Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 12:49, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются проблемы реализации продукции, а также анализируется объем произведенной продукции. Ключевым моментом являются особенности анализа объемов производства продукции на ОАО « Сыры Калужские».
Задача курсовой работы состоит в том, чтобы, проанализировав данные показатели, выявить резервы для их увеличения, а также факторы влияющие на эти показатели.
Масло:
Качество продукции является одним из основных факторов, влияющих на объем ее реализации. На предприятии продукция вырабатывается только из натурального сырья без стабилизаторов и красителей. Продукция вырабатывается по утвержденным в установленном порядке стандартам, сертифицирована в калужском центре по стандартизации, метрологии и сертификации.
Специалистами лабораторий предприятия и санитарно-эпидемиологической станции города ведется строгий химический и бактериологический контроль за качеством сырья, материалов и припасов, готовой продукции, а также контроль за ходом технологического процесса.
Выпуск принципиально новых видов продукции потребует от предприятия больших капитальных вложений и много времени на закупку оборудования, технологии производства, обучения и переквалификацию кадров, маркетинговые исследования и рекламу.
Основными конкурентами на рынке сбыта готовой продукции являются по колбасным сырам – сыродельные заводы различных регионов России (г. Иваново, г. Великие Луки, г. Брянск, г. Воронеж); по плавленым ломтевым и пастообразным фирмы Германии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии и т.п.
Таблица 1
Основные характеристики конкурентов
Показатели |
Продукция ОАО «Сыры Калужские» |
Продукция других регионов России |
Импортная продукция | |||
Качество продукции |
высокое |
среднее |
высокое | |||
Внешний вид (Привлекательность) |
средняя |
средняя |
Высокая | |||
Объем продаж(тонн/год) - колбасные - плавленые пастообразные |
640 70 |
300 - |
- 490 | |||
Занимаемая доля рынка (%): - колбасные - плавленые пастообразные |
68 12 |
32 - |
- 88 | |||
Стабильность продаж: - колбасные - плавленые пастообразные |
высокая средняя |
средняя - |
- высокая |
Анализ конкурентов показывает, что 32 % рынка по колбасным сырам занимают сыродельные заводы различных регионов России, по причине низкой отпускной цены на готовую продукцию.
Низкая цена колбасных сыров у конкурентов складывается :
При наличии финансовой возможности у предприятия осуществлять закладку дешевого летнего сырья, осенне-зимние цены на колбасные сыры приблизятся к ценам конкурентов, но более высокое качество готовой продукции позволит увеличить продажу колбасных сыров.
По плавленым ломтевым, пастообразным сырам картина на рынке складывается следующим образом: главными поставщиками таких сыров являются зарубежные фирмы за счет широкого ассортимента и высокого качества готовой продукции, а также качества и дизайна упаковки и маркировки.
Основными поставщиками сыров, масла, сухого молока в летний период по сниженным сезонным ценам являются молочные заводы Калужской области (Бетлицкий, Барятинский, Кировский, Мосальский, Козельский, Юхновский и др.), работающие на местном сырье. В осенне-зимний период, из-за резкого снижения надоев молока, предприятие вынуждено искать поставщиков и закупать сырье по более высоким ценам в других регионах России и СНГ или на предприятиях, заготовивших сырье впрок. Сырьевая база очень не стабильна и носит сезонный характер. Единственным источником стабилизации цен на сырье является летняя закупка сырья, закладка на хранение с последующей его переработкой.
2.2. Анализ динамики выпуска и реализации продукции
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Таблица 2
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Годы |
Объем производства продукции, млн, руб |
Темпы роста, % |
Объем реализации, млн. руб. |
Темпы роста, % | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1998 |
85000 |
100 |
100 |
83000 |
100 |
100 |
1999 |
88000 |
103,5 |
103,5 |
85000 |
102,4 |
102,4 |
2000 |
95000 |
111,7 |
108 |
97000 |
116,8 |
114,1 |
Из таблицы видно, что за три года объем производства вырос на 11,7 %, а объем реализации продукции увеличился на 16,8%. То, что за 2000 год темп производства продукции ниже темпа реализации, говорит о том, что нереализованная продукция на складах предприятия и неоплаченная покупателями в 1999 году реализована в 2000 году полностью.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической:
Тр = n-1ÖТ1 * Т2 * …. * Тn , Тпр = Тр – 100%;
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции:
Твып.п = ÖТ1 * Т2 * Т3 = Ö1,0 * 1,035 * 1,08 = Ö1,1178 = 1,0572 = 105,72 %
Тпр = 105,72 – 100 = 5,72 %
Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:
Трп =Ö1,0 * 1,024 * 1,141 = Ö1,1683 = 1,0809 = 108,09
Тпр = 108,09 – 100 = 8,09 %
График 1. Динамика производства и реализации продукции
за период с 1998 по 2000 год
Также стоит рассмотреть изменение отдельных видов продукции по годам.
Таблица 3
Объем продаж по видам продукции за 1998 – 2000 гг.
Сыры |
Реализовано в 1998 г, млн. руб. |
Реализовано в 1999 г. млн. руб. |
Реализовано в 2000 г, млн. руб. | |||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Колбасный |
45 000 |
54,22 |
43 000 |
50,59 |
47 000 |
48,45 |
Брикетный |
21 000 |
25,30 |
28 000 |
32,94 |
32 000 |
32,99 |
Пастообразный |
17 000 |
20,48 |
14 000 |
16,47 |
18 000 |
18,56 |
Итого: |
83 000 |
100 |
85 000 |
97 000 |
100 |
На следующих графиках наглядно изображено процентное изменение производства
отдельных видов
продукции предприятия ОАО «
КС – колбасный сыр
БС – брикетный сыр
ПС – пастообразный сыр
График 2. Процентное отношение производства отдельных видов продукции к общему объему за 1998, 1999, 2000 гг.
Очевидно, что общий объем продаж выпускаемой продукции в денежном выражении в 1998 году составлял 83000 млн. рублей, в 1999 году – 85000млн. рублей, 2000 году – 97000 млн. рублей. То есть объем выпуска продукции увеличился. Увеличение объема выпуска сказалось и на структуре выпускаемой продукции. Наибольший удельный вес в 1998 году в общем объеме производства занимал колбасный сыр (54,2 %), в 1999, 2000 годах удельный вес уменьшился и на 2000 год составлял 48,9 %. В то же время увеличился удельный вес брикетных сыров в общем объеме продукции. Если в 1998 году он составлял 25,3 %, то в 2000 году – 32,9 %.
Далее можно проанализировать и дать оценку выполнению плана по производству и реализации продукции за отчетный период, 2000 год.
Таблица 4
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ОАО «Сыры Калужские» за 2000 год
Изделие |
Объем производства продукции, Млн. руб |
Реализация продукции, млн. руб | ||||||
План |
Факт |
+, - |
% к плану |
план |
факт |
+, - |
% к плану | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Колбасный |
40 000 |
44 000 |
+ 4 000 |
+ 10 |
39 500 |
47 000 |
+ 7 500 |
+ 18,9 |
Брикетный |
30 500 |
32 500 |
+ 2 000 |
+ 6,5 |
30 500 |
32 000 |
+ 1 500 |
+ 6,5 |
Пастообразный |
19 000 |
18 500 |
- 5 000 |
- 2,63 |
19 000 |
18 000 |
- 1 000 |
- 5,2 |
Итого: |
89 500 |
95 000 |
+ 5 500 |
+ 13,9 |
89 000 |
97 000 |
+ 8 000 |
+20,2 |
Из таблицы видно, что фактический выпуск сыра в отчетном году по сравнению с планом увеличился на 5500 млн. рублей, это составило 13,9 %, а реализации на 8000 млн. рублей, 20,2 %.
Если анализировать по сортам сыра, то фактический выпуск колбасного сыра в отчетном году по сравнению с планом увеличился на 4000 млн. руб. (что составило 10 %), а реализация на 7500 млн. руб. (18,9 %); брикетного – выпуск на 2000 млн. руб. (6,5 %), реализация - также на 1500 млн. руб. (6,5 %); выпуск пастообразных сыров по сравнению с планом уменьшился на 5000 млн. руб. (2, 6%), реализация также уменьшилась – на 1000 млн. руб. (5,2 %).
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Таблица 5
Анализ выполнения договорных обязательств
по отгрузке продукции за январь, млн. руб.
Изделие |
Потребитель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Колбасный |
1 |
600 |
600 |
- |
600 |
2 |
200 |
250 |
- |
200 | |
3 |
700 |
830 |
- |
700 | |
4 |
450 |
300 |
- 150 |
300 | |
5 |
800 |
850 |
- |
800 | |
6 |
400 |
400 |
- |
400 | |
7 |
1 100 |
1 000 |
- 100 |
1 000 | |
8 |
650 |
690 |
- |
650 | |
9 |
700 |
700 |
- |
700 | |
10 |
300 |
480 |
- |
300 | |
Брикетный |
1 |
200 |
300 |
- |
200 |
2 |
450 |
400 |
- 50 |
400 | |
3 |
120 |
100 |
- 20 |
100 | |
4 |
350 |
450 |
- |
350 | |
5 |
560 |
1050 |
- |
560 | |
6 |
620 |
700 |
- |
620 | |
Пастообразный |
1 |
250 |
300 |
- |
250 |
2 |
100 |
100 |
- |
100 | |
3 |
50 |
100 |
- |
50 | |
4 |
320 |
300 |
- 20 |
300 | |
5 |
200 |
150 |
- 50 |
150 | |
6 |
150 |
150 |
- |
150 | |
Итого: |
9 270 |
10 200 |
- 390 |
8 780 |
Информация о работе Методика анализа объема производства и реализации продукции