Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:40, курсовая работа
Данная работа имеет цель на основе изучения экономической литературы и переработке теоретического материала наилучшим образом раскрыть роль малого бизнеса в решении стратегических задач российской экономики. Показать опытным путем (на основе анализа деятельности малого предприятия «Строитель») как малое предпринимательство способствует развитию рыночного механизма и конкуренции, росту занятости, позволяет в короткие сроки перестроить производство и ускорить инновационные процессы.
Введение 3
1. Теоретические основы предпринимательской деятельности 5
1.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности 5
1.2 Понятие малого предприятия и их классификация 7
1.3 Малые предприятия и их роль в экономике 10
2. Развитие малого бизнеса в России 12
2.1.Динамика развития малого предпринимательства в регионах России . 12
2.2. Проблемы становления и функционирования малого бизнеса 14
2.3. Государственные программы и фонды поддержки малых предприятий 14
3. Характеристика деятельности малого предприятия «Строитель» 19
3.1. История создания 19
3.2. Опыт функционирования организации 19
Заключение 22
Литература 25
Малое предприятие «Строитель» образовалось в 2001 году. Организационно-правовая форма – индивидуальный предприниматель Сидорович С.А. Предметом деятельности является оптово-розничная торговля строительными и отделочными материалами.
С ростом доходов населения, ростом экономических показателей в целом по стране предприятие оказалось очень востребованным на рынке строительных материалов и заняло свою нишу среди прочих предприятий.
Существует на рынке г. Кирова уже 9 лет и успешно развивается. Является на данный момент самым крупным центром оптово-розничной торговли Кировского и близ лежащих районов Калужской области. Имеет 2 рынка сбыта: оптовая продажа со склада и розница через торговую сеть.
Находится в центре города, имеет складской комплекс, удобные подъездные пути. Использование современного оборудования позволяет расширить ассортимент строительных материалов в соответствии с запросами рынка, осуществляет поставки товара оперативно и высокого качества.
Координацию всей деятельность
осуществляет собственник малого предприятия.
Руководит организацией молодой, энергичный
инноватор Сидорович Сергей Александрович,
готовый к прогрессивным измене
Численность работников составляет 19 человек. Коллектив можно назвать стабильным, это люди, которые работают с начала существования предприятия и прошли с ним все этапы развития. Причём со временем эта основа только обрастает новыми людьми, практически никого не теряя. Возраст большей части коллектива от 25 до 40 лет, это позитивно сказывается на внутреннем климате фирмы, т. к. молодёжь в большинстве своём оптимисты, легче находятся точки соприкосновения друг с другом, меньше трений и неурядиц в коллективе и больше общих интересов. Молодое поколение имеет свежий взгляд на бизнес, легче понимает свою выгоду в том или ином деле, что тоже положительно влияет на эффективность работы. Умение работников работать в команде является одним из наиболее важных условий эффективного функционирования предприятия. Следует отметить, что путь к нынешнему успеху предприятия проложен трудом, интеллектом, терпением, смекалкой и сплочённостью коллектива. Это главная гордость малого предприятия и основной потенциал.
Организация имеет широкий круг клиентов и потребителей. Менеджеры постоянно и успешно работают над расширением клиентской базы. Кроме того, следует отметить, что компания осуществляет широкую рекламную деятельность. Причём источники рекламы различны: телевидение, наружная реклама, Интернет-реклама, размещение информации в СМИ и т.д.
Увеличение клиентской базы привело к увеличению товарооборота, расширяя ассортимент реализуемых товаров, выросла прибыль, повысилась производительность труда.
Как известно главная цель функционирования коммерческой организации это получение прибыли. И если организация способна покрывать свои расходы и получать прибыль, значит – она работает эффективно.
На сегодняшний день функционирование деятельности малого предприятия «Строитель» можно назвать успешной во всех смыслах этого слова. Во-первых, за время существования «Строитель» занял одну из лидирующих позиций на рынке строительных и отделочных материалов. Поскольку рынок строительных и отделочных материалов уже сформирован и насыщен, он поделен примерно в одинаковом объеме между крупными продавцами. В ходе проведённого анализа рынка можно сделать вывод, что «Строитель» обладает преимуществом в ценах по основным позициям ассортимента, за счёт которых и делается большая часть товарооборота.
