Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 14:14, реферат
Целью работы является изучение метода оценки конкурентоспособности отрасли. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность конкурентоспособности отрасли;
Изучить процесс анализа отрасли;
Рассмотреть существующие подходы к изучению конкурентоспособности отрасли;
Выявить основы оценки конкурентоспособности отрасли;
Определить определяющие факторы оценки.
Объектом изучения является конкурентоспособность отрасли, основной метод – анализ литературы.
Введение 2
Глава 1. Конкурентоспособность отрасли 5
1.1. Сущность конкурентоспособности отрасли 5
1.1. Анализ отрасли 6
Глава 2. Методика оценки конкурентоспособности отрасли 13
2.1. Подходы к изучению конкурентоспособности отрасли 13
2.2. Основы оценки конкурентоспособности отрасли 15
2.3. Факторы оценки конкурентоспособности отрасли 16
Заключение 24
Литература 25
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Конкурентоспособность отрасли 5
1.1. Сущность конкурентоспособности отрасли 5
1.1. Анализ отрасли 6
Глава 2. Методика оценки конкурентоспособности отрасли 13
2.1. Подходы к изучению конкурентоспособности отрасли 13
2.2. Основы оценки конкурентоспособности отрасли 15
2.3. Факторы оценки конкурентоспособности отрасли 16
Заключение 24
Литература 25
Конкуренция является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. Это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке и потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В экономической сфере конкуренция проявляется в соперничестве за заключение сделок и долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба представляет собой динамический (ускоряющий движение) процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Категория «конкурентоспособность» имеет различные толкования как среди отечественных, так и среди зарубежных специалистов. Изучением конкурентоспособности в разное время занимались такие ученые, как М.Портер, К.Фляйшер, Б.Бенсуан, А.Хасанова, И.Спиридонов, Р.Фатхутдинов, В.Петров, О.Белоусова, Д.Лукьяненко, Ю.Макогон и др. В самом же общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.
Конкурентоспособность как универсальный показатель рыночного состояния экономических объектов может предоставить полезную информацию многим участникам рынка. Субъектами оценки конкурентоспособности могут выступать предприятия-изготовители, продавцы, покупатели, конкуренты, инвесторы, органы государственной власти. Основными объектами оценки конкурентоспособности являются: товары и предприятия (как производители товаров) – на микроуровне, отрасли (как совокупности предприятий, предлагающие товары или услуги) и регионы (районы, области, страны или их группы) – на мезоуровне, страна – на макроуровне. Конкурентоспособность конкретного объекта - это экономическая категория, позволяющая оценить положение данного объекта относительно сходных объектов-конкурентов на рынке, выраженная через определенный набор показателей. В данной работе речь пойдет только об одном из объектов – об отрасли.
Целью работы является изучение метода оценки конкурентоспособности отрасли. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Объектом изучения является конкурентоспособность отрасли, основной метод – анализ литературы.
Под конкурентоспособностью отраслей следует понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.
Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. Конкурентоспособность отрасли предполагает наличие конкурентных преимуществ перед аналогичными отраслями за рубежом, которые могут выражаться в наличии рациональной отраслевой структуры, группы высококонкурентных предприятий-лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня; отлаженной опытно-конструкторской и прогрессивной прозводственно-технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры; гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами, эффективной системы распределения продукции.
Конкурентоспособность на уровне отрасли можно, также, оценивать, применяя следующие показатели (или их комбинацию): производительность труда, удельная оплата труда, капиталоемкость и наукоемкость, технический уровень продукции, совокупность знаний, необходимых для самостоятельного производства продукции, объем технических возможностей для реализации научных проектно-конструкторских разработок, степени экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли, степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства, степень использования продукции в различных отраслях народного хозяйства. Этот набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслей. Отрасль, способная конкурировать с подобными себе отраслями на мировом рынке, должна соответствовать уровню развития своих конкурентов, а также превосходить их по указанным показателям. Для общего представления состояния отрасли проводится ее внутренний анализ.
Отрасль – это группа предприятий, производящих товары и услуги, которые с точки зрения покупателя являются взаимозаменяемыми.
При анализе общей ситуации в отрасли
и конкуренции в ней
Целью анализа является выявление тех черт внутренней и внешней сред отрасли, которые наиболее влияют на стратегическое видение и возможности отрасли. Внимание при этом концентрируется на получении четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стратегии. Затем эти ответы используются для формирования четкой картины стратегической ситуации компаний отрасли и определения альтернативы стратегических действий.
Отраслевой и конкурентный анализ обычно используется для анализа внешней ситуации (макроокружения) компании одиночного бизнеса. Ситуационный анализ касается ближайшего окружения фирмы (микроокружения).
Логическим выходом
При проведении анализа отрасли и определения возможностей выбора альтернативных направлений развития предприятия происходит основная работа по формированию новой стратегии.
Во-первых, оцениваются основные
крупных конкурентов);
Во-вторых, в
рассматриваемой отрасли
Первая сила – это
конкуренция в отрасли (
Выделяются характеристики:
Вторая сила - это угроза прихода новых конкурентов. Потенциальные
конкуренты могут быть выявлены в следующих группах фирм:
синергетический эффект,
стратегии интеграции вперед или назад.
Серьезность угрозы со стороны потенциальных конкурентов зависит от высоты барьера входа в отрасль:
Третья сила – это конкуренты со стороны поставщиков. Данная сила обусловлена тем, что у поставщиков есть возможность повысить цены на свои поставки, снизить качество товаров или ограничить объемы поставок.
Четвертая сила – конкуренция со стороны покупателей. Покупатели могут заставить фирмы снизить цены, потребовать больше обширных услуг, более благоприятных условий платежа.
Уровень силы покупателей зависит от следующих факторов:
Пятая сила – это влияние
на конкуренцию товаров
На третьем
этапе анализа рассматриваются
движущие силы в отрасли, вызывающие
изменения в структуре
Движущие силы – силы, которые оказывают наибольшее влияние и определяют характер перемен в отрасли, т.е. основные причины, приводящие к изменению условий конкуренции и ситуации в целом.
Анализ движущих
сил включает: определение самих движущих сил
и определение степени их
Факторы, являющиеся движущими силами:
Четвертым шагом является выявление компаний отрасли, имеющих наиболее сильные/слабые конкурентные позиции.
Изучение положения на рынке конкурирующих фирм – аналитический прием, который дает оценку положения каждой фирмы в отдельности и связывает анализ отрасли в целом. Одним из инструментов сравнения конкурентных позиций фирмы в отрасли – карта стратегических групп конкурентов. Стратегическая группа состоит из соперничающих фирм с одинаковым стилем конкурентных активностей и одинаковыми позициями на рынке. Общие черты компаний одной стратегической группы: схожие стратегии, одинаковые позиции на рынке, схожие товары, каналы распределения, продажа товаров в одинаковом ценовом
Информация о работе Методика оценки конкурентоспособности отрасли