Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:53, курсовая работа
Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы машиностроительной отрасли………………. 4
1.1. История развития машиностроительной отрасли ………………. 4
1.2. Структура отрасли машиностроения …………………………….. 6
1.3. Развитие машиностроительной отрасли в РТ...……… ………..... 11
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятии машиностроительной отрасли на примере ОАО «КАМАЗ»……15
2.1. Краткая характеристика предприятия «КАМАЗ» ………………. 15
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО«КАМАЗ». 19
Заключение………………………………………………………………… 25
Список использованной литературы…………………………………….. 27
Содержание
Введение………………………………………………………… | |
1. Теоретические основы машиностроительной отрасли………………. 4 | |
1.1. История развития машиностроительной отрасли ………………. 4 | |
1.2. Структура отрасли машиностроения …………………………….. 6 | |
1.3. Развитие машиностроительной
отрасли в РТ...……… ……….....
11 |
|
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятии машиностроительной отрасли на примере ОАО «КАМАЗ»…………... 15 | |
2.1. Краткая характеристика предприятия «КАМАЗ» ………………. 15 | |
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО«КАМАЗ». 19 | |
Заключение…………………………………………………… | |
Список использованной литературы…………………………………….. |
Введение
Машиностроение
как отрасль существует более двухсот
лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой
продукции оно занимает первое место среди
всех отраслей мировой промышленности.
Уровень развития машиностроения является
одним из важных показателей уровня развития
страны. Машиностроение определяет отраслевую
и территориальную структуру промышленности
мира, обеспечивает машинами и оборудованием
все отрасли экономики, производит разнообразные
предметы потребления.
Машинотехническая продукция является
третьей статьей российского экспорта
(после топливно-энергетических товаров
и металлов).
В условиях рыночной экономики главным
фактором повышения эффективности национальной
экономики становятся уже не отдельные
достижения науки и техники, а высокий
научный и технологический уровень всего
производства. Это уровень определяется
в первую очередь состоянием машиностроения
как отрасли, обеспечивающей потребности
в технологическом оборудовании, которое
должно обновляться непрерывно.
Машиностроение – это
базовая отрасль экономики, определяющая
развитие таких комплексов, как топливно-энергетический,
транспортный, строительный, химический
и нефтехимический и ряд других. От уровня
развития машиностроения зависят важнейшие
удельные показатели валового внутреннего
продукта страны (материалоемкость, энергоемкость)
и, как следствие, конкурентоспособность
выпускаемой продукции. Современный уровень
машиностроения в России, его научно-техническая
и производственная базы не отвечают на
сегодняшний день возрастающим требованиям
экономического и социального развития
страны.
Развитие машиностроения напрямую зависит
от качества экономического образования
менеджеров и инженерно-технических работников
предприятий отрасли.
Машиностроение как самостоятельная отрасль общественного производства возникло в конце XVIII -- начале XIX вв. на текстильных мануфактурах Англии, где зарождались первые производственные участки по созданию и изготовлению прядильных и ткацких станков, окрасочных и отбелочных машин, паровых машин. Однако производство этих машин постепенно пришло в противоречие с низкой технической базой. С ростом потребности фабрик и заводов в текстильных и паровых машинах производство их из сферы текстильной отрасли промышленности выделяется на отдельные предприятия и в связи с охватом сельского хозяйства, промышленности и транспорта машинным производством вскоре становится самостоятельной отраслью промышленности.
В России первые металлообрабатывающие заводы мануфактурного типа возникли в начале XVIII в. в первую очередь для удовлетворения военных нужд (например, судостроительная Адмиралтейская верфь в Петербурге, 1704 г.; Тульский оружейный завод, 1712 г.; Сестрорецкий оружейный завод, 1724 г.). До 1790 г. существовали только государственные механические заводы. К концу XVIII в. появились частнокапиталистические металлообрабатывающие предприятия. Всего в первой половине XIX в. в России было построено около 20 металлообрабатывающих предприятий. Среди них чугунолитейный завод Огарева в Петербурге, Ижорский орудийный и сталелитейный завод, Александровский чугунолитейный и Механический заводы под Петербургом. Однако объем металлообрабатывающего производства был весьма незначительным. С развитием капитализма возрастают масштабы и темпы производства машиностроения и металлообработки. Развивается промышленность, расширяется внутренний рынок, развертываются железнодорожное строительство и судоходство. Создаются крупные машиностроительные и металлообрабатывающие заводы. В 1857 г. основывается Семянниковский литейный завод; в 1849 г. -- Сормовский завод; в 1856г. -- Балтийский завод; в 1859 г. -- завод братьев Бромлей.
После поражения России в Крымской войне (1853 -- 1856 гг.) и крестьянской реформы 1861 г. начался период бурного развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве. Возникают паровозо- и вагоностроительные заводы, строятся новые судостроительные верфи, увеличивается производство сельскохозяйственных машин, оборудования для текстильной, пищевой и легкой промышленности.
Гражданская война, разразившаяся после Октябрьской революции, нанесла значительный урон всем отраслям машиностроения поэтому после завершения войны потребовались огромные усилия для восстановления всей экономики страны.
К началу Великой Отечественной войны существовало мощное машиностроение, по объему машиностроительного производства Советский Союз занимал второе место в мире после США. В годы войны машиностроительные отрасли производили в основном продукцию военного назначения.
После окончания Великой Отечественной войны машиностроительная промышленность значительно повысила темпы и уровень производства. Вообще машиностроение за годы Советской власти развивалось более быстрыми темпами, чем народное хозяйство в целом. Средств производства производилось больше чем товаров народного потребления.
Но несмотря на высокие темпы развития, уже в конце 70-х и в середине 80-х годов машиностроение не обеспечивало в полной мере потребности народного хозяйства ни по количеству, ни по качеству своей продукции.
1.2 Структура отрасли
Машиностроение
является одной из самых сегментированных
отраслей экономики: предприятия сектора выпускают
Столь широкое разнообразие
Общероссийский классификатор
Подобная укрупненная
Согласно
используемой классификации, отрасли
машиностроения подразделяются на тяжелое, общее, среднее и
Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". На его долю приходится около 60% продукции от всего машиностроительного комплекса.
Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечнопрессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций.
Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы.
Общее машиностроение -- эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс.
Общее машиностроение отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служит одним из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного комплекса страны. Выпуская орудия труда для разных отраслей народного хозяйства, оно реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.
Для развития транспорта, торговли и сельского хозяйства особую важность имеет именно группа отраслей общего машиностроения, т.к. она поставляет наибольшее количество техники (локомотивостроение, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение и т.д.). Огромное влияние оказывает она и на другие отрасли народного хозяйства.
Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированные, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.
В России
в общем объеме выпуска машиностроительной
продукции на тяжелое машиностроение
приходится 10,3%, на наукоемкое — 12,3%, остальное
распределено между отраслями среднего и общего
По данным, приведенным
в Концепции формирования Государсвенной
комплексной программы развития машиностроения
России Союза машиностроителей России,
несомненным лидером в отрасли по выпуску
продукции в России является автомобилестроение
– на него приходится 27,4% от совокупного
выпуска. Доля химического и нефтехимического
Согласно
представленному исследованию, наиболее
значимыми с точки зрения
1.3 Развитие машиностроительной отрасли в РТ