Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа
Рыночная экономика — это, прежде всего, экономика свободного предпринимательства. С переходом российской экономики к рыночным формам хозяйствования все большее число людей вовлекается в предпринимательство.
На сегодняшний день в России произошло осознание того, что малый бизнес не просто заполняет ниши, невыгодные для крупного капитала, а представляет самостоятельный перспективный сектор экономики.
Введение
Глава 1. Малые предприятия в России на современном этапе
1.1 Понятие и сущность малых предприятий
Место малых предприятий в экономике России
Проблемы становления и развития малого бизнеса
1.2.2 Государственная поддержка малых предприятий
Глава 2. Технико-экономическая характеристика организации ООО «ЗвукАвто»
2.1 Динамика изменений технико-экономических показателей ООО «ЗвукАвто»
2.2 Анализ показателей платежеспособности организации
Глава 3. Проблемы малого предприятия на примере ООО «ЗвукАвто» и пути их решения
3.1 Преимущества и проблемы ООО «ЗвукАвто»
3.2 Рекомендации по повышению эффективности деятельности организации
Заключение
Список использованной литературы
Говорилось также и о конкретных мерах, которые уже сейчас принимаются в отношении развития малого бизнеса. В России государство кредитует малый бизнес через Российский банк развития - дочернюю структуру госкорпорации ВЭБ. По словам председателя ВЭБа Копейкина М. к 2015 году ВЭБ собирается в 2,5 раза увеличить объем кредитной программы по поддержке малого и среднего предпринимательства - до 250 млрд. рублей. К концу 2010 года объем кредитной программы составит 100 млрд. рублей [3, с. 1-2]
Дополнительный стимул – это и размещение государственных заказов среди предприятий малого бизнеса. «Сегодня одна из ключевых задач - обеспечить беспрепятственный доступ к национальным и международным рынкам капитала для малого и среднего бизнеса», - заявил по этому поводу Медведев [11, с. 1-2].
Глава 2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЗВУКАВТО»
2.1 Динамика изменений технико-экономических показателей ООО «ЗвукАвто»
ООО «ЗвукАвто» занимает свою нишу на рынке услуг автосервиса в г. Краснодаре и Краснодарском крае. Рынок автосервиса делится на несколько сегментов и один из них – это услуги по продаже и установке оборудования аудиоаппаратуры и автомобильных аксессуаров.
В целом анализируя данный рынок услуг необходимо отметить, что рынок услуг автосервиса предоставляет обширные и к тому же постоянно расширяющиеся возможности для желающих испытать себя на нем [4, с. 1-4].
Этот рынок относится к одной из самых почтенных отраслей частного предпринимательства с давней, по отечественным меркам, историей. Еще в годы советской власти взаимоотношения мастера и клиента строились преимущественно не по законам плановой экономики, и социальный статус автомеханика был вполне сопоставим с нынешним положением банкира или брокера. Впрочем, хотя возможности для обогащения с тех пор расширились многократно, автосервис не потерял своей инвестиционной привлекательности и до настоящего времени.
Точной статистики по рынку автосервиса нет, мнения о его объемах расходятся на порядок. Официально в Краснодарском крае зарегистрировано около 2,5 тысячи фирм этого профиля, годовой их оборот местные власти определяют примерно в 700 миллионов долларов. Впрочем, существуют и более высокие оценки — до 2 миллиардов долларов, и, очевидно, заниженные — почти 100—120 миллионов долларов. Ясно только, что цифра эта будет нарастать — прежде всего, за счет количества автомобилей, которых в стране за последние десять лет увеличилось вдвое, и рост пока не собирается останавливаться [4, с. 1-4].
Отрасль деятельности ООО «ЗвукАвто» включает в себя продажу головных устройств, акустических систем, усилителей мощности, сабвуферов, различных аксессуаров, мультимедийных систем, сигнализаций, шумоизоляции, полок, коробов, подиумов. Отрасль является узкоспециализированной, требующей высокой квалификации работников и руководителей. Направление находится в зависимости как от продаж новых машин, так и от вторичного рынка. Большое значение в этом направлении зависит от дилерства компании по брендам, где владение популярным и востребованным брендом дает конкурентное преимущество. В авто звуке четко выражена сезонность.
Компания является эксклюзивным представительством компании «Чернов Аудио» по Краснодарскому краю, которая, в свою очередь, обладает исключительными правами на продукцию компаний «Hertz» (ведущий итальянский производитель акустических систем, сабвуферов, усилителей мощности и аудио аксессуаров), компании «JMLab/Focal» (аналогичный производитель компонентов высокого класса из Франции), «Audison» (итальянская компания-производитель усилителей и акустики премиум- класса), «Аuditor» (бюджетный французский производитель).
