Контрольная работа по дисциплине «Организация и управление малым предприятием»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:06, контрольная работа

Описание работы

Финансовая деятельность малого предприятия во всех ее формах сопряжена с многочисленными рисками, степень влияния которых на результаты этой деятельности существенно возрастает с переходом к рыночной экономике. Риски, сопровождающие эту деятельность, выделяются в особую группу финансовых рисков, играющих наиболее значимую роль в общем «портфеле рисков» предприятия.

Содержание работы

1. Специфика рисков малых предприятий по сравнению с крупным и средним бизнесом и способы снижения их влияния на финансово-хозяйственную деятельность.
2. Роль «Закона о защите прав потребителей» в повышении социально-экономической эффективности деятельности малых предприятий торговли.
3. Управление деятельностью малых предприятий в зависимости от их стратегии на рынке.

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

малые прия.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

6. Разрешение в законодательстве  новых проблем, возникающих в   практике  защиты прав потребителей.

С появлением новых форм реализации потребителям товаров, услуг (прямые и  дистанционные продажи, продажи с подарком, продажи с одновременным обещанием различных призов, с обещанием предоставления в дальнейшем скидок при покупке товаров, проведение распродаж и т.п.) возникло много проблем, требующих правового решения в федеральных законах, а именно:

- введение специального разрешительного порядка (через регистрацию, лицензирование или другие процедуры) для торговых организаций, намеренных заниматься прямыми и дистанционными продажами.  Информация о таких организациях должна быть доступна для потребителей и контролирующих органов;

- если предложение о заключении  договора купли-продажи передается  посредством рекламы, каталогов, телевидения и т. д., необходимо возложить ответственность за полную и достоверную информацию о продавце товара на рекламораспространителей (издателей, телевизионную компанию и др.);

- представители торговых организаций,  являющихся распространителями  товаров при прямых продажах, должны иметь специально оформленные идентификационные документы, система выдачи и оформление которых исключила бы случаи мошенничества;

- уровень цены товара, являющегося  предметом дистанционных и прямых  продаж, должен быть ограничен. Дорогие товары должны реализовываться через обычные формы торговли в целях исключения большого риска для потребителей;

- должно быть предусмотрено право  на отказ покупателя – гражданина от исполнения договора купли-продажи в течение определенного срока, без оговорки каких-либо условий.

Необходима  система мер, направленных на защиту прав потребителей при продаже товаров с подарками, с одновременным осуществлением розыгрышей призов и т. п. и соответствующее закрепление этих мер в законодательстве. Например, специальная экспертиза условий таких розыгрышей, установление ограничения к цене подарков, призов, к  вовлечению денежных средств потребителя на последующих этапах игры, право на отказ потребителя от исполнения  договора и др.

7. Развитие несудебных форм разрешения  споров, связанных с нарушением  прав потребителей.

Учитывая большое количество дел  по защите прав потребителей, рассматриваемых судами, а также длительность их рассмотрения, целесообразно развивать несудебные  формы разрешения споров, предусмотреть в законодательстве  создание соответствующих  органов,   критерии,  которым должны отвечать эти органы, возможность обжалования их решений в суд, их регистрацию.[1]

В зарубежных странах  накоплен значительный опыт несудебных форм разрешения споров, возникающих  между хозяйствующими субъектами и потребителем. Для рассмотрения споров образуются различные  комиссии, омбудсманы, третейские суды и т. д. Принципы образования  органов, рассматривающих споры, порядок рассмотрения споров различны. Они создаются, государством, ассоциациями производителей, общественными организациями. Предусматривается различный порядок исполнения решения этих органов и порядок их обжалования.

 

3. Управление деятельностью малых предприятий в зависимости от их стратегии на рынке.

       Основная особенность развития малых фирм в рыночных условиях заключается в их гибкости, т.е. способности оперативно перестраивать свою производственную деятельность в зависимости от рыночной ситуации.

В конкурентной борьбе с  крупными фирмами малый бизнес использует свои главные преимущества – гибкость, мобильность, территориальную маневренность. При этом можно выделить четыре основных стратегии малых фирм, цель которых свести к минимуму остроту конкуренции с крупными фирмами и наилучшим образом использовать свои преимущества. Основные стратегии малых фирм представлены в таблице 1 (см. Приложение 1).

Стратегия копирования - "Ложный гриб". В рамках данной стратегии малая фирма может  пойти по одному из двух путей:

- выпускать марочный  продукт по лицензии крупной фирмы;

- осваивать и выпускать  копию, прообразом которой является  какой-либо оригинальный продукт.

