Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:07, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Экономика и организация предприятия общественного питания"
Экономическая сущность предприятия общественного питания и организационно-правовые основы его функционирования
5
Виды предприятий общественного питания, их особенности и классификация
9
Характеристика производственно-торгового процесса предприятия общественного питания и факторы, влияющие на его эффективность
16
Библиографический список
23
ПРЕДПРИЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПИТАНИЯ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ
Текст лекции по дисциплине “Экономика и организация
предприятия общественного питания”
для студентов специальности 060800 "Экономика и управление
на предприятии торговли и общественного питания"
всех форм обучения
Красноярск 2004
Министерство экономического
развития и торговли российской федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Красноярский государственный торгово-экономический институт”
Текст лекции по дисциплине “Экономика и организация
предприятия общественного питания”
для студентов специальности 060800 "Экономика и управление
на предприятии торговли и общественного питания"
всех форм обучения
Красноярск 2004
УДК 338.242:642.5 (075.8)
П 71
Печатается по решению Редакционно-
Составители:
кандидат экономических наук, доцент Батраева Элина Александровна
Рецензенты:
К.э.н., проф. Терещенко Н.Н.,
К.э.н., доц. Суслова Ю.Ю.
Экономика и организация
предприятия общественного
УДК 338.242:642.5 (075.8)
Ó Красноярский государственный
торгово-экономический институт, 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
Экономическая сущность
предприятия общественного |
5 | |
Виды предприятий |
9 | |
Характеристика |
16 | |
Библиографический список |
23 |
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование предприятия определенной отрасли экономики имеет специфику производственного и торгового процессов, которая отражается на порядке формирования экономических показателей его деятельности. Это приводит к существованию определенных особенностей в анализе и планировании любых показателей деятельности предприятия, как количественных, так и качественных. Поэтому для правильного понимания сущности и содержания планово-аналитической работы на предприятиях общественного питания необходимо знать характер производственно торгового процесса и его отличия в различных типах предприятий этой сферы услуг.
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Основным субъектом рыночных отношений является предприятие. В соответствии с Гражданским кодексом РФ предприятие представляет собой самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей в порядке, установленном законодательством РФ, для производства и реализации продукции, товаров и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия общественного питания функционируют в соответствии с теми принципами, которые предусмотрены законом для предприятий других сфер деятельности.
В соответствии с ГОСТ Р 50 762-95. “Общественное питание. Классификация предприятий”. Под предприятием общественного питания понимается предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных, кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
Раскрывая экономическую сущность предприятия общественного питания, необходимо рассматривать его в трех аспектах:
С юридической точки зрения предприятия общественного питания выступают как юридическое лицо, имеют те же права и обязанности в соответствии с законом, как и предприятия других сфер деятельности. Выделяют четыре основополагающих признака, на основании которых предприятие признается юридическим лицом:
Хозяйственный аспект состоит в том, что объектом гражданских прав предприятия является “имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности”.
В состав имущественного комплекса предприятия общественного питания включаются:
Отраслевой основой является совокупность материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-экономической структур.
Предприятия
общественного питания классифи
Рассмотрим подробнее содержание этих критериев.
В зависимости от целей деятельности предприятия общественного питания бывают коммерческими и некоммерческими.
Коммерческие предприятия – основная цель – получение прибыли на основе оказания услуг населению;
Некоммерческие предприятия – основная цель – решение социальных задач; обеспечение школьников, работников, студентов питанием.
С точки зрения правого положения предприятия общественного питания классифицируются по форме собственности и организационно-правовым формам:
Форма собственности:
а) частная , в т.ч. собственность граждан или собственность юридического лица (лиц);
б) государственная, в т.ч. Федеральная или субъектов РФ;
в) муниципальная, в т.ч.
городских образований или
г) смешанная, сочетающая несколько форм собственности.
Предприятия общественного питания
могут функционировать в различ
Также возможно функционирование предприятий общественного питания и в любых других организационно-правовых формах, предусмотренных законом.
С позиции количественных критериев предприятия делятся на крупные, средние, мелкие. Отнесение к соответствующей группе осуществляется на основе данных о численности работников, объеме товарооборота, числе мест и т.д.
По отраслевому признаку предприятия общественного питания подразделяются на типы и виды в соответствии с различными классификационными признаками, такими как уровень обслуживания, ассортимент продукции, обслуживаемый контингент потребителей и т.д. Подробно данная классификация предприятий будет рассмотрена далее во втором вопросе лекции.
Предприятия
общественного питания имеют
специфические особенности
а) сложностью объекта спроса, состоящего из 3-х компонентов:
б) колеблемостью в течение года, дней недели;
в) различной интенсивностью в течение дня (завтрак, обед, ужин);
г) взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью продукции;
д) зависимостью от место положения и типа предприятия;
е) кроме того, режим работы многих предприятий связан с режимом работы тех организаций, при которых они расположены.
Таким образом, деятельность любого предприятия общественного питания достаточно индивидуализирована.
Предприятия, обслуживающие население, различаются по типу, назначению, ассортименту, формам обслуживания, комплексу предоставляемых услуг. В соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р 50762-95, введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 5.04.95 № 198, выделяют пять типов, отличающихся характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой продукции и номенклатуры предоставляемых услуг:
Ресторан – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, виноводочных, табачных и кондитерских изделий; повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;
Бар – предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;
Кафе – предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;
Столовая – общедоступное или обслуживающие определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
Закусочная – предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного виды сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей.
Информация о работе Лекция по "Экономике и организацие предприятия общественного питания"