Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:45, курсовая работа
Важную роль контроллинг должен сыграть в развивающихся инновационных процессах. Процессы создания и внедрения новой продукции уже сегодня эффективно контролируются и управляются службами контроллинга за рубежом. Освоение технологии контроллинга позволит резко повысить эффективность и ускорить НТП.
Уже сегодня можно говорить о важнейшей роли контроллинга в инвестиционных процессах.
Контроллинг тесно связан с бухгалтерским учетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим и бизнес-планированием, стратегическим, инновационным и инвестиционным менеджментом.
Введение 3
1. Контроллинг как методика совершенствования практической деятельности предприятия 6
1.1 Понятие контроллинга. 6
1.2 Функции контроллинга. 8
2. Основные этапы работ по постановке системы контроллинга 9
2.1 Диагностика 9
2.2 Формализация бизнеса компании 9
2.3 Анализ эффективности существующих систем, методик и процедур 10
2.4 Проектирование организационно-функциональной структуры 11
2.5 Разработка Методики учета затрат и определения финансовых результатов 13
2.6 Разработка Процедур подготовки и сдачи финансовой отчетности 15
2.7 Проектирование системы оплаты труда 17
2.8 Проектирование Плана счетов и Типовых хозяйственных операций 17
2.9 Разработка Регламента учетного документооборота 17
2.10 Создание концептуального проекта информационной системы 18
3. Использование контроллинга для эффективного управления предприятием 19
4. Контроллинг и управление затратами: применение в реальном секторе производства (на примере АО «Континенталь»). 23
Заключение 33
Список литературы: 36
Приложение 37
Результат этого - описание учетного документооборота, таблица плана счетов, альбом типовых хозяйственных операций, характеристики используемых информационных систем.
Формализация системы учета затрат и финансовой модели компании - определение основных принципов учета, группировки и калькуляции затрат по направлениям деятельности и видам бизнеса.
Результат: описание существующей системы учета затрат и калькуляции себестоимости.
Формализация системы внутренней отчетности - характеристика документов внутренней отчетности, используемых для принятия управленческих решений.
Результат: описание форматов, процедур подготовки и предоставления документов внутренней отчетности.
2.3 Анализ эффективности существующих систем, методик и процедур
Система учета затрат - исследование возможности управления затратами с целью повышения прибыльности компании.
Организация учета - изучение соответствия системы требованиям подготовки внешней и внутренней отчетности, оперативности и достоверности используемой информации, необходимого уровня аналитики.
Система планирования доходов, расходов и финансовых потоков - оценка ее эффективности с точки зрения контролируемости, обеспечения ресурсами, подготовки планов и т.п.
Результат: определение проблем и их взаимосвязи ("дерево проблем") по каждому из направлений.
Разработка предложений и рекомендаций.
На основе проведенных исследований разрабатываются следующие документы:
1.1. Рекомендации по
выделению внутри компании
1.2. Концепция развития
систем учета затрат и
1.3. Варианты предложений
по совершенствованию
1.4. Развернутый план
мероприятий по внедрению
1.5. Оценка экономического эффекта от внедрения предложенных вариантов.
Все предложения и рекомендации должны представляться в отчете с учетом ожидаемых организационных изменений в компании.
2.4 Проектирование организационно-функциональной структуры
Организационно-функциональная структура компании - распределение бизнес-процессов между рабочими местами, подразделениями компании, образующее структуру подразделений компании (с учетом их задач, иерархической подчиненности).
Для эффективного достижения целей деятельности в компании должны существовать адекватные целям функциональная и организационная структуры.
Требование адекватности означает:
- полноту (выполнение всех необходимых для достижения целей компании функций);
- целостность и непротиворечивость (соответствие организационной структуры функциональной, отсутствие дублирования функций).
Разработка организационно-
- проект нормативной организационно-функциональной структуры компании;
- рекомендации по оптимальному распределению функций между подразделениями и сотрудниками внутри подразделений;
- определение "функциональных портретов" должностей, требований к отдельным рабочим местам;
- анализ и рекомендации по оптимизации методов реализации функций;
- описание процесса внедрения нормативно-спроектированных функциональной и организационной структур.
Должностная инструкция (описание рабочего места): задачи, подчиненность, права и обязанности, выполняемые функции, методы реализации функций, процедуры отчетности, процедуры работы с документами.
Должностные инструкции являются важной и неотъемлемой частью системы управления.
Они содержат набор функций (должностных обязанностей) и точные указания каждому сотруднику организации по их выполнению. Здесь придерживаются принципа: "Точное и полное описание организационных процедур деятельности каждого сотрудника компании может обеспечить ее надежное высокоэффективное функционирование". Целью этого процесса является повышение управляемости деятельностью компании.
При этом используют следующие методы по управлению:
- системный анализ;
- методный анализ;
- тренинги-семинары.
В результате реализации
этих методов организационно-функцио
- наладить четкий механизм взаимодействия подразделений;
- создать у каждого сотрудника организации точное представление не только о его должностных обязанностях, но и методах их выполнения, что позволит экономить время на их выполнение;
- благодаря точному и детальному описанию каждой процедуры сотрудника снизить субъективность трактовки своих обязанностей и тем самым объективизировать весь процесс организационной деятельности;
- снизить вероятность возникновения непредвиденных (нештатных) ситуаций благодаря точному выполнению должностных инструкций;
- адекватно и эффективно реагировать на возникающие нештатные ситуации благодаря механизму адаптации, являющемуся неотъемлемой частью спроектированной системы управления.
