Малые предприятия и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Переход экономики к рыночным отношениям определяет необходимость осуществления организационно-экономических новаций вор всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлении экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малого предпринимательства и его ведущего субъекта – малые предприятия.
Объектом исследования являются малые предприятия и тенденции их развития в современных условиях хозяйствования .

Содержание работы

Введение 3
1. Малые предприятия и их развитие. 3
1.1 Сущность малых предприятий, разнообразие определения. 3
1.2 Место малых предприятий в структуре экономики. 6
1.3 Особенности становления малого бизнеса 8
2. Какие предприятия относятся к малым 13
4.Поддержка малого предпринимательства 15
5.Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 16

Файлы: 1 файл

моя супер-пупер работа!!11 XDD.docx

— 49.82 Кб (Скачать файл)

 Во-вторых, расширение и динамизм рыночной  среды. Развитие глобальных рынков, транспортных и информационных  систем приводит к появлению  глобальной конкуренции и новой  международной схеме разделения  труда. Эти процессы заметно  усложняют практику местных рынков, заставляя их участников искать, разрабатывать и использовать  невостребованные до сих пор  ресурсы, производственные участки,  новые рыночные ниши. Здесь и  сказывается местная привязанность  мелких предприятий, их близость  к мелкомасштабным рынкам, позволяющая  за счет достоинств мелких  организационных форм быстро  использовать свободные места  на рынке, к которым не проявляют  интерес крупные корпорации.       

 В-третьих,  усиление конкуренции между предприятиями,  что позволяет малому предпринимательству  в полной мере проявить свои  достоинства, в первую очередь  способность быстро приспосабливаться  к специфической клиентуре и  традиционным стандартам качества.

Российский  малый бизнес обладает некоторыми отличающими  его от малого предпринимательства  большинства зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:

·совмещение в рамках одного малого предприятия  нескольких видов деятельности, невозможность  в большинстве случаев ориентироваться  на одно-продуктовую модель развития;

·стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть  зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга;

·общий  низкий технический уровень и  низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным  потенциалом;

·высокий  уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком  специалистов из государственного сектора  экономики;

·низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта, культуры рыночных отношений;

·высокая  степень приспособляемости к  сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в  системе государственного управления и нарастающей криминализацией  общества;

·неразвитая система самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

·стремление успешно функционирующих малых  предприятий выйти за рамки локальных  рынков, в том числе на международные  рынки;

В основном процесс создания малых предприятий  шёл стихийно. На малые предприятия, особенно в первоначальный период их быстрого роста, возлагались большие  надежды. Предполагалось, что это  приведет к широкому развитию конкуренции, повышению экспортного потенциала, быстрому насыщению рынка товарами и услугами. Но всего этого не произошло. Вклад таких предприятий  в оздоровление экономики оказался малозаметным. Это, безусловно влияние общего спада производства и разрыва хозяйственных связей. Но главное заключается в том, что не получив должной государственной поддержки, малые предприятия направили свое внимание не в сферу производства продукции, а в сферу обращения, услуг и посредничества.

Важным  экономическим условием становления  малого бизнеса, которое зависит  от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких  как:

·рынок  капитала (сейчас он находится в  зачаточном состоянии, ограничен по набору используемых финансовых и инвестиционных инструментов, весьма неустойчив и  серьезно искажен инфляционными  процессами и зависимостью от колебаний  валютных курсов;

·рынок  труда (В России он существует, но характеризуется  значительными региональными и  структурными диспропорциями спроса и  предложения).

·рынок  инвестиционных товаров, включая землю  и иные объекты недвижимости (он законодательно не отрегулирован, слабо  ориентирован на потребности малого бизнеса, монополизирован и в  значительной степени коррумпирован).

При этом имеется в виду не просто признание  необходимости существования в  России этих рынков и наличие соответствующей  инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную  работу, но и возможность доступа  на них малых предприятий, повышение  их роли в формировании спроса, а  также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

На тенденции  развития малого бизнеса оказывает  непосредственное влияние негативная динамика основных макроэкономических показателей . К числу основных макроэкономических факторов следует отнести ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса сбыта на внутреннем рынке в связи с недостатком свободных финансовых средств предприятий.

Адаптация к жестким внешним условиям происходит только на микроуровне путем изменения стратегии поведения малых предприятий, их переориентация на выпуск товаров и услуг, пользующихся спросом и заполняющих новые сегменты рынка. Малые предприятия могут эффективно использовать свои объективные преимущества в гибкости, мобильности и быстроте приспособления к запросам потребителей.

Дальнейшее  развитие сектора малого предпринимательства  будет происходить следующим  образом.

При сохранении относительно низкого уровня инфляции, тенденции ставки Центрального банка  РФ к снижению, ориентации на выполнение социальных обязательств (выплат заработанной платы, пенсий) в 1999-2000 годах следует  ожидать повышения потребительского спроса основной части населения  на массовые товары и услуги. По мере получения населением долгов по заработанной плате и пенсиям, а также исходя из предусмотренного роста их размеров следует ожидать, что значительные группы потребителей расширят спрос именно в сфере малого предпринимательства - магазинах, предприятиях по ремонту квартир, одежды, обуви, бытовой техники. Это будет стимулировать его развитие, появятся дополнительные возможности для деловой и инвестиционной активности за счет собственных средств.

Если  аппарат госучреждений будет сокращаться (что, пожалуй, неизбежно), а крупное производство (при реструктуризации управления в рамках реформы предприятий) не будет развиваться требуемыми темпами, то обостриться проблема занятости. Многие граждане окажутся перед выбором: открывать свое семейное дело, вкладывая в него средства, или направлять часть из них в сбережения. Сами физические лица, а среди них значительную долю составят малые и средние предприниматели и получающие уже выплаты массовые потребители, будут стимулировать развитие сферы малого предпринимательства и выступят в качестве потенциальных инвесторов.

В предстоящие  годы возможны, по крайней мере, два  варианта развития сектора малого предпринимательства.

Один  из них предполагает, малые и средние  предприятия, на 40-50 % объемов своей  деятельности затянутые в сети теневой  экономики и криминальных структур (особенно в оптовой, розничной торговле, общественном питании, коммерческом посредничестве, валютных операциях), будут и дальше “мутировать”. “Старый” бизнес, погружаясь в социальную трясину и затягивая за собой новые “молодые” малые предприятия, будет множить больные клетки, делая в принципе невозможным оздоровление экономики.

Возможен  и другой вариант. При создании благоприятных  правовых и экономических условий, необходимой конкурентной среды  становление новых малых предприятий, а также их адресная государственно-общественная  поддержка позволят усилить отторжение и вытеснение зараженного криминального бизнеса в особые, жестко контролируемые зоны (игорный бизнес, ночные заведения и тому подобное). Интенсивно развивающийся по такому варианту сектор малого бизнеса будет способствовать оздоровлению и устойчивому функционированию национального хозяйства.

Малое предпринимательство может более  последовательно выступать по экономическому, социальному и политическому  направлениям в качестве “локомотива” все еще ожидаемого глубокого  реформаторства в российском обществе и экономике.

2. Какие предприятия относятся к малым

Единого международного стандарта дифференциации предприятий на малые, средние и крупные не существует. Это зависит от конкретной ситуации, уровня развития и структуры экономики каждой страны.

В основном, главным критерием отнесения  предприятия к одной из этих групп

является  численность работников с дифференциацией  по отраслям экономики. В России до 1995 г. в отраслях промышленности и строительства к малым предприятиям относились объекты со среднегодовой численностью до 200 человек, в науке — до 100 человек, в других отраслях производственной сферы (транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяйство) - до 50 человек, в розничной торговле и отраслях непроизводственной сферы -  до 15 человек. При этом к среднегодовой численности работников основного персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, т. е. работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда.

Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к малым на основании критерия того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

С 1996 г. к малым в промышленности, строительстве  и транспорте стали относиться предприятия с численностью 100 человек, в сельском хозяйстве - до

60 человек,  в розничной торговле и бытовом  обслуживании — до 30 человек,  в прочих отраслях — до 50 человек.

Эти изменения, а также мировая практика свидетельствуют  о некой условности

разделения  предприятий по их размерам.

3.Виды  малых предприятий

     Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим  формам.

     По  формам собственности предприятия  могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений.

     По  численности собственников предпринимательская  деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность  принадлежит одному физическому  лицу. Коллективному предпринимательству  соответствует собственность, принадлежащая  одновременно нескольким субъектам  с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без  определения долей (совместная собственность).

В числе  организационно-правовых форм различают  товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-правовым формам можно отнести: концерны, ассоциации, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги.

4.Поддержка  малого предпринимательства

Практически во всех индустриально развитых странах  малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладевающими рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в ущерб потребителям.

Для поддержки  средних и малых предприятий  во Франции, например, по инициативе министерства экономики и финансов создано Французское общество по страхованию капиталов от риска — СОФАРИС, которое берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состояние предприятия внушает доверие Обществу, то оно дает банку гарантию на 50 — 60% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под гарантию СОФАРИС, разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает Общество из собственных фондов. Сами фонды СОФАРИС образуются на акционерной основе, с участием частного и в основном государственного (более 1млрд. франков) капитала. Помимо льгот по налогообложению и кредитам малым предприятиям обычно создаются привилегии в области информации.

В России согласно законодательству налоговые  льготы дифференцируются в

зависимости от вида деятельности предприятий (за исключением предприятий,

которые создаются за счет вычленения из структурных  единиц действующих крупных и средних предприятий).

Информация о работе Малые предприятия и их развитие