Сущность заключается  в том, что малая фирма, используя  результаты научно - исследовательских  работ более крупных фирм по оригинальным продуктам, выпускают копии этих продуктов по ценам и качеству, значительно уступающим оригиналу. Конкурентоспособность "копии" обеспечивается значительно меньшей ценой, так как все расходы на научно-исследовательские разработки продукта и рекламные затраты несут крупные фирмы, выпускающие оригинальный товар.

Стратегия оптимального размера – "Премудрый пескарь". Малая фирма осуществляет свою деятельность по девизом: "не высовываться" за рамки своей рыночной ниши. Стратегия  заключается в освоении мелкомасштабных и специализированных рынков, тех областей деятельности, в которых крупное производство неэффективно, а оптимальным является малое предприятие. Эта стратегия хотя и обеспечивает выживаемость малой фирмы, но служит препятствием расширению деятельности фирмы.

Стратегия участия в  продукте крупной фирмы – "Жалящая  пчела". В рамках крупного производства наибольшие издержки приходятся на участки  мелкого и малотехнологичного производства. Крупной фирме часто выгоднее отказаться от этих видов работ, закупая  отдельные детали и комплектующие у малых предприятий. Использование данной стратегии возможно, когда отдельный мелкий элемент продукции более крупной фирмы – это конечный продукт для малой фирмы. Во избежание зависимости от более крупной фирмы, малая фирма должна стремиться ограничивать долю оборота, приходящего на одного крупного клиента. Малая фирма должна стремиться поставлять нескольким крупным фирмам товары таким образом, чтобы доля для каждой из них в общем объеме продаж фирмы не превышала 20%. Активно сотрудничая с несколькими крупными фирмами, малые предприятия приспосабливаются к их организационным требованиям, дисциплине перевозок, колебаниям рыночной конъюнктуры и инновационным процессам. Это позволяет малым фирмам, как "жалящим пчелам" заставлять более крупные фирмы "вертеться" и в силу установления низких на реализацию продуктов вынуждать крупные фирмы избавляться от непроизводительных подразделений.

Стратегия использования  преимуществ крупной фирмы – "Хамелеон". Используя эту стратегию, малые фирмы выступают в качестве представителей крупной организации, участвуя при этом в её сбытовой сети (заказы, продвижение и реализация товаров, сервисное и послепродажное обслуживание). В сферах торговли и услуг издержки производителя значительно ниже, чем в промышленности, поэтому организация бизнеса в этих сферах требует относительно небольших средств. Конкурентоспособность малых предприятий проявляется в первую очередь в работе на мелкомасштабных рынках, то есть в непосредственном контакте с потребителем. Удачной формой сотрудничества крупных и малых фирм в торговле и сфере услуг является "франчайзинг". Термин "франчайзинг" происходит от французского "franchise", что означает "льгота, привилегия". Самая ценная и полезная льгота, которая нужна начинающему предпринимателю, - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации. Все этим возможности могут предоставить те, кто уже имеет опыт, знания. Система ведения бизнеса под названием "франчайзинг" как раз и создает необходимые предпосылки для такой реализации. В соответствии с франчайзным соглашением франчайзер - крупная родительская компания - обязуется снабжать малую фирму, действующую в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанной технологией бизнеса и предоставить ей торговую марку, финансовую помощь. При этом малая фирма (франчайзи) обязуется предоставить франчайзеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий и выплатить крупный первоначальный взнос, а затем отчислять определенные проценты от объема продаж. Малой фирме запрещается продавать товары конкурирующих фирм, устанавливаются достаточно жесткие правила поведения на рынке.

С целью определения прав и обязанностей франчайзера и франчайзи обычно заключаются франчайзные контракты. В типовом договоре франчайзер соглашается на:

  • предоставление исключительного права франчайзи вести бизнес на определенной территории;
  • поставку франчайзи продукции по льготным ценам;
  • благоприятное деловое отношение компании франчайзера к фирме-франчайзинг;
  • предоставление товарных знаков, символики и других материалов, которые идентифицировали бы франчайзи как филиал франчайзера;
  • содействие в менеджменте и маркетинге франчайзи.

В свою очередь, фирма  франчайзи соглашается:

  • инвестировать конкретную сумму в бизнес франчайзера;
  • приобретать для себя всю или оговоренную часть продукции и услуг франчайзера;
  • платить франчайзеру оговоренный процент от общего объема продаж за предоставленные услуги и продукцию;
  • оформить свою коммерческую точку знаками, рекламными и другими материалами в точном соответствии с предписанными франчайзером инструкциями;
  • осуществлять бизнес в соответствии с рекомендациями франчайзера.

Вопросы финансирования франчайзинга решаются в зависимости от его вида и кредитоспособности участников. Оператор может полностью осуществить капиталовложения в основные фонды, приобретаемые у франчайзера. Однако, как правило, оператору не хватает собственных средств, поэтому основные фонды могут передаваться в аренду.

Система договорных отношений  франчайзинга многообразна, условия  каждого контракта зависят от вида деятельности франчайзера, его  стабильности и места на определенном рынке товаров и услуг, особенностей местного рынка. Существует три основных вида франчайзинга[6].

Товарный - это способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании право на продажу товаров с его торговой маркой. Товарный франчайзинг представляет собой распределительную систему для сбыта товаров, изготовленных франчайзером. Основные различия между товарным франчайзингом и взаимоотношениями с обычным посредником - поставщика являются: большая привязанность к торговому знаку франчайзера, больший объем предоставления различных услуг франчайзером, исключительный сбыт франчайзи и обслуживание им товарной линии франчайзера. Весь риск, связанный с реализацией продукции, несет собственник малого предприятия. Для этой формы характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного товара и получения фиксированной доли от общего объема продаж.

Основные экономические  и финансовые характеристики связаны  с продажей товаров франчайзера, с платежами, взыскиваемыми с  франчайзи, с условиями платежа. Если продаваемый товар дорогостоящий (например, автомобиль), то франчайзер может предоставить потребителю финансовую услугу (продажа в рассрочку). Если товар требует дальнейшего обслуживания и замену запчастей, то франчайзер является поставщиком запчастей. Франчайзер обычно взимает начальный гонорар за предоставление франчайзинга. Это может быть одноразовая плата или плата по частям: за франчайзинг, за обучение и за другие услуги. Привлекая ограниченное число розничных франчайзи, запрещая им внутреннюю конкуренцию (например, предоставление каждому розничному торговцу строго оговоренного района), франчайзер - изготовитель обеспечивает каждому франчайзи достаточным рынком для продажи товаров, тем самым, облегчая ему вхождение в рынок. Проникновение на рынок является основным стимулом для франчайзи. Торговля автомобилями является, пожалуй, наиболее известным примером торгового франчайзинга.[5]

Деловой - этот вид представляет собой выдачу лицензии на торговый знак и способ ведения розничной торговли товарами и /или услугами. В целях защиты прав потребителя договор о франчайзинге должен быть зарегистрирован в органах, осуществляющих регистрацию оператора как субъекта предпринимательской деятельности. Покупатели должны быть проинформированы об использовании товарного знака согласно договору франчайзинга.

Франчайзинг не стал бы столь  распространенной формой договорных отношений, если бы он не был выгоден как  мелкому, так и крупному бизнесу. Малый бизнес заинтересован во франчайзинге по ряду причин:

  • Наличие имиджа фирмы, уже завоевавшей приверженность клиентов, гарантирующего немедленное признание потребителями;
  • меньший объем капиталовложений;
  • возможность владеть и управлять собственным предприятием даже при предварительном опыте;
  • гарантия постоянной помощи в управлении, маркетинге, исследованиях и разработках;
  • возможность обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена на практике.

Особенно важны первые три из перечисленных преимуществ. Именно они позволяют открыть  дело с минимальными затратами и  быстро завоевать признание покупателей. Поэтому "процент выживания" среди держателей франчайзинга во много раз выше, чем среди целиком самостоятельных предприятий. Заинтересованность крупных корпораций в установлении партнерства с мелкими предприятиями еще более очевидна:

  • корпорации расширяют сбыт своей продукции, проникая на небольшие и отдаленные рынки, и значительно быстрее реагируют на изменение спроса, при этом, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;
  • развитие системы франчайзинга сопровождается привлечением дополнительного капитала за счет средств мелких предпринимателей;
  • крупное предприятие может установить строгий контроль над качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых оператором.

Кроме того, от реализации договоров франчайзинга выигрывают и потребители, получая в любом регионе то обслуживание, к которому привыкли.

Являясь развивающей  системой, франчайзинг имеет и  недостатки: как оператор, так и  франчайзер подвержены определенному  риску, опасности потерь. Оператор не застрахован от ряда неприятностей:

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Организация и управление малым предприятием»