Лекции по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:46, курс лекций

Описание работы

«Экономика предприятия» является одной из основных прикладных дисциплин, обеспечивающих экономическую подготовку современных специалистов для различных отраслей и сфер деятельности. Экономика предприятия — сравнительно молодая научная дисциплина, формирование которой в качестве самостоятельной области знаний относят к началу XX века. Особое положение экономики предприятия в системе экономических наук определяется тем, что она, с одной стороны, базируется на изучении экономической теории (микро-, макроэкономика), с другой — является базой для специальных дисциплин (бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности, финансы предприятия, маркетинг, ценообразование, налогообложение, управление организацией и др.)

Файлы: 1 файл

ответы Экономика предприятия.docx

— 55.50 Кб (Скачать файл)

На содержание бизнес-плана  оказывают влияние принадлежность предприятия к какой-либо отрасли, размер этого предприятия, предполагаемая стратегия его развития, возможности  и условия финансирования.

 Прежде, чем приступить  к  составлению бизнес-плана,  необходимо определить цель его  написания, для кого он предназначен, какова его структура, найти  независимых рецензентов. Бизнес-план  может включать резюме; характеристики  рыночного продукта предприятия;  его сопоставление с продукцией  конкурентов; план по маркетингу  и реализации товара; план инноваций;  управление предприятием и персоналом; юридический и финансовый планы;  показатели эффективности деятельности.

33. Производственная мощность предприятия - это максимально возможный выпуск продукции при полном использовании ОФ. Он оценивается как натуральными, так и стоимостными показателями, рассматривается отдельно по каждому изделию и определяется по мощности ведущих цехов и участков.      Входная мощность (Мвх) -  возможность предприятия по выпуску продукции на начало планового периода.

      Выходная  мощность (Мвых) -  возможность предприятия по выпуску продукции на конец планового периода с учетом прироста объемов продукции за счет ввода в действие ОФ и выбытия ОФ. Среднегодовая мощность (Мсрг):

            Мсрг = Мвх + Мвв*Т1/12 – Мвыб*(1 – Т2)/12

Мвв – мощность введенная;  Мвыб- мощность выбывающая; Т1,Т2 – количество месяцев использования новых и выводимых мощностей.

34. Производственная программа (ПП) разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполнения отдельных видов работ и услуг. Ее основой служит предполагаемый объем продаж, номенклатура и ассортимент продукции.

. В практике планирования  используются следующие измерители  продукции:

-натуральные показатели  оценивают объем выпуска продукции  в физических единицах измерения,  которые зависят от специфики  производства. Без натуральных показателей  невозможно обойтись при расчете  технологических норм расхода  сырья, энергии, трудоемкости, расчета  себестоимости единицы продукции.  Они характеризуют производственную  специализацию предприятия и  его долю на рынке.

-условно-натуральные показатели  для измерения объема производства  однородных изделий, но различных  по трудоемкости, материалоемкости, калорийности и т.д. При расчете  общей величины объема производства  используют переводные коэффициенты.

- трудовые показатели  производства выражаются, как правило,  в нормо-часах, человеко-часах,  человеко-днях и в сочетании  с натуральными показателями  используются для внутрипроизводственного  планирования .

-стоимостные показатели  ПП используются одновременно  с натуральными и трудовыми. Они отражают общий объем произведенной продукции в денежном выражении и рассчитываются в сопоставимых и действующих ценах.

35. Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности.

Данное определение даёт общее представление о доходе. В частном смысле под доходами понимаются доходы государства, доходы организаций или доходы населения.

 

Доходы государства —  доходы, получаемые государством за счёт взимания налогов, пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной  помощи[2] и используемые для осуществления  государственных функций.

 

Доходы организации —  увеличение экономических выгод  в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

 

Доходы населения —  личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемых в виде денежных средств. К ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых  в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные  услуги, доход от продажи личного  имущества, сдачи его в аренду

 

 

 

 

36. виды прибыли:

 

1. Балансовая прибыль  или убыток есть сумма прибыли  или убытка, полученная от реализации  финансовой деятельности, продукции,  доходов от других внереализационных операций, причем они уменьшены на сумму всех расходов по данным операциям.

 

2. Прибыль от обычных  видов деятельности или от  реализации работ, услуг, продукции.  Она является разницей между  всей выручкой от реализации  продукции по действующим ценам  без спецналога, акцизов, НДС и затратами на то, чтобы ее произвести и реализовать.

 

3. Прибыль или убыток от финансовой деятельности и от других внереализационных операций является результатом по операциям, которые отражаются в счете 47 под названием "Реализация и прочее выбытие основных средств" и счет 48 под названием "Реализация прочих активов", а еще разницей между суммой все полученных и уплаченных пени, штрафов, неустоек, процентов, курсовых разниц по всем валютным счетам, прошлых убытков и прибылей, которые были выявлены в отчетном году и так далее.

