Лекции по "Экономика предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:22, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Введение в экономику предприятия. Предприятие в условиях рынка

Тема 2: Производственная структура предприятия

Тема 3: Основной капитал и его роль в производстве

Тема 4: Оборотный капитал и его роль в производстве

Тема 5: Кадры и оплата труда в организации

Файлы: 1 файл

Курс лекций+++++++.doc

— 1.62 Мб (Скачать файл)

Тема 1: Введение в экономику предприятия. Предприятие в условиях рынка


Тема 2: Производственная структура предприятия


Тема 3: Основной капитал и его роль в производстве


Тема 4: Оборотный капитал и его роль в производстве


Тема 5: Кадры и оплата труда в организации


Тема 6: Организационная структура управления


Тема 7: Издержки производства и себестоимость продукции


Тема 8: Калькуляция себестоимости  с полным распределением затрат и  по переменным издержкам


Тема 9: Калькуляция себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам


Тема 9: Динамика затрат. Анализ безубыточности


Тема 1: Введение в экономику предприятия.

Предприятие в условиях рынка

 

 

 

1 Предмет, метод  и содержание курса

2 Отраслевые  особенности предприятия в рыночной  экономике

 

3 Содержание  основной экономической проблемы  и ее реализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Предмет, метод  и содержание курса

 

Экономика – это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

До настоящего времени нет общепринятого  толкования понятия "экономика предприятия". В ряде случаев его связывают с хозяйствованием, в других - с системой экономических отношений по поводу результатов производства и т.д. Отсутствие такого определения затрудняет организацию работы по выбору форм хозяйствования, понимание логики его ведения, определение места и роли предприятия в реализации основной экономической проблемы: удовлетворение увеличивающихся потребностей в условиях дефицита ресурсов.

В толковании сущности "экономика  предприятия" следует исходить прежде всего из установления места и роли предприятия в решении основной экономической проблемы.


В условиях рыночной системы  хозяйствования предприятие объективно становится основным звеном в ее реализации. Дело в том, что оно не только производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, но и создает рабочие места, обеспечивая занятость населения, начисляет заработную плату и т.д.

Выплачивая налоги, оно  участвует в содержании государственных органов и поддержании социальных программ (образование и здравоохранение, культура и просвещение и т.д.).

Каждое предприятие самостоятельно принимает решение в части того, что, сколько и как производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.

 

Предмет курса. Среди многих экономических наук можно выделить теоретическую и прикладную экономику, которые представляют направления, наиболее актуальные для познания и регулирования важнейших процессов хозяйственной жизни.

Основу теоретической  и прикладной экономики составляют:

  • изучение экономического развития;
  • изучение функционирования народного хозяйства в целом и отдельного предприятия (фирмы);
  • разработка принципов экономической политики.

Хотя конечной естественной целью  экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.

 

Производство, описание и объяснение всей хозяйственной  деятельности предприятия и являются предметом изучения в курсе «Экономика предприятия». На основе познания закономерностей производственного процесса появляется возможность разработать хозяйственные методы реализации практических производственных целей.

Экономика предприятия  и другие экономические науки.

Всякое предприятие  не существует само по себе, а связано с экономикой в целом,

  1. с одной стороны, через рынок производственных факторов,
  2. с другой – через рынок сбыта,

поэтому и экономика предприятия должна исследовать также отношения отдельных предприятий с другими хозяйственными единицами, с рынком. При этом она рассматривает хозяйственный процесс как в целом, так и с точки зрения интересов отдельного предприятия.

Экономика предприятия тесно связана  с микро- и макроэкономикой, но не тождественна им.

микроэкономический анализ исходит не из отдельного предприятия, а из влияния рынка на отдельное предприятие и в действительности не является исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия.

Микроэкономический анализ рассматривает обе стороны рынка: предложение и спрос. В то же время анализ с позиций экономики предприятия рассматривает спрос как заданную величину.


С другой стороны, то, что  составляет проблемы макроэкономики, например образование цен на производственные факторы, производство и распределение национального дохода и т.д., для экономики предприятия есть заданная величина, которую она учитывает. Любые перемены в народном хозяйстве, например изменение структуры потребностей, демографические сдвиги, изменения доходов населения, технический прогресс, ведут к изменению ситуации на предприятии.

И наоборот, объекты изучения экономики предприятия, например издержки производства, являются для макроэкономики данными, которые следует учитывать в исследованиях.

Таким образом, экономика предприятия является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.


Экономика предприятия – это совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных факторов (детские сады, профилактории и т.д.), фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, ценных бумаг, нематериальных фондов собственности (патенты, лицензии и другое), доходов или прибыли, полученных в результате реализации продукции и оказания различных услуг.

