Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:22, курс лекций
Тема 1: Введение в экономику предприятия. Предприятие в условиях рынка
Тема 2: Производственная структура предприятия
Тема 3: Основной капитал и его роль в производстве
Тема 4: Оборотный капитал и его роль в производстве
Тема 5: Кадры и оплата труда в организации
Тема 1: Введение в экономику предприятия. Предприятие в условиях рынка
Тема 2: Производственная структура предприятия
Тема 3: Основной капитал и его роль в производстве
Тема 7: Издержки производства и себестоимость продукции
Тема 8: Калькуляция себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам
Тема 9: Калькуляция себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам
Тема 9: Динамика затрат. Анализ безубыточности
Тема 1: Введение в экономику предприятия.
Предприятие в условиях рынка
1 Предмет, метод и содержание курса
3 Содержание
основной экономической
1 Предмет, метод и содержание курса
Экономика – это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.
До настоящего времени нет общепринятого толкования понятия "экономика предприятия". В ряде случаев его связывают с хозяйствованием, в других - с системой экономических отношений по поводу результатов производства и т.д. Отсутствие такого определения затрудняет организацию работы по выбору форм хозяйствования, понимание логики его ведения, определение места и роли предприятия в реализации основной экономической проблемы: удовлетворение увеличивающихся потребностей в условиях дефицита ресурсов.
В толковании сущности "экономика предприятия" следует исходить прежде всего из установления места и роли предприятия в решении основной экономической проблемы.
В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие объективно становится основным звеном в ее реализации. Дело в том, что оно не только производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, но и создает рабочие места, обеспечивая занятость населения, начисляет заработную плату и т.д.
Выплачивая налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержании социальных программ (образование и здравоохранение, культура и просвещение и т.д.).
Каждое предприятие самостоятел
Предмет курса. Среди многих экономических наук можно выделить теоретическую и прикладную экономику, которые представляют направления, наиболее актуальные для познания и регулирования важнейших процессов хозяйственной жизни.
Основу теоретической и прикладной экономики составляют:
Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.
Производство, описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия и являются предметом изучения в курсе «Экономика предприятия». На основе познания закономерностей производственного процесса появляется возможность разработать хозяйственные методы реализации практических производственных целей.
Экономика предприятия и другие экономические науки.
Всякое предприятие не существует само по себе, а связано с экономикой в целом,
поэтому и экономика предприятия должна исследовать также отношения отдельных предприятий с другими хозяйственными единицами, с рынком. При этом она рассматривает хозяйственный процесс как в целом, так и с точки зрения интересов отдельного предприятия.
Экономика предприятия тесно связана с микро- и макроэкономикой, но не тождественна им.
микроэкономический анализ исходит не из отдельного предприятия, а из влияния рынка на отдельное предприятие и в действительности не является исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. |
Микроэкономический анализ рассматривает обе стороны рынка: предложение и спрос. В то же время анализ с позиций экономики предприятия рассматривает спрос как заданную величину. |
С другой стороны, то, что составляет проблемы макроэкономики, например образование цен на производственные факторы, производство и распределение национального дохода и т.д., для экономики предприятия есть заданная величина, которую она учитывает. Любые перемены в народном хозяйстве, например изменение структуры потребностей, демографические сдвиги, изменения доходов населения, технический прогресс, ведут к изменению ситуации на предприятии.
И наоборот, объекты изучения экономики предприятия, например издержки производства, являются для макроэкономики данными, которые следует учитывать в исследованиях.
Таким образом, экономика предприятия является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.
Экономика предприятия – это совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных факторов (детские сады, профилактории и т.д.), фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, ценных бумаг, нематериальных фондов собственности (патенты, лицензии и другое), доходов или прибыли, полученных в результате реализации продукции и оказания различных услуг.
Их стоимостная оценка характеризует уровень и масштабы развития экономики предприятия. Последнее зависит от многих факторов: от умения найти оптимальные пропорции между ресурсным обеспечением, количеством и качеством выпускаемой продукции, с одной стороны, и объемом продаж, доходов от ее реализации и прибылью, с другой стороны.
Характер и
степень эффективности
В конечном итоге, функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться в рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.
Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.
Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.
Экономическая ситуация |
определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы. |
Политическая ситуация |
зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах. |
Правовая среда |
характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия. |
Географическая среда |
определяет природные условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д. |
Экологическая обстановка |
отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции. |
Институциональная среда |
характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения. Институты –банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др. |
Предприятие в своей деятельности занимается не только хозяйственными проблемами, но и техническими, правовыми, социальными, психологическими, физиологическими и этическими вопросами. Это области изучения различных социальных наук и специальных экономических дисциплин, результаты и выводы которых необходимо учитывать при организации и осуществлении деятельности предприятия.
Основными ОБЪЕКТАМИ изучения экономики предприятия являются:
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Экономика предприятия, как и любая другая наука, имеет особые методы исследования и изложения.
Являясь прикладной дисциплиной, экономика предприятия широко использует методы исследования, характерные для прикладных экономических наук. Укажем лишь некоторые из них:
Они дают возможность
во-первых, что предприятие всегда стремится к максимизации прибыли и,
во-вторых, что рыночная среда, в которой действует предприниматель, является средой активной, оказывающей непосредственное воздействие на всех рыночных субъектов.
Успешное осуществление
предпринимательской
самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли |
экономические агенты или лица, действующее в рыночной экономике, занятые производство, реализацией товаров и услуг с целью получения прибыли и ее максимизации |
Под производством в рыночной экономике понимают любые виды деятельности, приносящие доход независимо от того, происходят они в сфере материального производства или в сфере услуг.
Основные черты предприятия: