Меркантилизм и протекционизм в экономике XVII - XVIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Петра Великого закономерно привлекает интерес сегодня, и неслучайно - Россия, как и тогда, живет в эпоху преобразований. Самые важные из них - экономические. Российская империя XVII - начало XVIII вв. в этом смысле удивительно напоминает Российскую Федерацию рубежа XX - XXI вв. Как и сейчас, после долгого периода самоизоляции, страна открывается для развитых государств Европы. Очень многое заимствуется оттуда в готовом виде, примеряется к российской действительности, в том числе и в сфере экономики.

Файлы: 1 файл

история отчества.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ТИТУЛ ЛИСТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эпоха Петра Великого закономерно привлекает интерес сегодня, и неслучайно - Россия, как и тогда, живет в эпоху преобразований. Самые важные из них - экономические. Российская империя XVII - начало XVIII вв. в этом смысле удивительно напоминает Российскую Федерацию рубежа XX - XXI вв. Как и сейчас, после долгого периода самоизоляции, страна открывается для развитых государств Европы. Очень многое заимствуется оттуда в готовом виде, примеряется к российской действительности, в том числе и в сфере экономики.

Эпоха XVI - XVIII вв. была переходным периодом и для всей Европы: стремительно шло разложение феодализма и развитие капитализма. С одной стороны, актуальными оставались вопросы феодального производства, сравнительных преимуществ натурального и рыночного хозяйства и т.п.       С другой - зарождение рыночной экономики и предпринимательства, развитие мануфактур и мировой торговли, ограбление колоний и процесс первоначального накопления капитала, требовали экономического обоснования.

К началу XVIII века Россия окончательно утвердилась как единое государство: сформировался единый рынок, товарно-денежные отношения, возникают торговые центры, строятся города и промышленные села. Можно по-разному оценивать реформы Петра, их историческое значение, но бессмысленно отрицать очевидный факт - именно благодаря им Россия стала по-настоящему великой европейской державой, как в политическом, так и в экономическом плане. То есть, для своего времени они были, безусловно, удачей. Достаточно вспомнить, что Петр - один из немногих российских правителей за всю тысячелетнюю историю нашего государства, не оставил после себя долгов. Не трудно заметить, что в том же направлении пытается действовать и современное наше правительство.

 

 

 

Цель контрольной работы  предполагает решение следующих задач:

  • рассмотреть экономическую теорию меркантилизма и политику протекционизма от ее зарождения до использования в качестве экономической политики в России;
  • выявить предпосылки и особенности возникновения российского меркантилизма и протекционизма;
  • изучить и рассмотреть этапы внедрения протекционистских и меркантилистских идей в эпоху правления Петра 1;
  • дать анализ основным направлениям следующей политики и показать её значение для российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Меркантилизм и протекционизм в экономике XVII - XVIII вв.

Меркантилизм (итал. - «купец, торговец») - направление экономической мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счет осуществления активного торгового баланса (превышения экспорта над импортом товаров).  Дальнейшее становление экономической теории - после древнегреческих и средневековых мыслителей - продолжилось меркантилистами.

Меркантилизм возник в ходе борьбы национальных государств, стремившихся к получению самостоятельности. Борьба эта включала в себя два момента. Первое, необходимо было добиться внутреннего единства, а для этого сломить все существовавшие внутри страны преграды к объединению в виде внутренних пошлин, цеховых и городских ограничений, феодальной раздробленности. Второе - нужно было преодолеть власть католической Церкви, связывавшей в годы Средневековья европейские страны в общий Христианский мир, одним из проявлений которого была Священная римская империя германской нации. Таким образом, государство должно было достичь внутреннего единства и в то же время вырваться из единства внешнего. И меркантилисты взялись обеспечить достижение обеих этих задач, причем их конечной целью было могущество национального государства.

Протекционизм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства

Возникновение протекционизма датируется экономической наукой XVII века, периодом первоначального накопления капитала, когда он «считался нормальной политикой всякого цивилизованного государства Западной Европы. Исключение составляли только мелкие государства Германии и кантоны Швейцарии - не потому, что им не нравилась эта система, а потому, что на таких небольших территориях ее невозможно было применять».

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику.

 Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:

1) при единообразии применения  импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению  ко всем субъектам, без каких-либо  исключений;

2) при повышении размеров пошлин  и субсидий по мере увеличения  глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье;

3) при сплошном обложении импортными  пошлинами (в размере не менее 25-30%) всех товаров и изделий, либо  уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать;

4) при отказе от таможенного  обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

 

 

С легкой руки Адама Смита протекционизм XVI-XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия - протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII-XVIII вв. ставят между ними знак равенства.

 

 

 

 

2. Предпосылки и особенности возникновения российского меркантилизма. Деятельность А.Л. Ордин-Нащокина

 

 

Меркантилизм в России появляется почти на сто лет позже, чем в Англии и во Франции. Это объясняется, прежде всего, историческими обстоятельствами: конец XVI - первая половина XVII вв. - один из самых бурных периодов российской истории. Ливонская война, опричнина, глубочайший политический кризис, положивший начало новой династии, Смута и ее последствия, едва не обернувшиеся для России потерей государственности - почти не оставляли места для экономических преобразований. Короткий период политической стабильности во второй половине XVII столетия дал России возможность оправиться от разорения смутного времени и подготовить будущие петровские реформы, в том числе и в области экономики. Меркантилизм в России, в первую очередь, - практическая экономическая деятельность государства, а потом уже экономическая теория.

Царь Алексей создал в русском обществе 17 в. преобразовательное настроение.

Первое место в ряду государственных дельцов, захваченных таким преобразовательным настроением, бесспорно принадлежит самому блестящему из сотрудников царя, наиболее энергическому провозвестнику преобразовательных стремлений его времени, боярину Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащокину. Этот делец вдвойне любопытен для нас, потому что вел двойную подготовку реформы Петра Великого.

В своей государственной деятельности Ордин-Нащокин исходил из того, что народное хозяйство страны представляет собой единое целое и его отдельные отрасли находятся в тесной взаимосвязи. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с враждебными России странами и со стремлением западноевропейского торгового капитала захватить внутренний рынок необходимы решительные меры к преодолению экономической отсталости России.

 

Он наметил целую систему конкретных мероприятий, которые охватили все важнейшие области экономики России. Высказываясь за активное государственное вмешательство в экономическую жизнь страны, Ордин-Нащокин в то же время резко выступал против стеснения личной инициативы. Он первым из русских экономистов поставил вопрос о развитии частной инициативы и предпринимательства.

Он едва ли не раньше других усвоил мысль, что народное хозяйство само по себе должно составлять один из главнейших предметов государственного управления.

Подготовил в 1667 году Новоторговый устав, в котором торговля рассматривается как важнейшая статья дохода Российского государства.

Устав предусматривал для иностранцев ряд ограничений: им не разрешалось производить торговые операции во внутренних городах России; они могли торговать только в приграничных городах: Архангельске, Новгороде и Пскове, и только во время работы ярмарок. Для торговли за пределами этих городов требовалось специальное разрешение (грамота). Иноземные купцы должны были платить пошлину в размере 6% с продажной цены, а с предметов роскоши (например, вин) - 15%. Устав имел целью монополизировать внутренний рынок в руках крупных купцов-оптовиков.

В Новоторговом уставе Нащокин сделал ещё шаг вперед в своих планах устроения русской промышленности и торговли. Именно здесь прозвучала основополагающая для этого экономического учения мысль о том, что торговая политика должна придерживаться идеи превышения вывоза товаров над ввозом, что способствует накоплению национального капитала.

Основными принципами внешнеэкономической политики этого периода становятся:

  1. Активный торговый баланс.
  2. Привлечение благородных металлов.
  3. Запрет или ограничение вывоза золота и серебра из России.

Последнее положение диктовалось острым дефицитом в России XVII века серебра, из которого чеканилась монета и которого, в связи с постоянным ростом государственных расходов, постоянно не хватало, так как собственных месторождений этого драгоценного металла тогда еще не разведали.

 Уже с 1649 г. право покупки  иностранной монеты - ефимков стало  исключительно монополией государства. Не имея собственного серебра, Россия зависела от привоза его из Европы и её заокеанских владений. Основным источником получения серебра являлись внешняя торговля и таможенные сборы с товаров, в том числе с самих талеров. Пошлины взимались талерами, им отдавалось предпочтение даже перед золотой монетой, потому что серебро шло в передел, от которого казна получала дополнительную прибыль. На ефимки в таможнях была установлена принудительная цена, значительно ниже торговой. Разница между установленной торговой стоимостью талера, с течением времени возраставшая, служила дополнительным источником пополнения доходов государственной казны .

Недостаток серебра в XVII веке стал причиной очередного острого политического и экономического кризиса, разразившегося в 1662 году и получившего название Медный бунт, когда в разгар затяжной и тяжелой русско-польской войны из-за недавно присоединенной Украины серебро в казне кончилось, и его попытались заменить медной монетой и таким образом изъять этот драгоценный металл у населения. Новоторговый устав 1667 года напрямую связан с этими событиями. В частности, для пополнения казны, он предусматривал таможенные сборы с иностранцев в казну серебром. Платить пошлины следовало серебряными монетами (ефимками).

В Новоторговом уставе Нащокин провел мысль об особом приказе, который ведал бы купецких людей и служил бы им в пограничных городах обороной от других государств и во всех городах защитой и управой от воеводских притеснений. Этот Приказ купецких дел имел стать предшественником учрежденной Петром Великим Московской Ратуши или Бурмистерской палаты, ведавшей все городское торгово-промышленное население государства.

В тоже время, выступая за развитие торговли и кредитных отношений, А.Л. Ордин-Нащокин обращал внимание и на развитие отечественной промышленности. Он принимал активное участие в организации различных мануфактур: бумажных, стекольных, кожевенных, а также в создании металлургических и металлообрабатывающих предприятий. При этом боярин связывал развитие промышленности с уменьшением импорта товаров из-за границы. С помощью этих мер Ордин-Нащокин стремился расширить торговой оборот главным образом внутри страны и поощрить отечественную промышленность.

Упорно отстаивая необходимость борьбы за выход к берегам Балтийского моря, вместе с тем Ордин-Нащокин проявлял и большую заботу об отыскании новых путей сообщения с восточными странами.

Ордин-Нащокин во многом предупредил Петра и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь. Его преобразовательная программа сводилась к трем основным направлениям:

    1. к улучшению правительственных учреждений и служебной дисциплины,
    2. к выбору добросовестных и умелых правителей
    3. к увеличению казенной прибыли, государственных доходов посредством подъема народного богатства путем развития промышленности и торговли.

Итак можно сказать, что одним из первых осторожно, но целенаправленно проводить меркантилистскую экономическую политику на государственном уровне в России стал руководитель внешней политики царя Алексея Михайловича боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680).

        

 3. Экономические реформы  Петра Великого. Политика меркантилизма и протекционизма

 

 

Экономический курс Петра I в основных своих чертах был сходен с принципами экономической политики наиболее развитых стран Западной Европы XVII—XVIII вв. Он, конечно, имел свои отличительные черты в формах и методах проведения, а не просто копировал хозяйственную практику европейских стран, а главное — был вызван внутренними причинами. Подобный курс в истории Европы и истории России получил название политики меркантилизма. Она строилась на убеждении в том, что все богатства страны заключаются в драгоценных металлах — золоте и серебре, и чем страна богаче этими драгоценными металлами, тем успешнее ее экономическое положение как внутреннее, так и внешнее. Каковы источники накопления этих драгоценных металлов? Сторонники политики меркантилизма считали, что таким источником является, главным образом, внешняя торговля. В этой области и происходит накопление денег и драгоценных металлов. Политики полагали, что для того, чтобы происходило такое накопление, нужно как можно больше вывозить за границу товаров и меньше ввозить, т. е. добиваться, выражаясь экономическим языком, «активного торгового баланса». Поскольку в международной торговле расчеты тогда велись не на бумажные рубли, которые в обмене между странами значения не имели, а на валюту, состоящую из драгоценных металлов — золота и серебра, то государство, которое больше вывозило и меньше ввозило, в результате получало их много, что и составляло его реальное богатство страны.

Информация о работе Меркантилизм и протекционизм в экономике XVII - XVIII вв