Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:16, курсовая работа
Смазочные масла, вырабатываемые из нефтяных фракций, должны обладать определенными качествами, обусловленными их назначением. Эти качества достигаются с помощью процессов очистки и удалением нежелательных компонентов масляных фракций, а также добавлением различных присадок. До недавнего времени смазочные масла получали из так называемых масляных нефтей с применением несюшных процессов очистки: кислотно-щелочной, отбеливающими глинами и др.
К таким нефтям относятся Бакинские нефти - Балахинская масляная, Кара-чухурская, Сураханская отборная и другие, а также Элибенские нефти-Юрская, Доссорская, Байгунасская. Однако их ресурс ограничен.
Введение
Смазочные
масла, вырабатываемые из нефтяных фракций,
должны обладать определенными качествами,
обусловленными их назначением. Эти
качества достигаются с помощью
процессов очистки и удалением
нежелательных компонентов
К таким нефтям относятся Бакинские нефти - Балахинская масляная, Кара-чухурская, Сураханская отборная и другие, а также Элибенские нефти-Юрская, Доссорская, Байгунасская. Однако их ресурс ограничен.
В связи с огромным ростом механизации и совершенствованием механизмов и двигателей в нашей стране значительно увеличилось потребность в производстве смазочных масел, возросли и требования к их качеству. Для
расширения производства масел и улучшения их качества разработаны и внедрены в промышленность процессы очистки масляных фракций с помощью селективных растворителей. Это позволило вырабатывать высококачественные масла из различных нефтей, в том числе из сернистых и смолистых, в масляных фракциях которых содержится значительное количество нежелательных компонентов (ароматических углеводородов, смол, парафинов, сернистых и азотистых соединений). Однако в этих нефтях содержатся и весьма ценные компоненты, позволяющие получать масла высокого качества, превосходящие по некоторым показателям масла из Бакинских и Эмбенских нефтей.
Одним из процессов в современной схеме производства смазочных масел из сернистых и смолистых нефтей является очистка методом экстракции с помощью избирательно действующих (селективных) растворителей (фенола, фурфурола, N-метилпирролидона и др.). Она предназначена для удаления ароматических углеводородов, сернистых и других нежелательных компонентов из смеси, которую представляет масляная фракция
1.1
Классификация и
Работа смазочного масла в узле трения значительной степени зависит от условий эксплуатации (температуры, нагрузки, скорости перемещения, состава окружающей среды и т.п.) и характера работы механизма или машины (постоянных или переменных внешних воздействий, остановок и т.п.). Наибольшее значение имеют: конструктивные особенности узла трения (тип, размер, характер движения трущихся поверхностей и т.п.); система смазки и материала, с которыми масло контактирует в процессе работы; условия эксплуатации узла трения; сроки смены масла.
Существует три общепринятые классификации нефтяных масел: по составу, по способу производства (или способу очистки) и по назначению. По составу нефтяные масла подразделяют на: дистиллятные, полученные из соответствующих масляных фракций вакуумной перегонки мазута; остаточные, полученные из остатка от вакуумной перегонки мазута, т.е. из гудрона или концентрата; компаундированные, полученные при смещении дистиллятного и остаточного компонентов; запущенные, полученные введением в базовые масла полимерных присадок. По способу очистки выделяют следующие группы масел: кислотно-щелочной очистки, кислотно-контактной очистки; селективной очистки; гидроочистки.
По назначению нефтяные масла можно разделить на смазочные и несмазочные. Группы смазочных масел: моторные, индустриальные и приборные, трансмиссионные, цилиндровые и судовые, турбинные, компрессорные.
Несмазочные нефтяные масла делятся на: электроизоляционные, консервационные, гидравлические, технологические, вакуумные и белые. Вакуумные и белые масла в некоторых случаях выполняют также смазочные функции: так белые (нафтеновые) масла используют для смазки компрессоров при производстве стирола и полипропилена. Моторные масла в зависимости от вида двигателей, для которого они предназначены, делятся на автомобильные, дизельные и авиационные. Последние в зависимости от объектов применения делятся на масла: для поршневых, турбореактивных, турбовинтовых двигателей и для вертолетов. Классификация по назначению является наиболее обширной и разветвленной. Моторные масла предназначены для смазки двигателей различных систем. Доля моторных масел для двигателей внутреннего сгорания в общем объеме мирового производства составляет 50%, а в СССР - примерно 60%. Развитие современного автомобиля - и тракторостроения связано с совершенствованием конструкций и ростом мощности двигателей внутреннего сгорания. Увеличение метровой мощности и давления сжатия привело к повышению температуры стенок цилиндра и канавок поршневых колец и следовательно, температуры масла в картере двигателя (в настоящее время она достигает 150°С, а десятки лет назад редко превышало 100°С). Это, в свою очередь способствует повышенному окислению масла, образованию на поршнях лаков и нагаров, коррозии цилиндров. Появилась необходимость в четкой дифференциации моторных масел по свойствам и условиям применения. В СССР разработана и получила распространение классификация моторных масел (таб.1.) в зависимости от условий эксплуатации и напряженности работы двигателей (ГОСТ 7479-72 «Масла моторные. Классификация»). Эта классификация распространяется на моторные масла с присадками, применяемые для смазывания двигателей внутреннего сгорания (автомобилей, тракторов, морских и речных судов, тепловозов, сельскохозяйственных и строительных машин и др.).
Она отличается
большой подвижностью, связанной
с постоянным ужесточением условий
работы масел в двигателях и появлением
более высококачественных масел. Стандартом
установлены соответствующие
Смазочные
масла для авиационных
Среди газотурбинных двигателей наиболее распространены турбореактивные (ТРД) и турбовинтовые (ТВД) двигатели. В современных турбореактивных двигателях масло работает при температуре до 150°С. Поэтому одним из основных требований к маслам для ТРД являются их высокая теплоокислительная стабильность и низкая испаряемость. Масла для ТРД должны обладать хорошими вязкостно-температурными свойствами,
обеспечивать легкий запуск двигателя при температуре окружающего воздуха до 50°С и в то же время быть достаточно вязкими при рабочих температурах. Для реактивной авиации разработана и производится в промышленных масштабах несколько сортов нефтяных и синтетических масел (МК-8, МК-6, МС-6, 36/1 и др.). Авиационные масла для ТВД вводят противоизносные и противозадирные присадки, а также синтетические жидкости.
Таблица 1.1.1 - Классификация моторных масел по эксплуатационным
свойствам (ГОСТ 17479 - 72)
Индустриальные масла предназначены для смазки машин и механизмов, различного промышленного оборудования. До недавнего времени по вязкости индустриальные масла делили на легкие (3,5-10мм2/с при50°С), средние (10-58мм2/с при 50°С) и тяжелые (11-96мм2/с при 100°С).
По условиям применения выделяют две группы масел: для легких и средних режимов скоростей и нагрузок; для тяжелых режимов работ. Легкие инструментальные масла применяют для смазки малонагруженных узлов трения, работающих при высоких скоростях (велосит, вазелиновое швейное, сепараторные и др.). Средние индустриальные масла по мере увеличения вязкости используют в более нагруженных и менее быстроходных механизмах ИС-12, ИС-20, ИС-30, ИС-45 и др.). Тяжелые индустриальные масла применяют для смазки тяжелонагруженных механизмов (краны, буровые установки, оборудования мартеновских печей т. п.). К этой группе относятся высоковязкие дистиллятные масла - цилиндровое 11, цилиндровое 24 (вискозин), цилиндровое 52, для прокатных станов (П-28,П-40) и др. Товарный ассортимент среди индустриальных масел насчитывает около 100 наименований. В эти масла, как правило, не добавляют присадок, поэтому они часто не отвечают требованиям надежной эксплуатации оборудования. Индустриальные масла должны удовлетворять к ряду специфических требований, обусловленных их назначением и условиями применения. Так масла для зубчатых передач, обеспечивая надежную передачу мощности с ведущего элемента на ведомый, выполняют следующие функции: снижают трения и потери мощности на его преодоление, уменьшают износ трущихся деталей и предотвращают их коррозию, снижают шум, вибрацию и защищают детали от ударных нагрузок, вымывают загрязнения и отводят тепло. Основным критерием подбора масел без присадок является вязкость; при выборе масел для зубчатых передач учитывают условия работы запепления-нагружность, твердость зубьев, окружную скорость. Масла серий: ИТП, ИСП, ИСПи, ИРП и ИЦП (11 марок с изменением вязкости при 50°С от 27 до 190мм2/с) применяют для смазки малонагруженных зубчатых передач станков, прессов и другого оборудования. Масла серии ИСП и ИСПи предназначены для смазки средненагруженных зубчатых передач и направляющих металлорежущих станков. Для смазки зубчатых передач и средненагруженных узлов трения промышленного оборудования используют масла серии ИРП. Широко применяется приборное масло МВП. Выпускается также более 10 марок часовых масел. Важными специфическими показателями их свойств является: растекаемость, нарастание вязкости при окислении в тонком слое, испаряемость.
Трансмиссионные масла используются в транспортных средствах и предназначены для смазки зубчатых передач различных типов цилиндрических, конических, четвертых, гипоидных и др.). Существует несколько разновидностей зубчатых передач с параллельными осями цилиндрические, конические, планеторные и др.). Трансмиссионные масла должны прежде всего предотвращать задир и заедание в местах контакта зубьев и уменьшать их износ под действием высоких нагрузок. Важной функцией масел является также уменьшение потерь мощности на трение и отвод выделяющегося тепла.
Различают
масла для механических трансмиссий,
где их основной функцией является
смазочное действие, и масла для
гидромеханических коробок
вязкостью при двух температурах (или индексом вязкости) важна температура застывания.
Турбинные
масла применяют для смазки и
охлаждения подшипников различных
турбоагрегатов (гидротурбин, турбонасосов,
компрессоров и т.д.). Они должны обладать
высокой стабильностью против окисления,
предотвращать высокий износ
трущихся деталей, защищать их от коррозии,
не лениться и не образовывать с
водой стойких эмульсий. В современные
турбинные масла добавляют
Компрессорные масла при работе нагреваются до высоких температур и соприкасаются с различными средами (как высокотемпературными, так и хладоагентами). В связи с этим они должны обладать высокой термической и химической стабильностью, высоким индексом вязкости и хорошей подвижностью при низких температурах (низкой температурой застывания). К компрессорным маслам для тяжелых условий работы стали добавлять различные присадки-ингибиторы окисления и коррозии, противоизносные и др.. Ряд специфических требований, обусловленных непрерывным контактом масла с различными хладоагентами (аммиаком, углекислотой, фреоном и др.), а также значительными изменениями температуры и давления серы, предъявляются к компрессорным маслам для холодильных машин. Помимо низкой температуры застывания и высокого ИВ при подборе масла необходимо учитывать возможности химического взаимодействия хладоагента (сернистого ангидрида, фреона) с углеводородами масла, а также взаимную растворимость и коррозионную агрессивность образующихся смесей. Масла для компрессоров
холодильных машин (вырабатывается около 10 сортов - ХА, ХА-23, ХФ-12, ХФ—22 и т.п.) готовят на основе дистиллятных и остаточных базовых масел, а также смешением. В масла вводят антиокислительные, депрессорные и другие присадки. Практически все высококачественные компрессорные масла получают вводя соответствующие присадки в глубокоочищенные базовые масла. В СССР выпускаются более 15 марок компрессорных масел.
Электроизоляционные
масла, к которым относятся