Малые предприятия и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Переход экономики к рыночным отношениям определяет необходимость осуществления организационно-экономических новаций вор всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлении экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малого предпринимательства и его ведущего субъекта – малые предприятия.
Объектом исследования являются малые предприятия и тенденции их развития в современных условиях хозяйствования .

Содержание работы

Введение 3
1. Малые предприятия и их развитие. 3
1.1 Сущность малых предприятий, разнообразие определения. 3
1.2 Место малых предприятий в структуре экономики. 6
1.3 Особенности становления малого бизнеса 8
2. Какие предприятия относятся к малым 13
4.Поддержка малого предпринимательства 15
5.Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 16

Файлы: 1 файл

моя супер-пупер работа!!11 XDD.docx

— 49.82 Кб (Скачать файл)

Красноярский  финансово-экономический колледж  – 
филиал федерального государственного образовательного бюджетного 
учреждения высшего профессионального образования 
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА  
по дисциплине «Экономика организаций» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

 студентка  25 группы 

очной формы  обучения

Безрукова Екатерина 
 
Руководитель: Мялик И.А.
 

 
 
 
 
 
 
 

 
Красноярск 2012 

 

Оглавление

Введение 3

1. Малые предприятия и их развитие. 3

1.1 Сущность малых предприятий, разнообразие определения. 3

1.2 Место малых предприятий в структуре экономики. 6

1.3 Особенности становления малого бизнеса 8

2. Какие предприятия относятся к малым 13

4.Поддержка малого предпринимательства 15

5.Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 16

 

Введение

Переход экономики к рыночным отношениям определяет необходимость осуществления  организационно-экономических новаций  вор всех областях хозяйственной  деятельности. Одним из важнейших  направлении экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малого предпринимательства и его ведущего субъекта – малые предприятия.

Объектом  исследования являются малые предприятия и тенденции их развития в современных условиях хозяйствования .

Предметом исследования являются совокупность социально-экономических, организационно-правовых условий функционирования тенденции  развития малых предприятий, а так же передовой опыт поддержки малых предприятий в зарубежных странах.

Цель  работы заключается в том, что  бы подробно рассмотреть малые предприятия  и их роль в рыночных условиях хозяйствования.

Задачи:

  • Рассмотреть сущность малых предприятий, дать определение
  • Рассмотреть место малых предприятий в структуре экономики
  • Рассмотреть малые предприятия на современном этапе, и их поддержку со стороны государства

1. Малые предприятия и их развитие.

1.1 Сущность малых предприятий, разнообразие определения.

Переход от административно-командной системы  хозяйства к рыночной экономике  сделал проблему предпринимательства  вообще и малого предпринимательства  – в частности предметом интенсивных  научных исследований. Тот факт, что рыночная экономика по своей сути – это экономика предпринимательства, все более осознается и, следовательно, её становление и развитие является одним из решающих условий создания цивилизованных рыночных отношений.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую  и техническую мощь страны. В целях  самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя  более мелких партнеров, с одной  стороны, а с другой – объединяясь  в международные структуры, теряя  частично свою независимость и попадая  под влияние более сильных  партнеров.

Средний бизнес в большей мере зависит  в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и  вынужден ввести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с  крупным отечественным и  иностранным  капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что определяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Среди трех групп предприятий особое место  занимает малое предпринимательство. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые  в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и  социальному положению они принадлежат  к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными  производителями, так и потребителями  широкого спектра товаров и услуг. Сектор  малого предпринимательства  образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Мнения  относительно определения малого предприятия  значительно расходятся, вот например некоторые их них:

Зарубежные  ученые:

Ф.Хайек

Малое предприятие – хозяйствующий  субъект, для которого характерно особое поведение, стремление обнаружить различные  возможности получения прибыли  в условиях высокой рыночной конкуренции.

Р.Хизрич

Малое предприятие  - предприятие, для которого характерны весьма умеренные темпы роста и ограниченность средств, выделяемых на исследования и разработки.

И.Шумпетер

Малое предприятие – это объединение  нескольких физических лиц, направленное на создание и воплощение новых комбинаций с целью выпуска новых видов  продукции и освоения новых источников и форм организации труда и  производства.

А.Блинов

Малое предприятие – предприятие, которое  не является маленьким по своему размеру, а которое обусловлено наличием неформального сочетания черт частного сектора и формальным признанием таковым в соответствии с государственными решениями.

С.Смирнов

Малое предприятие  - самостоятельная и  наиболее типичная организация экономической жизни общества в условиях развитого рыночного хозяйства, которое отличается высокой интенсивностью использования всех видов ресурсов и постоянным стремлением к оптимизации их количества.

В.Грибов

Малое предприятие  - деятельность ограниченного  числа людей, обладающих предпринимательским  духом, творческой инициативой и  умением рисковать.

Малое предприятие  - небольшая организация, направленная на создание новых товаров  и услуг, освоение новых техники  и технологии, внедрение новых  методов и форм организации производства и труда.

На практике пользуются распространением два подхода  к критериям отнесения предприятий  к малым: количественный и  качественный. Достоинством первого подхода является  удобство их использования,  а к недостаткам относятся их абсолютность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя его изменения. Качественный подход в основном опирается на субъективное суждение и опыт. В соответствии с этим все критерии подразделяются на качественные и количественные. Поскольку ни одна из приведенных классификации не может быт признана исчерпывающей, основой в данном случае может выступать структура внешней и внутренней среды типичного малого предприятия. Итак, внутренняя среда малого предприятия представляет собой совокупность функциональных областей, каждая из которых характеризуется особым объектом деятельности, технологией, отношениями, а также своим прямым влиянием на функционирование предприятия. Эти области можно подразделить на три группы:

  • Стадии процесса производства: снабжение, само производство, сбыт.
  • Фазы управленческого цикла: планирование, оперативное управление, контроль.
  • Компоненты малого предприятия: кадры, социальные отношения, инновации, финансы, правовые отношения и т.д.

1.2 Место малых предприятий в структуре экономики.

Понимание роли малого предпринимательства требует  ясного представления о том, какое  место оно занимает в экономике  и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений  предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных  форм собственности и различных  секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики  можно говорить о трех группах  предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются  как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политики, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые  в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни  и социальному положению они  принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства  представляет самую разветвленную  сеть предприятий, действующих в  основном на местных рынках и непосредственно  связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых  предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это  позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру  рынка.

Сектор  малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым  элементом любой развитой хозяйственной  системы, без которой экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого государства  составляют крупные корпорации, а  наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

1.3 Особенности становления малого бизнеса

Малый бизнес в нашей стране как самостоятельное  общественно-политическое и социально-экономическое  явление существует почти 10 лет. Процесс  самоопределения предпринимателей как общественного слоя происходил на наших глазах. Начало этому процессу положил принятый в 1988 году Закон  СССР “О кооперации в СССР”. Принятие затем Постановления Правительства  и Закона “О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ”  укрепил нормативно-правовую базу развития предпринимательства и существенно  изменил круг предприятий, ранее  относимых к малым.

Российское  законодательство создало необходимые  условия для развития малого предпринимательства. Малые предприятия могут создаваться  и действовать на основе государственной, муниципальной собственности, собственности  общественных организаций, частной  собственности. Предусмотрены различные  пути учреждения малых предприятий: по решению собственника имущества; выделение из состава действующих  предприятий (объединений) структурных  подразделений с сохранением  их обязательств перед предприятием; принудительное разделение крупных  предприятий в соответствии с  антимонопольным законодательством  России. Очень важно, что малые  предприятия могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные  российским законодательством и  предусмотренные в уставах таких  предприятий.

Малые предприятия создаются и действуют  во всех без исключения отраслях экономики, что свидетельствует о приходе  в бизнес энергичных, деловых людей  с перспективными идеями и проектами. Основное количество малых предприятий создается в сфере торговле, бытовом и коммунальном обслуживании, обрабатывающей промышленности и строительстве. Быстро развиваются малые фирмы, оказывающие деловые и профессиональные услуги (охрана, консультирование, финансовые и риэлтерские услуги), социальные (образование, медицина, транспортные услуги), а также развлекательные услуги (клубы, дискотеки). Последние годы отмечены бурным ростом инновационного бизнеса.

Имеются следующие причины интенсивного формирования и развития малого бизнеса.

Во-первых,   крупные организационно-технологические изменения, в силу которых меняется соотношение между крупномасштабным и малым производством. Диверсификация и модернизация крупного частного производства, процессы конверсии и разгосударствления, изменения в отраслевой структуре и структуре занятости способствуют росту малого предпринимательства.      

Информация о работе Малые предприятия и их развитие