Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:40, курсовая работа
Данная работа имеет цель на основе изучения экономической литературы и переработке теоретического материала наилучшим образом раскрыть роль малого бизнеса в решении стратегических задач российской экономики. Показать опытным путем (на основе анализа деятельности малого предприятия «Строитель») как малое предпринимательство способствует развитию рыночного механизма и конкуренции, росту занятости, позволяет в короткие сроки перестроить производство и ускорить инновационные процессы.
Введение 3
1. Теоретические основы предпринимательской деятельности 5
1.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности 5
1.2 Понятие малого предприятия и их классификация 7
1.3 Малые предприятия и их роль в экономике 10
2. Развитие малого бизнеса в России 12
2.1.Динамика развития малого предпринимательства в регионах России . 12
2.2. Проблемы становления и функционирования малого бизнеса 14
2.3. Государственные программы и фонды поддержки малых предприятий 14
3. Характеристика деятельности малого предприятия «Строитель» 19
3.1. История создания 19
3.2. Опыт функционирования организации 19
Заключение 22
Литература 25
вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;
создать благоприятные
предпосылки для
ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов;
послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.4
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о большой значимости малого предпринимательства для экономики страны: малые предприятия осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость трудоспособного населения, способствуют формированию конкурентной среды, расширяют производство товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных капиталовложений, сглаживают диспропорции в развитии регионов, вовлекают средства населения в деловой оборот.5
Рассмотрим уровень развития малого предпринимательства в России.
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий
по Российской Федерации и Центральному Федеральному округу
на 1 июля 2010 года
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2010 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1 | |
единиц |
Прирост/ сокращение (-) за период 01.07.2009-01.07.2010 | |
РФ |
154,7 |
-5,7 |
Центральный |
184,0 |
-13,0 |
В т.ч. Калужская область |
184,1 |
187,0 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.
По состоянию на 1 июля 2010 г. в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий., что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,7 ед. В Центральном ФО количество малых предприятий также сократилось на 6,6% или 13,0 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа.. Однако в Калужской области выявлена положительная динамика.
Таблица 2
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях
по Российской Федерации и Центральному Федеральному округу
на 1 июля 2010 года
Федеральные округа |
Среднесписочная численность работников МП1 |
Доля занятых на МП в общей
среднесписочной численности | ||
тыс. чел. |
в % к январю-июню 2009 г. |
% |
Изменение относительно Января-июня 2009 г., п.п. | |
РФ |
5578,2 |
96,7 |
12,0 |
-0,10 |
Центральный |
1576,0 |
95,2 |
11,8 |
-0,27 |
В т.ч. Калужская область |
60,8 |
98,94 |
18,31 |
0,17 |
По итогам января-июня
2010 года среднесписочная численность
занятых на МП в целом по стране
сократилась на 3,3% и составила 5578,2
тыс. человек. Удельный вес работников
МП в общей среднесписочной
Также в Центральном ФО наблюдается значительный рост объемов оборота малых предприятий – на 15,3%, в т.ч. Калужской области – 21,9% .
По итогам января-июня 2010 г. в 33 регионах отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях, в частности Калужская область – на 61,1%.
Итоги деятельности малых предприятий в январе-июне 2010 года в региональном разрезе можно рассматривать как умеренно позитивные, в частности по Калужской области можно отметить рост по всем показателям.
Анализируя предпринимательскую сферу, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.
1. Сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок. Слабая правовая защищенность предпринимателей.
2. Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.
3. Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
4. Неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.
5. Слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
Для нормальной деятельности
бизнеса необходимо обеспечить оптимальное
сочетание интересов
Малое предпринимательство несомненно нуждается во всесторонней и
стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Государственная
поддержка малого
1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства;
2. Создание льготных условий использования субъектами малого
предпринимательства
государственных финансовых
3. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.
4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих
полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:
1. разрабатывают
предложения по
2. проводят анализ
состояния малого
3. организуют разработку и реализацию Федеральной программы
государственной поддержки малого предпринимательства;
4. подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;
5. оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.
Государством принимается федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Такая программа принималась на 1998-1999г, 2000- 2001г.
Государственная
поддержка осуществляется в
Правительство
РФ ежегодно перед
В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение
ассигнований на её реализацию.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя основные положения:
- меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
- перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
- меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
- предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства и т.д.
Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают фонды поддержки малого предпринимательства.
Основными направлениями деятельности фондов поддержки малого предпринимательства являются:
- Содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путём привлечения эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
- Участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, насыщении товарного рынка, создание новых рабочих мест;
- Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;
- Содействия в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
- Организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства взаимодействует с государственными и муниципальными фондами.
С 1996 г. было принято более 100 правовых актов касающихся деятельности малых предприятий. В их числе: Федеральные законы № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства В Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г.); № 134-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (с изменениями 2002-2008 гг.); № 94 –ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями 2005-2008 гг.); Указ Президента РФ № 797 от 15 мая 2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и др.
Однако в силу неразвитости рыночных отношений в России многие мероприятия по поддержке малого предпринимательства не реализуются, большинство мер пока только декларированы, но не получили практической реализации, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Таким образом, необходим пересмотр государственной политики в сфере регулирования и поддержки малого предпринимательства, развитие которого должно стать одним из приоритетов национальной экономики.
Рассмотрим функционирование деятельности конкретного малого предприятия «Строитель».
Торговля – древнейшая деятельность человека. Поэтому неудивительно, что, несмотря на различные экономические потрясения, эта сфера бизнеса постоянно развивается и совершенствуется.
Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике России