Лекция по "Экономике и организацие предприятия общественного питания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:07, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Экономика и организация предприятия общественного питания"

Содержание работы

Экономическая сущность предприятия общественного питания и организационно-правовые основы его функционирования
5


Виды предприятий общественного питания, их особенности и классификация
9


Характеристика производственно-торгового процесса предприятия общественного питания и факторы, влияющие на его эффективность
16


Библиографический список
23

Файлы: 1 файл

Конспект лекции - Предприятие общественного питания как хозяйствующий субъект рыночной экономики.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, предприятия  подразделяются на классы в зависимости от качества обслуживания (бары и рестораны), а в зависимости от предлагаемого ассортимента они могут быть общего типа или специализированными (табл. 1).

Таблица 1

Виды предприятий общественного  питания

Классификационный признак

Виды предприятий

Тип

Ресторан, кафе, бар, закусочная, столовая (в своем составе могут  иметь магазины-кулинарии)

Класс

Люкс, высший, первый

Обслуживаемый контингент потребителей

Закрытая сеть: школьные, студенческие, рабочие

Общедоступные: детские, молодежные, население города, пассажиры

Ассортимент продукции  и способ приготовления

Общего типа (универсальные)

Специализированные:

  • шашлычные
  • пельменные
  • пирожковые
  • пиццерии
  • сосисочные
  • молочные и т.д.
  • коктейль-бар
  • гриль-бар
  • винный бар
  • пивной бар и т.д.

По особенностям кухни

Кухни народов разных стран (китайская, японская, грузинская, русская)

Диетические, вегетарианские, рыбные


 

Окончание табл. 1

Классификационный признак

Виды предприятий

По организации развлекательных  мероприятий, специфике обслуживания и предоставляемых услуг

Варьете (кафе, ресторан, бар)

Диско-бар

Интернет-кафе

Видео (бар, кафе)

Караоке (кафе, ресторан)

Бильярдные (кафе, ресторан, бар) и т.д.

Характер производственного  процесса

Заготовочные, Доготовочные, Комплексные, Раздаточные

Методы обслуживания

Самообслуживание

Обслуживанием официантами

Периодичность обслуживания

Постоянно действующие

Сезонные

Мобильность

Стационарные

Передвижные


 

Рассмотрим  подробнее типы предприятий общественного  питания.

Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса – “люкс”, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:

  • “люкс” – изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей – для баров;
  • высший – оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных, заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей – для баров;
  • первый – гармоничность, комфортность, выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков несложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т.ч. заказных и фирменных – для баров.

Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.

Рестораны различают:

  • по ассортименту реализуемой продукции, например, рыбный, пивной, с национальной кухней или кухней зарубежных стран;
  • по месту расположения – ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др.

Бары  различают:

  • по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления продукции или напитков – молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар;
  • по специфике обслуживания потребителей – видеобар, варьете-бар и др.;

Кафе  различают:

  • по ассортименту реализуемой продукции – кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная и т.д.;
  • по контингенту потребителей – кафе молодежное, детское и др.

Столовые  различают:

  • по ассортименту реализуемой продукции – общего типа и диетические;
  • по обслуживаемому контингенту потребителей – школьная, студенческая и др.;
  • по месту расположения – общедоступная, по месту учебы, работы.

Закусочные различают:

  • по ассортименту реализуемой продукции – общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия, гамбургерная и т.д.).;

Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции  с организацией отдыха и развлечений  потребителей.

Таким образом, при определении типа предприятия  учитывают широту ассортимента, сложность  комфортность зала, уровень обслуживания и т.д.

В зависимости  от обслуживаемого контингента все  предприятия подразделяются на две  группы:

  • общедоступные;
  • закрытая сеть.

Предприятия первой группы (общедоступная, открытая, территориальная, общегородская сесть) обслуживают всех желающих воспользоваться их услугами, доступ к ним не ограничен. Они функционируют за счет собственных доходов, полностью покрывая все возникающие издержки производства и обращения, выплачивая налоги и формируя прибыль. Уровень цен на их продукцию и услуги складывается под влиянием рыночных факторов – спроса, предложения и соотношения между ними, поэтому эффективность их деятельности определяется размером получаемой прибыли и характеризуется рентабельностью.

Социально ориентированные  предприятия (закрытая сеть) располагаются при различных учреждениях и организациях (школах, вузах, заводах, фабриках и др.) и предназначены для организации нормального питания учащихся, студентов или работников этих учреждений. Нужно отметить, что изначально с первых лет советской власти система общественного питания начала складываться именно как форма организованного питания трудящихся, школьников и других групп населения. Исходя из этого сформировались и принципы функционирования этих предприятий. Так как главной целью было обеспечение горячим питанием людей, то уровень цен устанавливался относительно невысокий, вполне доступный для подавляющего большинства потребителей. В свою очередь, государство или организация (предприятие) брали на себя обязанности покрывать ряд затрат, а также возмещать возникающие убытки: получение прибыли в таких предприятия не подразумевается и не является определяющей целью деятельности.

По характеру  производственного процесса выделяют 4 типа предприятий, имеющих соответствующую  производственно-торговую структуру.

Производственно-торговая структура – это состав подразделений  предприятия, их взаимосвязи в процессе изготовления продукции общественного  питания, ее реализации и организации  обслуживания населения, соотношение  по численности занятых работников, производственной площади и оборудования.

    1. Заготовочные предприятия – вырабатывающие полуфабрикаты, которыми они снабжают другие предприятия общественного питания или торговую сеть.
    2. Доготовочные предприятия – работающие на полуфабрикатах и замороженной продукции.
    3. Комплексные предприятия – это предприятия с законченным производственно-торговым циклом – от обработки сырья до изготовления готовых блюд.
    4. Раздаточные предприятия – не имеющие собственного производства и реализующие готовую продукцию (подогрев и раздача блюд).

Таким образом, общественному питанию объективно присуще многообразие типов предприятий, каждое из которых призвано удовлетворять  разнообразные потребности и  должны быть максимально приближено к месту потребления услуги.

Основу деятельности любого предприятия общественного питания составляет производственно-торговый процесс, состоящий из определенных этапов, стадий и операций. Сущность этого процесса и рассматривается в третьем вопросе лекции.

 

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВОГО ПРОЦЕССА ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 

Производственно-торговый процесс предприятия общественного  питания представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов труда  в результате которых исходное сырье  превращается в готовую продукцию, реализуется населению и организуется его обслуживание по потреблению этой продукции. В ряде предприятий обслуживание потребителей сочетается с организацией отдыха и развлечений.

Таким образом, выделяют две стадии производственно-торгового  процесса: производственный и торговый.

Основой сложной  и многогранной деятельности предприятия  общественного питания является производственный процесс – это  совокупность процессов труда, в  результате которых происходит изготовление блюда – от переработки сырья – до готового блюда. Элементами производственного процесса являются:

  1. целесообразная деятельность людей – труд;
  2. средства труда – оборудование, помещения и т.д. как материально-техническая основа производства;
  3. предметы труда – сырье, материалы, инвентарь, энергоресурсы – вещественные элементы производства.

Производственный  процесс неоднороден. В зависимости  от роли в создании готовой продукции  он подразделяется на два вида:

Основное  производство – это те процессы, которые имеют прямое отношение  к производству готового продукта.

Вспомогательные процессы – направлены на создание условий для осуществления основных (транспортировка, ремонт и т.д.).

В зависимости  от продолжительности производственные процессы подразделяются на:

  • непрерывный – это процесс, который осуществляется постоянно и прекращается в момент ремонта оборудования (чистка картофеля);
  • периодические – процесс, когда в одном аппарате операции последовательно чередуются в определенном порядке.

Эффективность производственного процесса предполагает:

  • пропорциональность – соблюдение правильного соотношения производственных мощностей и площадей между отдельными рабочими местами, участками и цехами;
  • непрерывность – сокращение перерывов как в использовании трудовых ресурсов, оборудования, так и в продвижении предметов труда в процессе производства;
  • параллельность – одновременное выполнение отдельных частей производственного процесса. Соблюдение этих принципов позволяет организовать эффективный процесс производства продукции общественного питания.

Производственный процесс также состоит из ряда элементов:

  1. стадий – например производство овощных полуфабрикатов
  • завоз;
  • хранение;
  • механическая обработка;
  • транспортировка полуфабрикатов.
  1. Ступеней – совокупность операций, которая позволяет выделить часть процесса, например механическая обработка.
  • сортировка;
  • мойка;
  • очистка;
  • нарезка.
  1. Операция – часть процесса, состоящая в изменении формы, состояния, внешнего вида продукции, например: сортировка.
  • удаление испорченных продуктов;
  • калибровка;
  • транспортировка.

Время, в течение  которого сырье проходит последовательно все стадии переработки превращаясь в готовую продукцию, называется производственным циклом.

Длительность  производственного цикла является важным фактором, характеризующим эффективность  деятельности предприятия влияет на производственную мощность, производительность труда, производственную программу и другие экономические показатели.

Сокращение  производственного цикла достигается  за счет:

  • использования полуфа<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_00202__Char" style=

Информация о работе Лекция по "Экономике и организацие предприятия общественного питания"