документов должно быть однозначным и не иметь двойного толкования, т.е. никаких разночтений и двойственности в трактовании каких-либо положений инструкций не должно быть! Стиль и язык документов должны быть ясными и конкретными. Все документы должны быть утверждены и подписаны с указанием даты компетентными и правомочными лицами.
Рабочие инструкции, описывающие основные и вспомогательные процессы обращения продукции (в производственных аптеках к ним относятся и процессы изготовления ЛС), позволяют уменьшить опасность появления ошибок при устной коммуникации, контролировать правильность выполнения стандартных процедур и правильность действий персонала. Примерами таких инструкций, разрабатываемых на основе действующих нормативных документов, но с учетом специфики аптеки, могут быть: порядок приемки и тестирования продукции, порядок возврата или уничтожения продукции, отпуск продукции; инструкции по организации хранения, контролю температурного режима хранения и сроков годности. Последние можно сделать по каждому виду продукции отдельно и держать их непосредственно в местах хранения.
Наиболее эффективным является привлечение персонала к написанию проектов документов, которыми им предстоит впоследствии пользоваться. Описание конкретных процедур не осложнит, а упростит их выполнение только при условии, что они будут понятны всем работникам. Например, в инструкции производственных процедур по дезобработке и уборке указываются наименования растворов, их концентрация, наименования обрабатываемых поверхностей и оборудования, периодичность обработки, помещения для приготовления и ответственные лица за приготовление дезинфицирующих растворов и моющих растворов, помещения для хранения уборочного инвентаря и т.д.
5. Адекватные записи должны
вестись в целях документации
действительных операций по
Необходимое документальное подтверждение профессиональных действий должно стать хорошей привычкой. На практике же часто проведенные операции фиксируются по мере их накопления. Например, записи в журнал регистрации рецептов на ЛС, подлежащие предметно-количественному учету, проводятся в конце недели, а не каждый раз по мере их поступления; или влажность и температура помещений хранения проставляется не ежедневно, а перед "назревающей" проверкой и т.д.; или должны быть регулярные записи в журнале проведения дезобработки и очистки (уборки) помещений и оборудования и стоять подписи лиц, выполнивших ту или иную операцию, дата и время ее проведения. При наличии подобных журналов и подготовленного персонала совсем не трудно делать соответствующие отметки, но ответственность исполнителей при этом возрастает.
Наибольшие проблемы при работе с документацией возникают у производственного персонала, выполняющего вспомогательные работы. Как правило, это персонал низкой квалификации, не имеющий навыков работы с документами. Целесообразно использовать различные методы поощрения, проводить регулярное обучение, чтобы добиться документирования всех действий. Если не записал, значит, не сделал! Это должно быть прочно и надежно внедрено в сознание каждого сотрудника.
"То, что не записано,
- не существует!" - этот девиз GMP
в полной мере отражает
6. Технологический процесс
должен осуществляться в
7. Материалы и оборудование не должны использоваться, если они не сочтены приемлемыми для намеченного применения.
На все материалы для покрытия стен, пола, потолков, должны быть сертификаты, подтверждающие возможность их использования в аптечных организациях. Оборудование и инвентарь должны соответствовать требованиям нормативных документов.
8. Помещения, процедуры и
контрольные функции должны
Помещения должны быть функционально взаимосвязаны по выполняемым функциям. Сюда относятся также меры обеспечения персоналом санитарно-гигиенических требований.
9. Продукт не должен
распространяться, пока не будет
установлено, что он соответствует
всем спецификациям и
Выполнение этого принципа обеспечивается приемочным контролем, контролем качества изготовляемых лекарственных препаратов и контролем при отпуске.
10. Сообщения о неэффективности
продукта и жалобы, т.е. все рекламации
должны тщательно
Все рекламации и другая информация относительно некачественных продуктов должны тщательно рассматриваться в соответствии с письменными инструкциями с указанием мер, которые следует предпринять в случае получения рекламации. Каждая рекламация должна быть зафиксирована и тщательно изучена. Все решения и меры, принятые по результатам рекламации, должны быть зафиксированы и отражены в соответствующих протоколах.
11. Проведение самоинспекции
Самоинспекция - оценка производителем соответствия его производства требованиям GMP (аптечной организацией соответствия требованиям ОСТа розничной торговли) - выявление недостатков.
Целесообразно самоинспекцию провести в начале разработки системы обеспечения качества с тем, чтобы выявить все недостатки и предусмотреть их устранение. Проведение самоинспекции должно быть оформлено протоколом, а по ее результатам составляется план мероприятий с указанием ответственных лиц и сроков.
При проведении самоинспекции проверяется фактическое состояние аптечной организации по всем вопросам, относящимся к функционированию системы качества; следует обращать внимание на наличие в организации соответствующих документов на помещения, должностных инструкций работников и инструкций на рабочие процедуры, стандартов и иных необходимых документов. В дальнейшем самоинспекцию рекомендуется проводить регулярно, частота проверок определяется руководителем или лицом, ответственным за действие системы качества.
Заключение.
GMP - это средство повышения качества лекарственной продукции. Представленные принципы GMP - это максимум требований, которым нужно следовать. В аптеках готовых форм система качества может быть упрощена при условии, что персонал сможет гарантировать обеспечение качества на всех этапах обращения продукции. В аптеках с правом изготовления ЛС в асептических условиях, выполнение всех требований обязательно.
Формировать систему качества, нужно на каждом этапе обращения продукции наполняя ее реальным содержанием, исходя из принципов GMP и действующих нормативных документов по всем аспектам, относящимся к воздействию на качество продукции и контролю качества.
Необходимо сосредоточить усилия на принципах, внедрение которых не требует материальных затрат или эти затраты реальные.
Система качества должна функционировать, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после, и предназначена для того, чтобы аптечная организация могла гарантировать:
- обращение продукции
на всех ее этапах нахождения
в аптечной организации в
- обеспеченность необходимыми документами по всем аспектам качества;
- соблюдение условий хранения и транспортировки продукции;
- своевременное выявление
любой некачественной (нестандартной)
и фальсифицированной
Список литературы и интернет-ресурсов:
- от 16.07.97 N 214 "О контроле
качества лекарственных
- от 13.11.96 N 377 "Об утверждении
требований к организации
- от 05.11.97 N 318 "Об утверждении Инструкции о порядке хранения и обращения в фармацевтических (аптечных) организациях с лекарственными средствами и изделиями, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами";
- от 21.10.97 N 309 "Об утверждении
Инструкции по санитарному
- от 04.03.03 N 80 "Об утверждении
Отраслевого стандарта. Правила
отпуска (реализации) лекарственных
средств в аптечных
Информация о работе Контроль качества товаров и услуг в аптечной организации