Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 21:53, контрольная работа
Требования эффективного управления государственной собственностью постоянно находятся в числе первоочередных, предъявляемых обществом к избранным органам государственной власти, и, соответственно, находят отражение в числе первоочередных решаемых ими проблем. В российских условиях они имеют определенную специфику и приобретают, в известной мере, еще большее значение. Это обусловлено наличием крупнейших в мире ресурсов недр и земельной недвижимости и, одновременно, не удовлетворяющим общество уровнем качества жизни, крайне недостаточным инфраструктурным развитием обширных территорий страны и ее регионов, а также сложившимся за многие десятилетия сложным менталитетом граждан по отношению к народной собственности.
Введение 3
Содержание процесса государственного и муниципального управления собственностью 4
Цели, задачи и критерии эффективности управления государственной собственностью 6
Основные критерии эффективности управления государственной собственностью 8
Заключение 19
Список литературы 20
Оценка как ядро понятия “критерий эффективности” — термин, производный от понятия “ценность”. Последний указывает на общественное значение тех или иных явлений (социальных и природных). Объектами оценки выступают разнообразные результаты управленческой деятельности: жизненные средства, виды общественных отношений, процессы, конкретные акты деятельности и пр. Они именуются “предметными ценностями”. Объекты оцениваются, т.е. определяется их общественное значение, в соответствии с идеалами, принципами, целями, концепциями, нормами и т.д. Данные явления относятся к числу “субъективных ценностей”. Их следует отличать от “предметных ценностей” (объектов оценивания).
Каждой политической системе присуща
своя система и иерархия ценностей,
объективно обусловленные основами
бытия государства и интересами
общества. Система ценностей есть
плод коллективного исторического
творчества данного сообщества людей,
отражающая результат взаимодействия
политического сообщества со средой,
а также социальных взаимоотношений
между его членами. Система ценностей
конкретного политического
Базовые ценности современного Российского государства — это политическая демократия (народовластие), суверенитет государства, его целостность и безопасность, правовой закон, политические и социальные права и свободы человека, свободный труд, основанный на многообразии собственности на средства производства, плюрализм и др. Известно, что миллионами россиян признаются многие другие, традиционные ценности. К примеру, социальная справедливость, соборность (коллективизм), православные ценности.
Все они заложены в критериях
определения эффективности
В основе критериев эффективности
— принципы государственного управления,
поскольку они являются объективно
обусловленными нормативными требованиями,
выработанными практикой
Критерии эффективности
Оценка эффективности
Решения фиксируют определенную дистанцию.
Между сущим и должным, действительным
и желаемым, реализованными и потенциальными
возможностями государства и
общества. Противоречия между достигнутыми
результатами и нереализованными возможностями,
между использованными и
Соответствие результатов
Описанная процедура оценки эффективности
управления позволяет понять ее отличие
от реализации контрольной функции.
Включая элемент контроля (установление
соответствия результата исполнения решения
намеченным целям), процесс оценивания
им не исчерпывается, ибо главное
здесь — показатель того, насколько
решение соответствовало
В зависимости оттого, что признается за основной признак эффективности, различаются три группы критериев: ценностно-рациональный, целерациональный и прагматический. Определение эффективности управления по признаку соответствия результатов решений и их последствий признанным государством ценностям, выраженным в политической стратегии, мы называем ценностно-рациональным критерием.
Если в качестве показателя эффективности управления принимается соответствие результатов исполнения решения поставленным целям, практическим задачам, выраженным в государственных программах и планах, то такой критерий называется целерациональным. Измерение эффективности управления по типу — “затраты-выпуск” или “затраты-результат” характеризует прагматический критерий.
Рассмотренные критерии эффективности
государственного управления являются
общими, в том смысле, что могут
применяться при оценке решений,
относящихся к деятельности управляющего
субъекта в любой сфере общественной
жизни. Вместе с тем каждый из видов
критериев приложим к анализу
решений различных уровней, масштабов
и значимости для государства
и общества. Ценностно-рациональный
критерий поможет политику и теоретику
оценить эффективность
Таблица 1. Система критериев
государственного управления
Вид критерия |
Объекты оценивания (предметные ценности) |
Признаки эффективности |
Критерии оценки |
Ценностно-рациональный |
политическая стратегия, государственные программы, планы, социально-политические и экономические концепции, принципы, методы управления; |
уровень осуществления основных функций госуд. управления (сохранение системы, обеспечение целостности общества, прав и свобод граждан и др.); уровень рациональности решений, их легитимности, демократизм, свобода выбора; |
соответствие результатов и последствий решений государственным ценностям, принципам, общественным интересам; |
Целерациональный |
государственные программы, планы, принципы деятельности управления, организационные структуры, формы, методы, нормы и стиль управленческой деятельности, правовое и информационное обеспечение, способы артикуляции интересов государства и граждан, защиты их, объем и виды услуг и т.д. |
полнота осуществления поставленных целей, уровень рациональности решений, легитимность, демократизм, законность, компетентность, информационное обеспечение, методы стимулирования участия граждан в управлении, степень свободы выбора, общественная цена выбора, рациональность использования всех видов капитала, инновационность решений; |
соответствие решений |
Прагматический |
непосредственные результаты изменения управляемых объектов |
общественная полезность, экономическая, социально-политическая выгода, рациональность использования ресурсов, инновационность решений, их оперативность, простота, созидательность методов управления. |
получение оптимальных результатов при минимальных затратах ресурсов, оценка по модели “затраты-выгода”. |
Об эффективности таких
Тем более невозможно выразить эти результаты и ожидаемые последствия в каких-либо точных числовых величинах. Только рассматривая происшедшее, совершающиеся и возможные результаты через призму системы ценностей, аналитик сможет определить позитивную или негативную эффективность данных масштабных управленческих акций государственного субъекта.
Целерациональный критерий — также общий, комплексный, но он ориентирован на оценку эффективности управления по достаточно конкретным показателям, характеризующим непосредственные результаты осуществленных целей, решенных задач, реализованных стратегий и программ, с учетом использованных государственных ресурсов. Интегральный показатель — соответствие результатов интересам государства и общества также более конкретен, чем “соответствие ценностям”.
Хотя понимание
Эффективность многих государственных
решений высшего и
Главное — в оценке качества новой, вариативной, системы образовательных учреждений, в том, стало это качество выше советского уровня или же нет. Тем не менее учитывать количественные данные при проведении итогов реформы следует.
Относительно прагматического критерия эффективности. Оценка действенности отдельных конкретных решений органов управления разных уровней вполне целесообразна. Опасен лишь примитивный прагматизм, мотивированный так называемым здравым смыслом и вездесущим дефицитом ресурсов.
Подобный подход властей к системе высшего образования и к науке поставил последние перед опасностью деградации, привел к потере ранее завоеванных приоритетов. По некоторым данным печати, в настоящее время 80% российских математиков и 50% физиков работают за рубежом.