 

4. Налогооблагаемая прибыль  является разницей между балансовой  прибылью и суммой рентных  платежей, налогов на прибыль,  налога на импорт и экспорт. 

 

5. Виды прибыли продолжает  чистая прибыль, которая направляется  на социальное, производственное  развитие, создание резервных фондов, материальное поощрение всех  работников, на уплату в бюджет  различных экономических санкций,  на благотворительность и так  далее.

 

И, наконец, консолидированная  прибыль, сводная по всей бухгалтерской  отчетности о деятельности и, кроме  того, финансовых результатах дочерних и материнских предприятий.

По своему экономическому содержанию прибыль выражает в денежном эквиваленте часть стоимости  прибавочного продукта. Она выполняет  ряд функций. К ним относятся  стимулирующая, воспроизводственная  и контрольная функции.

ПРИБЫЛЬ - превышение доходов  от продажи товаров и услуг  над затратами на производство и  продажу этих товаров.

 

38. Рентабельность — показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль.Различают «рентабельность производства» и «рентабельность продукции».

Основные виды рентабельности делят условно на две большие  группы: рентабельность продаж и активов.

Рентабельность продаж –  отношение прибыли предприятия  от продаж к полученной выручке без  учета НДС. Такой расчет отражает рентабельность по валовой прибыли. Этот показатель выражает долю прибыли, приходящуюся на каждый заработанный рубль. Данный показатель, по сути, является индикатором политики предприятия  в области ценообразования и  отражает его способности осуществлять контроль над издержками.

Виды рентабельности активов  включают достаточно много показателей. Все они высчитываются как  отношение прибыли к усредненной  стоимости определенных активов  предприятия. Другими словами, каждый показатель отчета о прибылях и убытках  должен быть разделе на среднее значение показателя формы №1 "Бухгалтерский  баланс".

 

43. Инновация — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

По типу новизны для  рынка инновации делятся на:

 

а) новые для отрасли  в мире;

 

б) новые для отрасли  в стране;

 

в) новые для данного  предприятия (группы предприятий).

 

По месту инноваций  в системе (на предприятии) можно  выделить:

 

а) инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

 

б) инновации «на выходе»  предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

 

в) инновации системной  структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

 

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

 

а) радикальные (базовые);

 

б) улучшающие;

 

в) модификационные (частные).

 

Научно-исследовательским  институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация  инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

 

1) технологические; 2) производственные; 3) экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) в области управления

 

44. Акционерное общество АО — одна из разновидностей хозяйственных обществ. Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу[1]. Деятельность акционерного общества в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об акционерных Обществах».

 

Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

 

Выделяются открытые и  закрытые акционерные общества. Иногда также выделяют общества с дополнительной ответственностью.

 

46. Основные факторы, влияющие на уровень цен:

спрос на продукцию;

государственное регулирование  цен;

издержки по производству и реализации продукции;

конкуренция;

другие факторы.

 

Основные методы установления цен на товары и услуги

 

Различают затратные и  параметрические методы ценообразования.

 

Затратные методы ценообразования  основаны преимущественно на учете  затрат на производство и реализацию продукции. К затратным методам  ценообразования относятся:

метод полных издержек;

метод стандартных издержек;

метод прямых издержек.

 

Метод полных издержек —  это способ формирования цен на основе всех затрат, которые списываются  на единицу того или иного изделия  и к которым добавляется необходимая  фирме прибыль. Метод применяется  предприятиями, положение которых  близко к монопольному и сбыт продукции которых практически гарантирован.

 

Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат.

 

Метод прямых издержек —  это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен  продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой  продукции и рассматривают­ся как  прямые. Остальные затраты (косвенные) относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также  методом формирования цен по сокращенным  затратам.

 

49. Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда факторов, которые  можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить  на три группы факторов:

 технико-экономические;

 коммерческие;

 нормативно-правовые.

 

Технико-экономические факторы  включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или  услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности  труда, издержек производства, наукоемкое(tm) продукции и пр.

 

Коммерческие факторы  определяют условия реализации товаров  на конкретном рынке. Они включают:

 конъюнктуру рынка  (острота конкуренции, соотношение  между спросом и предложением  данного товара, национальные и  региональные особенности рынка,  влияющие на формирование платежеспособного  спроса на данную продукцию  или услугу);

 предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);

 рекламу (наличие и  действенность рекламы и других  средств воздействия на потребителя  с целью формирования спроса);

 имидж фирмы (популярность  торговой марки, репутация фирмы,  компании, страны).

Информация о работе Лекции по "Экономике организации"