Лекции по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:46, курс лекций

Описание работы

«Экономика предприятия» является одной из основных прикладных дисциплин, обеспечивающих экономическую подготовку современных специалистов для различных отраслей и сфер деятельности. Экономика предприятия — сравнительно молодая научная дисциплина, формирование которой в качестве самостоятельной области знаний относят к началу XX века. Особое положение экономики предприятия в системе экономических наук определяется тем, что она, с одной стороны, базируется на изучении экономической теории (микро-, макроэкономика), с другой — является базой для специальных дисциплин (бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности, финансы предприятия, маркетинг, ценообразование, налогообложение, управление организацией и др.)

Файлы: 1 файл

ответы Экономика предприятия.docx

— 55.50 Кб (Скачать файл)

4) имеется значительный спрос  на продукцию, а под него  заказы на производимую продукцию,  а численность рабочих при  этом ограничено.

Повременная форма оплаты труда  – это оплата труда за отработанное по норме время, предусмотренное  тарифной системой. Повременная оплата труда применяется, если на предприятии:

  1. количество труда не является определяющим показателем;
  2. работа не однородна по своему характеру и не регулярна по нагрузке;
  3. на предприятии функционируют поточные и конвейерные линии со строго заданным ритмом;

хорошо организован учет отработанного  времени.

     Сдельная форма  оплаты труда в зависимости  от способа учета выработки  и применяемых видов дополнительного   поощрения подразделяется на  системы: прямую сдельную, сдельно-премиальную,  косвенно-сдельную, сдельно-прогрессивную,  аккордно-сдельную

  При прямой сдельной системе  оплата труда определяется умножением  сдельной расценки на количество  изготовленной продукции.

  При сдельно-премиальной системе  оплаты определяется добавлением  к прямой сдельной оплате премии  за выполнение качественных и  количественных показателей.

   Косвенно-сдельная  система  оплаты применяется для оплаты  труда на вспомогательных работах  в зависимости от результатов  труда работников основного производства  и определяется умножением косвенно-сдельной  расценки на фактический выпуск  продукции обслуживаемыми рабочими.

     Сдельно-прогрессивная  система – для нее характерна  оплата за продукцию в пределах  норм по прямым сдельным расценкам,  а сверх норм - по повышенным  расценкам.

При  аккордно-сдельной системе  оплаты труда расценка  устанавливается  сразу на весь объем работы, а  не на отдельную операцию. При данной системе оплаты труда рабочие  обычно премируются за сокращение сроков выполнения задания

21. Управление заработной платой на предприятии осуществляется через ее планирование, контроль, учет, анализ. В состав  средств на оплату труда входят: заработная плата, начисленная работникам; выплаты, полагающиеся по законодательству за неотработанное время; выплаты стимулирующего и компенсирующего характера. Плановая величина ФЗП может быть определена различными методами, в том числе следующими:

      - методом прямого  счета путем умножения средней  заработной платы с доплатами  и начислениями на одного работающего  в плановом периоде на среднесписочную  численность по плану. Этот  метод используется как для  расчета общего фонда заработной  платы в целом по предприятию,  так и  по категориям и  отдельным группам работников.

      - нормативно- уровневым методом, для чего установленный норматив заработной платы на 1рубль выпускаемой продукции умножается на общий объем выпуска продукции в плановом периоде. Норматив устанавливается, исходя из фонда заработной платы в базисном периоде, объема производства в базисном периоде и планируемого прироста средней заработной платы и производительности труда по отношению к базисному.

      -нормативно - приростным  методом, который основан на  использовании базового фонда  заработной платы и норматива  прироста средств на заработную  плату на каждый процент прироста  объема производства.

23. Понятие качества продукции, где качество – это емкостная, универсальная и сложнейшая категория, которая имеет огромное множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели можно отнести пять аспектов: философский, экономический аспект, социальный также технический и правовой.

Философский аспект определяет качество как существенную определенность объекта, который рассматривается, из-за которого он приобретает свое специфическое  отличие от других.

Измерительный метод – применяется  с использованием технических измерительных  средств. Результаты сопоставляются с  нормативными, например: нормальная температура, нормальная влажность. Также измеряется масса продукта, сила тока, скорость машины, число оборотов.

Регистрационный метод – используется для подсчета числа неких событий, затрат или каких либо предметов, к примеру отказ изделия во время испытаний. Определяются показатели унификации.

 Органолептический метод – подразумевает использование органов чувств: нюх, слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Точность этого метода зависит от квалификации и соответствующих навыков тех, кто его проводит.

 Расчетный метод – использует  теоретические или эмпирические (опытные) знания. Чаще всего этим  методом пользуются при проектировании  продукции когда сам продукт только идея или чертеж. При помощи этого метода можно определить производительность, безотказность, эстетические и некоторые эргономические показатели будущего продукта.

 

24. Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

По методике оценки конкурентоспособности  предприятия наше предложение заключается в следующем:

уровень конкурентоспособности считать  как средневзвешенную величину по показателям  конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;

отдельно проводить анализ эффективности инвестиционных проектов эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;

отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;

прогнозировать перечисленные при комплексных показателя минимум на 5 лет

27. Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.

Более полное определение себестоимости:

«Себестоимость — это стоимостная  оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию»

К технологической себестоимости относят только прямые затраты: сырьё и материалы (за вычетом возвратных отходов, топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата производственных рабочих). В цеховую себестоимость включаются технологические и общепроизводственные расходы. Производственная себестоимость – это стоимость производственных затрат предприятия, т.е. к цеховой себестоимости добавляются общехозяйственные и прочие производственные расходы, включающие в себя расходы по управлению предприятием. Полная себестоимость, кроме производственной, включает в себя коммерческие расходы.

В зависимости от целей, стоящих  перед предприятием, могут использоваться следующие разновидности себестоимости:

  1. Себестоимость валовой, товарной или реализованной продукции.
  2. Себестоимость сравнимой продукции.
  3. Себестоимость единицы продукции.

Также различают следующие виды себестоимости: – плановую;

 – расчётную;

 – фактическую.

Плановая себестоимость отражает максимально допустимую величину затрат и включает только те затраты, которые при данном уровне техники, технологии и организации производства является для предприятия необходимой. Она рассчитывается по прогрессивным плановым нормам использования активной части основного капитала, трудовых затрат, расхода материальных и энергетических ресурсов.

Расчётная себестоимость используется в технико-экономических расчётах по обоснованию проектов внедрения достижений НТП.

Отчетная себестоимость определяет степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости путем сопоставления плановых затрат с фактическими.

28. Структура себестоимости нацеливает на необходимость акцентирования внимания на те затраты, которые являются превалирующими. Так в отраслях пищевой промышленности основное внимание должно быть нацелено на всемерное снижение затрат на сырьевые ресурсы, стремясь, разумеется, .сокращать и остальные затраты.

 Структуру себестоимости продукции  можно и должно при необходимости  представить и в калькуляционном  разрезе. 

 Различают цеховую, производственную  и полную (коммерческую) себестоимость. 

 Цеховая себестоимость - это  затраты цеха, включая цеховые  расходы, на производство продукции.  Производственная себестоимость  - это затраты предприятия на  производство продукции. Это цеховая  себестоимость плюс общезаводские  расходы. Полная же (коммерческая) себестоимость - это затраты предприятия  на производство и реализацию  продукции. Если к производственной  себестоимости добавить внепроизводственные  расходы, то сформируется полная  себестоимость продукции. В основе  производственной и полной себестоимости  лежит цеховая себестоимость,  составляя преимущественную её  часть. На тех предприятиях, где  отсутствует цеховая организация  производства, на предприятии с  бесцеховой структурой цеховая себестоимость совпадает с производственной себестоимостью продукции.

29. Источниками снижения издержек предприятия являются:

- снижение расхода сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации  на единицу продукции;

- уменьшение расхода заработной  платы на единицу продукции;

- сокращение административно-управленческих  расходов и потерь.

Снижение издержек может достигаться  в результате экономии одновременно всех затрат. Однако это не всегда возможно. Часто экономия одного вида затрат обеспечивается за счёт увеличения другого  вида затрат. Так, экономия живого труда (заработной платы) обычно сопровождается увеличением затрат прошлого труда (амортизации), вызванного ростом объема применяемых основных фондов.

Для расчёта снижения издержек наиболее часто в практической деятельности применяется индексный метод. В  этом случае снижение издержек определяют как сумму долей снижения издержек, обеспечиваемую каждым источником.

Снижение издержек за счёт изменения  прямых материальных затрат (ССМ) можно  рассчитать по формуле:

ССМ = (1-Iн*Iц)Ум * 100,                   (13.10)

где Iн – индекс изменения норм расхода сырья и материалов;

 Iц – индекс изменения цен на сырьё и материалы;

 Ум – удельный  вес   стоимости  сырья  и  материалов  в  издержках  предприятия, %.

Снижение издержек, обеспечиваемое за счёт уменьшения затрат живого труда (СИТ), определяется следующим образом:

СИТ = (1-Iзп*Iпт)Узп * 100,               (13.11)

где Iзп – индекс изменения заработной платы;

 Iпт – индекс изменения роста производительности труда;

 Узп – удельный  вес заработной платы в издержках, %.

Комплексные статьи состоят из условно-постоянных и условно-переменных затрат. При  увеличении объёма производства доля постоянных затрат на единицу продукции  снижается и влияние этого  фактора на снижение издержек (ССП) можно выразить формулой:

ССП = (1– Iпп : Iо.пр.)Уп.з.*100,          (13.12)

где Iпп – индекс изменения постоянных затрат;

 Iо.пр. – индекс изменения объема производства;

 Уп.з. – удельный  вес постоянных затрат в издержках, %.

30. Планирование – это  разработка и корректировка плана,  включающие предвидение, обоснование,  конкретизацию и описание деятельности  хозяйственного объекта на ближайшую  и отдаленную перспективу.

32. Бизнес-план – это документ, отражающий в концентрированной форме основные показатели деятельности предприятия в будущем. Содержание бизнес-плана зависит от его назначения. Бизнес-план предприятия – это вид тактического плана, в котором рассматривается  вопросы повышения эффективности функционирования предприятия, прежде всего, на основе инновационной и инвестиционной деятельности предприятия. Бизнес-план какого-либо проекта представляет собой его технико-экономическое обоснование и порядок его реализации. Бизнес-план развития предприятия  позволяет прогнозировать различные варианты развития бизнеса в будущем, определяя при этом возможные проблемы предприятия и способы их избежать. В целом разработка бизнес-плана  дает предприятиям возможность совершенствовать организационно-техническую базу, выпускать конкурентоспособную продукцию, заниматься перспективой развития.

Требования к разработке бизнес-плана стандартны: он должен быть четким в изложении; информация, на основе которой он составляется, должна быть достоверной; возможность  выбора наилучшего из альтернативных вариантов достижения поставленных целей; соучастие в работе над  бизнес-планом персонала; комплексность  и  другие.

Информация о работе Лекции по "Экономике организации"