Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:40, курсовая работа
Данная работа имеет цель на основе изучения экономической литературы и переработке теоретического материала наилучшим образом раскрыть роль малого бизнеса в решении стратегических задач российской экономики. Показать опытным путем (на основе анализа деятельности малого предприятия «Строитель») как малое предпринимательство способствует развитию рыночного механизма и конкуренции, росту занятости, позволяет в короткие сроки перестроить производство и ускорить инновационные процессы.
Введение 3
1. Теоретические основы предпринимательской деятельности 5
1.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности 5
1.2 Понятие малого предприятия и их классификация 7
1.3 Малые предприятия и их роль в экономике 10
2. Развитие малого бизнеса в России 12
2.1.Динамика развития малого предпринимательства в регионах России . 12
2.2. Проблемы становления и функционирования малого бизнеса 14
2.3. Государственные программы и фонды поддержки малых предприятий 14
3. Характеристика деятельности малого предприятия «Строитель» 19
3.1. История создания 19
3.2. Опыт функционирования организации 19
Заключение 22
Литература 25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Студентки Луценко Лады Владимировны
Группы __ 2 Ф3 ______
Тема: «Малые предприятия и их роль в экономике России»
Факультет «Финансовый»
Специальность «Финансы и кредит»
Отделение дневное
Научный руководитель _Кулакова Н.Н._
_______________
………………………. ………………………. …………………
Дата поступления Допуск к защите. Защита работы.
работы в деканат Подпись преподавателя. Оценка.
Калуга, 2010
Содержание:
Осуществляемые в нашей
стране экономические реформы явились
условием становления и развития
малого предпринимательства, которое
решает основные функции, присущие вообще
предпринимательской
Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны. Актуальность и значимость выбранной темы курсовой работы не оставляет сомнений, так как одной из главных задач государства является «Либерализация предпринимательского пространства. Правила экономики должны быть ясны для всех» - из выступления президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.
Данная работа имеет цель на основе изучения экономической литературы и переработке теоретического материала наилучшим образом раскрыть роль малого бизнеса в решении стратегических задач российской экономики. Показать опытным путем (на основе анализа деятельности малого предприятия «Строитель») как малое предпринимательство способствует развитию рыночного механизма и конкуренции, росту занятости, позволяет в короткие сроки перестроить производство и ускорить инновационные процессы.
Цель позволила сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть общетеоретические вопросы выбранной темы.
2. Раскрыть преимущества
малого предпринимательства,
3. На основе малого предприятия «Строитель» рассмотреть историю его создания и проанализировать опыт его функционирования.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает малое предпринимательство, тогда как предмет исследования – малые предприятия и их роль в экономике России.
В последние годы проблеме предпринимательства большое внимание уделяли социологи и экономисты. Исследовали его роль в обществе, его социально-экономические последствия, изучали перспективы развития, связь с общественными структурами, влияние на экономическое развитие. В частности, необходимо отметить работы таких авторов, как: Брызгалин В.В.,. Буев В., Виленский А., Дудин М.Н., Лапуста М.Г., Лясников Н.В., Колесников, Орлов А.В., Старостин Ю.Л., Щадилова С.Н., Шаталин С.С., Шестоперов А.М.
Также базой исследования стали официальные документы и опубликованные статистические данные.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Теория и история
предпринимательства
Принято считать, что одним из основоположников теории предпринимательства является английский экономист Ричард Кантильон (1680-1734). Именно ему приписывается введение в научный оборот понятия «предприниматель», в переводе с французского данный термин обозначал буквально «посредник».
Самые первые исследователи предпринимательства (Р. Кантильон и его последователь Иоган Генрих Тюнен) связывали предпринимательство именно с риском, а организационно-управленческие и инновационные аспекты предпринимательской деятельности не рассматривались. По Кантильону предприниматель это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются надеждой получить доход, и готовностью к потерям.1
Современное определение предпринимательства опирается на множество точек зрения. Наиболее общей является понимание предпринимательства, в широком смысле, как специфический фактор общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую динамику воспроизводственных процессов через создание новых более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов.
В более конкретной форме,
предпринимательство – это
До сих пор отсутствует единый подход к определению феномена «предпринимательства». Четкое определение «предпринимательство» является одной из проблем в условиях формирования стратегического развития России по инновационному пути. Начало возрождения предпринимательства в России было положено принятием в 1987 г. закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», который сформулировал новую задачу для частного бизнеса, а также основы формирования предпринимательства.
Предпринимательство создает предпосылки для появления и функционирования бизнеса.
Таким образом, бизнес и предпринимательство – это две неразрывно связанные структуры способные влиять на развитие экономики стран и отдельных регионов. Сейчас это мнение разделяют многие политики, экономисты и практики, однако по их же утверждению признание значения предпринимательства по- прежнему недооценивается в нашей стране.
Бизнес принимает пальму первенства от предпринимательства, при этом малый бизнес – это любая экономическая деятельность на малых предприятиях, приносящая прибыль. Малое предпринимательство представляет собой многочисленную группу мелких собственников, в значительной мере определяющих социально-экономический и в определенной мере политический уровень развития цивилизованных стран.
Малое предприятие является «единицей» малого предпринимательства. Малое предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно - правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
Согласно нормам Федерального закона
к субъектам малого предпринимательства
относятся внесенные в единый
государственный реестр юридических
лиц потребительские
1) для юридических лиц –
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров
(работ, услуг) без учета
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:
для микропредприятий – 60 млн. рублей;
для малых предприятий – 400 млн. рублей.
С 1 января 2010 года также вступает в силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.3
Изменения коснулись
и порядка ведения
Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны. Во-первых, они способствуют поддержанию стабильности рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений. Формируют конкурентные, цивилизованные рыночные отношения, содействуют структурной перестройке экономики.
Во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность производства в условиях рынка, углубление специализации и широкое развитие кооперации производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и росту национальной экономики.
В-третьих, роль малых предприятий
в деятельности крупных и средних
предприятий постоянно
Малое предпринимательство призвано:
значительно, и
без существенных капитальных
вложений расширить
приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов;
Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике России