Машиностроение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы машиностроительной отрасли………………. 4
1.1. История развития машиностроительной отрасли ………………. 4
1.2. Структура отрасли машиностроения …………………………….. 6
1.3. Развитие машиностроительной отрасли в РТ...……… ………..... 11
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятии машиностроительной отрасли на примере ОАО «КАМАЗ»……15
2.1. Краткая характеристика предприятия «КАМАЗ» ………………. 15
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО«КАМАЗ». 19
Заключение………………………………………………………………… 25
Список использованной литературы…………………………………….. 27

Файлы: 1 файл

машиностроение.docx

— 119.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………        3

1. Теоретические основы машиностроительной отрасли……………….        4

   1.1. История развития машиностроительной отрасли ……………….       4

1.2. Структура отрасли машиностроения ……………………………..        6

1.3. Развитие машиностроительной отрасли в РТ...……… ……….....       11                             

 

2.  Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятии машиностроительной отрасли на примере ОАО «КАМАЗ»…………...       15

   2.1. Краткая характеристика предприятия «КАМАЗ»  ……………….      15

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО«КАМАЗ».     19

Заключение…………………………………………………………………       25

Список использованной литературы……………………………………..        27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 
       Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.  
Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов).  
В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.  
      Машиностроение – это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Современный уровень машиностроения в России, его научно-техническая и производственная базы не отвечают на сегодняшний день возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.  
Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.

 

  1. Теоретические основы машиностроительной отрасли

 

    1. История развития машиностроительной отрасли

 

       Машиностроение как самостоятельная отрасль общественного производства возникло в конце XVIII -- начале XIX вв. на текстильных мануфактурах Англии, где зарождались первые производственные участки по созданию и изготовлению прядильных и ткацких станков, окрасочных и отбелочных машин, паровых машин. Однако производство этих машин постепенно пришло в противоречие с низкой технической базой. С ростом потребности фабрик и заводов в текстильных и паровых машинах производство их из сферы текстильной отрасли промышленности выделяется на отдельные предприятия и в связи с охватом сельского хозяйства, промышленности и транспорта машинным производством вскоре становится самостоятельной отраслью промышленности.

       В России первые металлообрабатывающие заводы мануфактурного типа возникли в начале XVIII в. в первую очередь для удовлетворения военных нужд (например, судостроительная Адмиралтейская верфь в Петербурге, 1704 г.; Тульский оружейный завод, 1712 г.; Сестрорецкий оружейный завод, 1724 г.). До 1790 г. существовали только государственные механические заводы. К концу XVIII в. появились частнокапиталистические металлообрабатывающие предприятия. Всего в первой половине XIX в. в России было построено около 20 металлообрабатывающих предприятий. Среди них чугунолитейный завод Огарева в Петербурге, Ижорский орудийный и сталелитейный завод, Александровский чугунолитейный и Механический заводы под Петербургом. Однако объем металлообрабатывающего производства был весьма незначительным. С развитием капитализма возрастают масштабы и темпы производства машиностроения и металлообработки. Развивается промышленность, расширяется внутренний рынок, развертываются железнодорожное строительство и судоходство. Создаются крупные машиностроительные и металлообрабатывающие заводы. В 1857 г. основывается Семянниковский литейный завод; в 1849 г. -- Сормовский завод; в 1856г. -- Балтийский завод; в 1859 г. -- завод братьев Бромлей.

       После поражения России в Крымской войне (1853 -- 1856 гг.) и крестьянской реформы 1861 г. начался период бурного развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве. Возникают паровозо- и вагоностроительные заводы, строятся новые судостроительные верфи, увеличивается производство сельскохозяйственных машин, оборудования для текстильной, пищевой и легкой промышленности.

       Гражданская война, разразившаяся после Октябрьской революции, нанесла значительный урон всем отраслям машиностроения поэтому после завершения войны потребовались огромные усилия для восстановления всей экономики страны.

       К началу Великой Отечественной войны существовало мощное машиностроение, по объему машиностроительного производства Советский Союз занимал второе место в мире после США. В годы войны машиностроительные отрасли производили в основном продукцию военного назначения.

       После окончания Великой Отечественной войны машиностроительная промышленность значительно повысила темпы и уровень производства. Вообще машиностроение за годы Советской власти развивалось более быстрыми темпами, чем народное хозяйство в целом. Средств производства производилось больше чем товаров народного потребления.

       Но несмотря на высокие темпы развития, уже в конце 70-х и в середине 80-х годов машиностроение не обеспечивало в полной мере потребности народного хозяйства ни по количеству, ни по качеству своей продукции.

 

 

1.2 Структура отрасли машиностроения

 

       Машиностроение является одной из самых сегментированных отраслей экономики: предприятия сектора выпускают широко дифференцированную продукцию:  от  привычных  всем и ежедневно используемых бытовых приборов и автомобилей до медицинских аппаратов и стратегически важных ракетных систем и установок. 

       Столь широкое разнообразие производимых отраслью товаров усложняет классификацию ее предприятий. На  сегодняшний  день  нет  единой классификации машиностроительной  отрасли. Классификации, используемые в  официальных источниках, являются укрупненными и не всегда удобными для использования.

       Общероссийский классификатор видов экономической деятельности делит отрасль  на  три сегмента, применяя  критерий  классификации  по виду выпускаемой продукции:

  1. производство машин и оборудования;
  2. производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
  3. производство  транспортных  средств  и оборудования.

 

      Подобная укрупненная классификация используется  Госкомстатом для ведения статистики отрасли. В результате мы получаем возможность проследить  тенденции  развития  отрасли  по основным направлениям, однако, увидеть полную и структурированную картину не представляется возможным.

       Согласно  используемой  классификации, отрасли  машиностроения подразделяются на тяжелое, общее, среднее и наукоемкое машиностроение.

      Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". На его долю приходится около 60% продукции от всего машиностроительного комплекса.

      Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечнопрессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций.

      Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы.

      Общее машиностроение -- эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс.

      Общее машиностроение отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служит одним из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного комплекса страны. Выпуская орудия труда для разных отраслей народного хозяйства, оно реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.

      Для развития транспорта, торговли и сельского хозяйства особую важность имеет именно группа отраслей общего машиностроения, т.к. она поставляет наибольшее количество техники (локомотивостроение, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение и т.д.). Огромное влияние оказывает она и на другие отрасли народного хозяйства.

      Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированные, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.

       В  России  в  общем  объеме  выпуска  машиностроительной продукции на тяжелое  машиностроение  приходится 10,3%,  на  наукоемкое — 12,3%, остальное распределено  между  отраслями среднего и общего машиностроения.

  

 

 

    По данным, приведенным в Концепции формирования Государсвенной комплексной программы развития машиностроения России Союза машиностроителей России, несомненным лидером в отрасли по выпуску продукции в России является автомобилестроение – на него приходится 27,4% от совокупного выпуска. Доля химического  и  нефтехимического машиностроения – 6%, машиностроения для легкой  и  пищевой  промышленности —2,4%,  строительно-дорожного машиностроения —2,1%,  станкоинструментальной промышленности – 1,9%,  тракторного  и  сельскохозяйственного  машиностроения – 1,8%, свыше 35% выпуска приходится на оборонные и другие подотрасли.

       Согласно  представленному исследованию, наиболее  значимыми с точки зрения объема  выпускаемой продукции среди  подотораслей машиностроения в  России являются автомобилестроение, авиа-и ракетостроение, энергетическое  машиностроение и электротехническое  машиностроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 


 


 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Развитие машиностроительной  отрасли в РТ

 

Информация о работе Машиностроение