Во-вторых, по основным экономическим показателям, характеризующим результаты коммерческой деятельности рассматриваемой организации, можно сделать вывод, что организация работает эффективно. Темпы роста всех показателей имеют положительную динамику.
И, в-третьих, за 9 лет работы малое предприятие имеет широкий круг клиентов и потребителей. Зарекомендовала себя только с положительной стороны, как стабильная и успешно развивающаяся компания. И работа по расширению клиентской базы постоянно продолжается.
По результатам проведенного анализа функционирования деятельности «Строитель» можно сказать, что в целом деятельность компании является прибыльной, и кроме того, в наличии имеются резервы увеличения рентабельности. Наблюдается тенденция роста, обороты увеличиваются, соответственно и прибыль возрастает, можно говорить о том, что компания работает эффективно, т.е. окупает свои расходы и приносить прибыль.
В соответствии с поставленной целью и выполнив все задачи, поставленные перед этой работой, можно сделать следующие выводы.
Предпринимательство, как указывалось ранее, является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Но оно также оказывает большое влияние и на развитие национальной экономики. Последнее объясняется тем, что предпринимательство, исходя из его сущности (стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение), рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса. Структура национальных экономик стран с рыночной системой хозяйствования подтверждает это положение полностью.
Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.
В то же время развитие
технологий, науки и техники вызывает
необходимость постоянного
Но самая важная значимость малых предприятий заключается в решении ряда социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран.
Кроме того, в условиях повышения общей образованности населения все больше граждан стремится к более полному проявлению своих личных индивидуальных способностей. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия собственного дела, своего бизнеса, которое им по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также вызывает необходимость развития малых предприятий.
За последние годы
система государственной
Таким образом, из изложенного следует, что малые предприятия не являются "побочным" продуктом перехода экономики в новое качество, т.е. к рынку. Они являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая:
во-первых, стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений;
во-вторых, они обеспечивают
необходимую мобильность в
в-третьих, изменяющейся роли малых предприятий;
Вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, а также общественных малых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 10% ВВП и дают 1/3 прибыли. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
На основе анализа деятельности малого предприятия «Строитель» можно сделать вывод, что предприятие работает эффективно, приносит прибыль, является успешной. В этом, несомненно, мы видим заслугу самого предпринимателя. Риск и неустанный труд, небольшая поддержка государства – вот слагаемые успеха на сегодняшний день в малом бизнесе.
1. Брызгалин В.В. Малые предприятия: правовые основы деятельности, особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета. – М.: МЦФЕР, 2003 г.
2. Буев В. Некоторые
аспекты поддержки малого
3. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА, 2002 г.
4. Матвеев Н.В. Основы предпринимательства. Курс лекций: Учебное пособие. – Иркутск, 2008 г.
5. Орлов А.В. О малом бизнесе в России: учебное пособие. – М.: Международный университет, 2003 г.
6. Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. Москва 2010 г.
7. Щадилова С.Н. Малый бизнес. Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 1998 г.
8. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 23.07.2008 г.)
9. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г.)
10. Федеральный закон
№ 134-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О
защите прав юридических лиц
и индивидуальных
11. Указ Президента РФ № 797 от 15 мая 2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»
12. Интернет-ресурсы
1 Матвеев Н.В. Основы предпринимательства. Курс лекций: Учебное пособие. – Иркутск, 2008, стр. 254
2 Буев В. Некоторые аспекты поддержки малого предпринимательства. – Ж. «Предпринимательство в России». – М.: ИСАП, 2007 г.
3 Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 23.07.2008 г.)
4 Орлов А.В. О малом бизнесе в России: учеб. пособие.– М.: Международный университет, 2003 г., стр. 46
5 Орлов А.В. О малом бизнесе в России: учебное пособие. – М.: Международный университет, 2003 г., стр. 52
6 Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. Москва 2010 г.
Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике России