Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:53, курсовая работа
Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы машиностроительной отрасли………………. 4
1.1. История развития машиностроительной отрасли ………………. 4
1.2. Структура отрасли машиностроения …………………………….. 6
1.3. Развитие машиностроительной отрасли в РТ...……… ………..... 11
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятии машиностроительной отрасли на примере ОАО «КАМАЗ»……15
2.1. Краткая характеристика предприятия «КАМАЗ» ………………. 15
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО«КАМАЗ». 19
Заключение………………………………………………………………… 25
Список использованной литературы…………………………………….. 27
- Простые в обслуживании, надёжные, качественные грузовые автомобили с низкими эксплуатационными расходами по оптимальным ценам;
- Удовлетворение любых запросов потребителей;
- Широкая география продаж: техника КАМАЗ работает в любых дорожных и климатических условиях – в районах Крайнего Севера, тропиках, зонах пустынь и высокогорья;
- Развитая сервисная сеть в России и СНГ, предоставление гарантийного обслуживания до 75 тысяч км пробега автомобиля.
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО«КАМАЗ»
Основные финансовые результаты «КАМАЗа» за 2011год:
В 2011 году выручка от реализации достигла рекордного за последнее десятилетие показателя 106 830 млн. руб., что на 44,8% больше, чем в 2010 году, когда выручка составляла 73 773 млн. руб.
Структура выручки по видам продукции, работ, услуг :
72% выручки группы «КАМАЗ» сформировано от продаж грузовых автомобилей. Доля этого продукта в структуре значительно увеличилась по сравнению с 2010 годом, когда она составляла 65%. Вторым по значимости для компании бизнесом является производство и реализация запасных частей, доля которого составила в 2011 году 12,6% от выручки компании (2010: 16%).
Изменение выручки по видам продукции, работ, услуг (млн. руб.) :
Выросли в 2011 году и другие сегменты бизнеса, однако, их рост отставал от роста основной продукции - автомобилей. Продажи запасных частей выросли на 13,5%. Капитальный ремонт автотехники – на 11,9%. Единственный сегмент, в котором отмечалось падение продаж – это производство и реализация автобусов, продажи которых в количественном выражении снизились на 36%. НЕФАЗ, являющийся производителем автобусов в группе КАМАЗ, уступил в конкурентной борьбе за покупателя часть рынка.
Выручка от продаж по рынкам сбыта, млн. руб. :
Объемы продаж автомобилей на внутреннем рынке и на экспорт, штук :
Не смотря на 52-%-ный рост экспортных продаж рост, выручка от которых в 2011 году достигла 12 510 млрд. руб., российский рынок остается для компании основным источником формирования доходной части. В 2011 году внутренний рынок принес компании 88% от общей выручки. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2010 году.
В 2011 году чистая прибыль компании впервые за три послекризисных года приобрела положительное значение и составила 1 777 млн. руб. В 2010 году чистый убыток был равен 762 млн. руб. Не смотря на улучшение показателей рентабельности в 2011 году, основной причиной которых был рост объемов продаж и цен на автомобильную технику, значения рентабельности все еще находятся ниже среднеотраслевых уровней. Основные причины – резкий рост цен на металл в 1 квартале 2011 года, повышение тарифов на электроэнергию, тепло и железнодорожные перевозки. Среднегодовой рост цен на металл составил 1,127 раза, теплоэнергию – 1,114 раза, природный газ - 1,191 раза, при среднегодовом росте цен на грузовые автомобили, равном 1,094 раза. Резкий рост на металл и комплектующие привел к увеличению доли материальных затрат в структуре себестоимости в 2011 году по сравнению с 2010 годом.
В 2011 году в связи с увеличением заказов на грузовые автомобили кадровая политика была направлена на развитие и эффективное использование трудовых ресурсов, рост производительности труда и удовлетворение потребительского спроса. Производительность труда в стоимостном выражении (в сопоставимых ценах) в расчёте на одного работающего промышленно-производственного персонала выросла на 27,9%.
Общая численность персонала на предприятиях группы «КАМАЗ», включая предприятия сервисной сети в России и за рубежом, а также крупные дочерние предприятия, расположенные в Башкирии, Ставрополе, Казахстане, составляла в 2011 году 63 тысячи человек. По сравнению с 2010 годом численность выросла на 1,6%.
Списочная
численность персонала группы технологической
цепочки ОАО «КАМАЗ» (ГТЦ ОАО «КАМАЗ»),
предприятий основного производственного
комплекса в Набережных Челнах, по
состоянию на начало 2011 года составляла
47 583 человека.
К концу года списочная численность персонала
увеличилась на 543 человек или 1,14 % и составила
48 126 человек. По состоянию на конец 2011
года доля РСиС в списочной численности
персонала группы технологической цепочки
ОАО «КАМАЗ» составляет 25,87% или 12 449 чел.,
доля рабочих – 74,13%, или 35 677 человек. Доля
мужчин в общей численности персонала
составляет 51,67%, доля женщин – 48,33%. Средний
возраст персонала – 41год.
Структура себестоимости в 2011 году, %:
Учитывая макротенденции и отраслевые тренды, «КАМАЗ» выстроил стратегические ориентиры развития бизнеса компании:
2015 год 2020 год
Объём продаж техники |
70 тыс. шт. |
100 тыс. шт. |
Доля продаж за рубежом РФ |
20% |
30% |
Выручка |
213 млрд. руб. |
374 млрд. руб. |
EBITDA |
24 млрд. руб. |
44 млрд. руб. |
EBITDA, % от выручки |
11,3 % |
11,8 % |
Инвестиции (в год) |
8,7 млрд. руб. |
12,6 млрд. руб. |
Стратегические приоритеты развития КАМАЗа:
- ключевой рынок – Россия;
- сохранение доминирующей роли на рынках стран СНГ;
- присутствие на привлекательных рынках стран Евразии, Африки и Южной Америки;
- позиционирование в среднем ценовом сегменте.
Заключение
Машиностроительный сектор без преувеличения называют основой промышленного производства любой страны. Важность его стабильного развития для экономики определяется, тем фактом, что на протяжении нескольких столетий сектор остается единственным поставщиком капитальных ресурсов на предприятия прочих отраслей. Машиностроение обеспечивает любое производство машинами и оборудованием, а население – предметами потребления. Сегодня невозможно представить себе сферу человеческой жизни, в которой тем или иным образом не использовалась бы продукция отраслей машиностроения.
От степени
развитости машиностроения, в конечно
итоге, зависит устойчивость и
эффективность развития других
секторов и всей экономики
в целом. Машиностроение как
отрасль насчитывает почти
В Республике Татарстан машиностроение имеет широкий ассортимент производимой продукции. Ведущими отраслями машиностроения Татарстана являются автомобилестроение, авиастроение и приборостроение.
В Республике представлено производство компрессорного, вакуумного и холодильного оборудования, производство вычислительной техники, производство нефтяного и химического оборудования, медико-инструментальная промышленность, производство коммунального, санитарно-технического, подъемно-транспортного оборудования, судостроение и судоремонт и другие производства.
Крупнейший представитель автомобилестроения Татарстана - Камский автомобильный завод (ОАО «КамАЗ»), входящий в число лидеров по производству грузовых и малолитражных легковых автомобилей в СНГ.
Высоких
показателей предприятие
Список использованной литературы
1. Организация, планирование и управление предприятием машиностроения: Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов / И.М. Разумов, Л.А. Глаголева. - М.: Машиностроение. 2004 - 544 с.
2. Организация и планирование производством в машиностроении: Учебник для вузов/Н.И. Скворцова, А.И. Некрасова. - М.: Высшая школа, 2005 - 623 с.
3. Иванов А.С., Медведев Н.В., Терехин С.А. Обеспечение качества машин, позволяющего выйти с выпускаемой продукцией на международный рынок // Вестник машиностроения 2005, №12.
4. Огвоздин В.Ю. "Управление качеством" уч. пособие СПБГИЭА 2008 г.
5. «Экономика машиностроения», Пелих А.С., Ростов-на-Дону, 2005 г.
6. «Экономика машиностроительной промышленности: учебное пособия для
студентов вузов, обучающихся по специальности “Экономика и организация
машиностроительной
7. «Региональная экономика», под редакцией проф. Т.Г. Морозовой,
М. 1999г.
8. «Положение в
16.05.2001, стр. 3-5.
9. «Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 2001
году. (Обзор.)» Подготовлен по материалам департамента машиностроения
Минэкономики РФ. “Экономист” №1, 2001, стр. 32-40.
10. «Инновационная сфера: состояние и перспективы.» Ионов М., “Экономист” №10, 1999, стр. 37-46.
11. «Социально-трудовые проблемы российской экономики в 2000 г.»
Е. Аноносеков. “Российский экономический журнал.» №10, 2001, стр. 31-40.
12. «Инновационная деятельность в машиностроении.» Г. Хорошилов.
“Экономист”, №7, 1999, стр.32-40.
13. Федеральный справочник: «Бюджет, финансы, налоги, экономика,
торговля, социальная сфера, наука, оборона, безопасность, законность,
правопорядок», М.: «Родина-Про» 2002г., выпуск 6.
14. http://www.kamaz.ru