Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:53, курсовая работа
Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы машиностроительной отрасли………………. 4
1.1. История развития машиностроительной отрасли ………………. 4
1.2. Структура отрасли машиностроения …………………………….. 6
1.3. Развитие машиностроительной отрасли в РТ...……… ………..... 11
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятии машиностроительной отрасли на примере ОАО «КАМАЗ»……15
2.1. Краткая характеристика предприятия «КАМАЗ» ………………. 15
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО«КАМАЗ». 19
Заключение………………………………………………………………… 25
Список использованной литературы…………………………………….. 27
В настоящее время машиностроение Республики Татарстан представляет собой комплекс отраслей промышленности, объединяющий производство транспортных средств и оборудования, производство машин и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
Деятельность машиностроительного комплекса тесно взаимосвязана с ведущими отраслями экономики, обеспечивает их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка и является основой развития технологического ядра промышленности.
Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс, объединяющий около 150 крупных и средних предприятий и организаций, а также ряд организаций малого бизнеса, в количественном отношении составляет около 28 процентов от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в экономике. Количество занятых работников в машиностроении - 140 300 человек, что составляет почти 40 процентов всех работающих в промышленности. Таким образом, уровень квалификации работников машиностроения во многом определяет кадровый потенциал промышленности республики.
В объеме выпуска машиностроительной продукции Республики Татарстан 64,78 процента приходится на производство транспортных средств и оборудования, 10,28 процента - на электрооборудование, электронное и оптическое оборудование, 9,58 процента - на производство машин и оборудования, 16,36 процента - на металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.
В структуре промышленного производства республики удельный вес машиностроения составляет 21,7 процента (второе место после добычи полезных ископаемых), что, однако, более чем в полтора - два раза ниже, чем в экономически развитых странах, где он достигает 35 - 50 процентов. В структуре обрабатывающих производств доля машиностроения составляет 35 процентов.
Ведущими отраслями машиностроения Татарстана являются автомобилестроение, авиастроение и приборостроение. Крупнейший представитель автомобилестроения Татарстана - Камский автомобильный завод (ОАО «КамАЗ»), входящий в число лидеров по производству грузовых и малолитражных легковых автомобилей в СНГ. Кроме того, здесь производятся автомобильные двигатели, используемые как на КамАЗе, так и других автомобильных заводах России и зарубежных стран. ОАО «Казанский вертолетный завод» выпускаются различные варианты вертолетов: пассажирский, транспортный, «летающий госпиталь», «салон» (класса VIP), военно-транспортный, а также другие модификации, оснащенные спасательным оборудованием, оборудованием для тушения пожаров, санитарным оборудованием, оборудованием для прыжков с парашютом. На Казанском авиационном производственном объединении им. С.П. Горбунова производятся пассажирские и грузовые самолеты.
Кроме того, в Республике представлено производство компрессорного, вакуумного и холодильного оборудования, производство вычислительной техники, производство нефтяного и химического оборудования, медико-инструментальная промышленность, производство коммунального, санитарно-технического, подъемно-транспортного оборудования, судостроение и судоремонт и другие производства.
Также наиболее крупными представителями отрасли являются ОАО "Производственное объединение Елабужский автомобильный завод", ОАО "Казанькомпрессормаш", ОАО "АЛНАС", ОАО "Зеленодольский завод им. А.М.Горького", ОАО "Производственное объединение "Завод имени Серго", ОАО "Научно-производственное объединение "Татэлектромаш" и ряд других.
Предприятия отрасли имеются в большинстве муниципальных районов и городских округов Татарстана, оказывая существенное влияние на развитие социальной инфраструктуры и состояние рынка труда. Являясь крупным потребителем продукции металлургии, химической промышленности, энергетики, транспорта и связи, машиностроительный комплекс содействует развитию этих и других отраслей.
Потребности машиностроительной отрасли в кадрах обеспечивают 27 технических университетов, учреждений начального и среднего профессионального образования республики.
Машиностроение как системообразующая отрасль экономики, определяющая уровень производственного и кадрового потенциалов, а также устойчивого функционирования всех отраслей промышленности, является базовым фактором подъема экономики Татарстана и закрепления ее инновационного характера.
В связи
с этим была разработана
Целью Программы является обеспечение в среднесрочной перспективе устойчивого развития машиностроительного комплекса как одного из базовых элементов социально-экономического развития Республики Татарстан. В ходе реализации Программы необходимо решить следующие задачи:
- проведение интенсивной модернизации машиностроения и его технического перевооружения, в первую очередь приоритетных подотраслей;
- осуществление подготовки и переподготовки кадрового потенциала с формированием нового инженерно-технического и управленческого поколения, способного обеспечить инновационное развитие машиностроения;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий и обеспечения притока частных инвестиций в машиностроение.
В Программе должны быть определены приоритетные направления научно-технического развития машиностроения, сформированы стратегические задачи по обеспечению предпринимательской деятельности отечественных товаропроизводителей по выпуску конкурентоспособной наукоемкой продукции и реструктуризации отрасли машиностроения.
Реализация Программы позволит машиностроительному комплексу Республики Татарстан:
- в период до 2014 года при благоприятных условиях развития мировой и российской экономики обеспечить увеличение объемов производства в отрасли в 1,2 раза (в сопоставимых ценах к уровню 2011 года), среднегодовые темпы роста объемов производства – не менее 7процентов в год, что даст возможность создать материальную и организационно-экономическую базу, позволяющую выйти на траекторию полного освоения постиндустриальных технологий, путем поддержания технологий четвертого уклада и распространения наиболее эффективных направлений пятого и шестого технологических укладов;
- в машиностроительном комплексе Республики Татарстан должны происходить процессы перехода к высокотехнологичным производствам, обновления и подготовки кадров, модернизация производственного фонда. Указанные темпы роста производства в машиностроении при сохранении существующей конъюнктуры рынков и макроэкономических показателей позволят довести его долю в общем объеме промышленного производства до 24 процентов.