Их стоимостная  оценка характеризует уровень и  масштабы развития экономики предприятия. Последнее зависит от многих факторов: от умения найти оптимальные пропорции между ресурсным обеспечением, количеством и качеством выпускаемой продукции, с одной стороны, и объемом продаж, доходов от ее реализации и прибылью, с другой стороны.

Характер и  степень эффективности реализации этих факторов зависят от воздействия  и учета внешних и внутренних условий развития предприятия. К внешним условиям относится рыночная система хозяйствования.

В конечном итоге, функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться в рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.

 

Предприятие функционирует  в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

Экономическая ситуация

определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

Политическая  ситуация

зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах.

Правовая среда

характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.

Географическая  среда

определяет природные  условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д.

Экологическая обстановка

отражает состояние  окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.

Институциональная среда

характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения.

Институты –банки, страховые  компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др.


 

Предприятие в своей  деятельности занимается не только хозяйственными проблемами, но и техническими, правовыми, социальными, психологическими, физиологическими и этическими вопросами. Это области изучения различных социальных наук и специальных экономических дисциплин, результаты и выводы которых необходимо учитывать при организации и осуществлении деятельности предприятия.

 

Основными ОБЪЕКТАМИ изучения экономики предприятия являются:

  1. производственная структура предприятия, типы промышленного производства, организация производственного цикла;
  2. организация процесса управления предприятием;
  3. выбор хозяйственной стратегии, разработка плана производства и реализации продукции;
  4. формирование, использование капитала и накопление доходов (прибыли) предприятия;
  5. материально-техническое обеспечение производства, поставки сырья, материалов, формирование запасов и рациональное их использование;
  6. техническая подготовка производства и создание необходимой производственной инфраструктуры;
  7. формирование издержек производства, калькуляция себестоимости продукции, ценовая политика предприятия;
  8. финансовые ресурсы предприятия, эффективность хозяйственной деятельности, оценка риска в предпринимательстве;
  9. инновационная деятельность предприятия, качество продукции, инвестиционная политика предприятия, экологические проблемы;
  10. подбор кадров, прием на работу, организация труда, система оплаты труда и стимулирования повышения производительности труда;
  11. внешнеэкономическая деятельность предприятия.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Экономика предприятия, как и любая другая наука, имеет особые методы исследования и изложения.

Являясь прикладной дисциплиной, экономика предприятия широко использует методы исследования, характерные для прикладных экономических наук. Укажем лишь некоторые из них:

  • большое значение в экономических исследованиях имеют методы статистического наблюдения и сравнительного анализа.

Они дают возможность

  • накапливать и сопоставлять частные и обобщающие экономические показатели,
  • анализировать динамику предприятия,
  • сравнивать результаты его деятельности с показателями других хозяйствующих субъектов с целью выявления наилучших результатов.
  • Использование различных вероятностных и прогностических методов лежит в основе разработки хозяйственных стратегий предприятия, применяется при принятии предпринимательских решений.
  • Широко используются в теоретическом и прикладном анализе экономики предприятия математические модели, методы графического изображения, способствующие лучшему восприятию соотношений между различными экономическими показателями, оценке их «поведения» под влиянием экономических ситуаций.
  • При использовании методов экономико-математического моделирования в экономике предприятия обычно исходят из двух допущений: предполагается,

во-первых, что предприятие всегда стремится к максимизации прибыли и,

во-вторых, что рыночная среда, в которой действует предприниматель, является средой активной, оказывающей непосредственное воздействие на всех рыночных субъектов.

Успешное осуществление  предпринимательской деятельности в современных условиях возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных моментов:

  • знания общеэкономической теории;
  • наличия конкретных экономических знаний и навыков;
  • умения использовать различные количественные методы для предпринимательских расчетов, аналитических вычислений, прогнозов и т.п.

 

2 Отраслевые особенности предприятия в рыночной экономике

 

Предприятие

     

самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли

 

экономические агенты или  лица, действующее в рыночной экономике, занятые производство, реализацией  товаров и услуг с целью  получения прибыли и ее максимизации


 

Под производством в рыночной экономике понимают любые виды деятельности, приносящие доход независимо от того, происходят они в сфере материального производства или в сфере услуг.

 

Основные черты предприятия:

 

  • организационное единство (предприятие - это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности);
  • комплекс средств производства (предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли);
  • обособленное имущество (предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях);
  • имущественная ответственность (предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам);
  • оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность (предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшие развитие производства).

Информация о работе Лекции по "Экономика предприятия"