Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:07, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Экономика и организация предприятия общественного питания"
Экономическая сущность предприятия общественного питания и организационно-правовые основы его функционирования
5
Виды предприятий общественного питания, их особенности и классификация
9
Характеристика производственно-торгового процесса предприятия общественного питания и факторы, влияющие на его эффективность
16
Библиографический список
23
Кроме того, предприятия подразделяются на классы в зависимости от качества обслуживания (бары и рестораны), а в зависимости от предлагаемого ассортимента они могут быть общего типа или специализированными (табл. 1).
Таблица 1
Виды предприятий
Классификационный признак |
Виды предприятий |
Тип |
Ресторан, кафе, бар, закусочная, столовая (в своем составе могут иметь магазины-кулинарии) |
Класс |
Люкс, высший, первый |
Обслуживаемый контингент потребителей |
Закрытая сеть: школьные, студенческие, рабочие Общедоступные: детские, молодежные, население города, пассажиры |
Ассортимент продукции и способ приготовления |
Общего типа (универсальные) Специализированные:
|
По особенностям кухни |
Кухни народов разных стран (китайская, японская, грузинская, русская) Диетические, вегетарианские, рыбные |
Окончание табл. 1
Классификационный признак |
Виды предприятий |
По организации |
Варьете (кафе, ресторан, бар) Диско-бар Интернет-кафе Видео (бар, кафе) Караоке (кафе, ресторан) Бильярдные (кафе, ресторан, бар) и т.д. |
Характер производственного процесса |
Заготовочные, Доготовочные, Комплексные, Раздаточные |
Методы обслуживания |
Самообслуживание Обслуживанием официантами |
Периодичность обслуживания |
Постоянно действующие Сезонные |
Мобильность |
Стационарные Передвижные |
Рассмотрим подробнее типы предприятий общественного питания.
Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса – “люкс”, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:
Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.
Рестораны различают:
Бары различают:
Кафе различают:
Столовые различают:
Закусочные различают:
Рестораны, кафе
и бары сочетают производство, реализацию
и организацию потребления
Таким образом, при определении типа предприятия учитывают широту ассортимента, сложность комфортность зала, уровень обслуживания и т.д.
В зависимости от обслуживаемого контингента все предприятия подразделяются на две группы:
Предприятия первой группы (общедоступная, открытая, территориальная, общегородская сесть) обслуживают всех желающих воспользоваться их услугами, доступ к ним не ограничен. Они функционируют за счет собственных доходов, полностью покрывая все возникающие издержки производства и обращения, выплачивая налоги и формируя прибыль. Уровень цен на их продукцию и услуги складывается под влиянием рыночных факторов – спроса, предложения и соотношения между ними, поэтому эффективность их деятельности определяется размером получаемой прибыли и характеризуется рентабельностью.
Социально ориентированные предприятия (закрытая сеть) располагаются при различных учреждениях и организациях (школах, вузах, заводах, фабриках и др.) и предназначены для организации нормального питания учащихся, студентов или работников этих учреждений. Нужно отметить, что изначально с первых лет советской власти система общественного питания начала складываться именно как форма организованного питания трудящихся, школьников и других групп населения. Исходя из этого сформировались и принципы функционирования этих предприятий. Так как главной целью было обеспечение горячим питанием людей, то уровень цен устанавливался относительно невысокий, вполне доступный для подавляющего большинства потребителей. В свою очередь, государство или организация (предприятие) брали на себя обязанности покрывать ряд затрат, а также возмещать возникающие убытки: получение прибыли в таких предприятия не подразумевается и не является определяющей целью деятельности.
По характеру производственного процесса выделяют 4 типа предприятий, имеющих соответствующую производственно-торговую структуру.
Производственно-торговая
структура – это состав подразделений
предприятия, их взаимосвязи в процессе
изготовления продукции общественного
питания, ее реализации и организации
обслуживания населения, соотношение
по численности занятых
Таким образом,
общественному питанию
Основу деятельности любого предприятия общественного питания составляет производственно-торговый процесс, состоящий из определенных этапов, стадий и операций. Сущность этого процесса и рассматривается в третьем вопросе лекции.
Производственно-торговый
процесс предприятия
Таким образом, выделяют две стадии производственно-торгового процесса: производственный и торговый.
Основой сложной и многогранной деятельности предприятия общественного питания является производственный процесс – это совокупность процессов труда, в результате которых происходит изготовление блюда – от переработки сырья – до готового блюда. Элементами производственного процесса являются:
Производственный процесс неоднороден. В зависимости от роли в создании готовой продукции он подразделяется на два вида:
Основное производство – это те процессы, которые имеют прямое отношение к производству готового продукта.
Вспомогательные
процессы – направлены на создание
условий для осуществления
В зависимости
от продолжительности
Эффективность производственного процесса предполагает:
Производственный процесс также состоит из ряда элементов:
Время, в течение которого сырье проходит последовательно все стадии переработки превращаясь в готовую продукцию, называется производственным циклом.
Длительность
производственного цикла
Сокращение
производственного цикла
Информация о работе Лекция по "Экономике и организацие предприятия общественного питания"