Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:46, курсовая работа
Переход экономики к рыночным отношениям определяет необходимость осуществления организационно-экономических новаций вор всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлении экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малого предпринимательства и его ведущего субъекта – малые предприятия.
Объектом исследования являются малые предприятия и тенденции их развития в современных условиях хозяйствования .
Введение 3
1. Малые предприятия и их развитие. 3
1.1 Сущность малых предприятий, разнообразие определения. 3
1.2 Место малых предприятий в структуре экономики. 6
1.3 Особенности становления малого бизнеса 8
2. Какие предприятия относятся к малым 13
4.Поддержка малого предпринимательства 15
5.Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 16
Во-вторых,
расширение и динамизм
В-третьих,
усиление конкуренции между
Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малого предпринимательства большинства зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:
·совмещение
в рамках одного малого предприятия
нескольких видов деятельности, невозможность
в большинстве случаев
·стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга;
·общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
·высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком специалистов из государственного сектора экономики;
·низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта, культуры рыночных отношений;
·высокая
степень приспособляемости к
сложной экономической
·неразвитая
система самоорганизации и
·стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе на международные рынки;
В основном
процесс создания малых предприятий
шёл стихийно. На малые предприятия,
особенно в первоначальный период их
быстрого роста, возлагались большие
надежды. Предполагалось, что это
приведет к широкому развитию конкуренции,
повышению экспортного
Важным
экономическим условием становления
малого бизнеса, которое зависит
от эффективности методов
·рынок капитала (сейчас он находится в зачаточном состоянии, ограничен по набору используемых финансовых и инвестиционных инструментов, весьма неустойчив и серьезно искажен инфляционными процессами и зависимостью от колебаний валютных курсов;
·рынок труда (В России он существует, но характеризуется значительными региональными и структурными диспропорциями спроса и предложения).
·рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости (он законодательно не отрегулирован, слабо ориентирован на потребности малого бизнеса, монополизирован и в значительной степени коррумпирован).
При этом имеется в виду не просто признание необходимости существования в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышение их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.
На тенденции развития малого бизнеса оказывает непосредственное влияние негативная динамика основных макроэкономических показателей . К числу основных макроэкономических факторов следует отнести ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса сбыта на внутреннем рынке в связи с недостатком свободных финансовых средств предприятий.
Адаптация к жестким внешним условиям происходит только на микроуровне путем изменения стратегии поведения малых предприятий, их переориентация на выпуск товаров и услуг, пользующихся спросом и заполняющих новые сегменты рынка. Малые предприятия могут эффективно использовать свои объективные преимущества в гибкости, мобильности и быстроте приспособления к запросам потребителей.
Дальнейшее развитие сектора малого предпринимательства будет происходить следующим образом.
При сохранении
относительно низкого уровня инфляции,
тенденции ставки Центрального банка
РФ к снижению, ориентации на выполнение
социальных обязательств (выплат заработанной
платы, пенсий) в 1999-2000 годах следует
ожидать повышения
Если аппарат госучреждений будет сокращаться (что, пожалуй, неизбежно), а крупное производство (при реструктуризации управления в рамках реформы предприятий) не будет развиваться требуемыми темпами, то обостриться проблема занятости. Многие граждане окажутся перед выбором: открывать свое семейное дело, вкладывая в него средства, или направлять часть из них в сбережения. Сами физические лица, а среди них значительную долю составят малые и средние предприниматели и получающие уже выплаты массовые потребители, будут стимулировать развитие сферы малого предпринимательства и выступят в качестве потенциальных инвесторов.
В предстоящие годы возможны, по крайней мере, два варианта развития сектора малого предпринимательства.
Один из них предполагает, малые и средние предприятия, на 40-50 % объемов своей деятельности затянутые в сети теневой экономики и криминальных структур (особенно в оптовой, розничной торговле, общественном питании, коммерческом посредничестве, валютных операциях), будут и дальше “мутировать”. “Старый” бизнес, погружаясь в социальную трясину и затягивая за собой новые “молодые” малые предприятия, будет множить больные клетки, делая в принципе невозможным оздоровление экономики.
Возможен
и другой вариант. При создании благоприятных
правовых и экономических условий,
необходимой конкурентной среды
становление новых малых
Малое
предпринимательство может
Единого международного стандарта дифференциации предприятий на малые, средние и крупные не существует. Это зависит от конкретной ситуации, уровня развития и структуры экономики каждой страны.
В основном, главным критерием отнесения предприятия к одной из этих групп
является численность работников с дифференциацией по отраслям экономики. В России до 1995 г. в отраслях промышленности и строительства к малым предприятиям относились объекты со среднегодовой численностью до 200 человек, в науке — до 100 человек, в других отраслях производственной сферы (транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяйство) - до 50 человек, в розничной торговле и отраслях непроизводственной сферы - до 15 человек. При этом к среднегодовой численности работников основного персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, т. е. работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда.
Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к малым на основании критерия того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
С 1996 г. к малым в промышленности, строительстве и транспорте стали относиться предприятия с численностью 100 человек, в сельском хозяйстве - до
60 человек,
в розничной торговле и
Эти изменения, а также мировая практика свидетельствуют о некой условности
разделения предприятий по их размерам.
Все
многообразие предпринимательской
деятельности может быть классифицировано
по разным признакам: виду или назначению,
формам собственности, количеству собственников,
организационно-правовым и организационно-
По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений.
По
численности собственников
Практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладевающими рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в ущерб потребителям.
Для поддержки средних и малых предприятий во Франции, например, по инициативе министерства экономики и финансов создано Французское общество по страхованию капиталов от риска — СОФАРИС, которое берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состояние предприятия внушает доверие Обществу, то оно дает банку гарантию на 50 — 60% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под гарантию СОФАРИС, разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает Общество из собственных фондов. Сами фонды СОФАРИС образуются на акционерной основе, с участием частного и в основном государственного (более 1млрд. франков) капитала. Помимо льгот по налогообложению и кредитам малым предприятиям обычно создаются привилегии в области информации.
В России согласно законодательству налоговые льготы дифференцируются в
зависимости от вида деятельности предприятий (за исключением предприятий,
которые создаются за счет вычленения из структурных единиц действующих крупных и средних предприятий).