Меркантилизм и протекционизм в экономике XVII - XVIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Петра Великого закономерно привлекает интерес сегодня, и неслучайно - Россия, как и тогда, живет в эпоху преобразований. Самые важные из них - экономические. Российская империя XVII - начало XVIII вв. в этом смысле удивительно напоминает Российскую Федерацию рубежа XX - XXI вв. Как и сейчас, после долгого периода самоизоляции, страна открывается для развитых государств Европы. Очень многое заимствуется оттуда в готовом виде, примеряется к российской действительности, в том числе и в сфере экономики.

Файлы: 1 файл

история отчества.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Накопление золота и серебра, процесс достижения активного торгового баланса могли создаваться двумя путями.

Первый путь очень простой — это правительственное регулирование внешней торговли: запрет на вывоз из страны драгоценных металлов и всяческое поощрение их ввоза. Запрещалось также ввозить в страну предметы роскоши, за которые приходилось расплачиваться драгоценными металлами, и всячески поощрялся вывоз таких товаров за границу, за которые эти драгоценные металлы можно получить.

Второй путь заключался в том, что активный торговый баланс создавался путем развития собственной промышленности, которая удовлетворяла внутренние потребности страны и давала возможность увеличивать нужный вывоз товаров за границу. Этими двумя методами в основном осуществлялась политика меркантилизма. Но в истории это были не просто два пути осуществления политики меркантилизма, а два этапа ее в проведении.

Политика меркантилизма, которую проводило петровское правительство, характеризовалась всеми признаками второго этапа. Характерной особенностью правительства, проводящего политику меркантилизма, было активное вмешательство в экономическую жизнь страны. Оно осуществлялось под идеологическими лозунгами «всеобщего блага», на страже которого, якобы, стояла государственная власть. Самое любопытное заключалось в том, что эта политика обычно проводилась абсолютистским государством, выражавшим интересы господствующего сословия — дворянства, что было свойственно всем европейским абсолютным монархиям.1 Дело в том, что государство вынуждено было брать на себя обязанности удовлетворения потребностей экономического развития страны — развития в направлении усиления товарно-денежных отношений и образования буржуазных отношений. Выполнение этой задачи было выгодно дворянству и его правительству, так как дворяне-землевладельцы выигрывали от развития товарно-денежных отношений: перестраивая свои крепостные хозяйства на производство продукции для продажи, строя в своих вотчинах фабрики, они получали дополнительный доход.

В эпоху петровских преобразований политика меркантилизма приобрела более развернутый характер, она уже не сводилась только к регулированию торговли, но и сопровождалась широкой программой внутреннего экономического развития страны, направленной на достижение экономической самостоятельности с целью обеспечения превышения вывоза производимых в стране товаров над ввозом иноземных изделий.

Как и западные меркантилисты, первый российский император был сторонником высоких налогов и активного вмешательства государства в экономику. Главное значение Петр I придавал фискальной политике. Одной из главных черт политики Петра в финансовой сфере был рост налогов. Эта мера была вынужденной, поскольку практически все его царствование шли непрерывные войны и денег в казне постоянно не хватало. Так, совершив в 1695 году неудачный Азовский поход и задумав строить русский флот, Петр тут же обложил податное население морской повинностью.

В 1719 году в России была введена подушная подать. При этом землевладельцы стали ответственными за подати крестьян, что ставило имущество крестьян в абсолютно незащищенное от произвола положение. В результате проведенной налоговой реформы, установившей в стране подушное налогообложение, бюджет казны увеличился почти втрое, стала составляться его роспись. Вводились все новые и новые налоги, использовались казенные монополии на торговлю вином, солью, табаком и другими товарами. Уже в этом сказывались меркантилистские тенденции.

Рассмотрим механизм политики меркантилизма в отношении ведущих отраслей хозяйства.

 

3.1. Сельскохозяйственная политика Петровского правительства

 

Проводя сельскохозяйственную политику, Петр исходил из существующих социальных отношений в стране, и, в частности, в сельском хозяйстве, где господствовал русский дворянин, которого он опирался не только в деревне, но и в армии, в политике и во всех других областях государственной жизни.

Это обстоятельство следует принимать во внимание при рассмотрении вопроса о развитии сельского хозяйства в первой четверти XVIII в., так как именно оно определило низкие темпы его развития, поскольку основная масса крестьян-землепашцев находилась в зависимом состоянии, что лишало их заинтересованности в развитии производства, и поэтому оно в сельском хозяйстве совершалось очень медленно.

Эволюция сельскохозяйственного производства шла примерно в том же направлении и преимущественно в тех же формах, что и в XVII в. Поэтому ничего принципиально нового, с точки зрения развития социально-экономических отношений, в этой отрасли в эпоху петровских реформ не происходило. Между тем, во-первых, следует отметить, что развитие сельского хозяйства происходило вширь и вглубь и, во-вторых, в нем самом произошел большой скачок в расширении товарно-денежных отношений.

Развитие вширь нашло свое выражение в распашке пустошей, а, следовательно, в вовлечении пустующих земель в сельскохозяйственный оборот. Особенно это было заметно в Центральных районах России, расположенных к югу от р. Оки. В земледелие стали вовлекаться и новые районы — Поволжье, Урал и Западная Сибирь, что было связано с заселением этих регионов. Кроме того, в связи с обеспечением безопасности южных границ России стали шире использоваться для земледелия окраины России. Это районы, которые находились за знаменитой Белгородской засечной чертой — земли за Белгородом и Харьковом по направлению к Черному морю.

Развитие сельского хозяйства вглубь, в первую очередь, характеризовалось применением улучшенных орудий сельскохозяйственного производства. Хотя основной тягловой силой оставалась лошадь, и все орудия труда были приспособлены к лошадиной тяге, пахали плугом с усиленным железным лемехом или сохой. Что касается уборки хлебов, то она традиционно производилась серпом. В уборке хлебов правительством была сделана попытка осуществить «техническую революцию». Петр I, будучи в Прибалтике, увидел, что хлеб здесь убирают не серпом, а при помощи косы. Уборка хлебов косой с граблями во много раз повышала производительность крестьянского труда. Царь это заметил и решил применить такой способ уборки хлебов в России. В России производства кос до XIX в. не было. По царскому указу было закуплено несколько тысяч кос, их распределили по губерниям с приказом под личную ответственность губернаторов научить крестьян «убирать хлеб косой вместо серпа.2 В этом указе Петр I строго предупреждал губернаторов: «Сами знаете, хотя что добро и надобно, а новое дело, то наши люди без принуждения не сделают». Всего за 5 лет (1721—1726) было закуплено не многим более 16 тыс. кос, а обучались работать этими косами из многомиллионной массы крестьянства только 13 299 человек, так что эти рационализаторские приемы остались недоступными для миллионов крестьян, которые по-прежнему использовали старинный серп при жатве урожая.

Еще одним подтверждением тенденции развития сельского хозяйства вглубь, следует считать то, что все более широкое распространение получила трехпольная система севооборотов. Трехпольная система нашла широкое распространение в Центральной части России, в северной части Украины, в районах Среднего Поволжья. Проникла трехпольная система и в Сибирь. В районах Подмосковья и Верхней Волги, где почвы небогатые — супесь и суглинок, земли нуждались в удобрениях и в других способах увеличения урожайности, трехпольная система получила наиболее широкое распространение.

Третий, очень важный, показатель — это углубление и расширение специализации сельскохозяйственного производства, которая неизбежно вызывала повышение производительности труда и урожайности. Специализация сельского хозяйства в первой четверти XVIII в. выразилась в первую очередь в увеличении посевов технических культур, что было вызвано необходимостью обеспечения сырьем развивающейся русской промышленности и вывоза большого количества сельскохозяйственного сырья за границу.

На производство каких технических культур обращал особое внимание Петр I?

Это прежде всего лен и конопля. Лен шел на производство полотна, в том числе парусного, а конопля была необходима для производства многих предметов, например, корабельных канатов и т. п. Вот почему Петр I уделял такое внимание производству именно этих сельскохозяйственных культур. В 1715 г. он издал указ о том, чтобы вдвое увеличить их производство. Известно, что лен и конопля производились, главным образом, в северо-западных губерниях России (Тверская, Калужская и Смоленская, а также ряд уездов Брянской, Орловской и Рязанской губерний). Петр придавал также большое значение производству табака. С табаком произошла любопытная история: табак проник в быт сравнительно поздно. В XVI в. Церковный собор 1551 г. (Стоглав) принял специальное постановление, что те люди, которые курят табак, нарушают церковные законы и должны повергаться наказанию, вплоть до отлучения от церкви.

Курение табака стало распространяться в России во второй половине XVII в. Первые «западники», познакомившиеся с европейской культурой, такие, как «друг сердечный» царевны Софьи Алексеевны В.В. Голицын, курили табак. В петровское время курение табака стало почти обычным делом, даже модой. Посевов собственного табака в России не было, приходилось ввозить большое количество его из-за границы, а это значило платить за него валютой. Петр этого делать не хотел, и производство собственного табака сделал первоочередной проблемой. Специальным указом Петр I обязал организовать посевы табака на Украине, в южных районах Причерноморья, в Нижнем Поволжье.

В XVIII в. в России началось производство картофеля. Сначала население не хотело признавать эту культуру и называло картофель «чертовым яблоком», не знало, как с ним обращаться, происходили даже картофельные бунты, вызванные нежеланием населения его выращивать. Потом картофель, наряду с хлебом, стал основным продуктом питания. Когда же из картофеля стали гнать спирт, он укоренился как техническая культура, а не только как продукт личного потребления. Картофель давал хороший урожай в тех районах, где хуже родилась пшеница и рожь, — он хорошо рос на песчаных почвах и хуже на жирных черноземных землях.