Компания работает на рынке с 2005 года и занимается продажей и продвижением продукции на территории Краснодарского края, продажи – оптовые, клиенты – розничные продавцы автозвука, местные сети, установочные мастерские, автосалоны.
Таблица 1 наглядно показывает динамику изменения технико-экономических показателей ООО «ЗвукАвто» с учетом данных, представленных в финансовой документации организации, в том числе в балансе, отчете о прибылях и убытках за 2009 год.
Анализ данной таблицы позволяет сделать вывод о том, что данная организация относится к типу предприятий малого бизнеса. Об этом свидетельствует выручка, размер которой не превышает 400 млн. руб.
Таблица 1
Динамика изменения технико-экономических показателей
ООО «ЗвукАвто»
№ п/п |
Показатель |
Формула |
2008 |
2009 |
Отклонение, в % |
1 |
Выручка |
Ф-2, стр. 010 |
32827 |
11219 |
34,18 |
2 |
Прибыль до налогообложения |
Ф-2, стр. 140 |
1019 |
221 |
21,69 |
3 |
Прибыль от продаж |
Ф-2, стр. 050 |
1025 |
317 |
30,93 |
4 |
Среднегодовая численность рабочих |
Ф-5 |
1 |
1 |
100,00 |
5 |
Среднегодовая стоимость ОС |
Ф-1, стр. 120 |
х |
х |
х |
6 |
Стоимость ОбС |
Ф-1, стр. 290 |
6544 |
2582 |
39,46 |
7 |
Величина собственного капитала |
Ф-1, стр. 490 |
823 |
959 |
116,52 |
8 |
Годовая производительность труда, в тыс. руб. |
п. 1 / п. 4 |
32827 |
11219 |
34,18 |
9 |
Часовая производительность труда, в тыс. руб. |
п. 1 / кол-во работников х 8 час. Х 249 дн. |
16,48 |
5,63 |
34,18 |
10 |
Оплата 1 чел./ часа, в тыс. руб. |
Ф-5 (Фонд з/пл)/ кол-во работников х 8 час. Х 249 дн. |
0,072 |
0,169 |
233,33 |
11 |
Окупаемость затрат |
п. 1/ Ф-2, стр. 020+030+040 |
1,032 |
1,029 |
99,69 |
12 |
Рентабельность производства, в % |
п. 3/ Ф-2, стр. 020+030+040 х 100 |
3,22 |
2,91 |
-0,32 |
13 |
Рентабельность продаж, в % |
п. 3/ п. 1 х 100 |
3,12 |
2,83 |
-0,30 |
14 |
Рентабельность деятельности организации, в % |
п. 2/ Ф-2, стр. 020+030+040 х 100 |
3,20 |
2,03 |
-1,18 |
В динамике наблюдается снижение выручки на 65,8%. Несмотря на снижение прибыли, собственный капитал увеличился за счет прибыли прошлых лет.
По показателям годовой производительности и выручке можно сделать вывод о снижении деловой активности организации. Несмотря на то, что организация работает эффективно, анализ данных таблицы говорит о снижении эффективности:
Рентабельность продаж, как и рентабельность деятельности организации в целом, снижается.
При этом стоит отметить, что окупаемость затрат организации в 2009 году практически не изменилась, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя и имеет тенденцию к снижению. Однако на текущий момент показатель окупаемости затрат > 1, что говорит об эффективности работы организации.
2.2 Анализ показателей платежеспособности организации
В целом организация работает прибыльно, однако имеется тенденция снижения эффективности, что в данном случае может быть связано с ростом себестоимости продукции.
С учетом снижения эффективности организации стоит рассмотреть и показатели её финансовой устойчивости, которые характеризуют вероятность банкротства организации, платежеспособность и финансовую устойчивость.
Таблица 2
Динамика изменения показателей финансовой устойчивости
№ п/п |
Коэффициенты |
Формула |
2008 |
2009 |
Отклонение |
Норма |
1 |
абсолютной ликвидности |
(Ф-1, стр. 260+250)/ Ф-1 стр. 690 |
0,019 |
0,08 |
0,06 |
0,2-0,7 |
2 |
критической оценки |
(Ф-1, стр. 260+250+240)/ Ф-1 стр. 690 |
0,135 |
0,34 |
0,20 |
> 1 |
3 |
текущей ликвидности |
Ф-1, стр. 290/ Ф-1 стр. 690 |
1,14 |
1,60 |
0,46 |
> 2 |
4 |
обеспеченности собственными ОбС |
(Ф-1, стр. 490+190)/ Ф-1 стр. 290 |
0,13 |
0,37 |
0,25 |
> 0,1 |
5 |
восстановления платежеспособ-ности |
(Ктл кп + 6/12 х (К тл кп - К тл нп))/ 2 |
х |
0,86 |
х |
> 1 |
6 |
автономии |
Ф-1, стр. 490/ Ф-1 стр. 700 |
0,13 |
0,37 |
0,25 |
> 0,5 |
7 |
финансовой устойчивости |
(Ф-1, стр. 490+590)/ Ф-1 стр. 700 |
0,13 |
0,37 |
0,25 |
> 0,5 |
8 |
соотношения собственных и заемных средств |
Ф-1, стр. 490/ (Ф-1 стр. 590+690) |
0,14 |
0,59 |
0,45 |
= 1 |
9 |
соотношения дебиторской и кредиторской задолженности |
(Ф-1, стр. 230+240)/ (Ф-1 стр. 620+630) |
0,129 |
0,39 |
0,26 |
= 1 |
10 |
маневренности |
(Ф-1, стр. 290-490)/ (Ф-1 стр. 290) |
0,87 |
0,63 |
-0,25 |
> 1 |
11 |
общей платежеспособ-ности |
Ф-1 (стр. 510+520+610+620+630+660)/ п. 12 |
1,77 |
1,46 |
-0,31 |
> 1 |
12 |
Среднемесячная выручка |
Ф-2, стр. 010 х 1.18/ 12 |
3227,99 |
1103,20 |
х |
х |
Расчетные данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что на момент окончания расчетного периода организация неплатежеспособна, а структура баланса – неудовлетворительна. Об этом свидетельствуют коэффициенты текущей ликвидности, значения которых не соответствуют нормативам (т.е. < 2). Коэффициент текущей ликвидности также показывает, что при расчете с кредиторами на каждый рубль у организации остается еще 60 копеек на развитие производства.
Показатели коэффициента платежеспособности говорят о том, что в целом кредиторская задолженность накопилась за 1,46 месяца. Однако за последующие 6 месяцев организация вряд ли сможет восстановить свою платежеспособность. Об этом свидетельствует коэффициент восстановления платежеспособности (< 1).
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами говорит о том, что оборотные средства закупаются организацией на 37% на собственные средства без учета основных средств, при этом наблюдается динамика роста на 25% по сравнению с 2008 годом. На собственные средства организация существует на 37 %.
Расчетные данные таблицы показывают, что соотношение собственных и заемных средств также не соответствуют нормативу: на 1 руб. заемных средств всего 59 копеек собственных. Однако этот показатель увеличился по сравнению с прошлым периодом.
В целом стоит отметить, что коэффициент финансовой устойчивости организации ниже норматива. Частично это связано с показателями. Рассматриваемыми в п. 2.2. данной главы.
Это заставляет задуматься о принятии серьезных управленческих решений для дальнейшего развития организации.
Рассмотрев технико-экономическую характеристику предприятия в целом и проанализировав динамику изменений его финансовых показателей, необходимо проанализировать рентабельность продаж организации по отдельным группам товаров.
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЗВУКАВТО» И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Преимущества и проблемы ООО «ЗвукАвто»
Для того, чтобы выявить причину снижения финансовой устойчивости ООО «ЗвукАвто» проанализируем рентабельность продаж по группам товаров. Таблица 3 позволяет проследить динамику изменения рентабельности продаж в 2008-2009 году.
Сравнительный анализ таблиц за 2008-2009 гг. показал, что самой рентабельной является группа «Навигаторы». Однако в 2009 году оставшись самой высокой рентабельность по данной группе снизилась с 11,88% до 5,10%.
Таблица 3.
Динамика изменения рентабельности продаж по отдельным группам товаров в 2008-2009 гг.
За 2008 год | |||||||||
№ п/п |
Товары группы |
Объем продаж, в ед. |
С/ст-ть , в руб. |
Цена средней реализации за ед., в руб. |
Прибыль от продаж за ед. |
Рентабельность продаж | |||
1 |
Автозвук |
8154 |
2985,28 |
3071,86 |
86,58 |
2,82 | |||
2 |
Антирадар |
1127 |
1470,28 |
1508,42 |
38,14 |
2,53 | |||
3 |
Ксенон |
373 |
3782 |
3926,54 |
144,54 |
3,68 | |||
4 |
Навигатор |
255 |
7996 |
9074,5 |
1078,5 |
11,88 | |||
5 |
Сигнализация |
2046 |
1100 |
1124,38 |
24,38 |
2,17 | |||
За 2009 год | |||||||||
1 |
Автозвук |
1296 |
3835,6 |
3931,5 |
95,9 |
2,44 | |||
2 |
Антирадар |
177 |
1678 |
1725 |
47 |
2,72 | |||
3 |
Ксенон |
99 |
2141,4 |
2205,6 |
64,2 |
2,91 | |||
4 |
Навигатор |
820 |
5502,4 |
5798 |
295,6 |
5,10 | |||
5 |
Сигнализация |
379 |
2169 |
2232 |
63 |
2,82 |