2.5 Разработка Методики учета затрат и определения финансовых результатов
Ключевым этапом работ
по построению системы контроллинга
на предприятии является разработка
документа под названием
- построение единой для всех структурных подразделений классификации статей затрат;
- определение методики нормирования затрат для разделения затрат на экономически оправданные (полезные) и избыточные;
- создание методики расчета себестоимости продуктов и услуг компании;
- разработка методики определения финансового результата (прибыли) в разрезе структурных подразделений, видов бизнеса, услуг.
Для того чтобы построить такую методику и дать ее в руки руководителей предприятия, проводится предварительное обследование предприятия с различных точек зрения. Естественно, методика учета затрат не возникает на пустом месте - в качестве основы используется то лучшее, что уже наработано в Activity Based Costing, Direct Costing и пр. и апробировано в условиях отечественного хозяйствования.
В основе построения методики учета затрат для конкретного предприятия лежит подход, состоящий, несколько упрощенно, в следующем: предприятие делится на единообразно управляемые части - центры финансового учета (ЦФУ).
При этом вводятся в рассмотрение: центры прибыли, центры затрат и центры инвестиций.
Проявляется связь между
различными видами деятельности и их
долей в себестоимости
На этом же этапе формализуется финансовая схема организации: кому какие услуги оказываются (в том числе и внутри холдинга), каковы финансовые потоки. На основе анализа выполняется оптимизация финансовой схемы с точки зрения налогообложения при соблюдении всех требований законодательства за счет устранения налогооблагаемых внутренних оборотов и других методов.
2.6 Разработка Процедур подготовки и сдачи финансовой отчетности
Это логическое продолжение предыдущего пункта. Кроме процедур и регламентов для создания первичных финансово-значимых документов, всегда есть необходимость в отчетах, справках, выборках, по различному агрегированных вторичных документах. Все необходимые для принятия решения документы и первичная информация должны поступать в те места и тем людям, которые в них нуждаются.
Далее на основе методики
учета затрат и определения финансовых
результатов разрабатываются
- планировать доходы и расходы компании для обеспечения ее безубыточности и прогнозирования финансового результата (что важно для оптимизации налогообложения);
- обеспечивать проведение разумной ценовой политики;
- на основании прогноза доходов и расходов планировать финансовые потоки
предприятия и наладить платежную дисциплину.
Прокомментируем наиболее важные упомянутые выше документы и методики.
Разработка методики составления Бюджета доходов и расходов (БДР)
Разрабатывая Бюджет доходов и расходов, можно отталкиваться от той идеи, что из рыночных соображений бывает целесообразно планировать как безубыточность бизнеса предприятия на некоторый промежуток времени, так и убыточность (сводя ее, естественно, к минимуму). Цель БДР - связать доходы от возможной (прогнозируемой) реализации и расходы на создание продукции в необходимом количестве.
При создании БДР надо предварительно определить:
- нормы затрат по видам бизнеса;
- для центров затрат - минимальный уровень затрат (не связанный с размером бизнеса - для поддержания функционирования);
- объем реализации (в денежном выражении)
Чтобы определить эти показатели необходимо воспользоваться:
- процедурами определения норм затрат по каждому виду деятельности;
- процедурой разработки плана по реализации;
- процедурой определения сметы затрат по видам деятельности;
- другими необходимыми методиками и процедурами (вспомогательными).
Таким образом, определяется,
что можно сделать для обеспече
Бюджет движения денежных средств создается на основе Бюджета доходов и расходов.
Бюджет движения денежных средств - это, в определенном смысле, - способ исполнения Бюджета доходов и расходов. В БДДС освещается решение вопросов с приоритетами оплаты, связываются входящие и исходящие платежи. БДДС, будучи составленным по определенной методике, включает в себя:
- график движения денежных средств;
- процедуру прохождения платежей.
Бюджет движения денежных средств позволяет в любой момент управлять ликвидностью предприятия, определять наличие и сроки появления свободных денежных средств, освобождать руководителя от работы с плановыми финансовыми документами (работа с внеплановыми, разумеется, остается).
Проектирование Методики ценообразования
Это определение (на основе Методики учета затрат и Бюджета доходов и расходов) экономически обоснованных цен, которые принесут предприятию при заявленном объеме производства и реализации требуемые (запланированные) доходы.
2.7 Проектирование системы оплаты труда
На этом этапе предполагается выполнение следующих процедур:
- Возможен пересмотр или разработка штатного расписания;
- Перераспределение объемов работ между сотрудниками исходя из вновь утвержденного регламента учетного документооборота;
- Разработка и утверждение системы материального поощрения и нематериального стимулирования эффективного труда сотрудников.
2.8 Проектирование Плана счетов и Типовых хозяйственных операций
Следующим шагом к построению четкой модели бизнеса предприятия является разработка корпоративного плана счетов головной компании и планов счетов филиалов, которые позволяют получать данные в соответствии с Методикой учета затрат. Под планом счетов здесь понимается непосредственно классификация счетов и субсчетов, аналитический учет по счетам, типовые хозяйственные операции. Вполне возможно одновременное использование нескольких планов счетов, по-разному обслуживающих потребности предприятия в учете. В рамках работ по данному этапу все параметры производственно-хозяйственных операций классифицируются и находят свое отражение на счетах, субсчетах, в аналитике.
2.9 Разработка Регламента учетного документооборота
Для запуска методики учета затрат в работу, необходимо создать "Регламент учетного документооборота". То есть определить, кто, чем и когда отчитывается, куда эти документы стекаются и что содержат. Понятно, что спроектировать и запустить систему документооборота, обслуживающую методику учета затрат заранее, то есть до формирования самой методики, нельзя.
Информация о работе Контроллинг и перспективы его использования на российских предприятиях