Правительство также стремилось расширить производство лекарственных трав, так как это было необходимое сырье для изготовления лекарств. Проблема обеспечения лекарствами собственного русского происхождения была крайне важна, и Петр I издал целый ряд указов о разведении лекарственных трав, создания «аптечных огородов» в Центральных районах, под Москвой, а также под Петербургом, Казанью и в других местах.

Имелась еще одна культура, на производство которой власти обратили внимание, — это шелк-сырец. Шелка-сырца собственного производства не было. Он в больших количествах привозился из Средней Азии и из Китая, что было накладно для казны, вынужденной расплачиваться драгоценным металлом (ефимками). В первой четверти XVIII в. Россия приблизилась к побережью Каспийского моря, где можно было наладить шелководство. Основой питания шелковичных червей является лист тутового дерева. Указом 1710 г. Петр I обязывал взять на учет тутовые деревья в стране, в том числе и те, которые находились в распоряжении частных лиц. Указ грозил смертной казнью за порубку тутового дерева. Однако большего успеха эти меры не имели. Россия еще долгое время, пока в состав ее не вошли Закавказье и Средняя Азия.

3.2. Развитие промышленности и торговли

 

Забота о пополнении государственной казны была постоянным бременем Петра I. Путь к этому Петр I видел в развитии национальной промышленности и торговли. В стремлении Петра I создать на Руси торговлю и собственную промышленность и заключалась новизна экономических мер Петра. Уже в манифесте 1702 г., которым Петр I приглашал в Россию иностранцев, ясно выражена идея о громадном значении в государственной жизни торговли и промышленности.3 С течением времени Петр I все определеннее и энергичнее шел к поставленной цели, сделав ее одной из главных задач своей внутренней деятельности.

Еще более отчетливо меркантилистские тенденции обнаруживались в торговой политике реформатора - в запрете вывоза денег, во взимании пошлин серебром (ефимками), в предоставлении льгот русским купцам, в учреждении Бурмистрской палаты, Коммерц-коллегии, магистратов, об организации бирж и т. д. В Петербурге был создан порт, и поощрение его торговли считалось важной задачей.

Протекционизм при Петре принял весьма жесткий характер. По тарифу 1724 г. полагалось взимать пошлину в размере 75% с импорта железа, полотна, парусины, шелковых тканей, иголок, воска и т. д. Между тем импорт ценных видов сырья (шелк-сырец) объявлялся беспошлинным. Протекционистская политика Петра, однако, не привела к сокращению международной торговли России, а, напротив, даже стимулировала ее.  Одновременно принимались меры для расширения внешних экономических связей, как с Западом, так и с Востоком. В 1703 – 1709 гг. был прорыт Вышневолоцкий канал для транспортировки в Петербург уральского железа и поволжского xлe6a.

Цель мероприятий Петра в области торговли также заключалась в том, чтобы получить максимальную прибыль с самых ходовых товаров для решения государственных задач. Средства подчинения торговли государственным интересам были самыми примитивными, но, тем не менее, довольно эффективными.

Резко возросло количество разного рода государственных служб и повинностей, которые были вынуждены нести торговые люди. Их заставляли выполнять под свою материальную ответственность служебные обязанности в городском управлении, на таможнях, по сбору налогов и т.д. На занятие своей собственной деятельностью времени зачастую не оставалось. Многократно выросшие за годы Северной войны прямые и косвенные налоги основной тяжестью легли на наиболее состоятельных купцов.

Еще одним средством государственного регулирования сферы товарооборота стало принудительное создание различных купеческих компаний. Компании прельщали царя не только широким размахом дела, требующего вложения больших капиталов нескольких предпринимателей, но и, главным образом, тем, что оказавшиеся в этих компаниях купцы оказывались связанными круговой порукой и общей ответственностью перед государством. Создавались такие компании просто. Назначенный царем сверху руководитель имел право включать в нее любого именитого купца даже вопреки его желанию. Отказ от вхождения в компанию, а, тем более, самовольный выход из нее мог обернуться разорительным штрафом, а то и тюрьмой. Добровольно купцы не шли в эти компании потому, что согласно государственному уставу они не могли получать там больше 5-10% прибыли, а это было несоразмерно риску и затратам. Подобные меры, имевшие своим следствием резкое сужение сферы свободной предпринимательской деятельности, не прошли безболезненно для русского купечества. Исторические данные свидетельствуют об оскудении наиболее состоятельных купеческих фамилий из «гостиной сотни», которой в период петровских преобразований был нанесен сокрушительный удар. Даже те немногие, что уцелели и, казалось бы, заняли прочное положение в начале XVIII века, к середине этого века неминуемо пришли в упадок.

Информация о работе Меркантилизм и протекционизм в экономике XVII - XVIII вв