2. Анализ финансово-
2.1 Краткая характеристика предприятия «КАМАЗ»
Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 16-е место среди ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей.
16 августа 1969 года заложен первый камень. Начато строительство Камского автозавода. 16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл первый камский грузовик. В 1988 году с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл 1-миллионный автомобиль с начала выпуска. А на начало февраля 2013 года на Автомобильном заводе «КАМАЗа» собрано более 2 млн. 63 тысяч готовых автомобилей с начала выпуска. В феврале 2008 года с главного сборочного конвейера ОАО «КАМАЗ-Дизель» сошёл 2,5-миллионный двигатель. На начало февраля 2013 года выпущено свыше 2 млн. 734 тысячи двигателей и силовых агрегатов с начала выпуска.
Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд. рублей. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам.
Единый производственный комплекс группы организаций ОАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.
В состав группы технологической цепочки входит 12 крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены предприятия: Металлургический комплекс (литейный и кузнечный заводы), Завод двигателей (ЗД), Прессово-рамный завод (ПРЗ), Автомобильный завод (АвЗ), Ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), Индустриальный парк «Мастер» и «Ремдизель». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан), ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь).
Сегодня группа организаций «КАМАЗ» включает в себя более 150 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье. В подразделениях и дочерних обществах группы ОАО «КАМАЗ» работает более 45 тысяч человек.
В 2012 году выпущено более 51 тыс. грузовых автомобилей, из них более 45 тыс. единиц проданы на российском рынке. При этом на рынке грузовых автомобилей России в классе полной массой свыше 16 тонн «КАМАЗ» занял долю 38%, а в классе 8-16 тонн – 15%. «КАМАЗ» удерживает абсолютное лидерство в классе тяжёлых грузовиков на рынках Украины, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и ряда других стран. За 2012 год выпущено запасных частей на сумму более 14 млрд. рублей.
ОАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 40 моделей, свыше 1500 комплектаций, автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. «КАМАЗ» традиционно позиционирует на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счёт новых моделей и семейств автомобилей – от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъёмности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн. В 2012 году были выполнены основные задачи ОАО «КАМАЗ» по реализации продуктовой политики и улучшению потребительских свойств выпускаемой автотехники.
ОАО «КАМАЗ» – единственный из представителей машиностроительной области, получивший в 2006 году Премию правительства РФ в области качества; лауреат премии «Российский торговый Олимп» в номинации «Конкурентоспособность и качество», в 2010 году внесён в Реестр золотых сертификатов CДС «Военный Регистр». В 2011 году ОАО «КАМАЗ» присвоен уровень «5 звезд» в Европейском конкурсе EFQM по модели «Признанное совершенство», что подтверждено сертификатом и компания включена в Европейский Реестр успешных организаций, такого результата не получала ни одна компания в Российской Федерации в машиностроительной отрасли.
ОАО «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане, Индии. Сборка производится полностью из комплектующих изделий, поставляемых с «КАМАЗа». Реализуются программы локализации производства деталей и узлов из состава сборочных машинокомплектов в странах дислокации сборочных предприятий.
Клиенты «КАМАЗа»– предприятия всех отраслей экономики, где применяются грузовые автомобили, компании, занимающиеся грузовыми автоперевозками, региональные и городские автохозяйства России и стран традиционных продаж, естественные монополии, крупные корпоративные клиенты, государственные предприятия и учреждения, подразделения силовых министерств и ведомств. Крупнейшие потребители продукции ОАО «КАМАЗ» в нашей стране – Министерство обороны России, МЧС, «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», «СУЭК», «ТНК» и др.
География продаж автомобилей КАМАЗ и запасных частей стремительно расширяется за счёт освоения новых рынков: Саудовской Аравии, Индии, Чили, Никарагуа. ОАО «КАМАЗ» активизировалось на рынках Ирана, Судана, Афганистана, Анголы, возобновило поставки в Венесуэлу и Панаму. В 2012 году поставка автотехники КАМАЗ и запасных частей к ней осуществлялась в 43 страны мира. Доля экспорта в общем объёме продаж автотехники КАМАЗ составила 12,5%, а его объём – более 6400 автомобилей и СКД КАМАЗ. ОАО «КАМАЗ» – тринадцатикратный победитель конкурса «Лучший экспортёр Российской Федерации» (в 1999-2012 годах).
Поставка продукции Министерству обороны Российской Федерации – ещё одно перспективное направление деятельности компании. В феврале 2006 года ОАО «КАМАЗ» получило лицензии Федерального агентства по промышленности Министерства промышленности и энергетики РФ, предоставляющие права на разработку, производство, ремонт и утилизацию вооружений и военной техники.
Автомобильная техника на шасси КАМАЗ составляет самую многочисленную группу в автопарке Вооружённых Сил Российской Федерации с соответствующими технико-тактическими характеристиками – около 50 тысяч единиц. Автомобили КАМАЗ по своим тактико-техническим характеристикам превосходят отечественные и зарубежные аналоги. На шасси КАМАЗ монтируется более 350 образцов вооружения и военной техники. КАМАЗы составляют основу транспортных средств подразделений и частей материально-технического обеспечения.
ОАО «КАМАЗ» ведутся работы по разработке армейских автомобилей нового поколения. Решением Правительства РФ ОАО «КАМАЗ» включено в число предприятий, имеющих стратегическое значение и обеспечивающих национальную безопасность страны.
Преимущества продукции ОАО «КАМАЗ»: