Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:14, курсовая работа
В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.
1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России………….5
1.1 Понятие и сущность малых предприятий……………………………………… 5
1.2 Виды малого бизнеса…………………………….………………………………8
1.3 Регистрация и лицензирование деятельности малых предприятий………….11
1.4. Особенности финансирования, налогообложения деятельности МП……….12
2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования ……………..…………………………………………...14 3. Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем…...……………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….....28
Список литературы………………………………………………
Таблица 7 «Доходы от реализации туристических услуг»
Наименование тура |
Стоимость тура на 1 чел. в руб. |
Кол-во проданных туров |
Месячный доход в руб. |
Годовой доход в руб. | ||
Турция (10 дней) |
16 800 |
39 |
655 200 |
7 862 400 | ||
Египет (14 дней) |
23 600 |
29 |
684 400 |
8 212 800 | ||
Финляндия (2 дня) |
7 000 |
28 |
196 000 |
2 352 000 | ||
Финляндия-Швеция (3 дня) |
9 600 |
32 |
307 200 |
3 686 400 | ||
Итого: |
1 842 800 |
22 113 600 |
Таким образом, прибыль от продаж можно рассчитать как разницу между доходом от реализации услуг и расходами.
П=22 113 600- 16 808 160=5 305 440 (руб.)
Прибыль туристического агентства ООО «Меркурий» за 2012 год составила 5 305 440 рублей.
Сектор частного малого бизнеса в России - ровесник рыночных реформ. Малое предпринимательство - дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Его "плюсы" и "минусы" легко проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ-таблицы (табл. 8).
Таблица 8 «СВОТ-анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности»
Сильные стороны малого бизнеса |
Слабые стороны малого бизнеса |
Возможности малого бизнеса |
Угрозы существованию малого бизнеса |
1. Небольшой стартовый капитал |
Ограниченный (локально) рынок |
Рост до уровня "большого" бизнеса |
Быстрота полного разорения |
2. Высокая эффективность |
Ограниченные перспективы роста |
Сбалансированное развитие |
Быстрое достижение "потолка" роста |
3. Гибкость |
Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры |
Прочная ниша на "своем" рынке |
Легкость проникновения конкурента в эту нишу |
4. Самостоятельность |
Отсутствие влиятельной поддержки |
Творческая самореализация |
Уязвимость к попыткам силового давления "сильных мира сего" |
Из таблицы 8 видно, что деятельность малого предпринимателя - это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и "ловушек". Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, в частности, российской.
Однако именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.).
Далее, малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде. Там, где не существует малое предпринимательство в экономике или оно слабо, неизбежно останавливается процесс создания правового механизма регулирования рынка (свобода договоров, защита и разграничение прав собственности, эффективное вмешательство государства в случаях противоправного ущемления интересов любых категорий и групп собственников). Кроме того, рядовой гражданин может понять, что такое частная собственность, каковы сопряженные с нею возможности и права, обязанности и ответственность только благодаря малому бизнесу. Ведь у многих в малом бизнесе работает близкий родственник, или друг, или бывший сослуживец. В силу этого именно малое предпринимательство становится школой рыночной экономики для большинства россиян. Случайно ли, что в нашей стране, где прослойка малого бизнеса за десять лет реформ так и не стала достаточно прочной и широкой, медленно приживаются уважение к чужой собственности, законопослушность, не складываются гражданское общество с его институтами, медленно формируется средний класс как оплот социальной стабильности
В сфере малого бизнеса на начало 2009 года занято около 15 млн. человек или 24 % от общей численности занятого населения. (По данным Госкомстата на конец 2008 года средняя численность занятых на малых предприятиях работников составляла 7621,1 тысяч человек, численность населения по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица и по найму у физических лиц - 7455,0 тысяч человек).
Преобладающая форма собственности - частная, ее доля в общем количестве малых предприятий составляет 89 %, торговле и общественном питании - 93%, а в отрасли, объединяющей предприятия, осуществляющие финансовую, кредитную, страховую деятельность и пенсионное обеспечение - 52%.
С учетом постоянного населения России "плотность" субъектов малого предпринимательства в России в целом составляет 37 единиц на 1000 жителей, что сопоставимо с плотностью распространения малых предприятий в экономически развитых странах (всего 3070,7 тыс. организаций в России, по данным Госкомстата России).
По экспертным оценкам доля поступления налоговых платежей в контролируемый МНС России консолидированный бюджет от малых предприятий в целом не превышает 8-10 процентов и равна, примерно, в 2008 году 150 - 160 млрд. рублей.
Что касается налогового вклада индивидуальных предпринимателей, применяющих общеустановленную систему налогообложения, то согласно представленных ими деклараций о доходах за 2008 год сумма исчисленного подоходного налога составила в целом по России 2903,8 млн. рублей, а сумма валового совокупного дохода - 324570,0 млн. рублей. За 2007 год - 2517,9 и 265691,2 млн. рублей соответственно. Средняя сумма исчисленного в 2008 году подоходного налога на одного индивидуального предпринимателя составила около 1,1 тыс. рублей, в 2007 году - 1,0 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2009 поступления единого налога на вмененный доход (в последствии ЕНВД) составили 26,6 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет 2,8 млрд. руб. (или 213,1% к уровню прошлого года), в территориальные бюджеты - 16,7 млрд. руб. (или 176,0 % к уровню прошлого года), в государственные социальные внебюджетные фонды - 7,1 млрд. рублей. В целом поступления в бюджетную систему ЕНВД в 2008 году составляют 180,5% к соответствующему периоду прошлого года.
От организаций ЕНВД поступило 10,9 млрд. руб., в т.ч. в федеральный бюджет 2,8 млрд. руб., в территориальные бюджеты - 5,1 млрд. руб., в государственные социальные внебюджетные фонды - 3,0 млрд. руб.
Поступления ЕНВД от индивидуальных предпринимателей составили 15,7 млрд. руб. (59,0 % от общих поступлений налога), в т.ч. в территориальные бюджеты - 11,6 млрд. руб., в государственные социальные внебюджетные фонды - 4,1 млрд. руб.
В целом по России доля поступлений ЕНВД в консолидируемом бюджете составила 1,0 процента, в территориальных бюджетах 1,7 процента.
По состоянию на 01.01.2009 года мобилизовано в консолидированный бюджет единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности 5888,2 млн. рублей, что составляет 149,0% к соответствующему периоду прошлого года.
В федеральный бюджет в отчетном периоде поступило 2034,0 млн. рублей или 160,3% к уровню поступлений за аналогичный период прошлого года.
От малых
предприятий поступления
Мониторинг деятельности 9 региональных лизинговых компаний, работающих с малыми предприятиями, показал, что средний процент лизингополучателей - субъектов малого предпринимательства от общего количества клиентов составляет 61,5%, при этом из общего количества заключенных договоров на автотранспорт приходится 28,2%, на торговое оборудование -27%, компьютеры и другую оргтехнику - 8,6%, на производственное оборудование - всего 4,5%, сельскохозяйственное оборудование - 1,3%.
Только в 2007-2008 годах началась реализация нескольких программ микрофинансирования на общую сумму около 100 млн.долларов на региональном уровне при содействии ФФПМП и ряда зарубежных и международных организаций.
Состояние программ микрокредитования на 01.01.2009 г.:
- среднемесячная процентная ставка по микрокредитам - 18% в месяц;
- средний размер займа - 112,5 тыс. руб.;
- средний объем займов на одного клиента - 20 тыс. руб.;
- средний процент возврата займов - 95%;
- распределение займов: торговля - 55%, оказание бытовых услуг - 24%, сельское хозяйство - 11%;
- 63% всех займов предоставляются начинающим предпринимателям.
Осуществление программ микрокредитования в регионах показало, что эта услуга востребована не только предпринимателями с низкими уровнями доходов, но и субъектами малого предпринимательства, заинтересованными в оперативном доступе к финансовым ресурсам. Показательно, что услуги микрокредитования активно востребованы в районных центрах и муниципальных образованиях.
Несмотря на расширение такого вида финансовой поддержки как микрофинансирование, коммерческие банки практически не развивают программы микрофинансирования, в связи с чем большая часть рынка такого рода финансовых услуг действует на "неформальной" основе в рамках теневого оборота. Соответственно, прибыль, получаемая по ссудам и микрокредитам, не учитывается в официальном обороте и не облагается налогами.
Значительные резервы привлечения инвестиций в сферу малого предпринимательства заложены в развитии внебанковского рынка капитала путем развития системы обществ взаимного кредитования (кредитных кооперативов и союзов), являющихся достаточно эффективным механизмом вовлечения свободных средств граждан в развитие малого предпринимательства.
В настоящее время в России уже работают более 700 таких обществ. Право создания обществ взаимного кредитования определено гражданским законодательством, но для более целенаправленного использования этого механизма необходимо разработать нормативно-правовую базу.
В результате реализации мероприятий
Федеральной программы государственной
поддержки малого предпринимательства
в Российской Федерации на 2008-2009 годы и
Федеральной целевой программы содействия
занятости населения в Российской Федерации
на 2008-2010 годы в 2008 году около 310 тыс. неработающих
граждан получили комплекс организационно-
Опыт реализации
Программы государственной
В соответствии
с Основными мероприятиями
Разработаны методические рекомендации по использованию системы франчайзинга и микрофинансированию субъектов малого предпринимательства фондами поддержки малого предпринимательства в пакете с автоматизированной системой учета и мониторинга процесса микрофинансирования. При участии Федерального фонда создан франчайзинговый центр для малого предпринимательства.
Малое предпринимательство обладает огромным потенциалом, позволяющим ему сделать рывок вперед в интересах углубления реформ и подъема российской экономики путем резкого увеличения числа малых предприятий. Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития малого предпринимательства в России.
Это налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения, трудности сбыта продукции отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортом в силу целого ряда причин, недостаточность стартового капитала, трудности с материально-техническим оснащением малых предприятий, высокая арендная плата за производственные помещения и офисы, практическая невозможность получения кредитных ресурсов, недостаточность инвестиционного (особенно венчурного) процесса в экономике, недостаток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, на котором малому предприятию приходится функционировать, разрыв хозяйственных связей между регионами страны, административные преграды, в частности, разрешительный, а не регистрационный порядок оформления нового малого предприятия, часто встречающийся негативизм некоторых слоев населения, давление со стороны криминальных структур и другие факторы.
Таким образом, крайне необходимы меры, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства и его поддержку. Исключительно важной задачей в связи с этим является создание системы государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства, а также контроль за использованием средств на развитие этого сектора экономики.
Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях