Малые предприятия и их роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Данная работа имеет цель на основе изучения экономической литературы и переработке теоретического материала наилучшим образом раскрыть роль малого бизнеса в решении стратегических задач российской экономики. Показать опытным путем (на основе анализа деятельности малого предприятия «Строитель») как малое предпринимательство способствует развитию рыночного механизма и конкуренции, росту занятости, позволяет в короткие сроки перестроить производство и ускорить инновационные процессы.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы предпринимательской деятельности 5
1.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности 5
1.2 Понятие малого предприятия и их классификация 7
1.3 Малые предприятия и их роль в экономике 10
2. Развитие малого бизнеса в России 12
2.1.Динамика развития малого предпринимательства в регионах России . 12
2.2. Проблемы становления и функционирования малого бизнеса 14
2.3. Государственные программы и фонды поддержки малых предприятий 14
3. Характеристика деятельности малого предприятия «Строитель» 19
3.1. История создания 19
3.2. Опыт функционирования организации 19
Заключение 22
Литература 25

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

«АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА  И КАЗНАЧЕЙСТВА

 

МИНИСТЕРСТВА  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

Студентки  Луценко Лады Владимировны

Группы    __ 2 Ф3 ______ 

 

 

Тема: «Малые предприятия и их роль в экономике России»

 

Факультет   «Финансовый»

 

Специальность  «Финансы и кредит»

 

Отделение   дневное

 

Научный руководитель _Кулакова Н.Н._

_______________

 

………………………. ……………………….  ………………………

   Дата поступления       Допуск к защите.     Защита работы.

   работы в деканат  Подпись преподавателя.              Оценка.

                                        Подпись преподавателя.

 

 

 

Калуга, 2010

 

 

Содержание:

 

Введение

 

Осуществляемые в нашей  стране экономические реформы явились  условием становления и развития малого предпринимательства, которое  решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, являясь существенным составляющим рыночного хозяйства. Его развитие  влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий  в масштабах экономики страны. Актуальность и значимость выбранной темы курсовой работы не оставляет сомнений, так как одной из главных задач государства является «Либерализация предпринимательского пространства. Правила экономики должны быть ясны для всех» - из выступления президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.

Данная работа имеет  цель на основе изучения экономической  литературы и переработке теоретического материала  наилучшим образом  раскрыть роль малого бизнеса в решении  стратегических задач российской экономики. Показать опытным путем (на основе анализа деятельности малого предприятия «Строитель») как малое предпринимательство способствует развитию рыночного механизма и конкуренции, росту занятости, позволяет в короткие сроки перестроить производство и ускорить инновационные процессы.

Цель позволила сформулировать следующие задачи:

1. Рассмотреть общетеоретические  вопросы выбранной темы.

2. Раскрыть преимущества  малого предпринимательства, также  выявить проблемы и пути их  решения.

3. На основе малого  предприятия «Строитель» рассмотреть историю его создания и проанализировать опыт его функционирования.

Объектом исследования в данной курсовой работе выступает  малое предпринимательство, тогда  как предмет исследования – малые  предприятия и их роль в экономике  России.

В последние годы проблеме предпринимательства большое внимание уделяли социологи и экономисты. Исследовали его роль в обществе, его социально-экономические последствия, изучали перспективы развития, связь с общественными структурами, влияние на экономическое развитие. В частности, необходимо отметить работы таких авторов, как: Брызгалин В.В.,. Буев В., Виленский А., Дудин М.Н., Лапуста М.Г., Лясников Н.В., Колесников, Орлов А.В., Старостин Ю.Л., Щадилова С.Н., Шаталин С.С., Шестоперов А.М.

Также базой исследования стали официальные документы и опубликованные статистические данные.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав и  заключения.

 

1. Теоретические  основы предпринимательской деятельности

 

Теория и история  предпринимательства представляют собой систему знаний  о сущности и роли предпринимательской деятельности в жизни людей. Она имеет столь же давнюю историю, что и мировая экономическая мысль. Понятие «предпринимательство» стало применяться, начиная с нового времени (XVII-XVIII вв.). Как сложное социально-экономическое явление предпринимательство носит всеобщий, универсальный характер и является естественным результатом поиска многими поколениями людей наиболее эффективных решений в отношениях с окружающей средой при удовлетворении собственных потребностей.

Принято считать, что одним из основоположников теории предпринимательства является английский экономист Ричард Кантильон (1680-1734). Именно ему приписывается введение  в научный оборот понятия «предприниматель», в переводе  с французского данный термин обозначал буквально «посредник».

Самые первые исследователи  предпринимательства (Р. Кантильон и его последователь Иоган Генрих Тюнен) связывали предпринимательство именно с риском, а организационно-управленческие и инновационные аспекты предпринимательской деятельности не рассматривались. По Кантильону предприниматель это любой индивид,  обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее,  чьи  действия характеризуются надеждой получить доход,  и готовностью к потерям.1

1.1 Сущность  предпринимательства и предпринимательской деятельности

 

Современное определение  предпринимательства опирается  на множество точек зрения. Наиболее общей является понимание предпринимательства, в широком смысле, как специфический фактор общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую динамику воспроизводственных процессов через создание новых более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов.

В более конкретной форме, предпринимательство – это система  хозяйствования, основанная на рисковой, инновационной деятельности, целью которой является получение предпринимательского дохода, и затрагивающая либо весь процесс воспроизводства, либо отдельные его стадии (производство, распределение, обмен и потребление). Это совершенно новый тип бизнеса, основанный на инновационном поведении собственника предприятия, обладающего глубоким мышлением, базирующемся на высоком интеллектуальном капитале.2

До сих пор отсутствует  единый подход к определению феномена «предпринимательства». Четкое определение «предпринимательство» является одной из проблем в условиях формирования стратегического развития России по инновационному пути. Начало возрождения предпринимательства в России было положено принятием в 1987 г. закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», который сформулировал новую задачу для частного бизнеса, а также основы формирования предпринимательства.

Предпринимательство создает  предпосылки для появления и  функционирования бизнеса.

Таким образом, бизнес и  предпринимательство – это две неразрывно связанные структуры способные влиять на развитие экономики стран и отдельных регионов. Сейчас это мнение разделяют многие политики, экономисты и практики, однако по их же утверждению признание значения предпринимательства по- прежнему недооценивается в нашей стране.

1.2 Понятие малого предприятия и их классификация

 

Бизнес принимает пальму первенства от предпринимательства, при  этом малый бизнес – это любая  экономическая деятельность на малых  предприятиях, приносящая прибыль. Малое предпринимательство представляет собой многочисленную группу мелких собственников, в значительной мере определяющих социально-экономический и в определенной мере политический уровень развития цивилизованных стран.

Малое предприятие является «единицей» малого предпринимательства. Малое предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Как  показывает  мировая  практика,  основным  критерием,  на   основе которого предприятия различных организационно - правовых  форм относятся  к субъектам малого предпринимательства, является, в первую  очередь,  средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.  В  ряде научных работ под малым бизнесом  понимается  деятельность,  осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие,  управляемое  одним  собственником.

Как правило, наиболее общими  критериями,  на  основе  которых  предприятия относятся к малому бизнесу,  являются:

    -  численность персонала;

    -  размер уставного капитала;

    -  величина активов;

    -  объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по  которым  предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса),  превышает  50. Однако наиболее часто применяемыми  критериями  являются  те,  что  описаны выше.  Практически  во  всех  странах   определяющим   критерием   является численность работников за отчетный период.

С 1 января 2008 года вступил  в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации». Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц – суммарная  доля участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных  граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета налога  на добавленную стоимость или  балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

для микропредприятий – 60 млн. рублей;

для малых предприятий – 400 млн. рублей.

С 1 января 2010 года также вступает в  силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.3

Изменения коснулись  и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.

1.3 Малые  предприятия и их роль в  экономике

 

Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны. Во-первых, они способствуют поддержанию стабильности рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений. Формируют конкурентные, цивилизованные рыночные отношения, содействуют структурной перестройке экономики.

Во-вторых, они обеспечивают необходимую  мобильность производства в условиях рынка, углубление специализации и  широкое развитие кооперации производства, без которых немыслима его  высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и росту национальной экономики.

В-третьих, роль малых предприятий  в деятельности крупных и средних  предприятий постоянно возрастает. Большое значение имеет способность  малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения и использования свободных производственных мощностей.

Малое предпринимательство  призвано:

 значительно, и  без существенных капитальных  вложений расширить производство  многих потребительских товаров  и услуг, с использованием местных  источников сырья;

приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни  в населенных пунктах различных масштабов;

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике России