Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа
В курсовой работе по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» рассмотрены основы маркетинговой деятельности предприятия и организация сбыта продукции.
В настоящее время далеко не все предприниматели и руководители предприятий готовы работать в условиях рыночной экономики и бороться с ее трудностями. Ранее, в условиях плановой экономики, выпуская четко заданный объем продукции, никто не задумывался о сбыте и удовлетворении потребностей покупателей.
Введение…………………………………………………………………..4
Глава I. Маркетинговая деятельность предприятия………………5
1. Маркетинг ……………………………………………………….....5
1.1 Принципы составления плана маркетинга………………...5
1.2 Содержание плана маркетинга…………………………......6
2. Стратегии маркетинга……………………………………………...6
2.1 Маркетинговые мероприятия………………………………………...7
3. Элементы комплексного маркетинга…………………………………7
4. Схема распространения товаров………………………………………8
5. Реклама………………………………………………………………….9
Глава II. Организация сбыта продукции…………………………….11
1. Служба сбыта 11
1.1 Структура службы сбыта 12
1.2 Планирование и организация сбыта 13
1.3 Контроль и координация работы персонала службы сбыта 14
2. Содержание работы по планированию сбыта………………………..14
2.1 Проблемы и цели сбыта 15
2.1.1 Прогноз спроса и конъюнктуры 16
2.2. Система планирования 16
3. Содержание организации сбыта продукции 18
3.1 Основные способы осуществления сбыта продукции 19
3.2 Сущности организации сбыта 21
3.3 Задачи сбытовой деятельности 22
4. Значение и задачи сбыта продукции 23
4.1 Сбытовые операции 23
4.2 Реализация и оплата готовой продукции 24
5. Система сбытовых органов 25
6. Планирование сбыта продукции и контроль над его выполнением 27
6.1 Разработка плана поставки 27
6.2 Разработка плана реализации 28
6.3 контроль над выполнением указанных планов по срокам,
получение продукции от цехов 29
6.4 Разработка плана поставки по видам продукции 29
7. Хозяйственные связи между поставщиками и потребителями продукции 30
8. Договор поставки продукции………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………….34
Список используемой литературы………………………………………35
в план маркетинга включаются мероприятия по организации послепродажного обслуживания клиентов, включая гарантийное и постгарантийное обслуживание, доставку, упаковку и т.д.
5. РЕКЛАМА.
Реклама – еще один раздел плана маркетинга. Главной функцией рекламы является индивидуализация продукта, однако реклама – дорогостоящее мероприятие.
Многообразие видов рекламы можно свести к пяти видам:
информативная;
избирательная (на определенный сегмент);
сравнительная;
напоминающая;
подкрепляющая.
В структуре рекламы можно выделить следующие пять основных моментов:
способность привлечь внимание;
сила эмоционального воздействия;
сила воздействия на фактическое поведение;
информативность;
способность вызвать желание прочитать рекламное сообщение до конца.
Можно также сформулировать пять основных принципов разработки рекламы:
то, что воспринимается сознательно, обычно дольше удерживается в памяти;
то, о чем говорят в начале и в конце сообщения, запоминается лучше, чем то, о чем говорится в середине;
если материал разнообразен или необычен, он запоминается лучше;
информация легче запоминается и лучше воспроизводится, если она не противоречит привычным понятиям, убеждениям или мнениям;
необходимо учитывать дух основных тенденций общественной жизни.
Задача формирования общественного мнения о фирме и товарах («паблисити») также включается в план маркетинга. Эта задача решается путем формирования и поддержания благоприятного отношения к фирме широких масс населения, учреждений и организаций; презентаций и выставок; институциональной рекламы (престижной, фирменной, корпоративной); оказания консультативных услуг.
Глава II Организация сбыта продукции.
1. СЛУЖБА СБЫТА
Промышленные предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующие запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.
Для организации коммерческой деятельности по реализации готовой продукции на предприятиях создается служба сбыта.
Основными задачами службы сбыта является изучение спроса и установление тесных контактов с потребителями продукции; поиск наиболее эффективных каналов и форм реализации, отвечающих требованиям потребителей; обеспечение доставки продукции потребителю в нужное время; контроль над ходом реализации продукции в целях снижения коммерческих (внепроизводственных) издержек и ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Организация сбыта продукции базируется на маркетинговых исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий. Такими исследованиями в области сбыта являются исследование потребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем, объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностей выхода на внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.
1.1. Структура службы сбыта
Структура службы сбыта на предприятиях зависит от уровня концентрации (масштабов) и специализации производства, территориального размещения предприятия и степени хозяйственной самостоятельности его подразделений, от особенностей выпускаемой продукции, в частности производственного назначения, индивидуального (кратко- или долгосрочного) потребления, от характера и условий работы предприятия.
Структура службы сбыта включает как управленческие, так и производственные подразделения.
К управленческим подразделениям относятся отделы (группы, бюро) сбыта.
Отдел сбыта может включать следующие бюро (группы, секторы) заказов: изучение спроса, плановое и товарное (оперативное), договорно-претензионное экспортное, монтажа, наладки и технического обслуживания поставляемой продукции и др.
К производственным подразделениям относятся склады готовой продукции, цехи (участки) комплектации, консервации и упаковке готовой продукции, изготовления упаковочной тары, экспедиции и отгрузки.
Различают централизованную и децентрализованную службу сбыта. При централизованной форме складское хозяйство административно подчиняется непосредственно руководителю отдела сбыта. При децентрализованной форме отдел сбыта, обособлен от складов готовой продукции.
Для каждого конкретного предприятия важно определить границы рациональной рационализации сбытовой деятельности, установить четкое взаимоотношение службы сбыта со всеми подразделениями (службами, отделами) предприятия, устранить дублирование функций, четко разграничить обязанности внутри самой службы сбыта.
Содержание функций сбытовой деятельности готовой продукции включает три направления: планирование (прогнозирование), организацию, контроль и координацию. Каждое из направлений состоит из ряда функций, соответствующих специфике данного направления.
1.2. Планирование и организация сбыта
Планирование сбыта включает:
1) изучение внешних и внутренних условий;
2) определение целей;
3) разработку конъюнктуры и спроса;
4) подготовку прогнозов реализации товаров;
5) составление планов поставок готовой продукции;
6) планирование хозяйственных оптимальных связей;
7) выбор каналов распределения товара;
8) планирование дополнительных услуг, внешнеторговых операций, рекламной деятельности;
9) составление сметы расходов на управление сбытом и распределением, планирование доходности.
Организация сбыта включает:
1) организацию сбора информации о спросе;
2) заключение с потребителями хозяйственных договоров на поставку продукции;
3) выбор форм и методов реализации продукции, способ доставки ее потребителю;
4) подготовку продукции к отправке потребителю;
5) технологию товародвижения; организацию информационно- диспетчерской службы, отчетности;
6) организацию торговой коммуникации, правовой и претензионной работы;
7) организацию стимулирования спроса и рекламной деятельности.
1.3. Контроль и координация работы персонала службы сбыта
Она предполагает:
1) оценку соответствия реализации сбытовых функций программе маркетинговых исследований;
2) анализ действия сбытовой службы, а также разработанных мероприятий по координации сбытовой деятельности и повышение ее эффективности;
3) контроль и оценку эффективности стимулирования сбыта и рекламных мероприятий;
4) тактический контроль над поставками продукции, осуществлением внешнеторговых операций, соблюдением договорных обязательств, своевременность оплаты счетов;
5) корректировку производственной программы в соответствии с поступившими заказами;
6) предъявление потребителям претензий за нарушение договорных обязательств и несвоевременную оплату счетов.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СБЫТА
Начальным этапом планирования сбыта является изучение внешних и внутренних условий функционирования предприятия. В зависимости от изменений внешних условий возникает необходимость корректировки внутренних.
2.1. Проблемы и цели сбыта
Выявляются имеющиеся проблемы, связанные со сбытом продукции, устанавливаются цели, достижение которых будет способствовать их решению.
Такими целями могут быть:
1) достижения определенных размеров дохода, объема продажи и доли рынка сбыта, оптового товарооборота в ассортиментном разрезе;
2) установление хозяйственных оптимальных связей;
3) повышение эффективности работы сбытового персонала;
4) оптимизация запасов готовой продукции;
5) эффективность дополнительных услуг, предоставляемых потребителю;
6) рационализация товародвижения; повышение действенности претензионной работы;
7) выбор оптимальных каналов реализации продукции; минимизация затрат на транспортировку;
8) оптимизация всех видов затрат по сбыту;
9) повышение доходности и внешнеторговых сделок предприятия;
10) усиление действенности рекламной политике предприятия; стимулирование спроса покупателей.
Перечень целей может быть различным как на разных предприятиях, так и в разные периоды на одном и том же предприятии. Значимость перечисленных проблем и целей сбытовой деятельности, а, следовательно, и глубина исследования будут зависеть от того, в каких условиях функционирует предприятие – рынка производителя или рынка потребителя.
Причем в обоих случаях могут появиться новые проблемы, решение которых потребует формирование новых целей. Таким образом, перечень проблем и целей может быть расширен в зависимости от конкретного состояния внутренней и внешней среды предприятия.
2.1.1. Прогноз спроса и конъюнктуры
В связи с этим в практике как коммерческой, так и всей хозяйственной деятельности предприятия особенно важной проблемой являются разработка и использование прогнозов спроса и конъюнктуры. Главное, чтобы эти прогнозы стали основой выработки стратегических коммерческих решений предприятия. А для этого необходимо не только предвидеть количественные и структурно-качественные изменения спроса и конъюнктуры в перспективе, но и предупреждать их, формируя потребности, прилагая маркетинговые усилия к предотвращению проблемных ситуаций на рынке.
Разработка прогнозов спроса и конъюнктуры – основа для подготовки прогнозов реализации продукции, которые составляют базу для проведения всех коммерческих операций в течение прогнозного периода и составление текущих планов реализации и доходов.
После определения проблем и конкретных целей намечаются пути, этапы и последовательность действий для их достижения, т.е. разрабатывается план (программа) деятельности службы сбыта. Включение конкретных разделов в план обуславливается поставленными целями.
Прерогатива в решении данных вопросов принадлежит самому предприятию, который может использовать как формализованную, так и гибкую систему планирования.
2.2. Система планирования
Формализованная система планирования основана на четком разделении степеней и разделов планирования с жестко обусловленными плановыми периодами при четком соблюдении последовательности плановых операций.
При гибкой системе планирования нет жесткой привязки времени принятия решения к плановому периоду, появляется возможность отдельным подразделениям сбыта более оперативно управлять сбытовой деятельностью.
Гибкость планирования сбыта находиться в зависимости от статуса предприятия на рынке и сферы его деятельности.
Предприятия, действующие на рынках с установившимся кругом потребителей, структурой спроса и конкуренцией, т.е. на так называемых «зрелых» рынках, как правило, используют относительно формализованные плановые системы с жестко обусловленными плановыми периодами, распределением функций планирования и системы разработки плана.
Предприятия, специфика сфер, деятельности которых заключается в наличие нескольких независимых рыночных сегментов, с определенными колебаниями объема и структуры спроса. Высокая степень риска при проведении операций, агрессивных и динамично растущих конкурентов, чаще ориентируются на гибкое управление сбытом с использованием «целевых» планов и сценариев, разрабатываемых по мере возникновения потенциально опасных ситуаций или появление новых перспектив, сбыта.
Плановая функция сбытовой деятельности включает разработку планов поставки готовой продукции.
В процессе разработки планов сбыта продукции определяется общий объем поставок продукции в целом по предприятию и каждому потребителю в плановом году и поквартально с распределением по месяцам.
Для определения остатков годовой продукции на складе, на начало планируемого года к фактическому остатку на определенную ближайшую дату, прибавляется плановый объем выпуска товарной продукции за период между данной датой и началом планируемого года и вычитается запланированный за этот период времени объем поставки. С наступлением планового года остатки уточняются.
На основании годовых, квартальных и месячных планов поставок в соответствии с договорами отдел сбыта составляет номенклатурный и календарный планы-графики поставки готовой продукции.