Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 20:59, курсовая работа
1. Коэффициент ликвидации (Клик) определяется по формуле:
Клик = ОПФ лик / ОПФ нг,
где ОПФ нг – стоимость основных производственных средств (ОПФ) на начало года, тыс. руб.;
ОПФ лик – стоимость ОПФ, выведенных из эксплуатации в течение года.
Задание № 10 стр.4
Введение стр. 10
Глава 1 Понятие малого бизнеса и его роль в экономике стр. 11
1.1 Понятие, функции, критерии малого бизнеса стр. 11
1.2. Экономическая характеристика малого бизнеса стр. 13
1.2.1 Преимущества малого бизнеса стр. 16
1.2.2 Недостатки малого бизнеса стр. 17
Глава 2 Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы становления и развития малого бизнеса стр. 18
2.1 Проблемы малого предпринимательства стр. 18
2.2 Льготы, предоставляемые субъектам малого предпринимательства стр. 21
Глава 3 Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России стр. 23
Заключение стр. 25
Список литературы стр. 27
5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности
8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
1.2.2 Недостатки малого бизнеса
1. По сравнению с крупными предприятиями МП обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
2. МП зависимы от крупных компаний.
3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
6. МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности МП к изменениям не велики..
8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
ГЛАВА 2 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.
2.1 Проблемы малого предпринимательства
Какие же условия необходимы для развития малого предпринимательства в нашей стране?
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых – торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Сейчас в малом частном бизнесе занято более 1 млн. человек.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Истосниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе – как о спекулянте.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг) но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала – все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес – непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение «убивает» в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5–10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы – усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
а) нормативно-правовое;
б) финансово-кредитное;
в) информационно-техническое;
г) организационное;
д) кадровое и консультационное обеспечение;
е) внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного – отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
2.2 Льготы, предоставляемые субъектам малого предпринимательства.
малый лицензирование бизнес лицензирование
В 2002 году организации лишились большей части льгот по налогу на прибыль. Однако некоторые виды действовавших ранее освобождений пока еще могут использоваться. МНС России выпустило письмо от 02.04.2002 №02–3–07'/77-Н343, в котором разъяснило порядок уплаты налога на прибыль малыми предприятиями.
До 2002 года некоторые малые предприятия могли не платить налог на прибыль в первые два года своей деятельности. На это было указано в пункте 4 статьи 6 Закона РФ от 27.12.91 №2116–1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее – Закон №2116–1). Чтобы получить такую льготу, нужно было выполнить следующие условия:
малое предприятие не должно быть созданным на базе ликвидированных или реорганизованных фирм, их филиалов и структурных подразделений;
осуществляемый вид деятельности связан с производством сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров или товаров народного потребления, строительных материалов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Кроме того, льгота предоставлялась малым предприятиям, которые занимались строительством или ремонтом объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения;
выручка от указанных видов деятельности в первые два года деятельности малого предприятия превышала 70% от общего дохода.
В третий и четвертый года работы эти малые предприятия также платили налог на прибыль на льготных условиях. Так, на третьем году работы они применяли ставку, равную 25% от обычной, а на четвертом – 50% от нее. При этом требования к основному виду деятельности ужесточались. Выручка от льготируемых видов деятельности должна была составлять уже 90% от общего дохода.
Напомним, что глава 25
«Налог на прибыль организаций» НК
РФ не предоставляет малым
Согласно пункту 1 статьи 145 II части Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей по уплате на добавленную стоимость, если в течение предшествующих трех месяцев налоговая база по операциям, облагаемым данным налогом без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. рублей. Приведенное положение не распространяется на организации, признаваемые налогоплательщиками акцизов. Оно также не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров, подлежащих налогообложению, на таможенную территорию Российской Федерации.
Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении ими ранее перечисленных условий может производиться на срок, равный двенадцати последовательным периодам (налоговый период по НДС равен месяцу). В статье 145 Налогового кодекса приведен механизм данной льготы.
По существу Налоговый кодекс ухудшил условия хозяйствования малых предприятий, так как с 01.01.1994 года все малые предприятия, а не только те, чья налоговая база не превысила ранее названную цифру, имели право платить НДС также как налог на прибыль ежеквартально, исходя из окончательного расчета своих налоговых обязательств по НДС.
Информация о работе Малые предприятия, понятие, проблемы развития, экономические льготы