Малые предприятия и их роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Данная работа имеет цель на основе изучения экономической литературы и переработке теоретического материала наилучшим образом раскрыть роль малого бизнеса в решении стратегических задач российской экономики. Показать опытным путем (на основе анализа деятельности малого предприятия «Строитель») как малое предпринимательство способствует развитию рыночного механизма и конкуренции, росту занятости, позволяет в короткие сроки перестроить производство и ускорить инновационные процессы.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы предпринимательской деятельности 5
1.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности 5
1.2 Понятие малого предприятия и их классификация 7
1.3 Малые предприятия и их роль в экономике 10
2. Развитие малого бизнеса в России 12
2.1.Динамика развития малого предпринимательства в регионах России . 12
2.2. Проблемы становления и функционирования малого бизнеса 14
2.3. Государственные программы и фонды поддержки малых предприятий 14
3. Характеристика деятельности малого предприятия «Строитель» 19
3.1. История создания 19
3.2. Опыт функционирования организации 19
Заключение 22
Литература 25

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;

создать благоприятные  предпосылки для трудоустройства  рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;

ускорить демонополизацию  производства, развитие конкуренции, оптимизацию  размерной структуры рыночных субъектов;

послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.4

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о большой  значимости малого предпринимательства для экономики страны: малые предприятия осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость трудоспособного населения, способствуют формированию конкурентной среды, расширяют производство товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных капиталовложений, сглаживают диспропорции в развитии регионов, вовлекают средства населения в деловой оборот.5

 

2. Развитие малого  бизнеса в России

 

Рассмотрим уровень  развития малого предпринимательства в России.

2.1.Динамика  развития малого предпринимательства  в регионах России в январе-июле 2010 года.6

 

Таблица 1

Количество зарегистрированных малых предприятий

по Российской Федерации и Центральному Федеральному округу

на 1 июля 2010 года

 

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2010 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1

единиц

Прирост/ сокращение (-) за период 01.07.2009-01.07.2010

РФ

154,7

-5,7

Центральный

184,0

-13,0

В т.ч. Калужская область

184,1

187,0


1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.

 

По состоянию на 1 июля 2010 г. в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий., что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,7 ед. В Центральном ФО количество малых предприятий также сократилось на 6,6% или 13,0 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа.. Однако в Калужской области выявлена положительная динамика.

 

 

 

 

Таблица 2

Среднесписочная численность  занятых на малых предприятиях

по Российской Федерации и Центральному Федеральному округу

на 1 июля 2010 года

 

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП1

Доля занятых на МП в общей  среднесписочной численности занятых

тыс. чел.

в % к январю-июню

2009 г.

%

Изменение относительно

Января-июня 2009 г., п.п.

РФ

5578,2

96,7

12,0

-0,10

Центральный

1576,0

95,2

11,8

-0,27

В т.ч. Калужская область

60,8

98,94

18,31

0,17


 

По итогам января-июня 2010 года среднесписочная численность  занятых на МП  в целом по стране сократилась на 3,3% и составила 5578,2 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности  занятых за этот период уменьшился на 0,1 п.п. и составил 12%. В Центральном ФО среднесписочная численность занятых на МП также сократилась. Однако в Калужской области выявлена положительная динамика  в доле занятых на МП работников - удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился  на 0,17 п.п. и составил 18,31%.

Также в Центральном  ФО наблюдается значительный рост объемов  оборота малых предприятий –  на 15,3%, в т.ч. Калужской области – 21,9% .

По итогам января-июня 2010 г. в 33 регионах отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях, в частности Калужская область – на 61,1%.

Итоги  деятельности малых предприятий  в январе-июне 2010 года в региональном разрезе можно рассматривать  как умеренно позитивные, в частности по Калужской области можно отметить рост по всем показателям.

2.2. Проблемы становления и функционирования  малого бизнеса

 

Анализируя предпринимательскую сферу, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.

1. Сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок. Слабая правовая защищенность предпринимателей.

2. Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

3. Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

4. Неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

5. Слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное  сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. Важно, чтобы государственная поддержка поставила надежный заслон разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса.

2.3. Государственные программы и  фонды поддержки малых предприятий

 

Малое предпринимательство   несомненно нуждается  во  всесторонней   и

стабильной  государственной  поддержке.  Она  осуществляется  в   различных формах,  в  первую  очередь,  путем  стимулирования  производства  наиболее приоритетных видов  продукции,  предоставления  налоговых  льгот,  дотаций, льготного банковского кредитования, создания  информационно-консультативных и научно-технических центров,  развития  системы  страхования,  организации материально-технического  снабжения.  Важную   роль   играют   принятие   и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

      Государственная  поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим направлениям:

   1.   Формирование   инфраструктуры   поддержки    и    развития    малого

      предпринимательства;

   2.   Создание   льготных   условий   использования   субъектами    малого

      предпринимательства  государственных финансовых материально-технических       и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных       ресурсов, разработок и технологий;

   3.  Установление  упрощенного  порядка   регистрации   субъектов   малого предпринимательства, лицензирования их деятельности,  сертификации  их       продукции,    предоставления    государственной    статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка  внешнеэкономической  деятельности       субъектов малого предпринимательства.

   4. Организация  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров       для малых предприятий.

 

       Федеральные   органы   исполнительной   власти   в   пределах   своих

полномочий  при  проведении  политики,  направленной  на   государственную поддержку малого предпринимательства:

   1. разрабатывают  предложения по совершенствованию  законодательства  РФ  в       области государственной поддержки малого предпринимательства;

   2. проводят анализ  состояния малого предпринимательства,  и  эффективности       применения мер по его государственной поддержке;

   3.   организуют   разработку   и   реализацию    Федеральной    программы

      государственной поддержки малого предпринимательства;

   4.  подготавливают  предложения  об  установлении  для  субъектов  малого       предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании  средств  федерального  бюджета и специализированных       внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;

   5. оказывают содействие  органам исполнительной власти  субъектов  РФ при разработке и реализации мер по поддержке  малого  предпринимательства.    

      Государством  принимается  федеральная  программа  поддержки   малого предпринимательства.  Такая  программа  принималась  на   1998-1999г,  2000- 2001г.

      Государственная  поддержка осуществляется в соответствии  с федеральной программой    государственной    поддержки    малого    предпринимательства, региональными,  отраслевыми  и   муниципальными   программами   развития   и поддержки  малого   предпринимательства,   разрабатываемыми   соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов  РФ  и  органами местного самоуправления. 

      Правительство   РФ ежегодно перед представлением  федерального  бюджета вносит  на  рассмотрение  Федерального  собрания   РФ   проект   федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

      В   федеральном   бюджете   ежегодно   предусматривается    выделение

ассигнований на её реализацию.

      Государственные   и   муниципальные   программы   поддержки    малого предпринимательства включают в себя основные положения:

    - меры  по  формирования  инфраструктуры  развития  и  поддержки  малого       предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

    - перспективные  направления  развития  малого  предпринимательства   и приоритетные виды деятельности субъектов малого   предпринимательства;

    - меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития  форм       поддержки малого предпринимательства;

    - предложения по установлению налоговых  льгот  и  ежегодному  выделению       средств   из   соответствующих   бюджетов    на    поддержку    малого       предпринимательства и т.д.      

      Кроме  того, большую помощь малому бизнесу  оказывают  фонды  поддержки малого предпринимательства.

      Основными   направлениями   деятельности   фондов   поддержки   малого предпринимательства являются:

    - Содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной       поддержки малого  предпринимательства и развития  конкуренции путём       привлечения эффективного  использования   финансовых   ресурсов   для       реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого       предпринимательства;

    - Участие в разработке, проведении экспертизы  и  конкурсном  отборе,  а также   в   реализации   федеральных,   региональных,   отраслевых   и       муниципальных     программ     развития     и     поддержки     малого       предпринимательства, проектов в области  малого  предпринимательства, насыщении  товарного       рынка, создание новых рабочих мест;

    - Участие в формировании  инфраструктуры  рынка,  обеспечивающей  равные       условия и возможности для осуществления деятельности в области малого       предпринимательства;

    - Содействия в привлечении отечественных и  иностранных  инвестиций  для       реализации   приоритетных   направлений   деятельности   по   созданию       конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

    - Организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм       законодательства.

      Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства взаимодействует с государственными и муниципальными фондами.

С 1996 г. было принято более 100 правовых актов касающихся деятельности малых предприятий. В их числе: Федеральные законы № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства В Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г.); № 134-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (с изменениями 2002-2008 гг.); № 94 –ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями 2005-2008 гг.); Указ Президента РФ № 797 от 15 мая 2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и др.

Однако в силу неразвитости рыночных отношений в России многие мероприятия по поддержке малого предпринимательства не реализуются, большинство мер пока только декларированы, но не получили практической реализации, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Таким образом, необходим  пересмотр государственной политики в сфере регулирования и поддержки малого предпринимательства, развитие которого должно стать одним из приоритетов национальной экономики.

 

3. Характеристика  деятельности малого предприятия  «Строитель»

 

Рассмотрим функционирование деятельности конкретного малого предприятия «Строитель».

3.1. История создания

 

Торговля – древнейшая деятельность человека. Поэтому неудивительно, что, несмотря на различные экономические потрясения, эта сфера бизнеса постоянно развивается и совершенствуется.

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике России