Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 14:14, реферат
Целью работы является изучение метода оценки конкурентоспособности отрасли. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность конкурентоспособности отрасли;
Изучить процесс анализа отрасли;
Рассмотреть существующие подходы к изучению конкурентоспособности отрасли;
Выявить основы оценки конкурентоспособности отрасли;
Определить определяющие факторы оценки.
Объектом изучения является конкурентоспособность отрасли, основной метод – анализ литературы.
Введение 2
Глава 1. Конкурентоспособность отрасли 5
1.1. Сущность конкурентоспособности отрасли 5
1.1. Анализ отрасли 6
Глава 2. Методика оценки конкурентоспособности отрасли 13
2.1. Подходы к изучению конкурентоспособности отрасли 13
2.2. Основы оценки конкурентоспособности отрасли 15
2.3. Факторы оценки конкурентоспособности отрасли 16
Заключение 24
Литература 25
качественном диапазоне.
В пятых, определяются последующие вероятные действия конкурирующих фирм внутри отрасли.
может быть получено достаточно быстро на основе изучения данных об их положении в отрасли, о стратегических целях, а также об их основных подходах к ведению конкурентной борьбы);
4) Прогноз следующих шагов
На следующем, шестом этапе анализа отрасли определяются ключевые факторы конкурентной борьбы.
Отраслевые ключевые факторы успеха – это общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли. Данные факторы зависят от экономических и технических характеристик отрасли и используемых в отрасли средств конкурентной борьбы.
Необходимо первоначально выделить ключевые факторы в данной отрасли, а затем разработать мероприятия по овладению наиболее важными факторами:
В технологиях: качество проводимых научных исследований; инновации в производственном процессе; разработка новых товаров; использование интернета.
В производстве:
низкая себестоимость
В сбыте: широкая сеть дистрибьюторов; наличие собственной розничной сети; снижение издержек реализации; быстрая доставка.
В маркетинге: уровень обслуживания; широкий ассортимент; привлекательный дизайн; гарантии покупателей.
В сфере профессиональной
подготовки: профессиональный уровень;
дизайнерское мастерство; инновационный потенциал
Организационные возможности: совершенные информационные
системы; быстрая реакция на изменение рыночной ситуации; использование
интернета; качественный менеджмент.
Прочие: имидж компании; низкие издержки; доброжелательность служащих, контактирующих с потребителями; патентная защита.
Завершающим шагом данного анализа является оценка привлекательности отрасли и ее перспективы.
При определении привлекательности отрасли выделяют факторы, делающие отрасль привлекательной; факторы делающие отрасль не привлекательной; особые проблемы отрасли; перспективы получения прибыли.
Грамотный анализ отрасли и конкуренции в ней жизненно необходим для того, чтобы разработать хорошую стратегию. Если в отрасли существует перспектива получения большей прибыли, чем в среднем по отраслям, то отрасль – привлекательна, и наоборот.
В настоящее время отсутствует общепринятая и стандартизованная методика оценки конкурентоспособности отрасли. Данной проблемой занимаются многие ученые, чем и объясняется разнообразие подходов к решению данного вопроса.
М. Портер при оценке конкурентоспособности отрасли предлагает основываться на показателях: доля промышленности в мировом экспорте; доля определенной отрасли или кластера в общем объеме экспорта; доля кластера в мировом экспорте. Согласно Портеру, единственное, на чём может основываться концепция конкурентоспособности отрасли – это продуктивность использования ресурсов. Постоянное повышение продуктивности экономики означает её непрерывный рост. Совершенствующаяся экономика – это экономика, которая может успешно конкурировать в сложных и совершенно новых для себя отраслях. При этом находят применение людские ресурсы, высвобождаемые в результате роста продуктивности в имеющихся отраслях. Не будь международной конкуренции, уровень продуктивности в стране практически не зависел бы от положения в других странах. Международная торговля позволяет стране повышать продуктивность своего производства, так как устраняет необходимость производить самостоятельно все товары и услуги. Поэтому страна может специализироваться на тех отраслях и сегментах рынка, где её фирмы относительно более конкурентоспособны, чем иностранные, и импортировать те товары и услуги, по которым её фирмы уступают зарубежным. Тем самым повышается средний уровень продуктивности в экономике. Конкурентное преимущество страны зависит от базирования в ней транснациональных компаний данной отрасли, а не просто фирм, продукция которых экспортируется.
Российский ученый И. А. Спиридонов определяет положение конкурентоспособности отрасли как наличие у нее конкурентных преимуществ, позволяющих: во-первых, производить (с издержками не выше интернациональных) продукцию высокого качества, удовлетворяющую требованиям конкретных групп покупателей (потребителей) к потребительской ценности товаров, их рыночной новизне и стоимости (цены), и, во-вторых, поставлять ее на рынок в оптимальные сроки, диктуемые рыночной ситуацией.
Одним из способов оценки конкурентоспособности отрасли (методология, разработанная М. Гельвановским, В. Жуковским, И. Трофимовой) является оценка ряда показателей (или их комбинации). К этим показателям относятся производительность труда, удельная оплата труда, капиталоемкость и наукоемкость, технический уровень продукции, совокупность знаний и научных достижений, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства, объем технических баз для реализации научных проектно-конструкторских разработок, объем экспорта производимой отраслью продукции; экспансия отрасли (степень использования ее продукции в различных отраслях хозяйства). Этот набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслей.
Согласно мнению В. Петрова, основными показателями конкурентоспособности отрасли являются: динамика нормы и массы прибыли; экономический рост внутри страны; баланс экспорта и импорта продукции рассматриваемой отрасли сопоставления с аналогичными балансами других стран.
Однако стоит
обратить внимание на то, что поскольку
конкурируют на мировом рынке
и удовлетворяют спрос на внутреннем
рынке не отрасли, а входящие в
нее предприятия, то при оценке уровня
конкурентоспособности отрасли
следует отталкиваться от конкурентоспособности
предприятия. Поэтому важной составляющей
при определении
Таким образом, оценка уровня конкурентоспособности различных объектов (в том числе отрасли) является сложной задачей по ряду причин: во-первых, в конкурентоспособности фокусируются многочисленные показатели качества и ресурсоемкости работы персонала; во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по оценке конкурентоспособности. Это свидетельствует, с одной стороны, о чрезвычайной важности и сложности проблемы, а с другой стороны – о незавершенности ее методологической разработки и необходимости дальнейших исследований в этой области.
Основополагающим этапом проведения оценки является формирование цели исследования. От цели исследования зависит дальнейший ход анализа. Неправильное определение цели оценки может исказить результаты исследования. Целью оценки конкурентоспособности является получение достоверной информации для принятия решения о корректировке конкурентоспособности с учетом положения отрасли на мировом рынке, а также о реализации конкретных планов в отношении к данной отрасли.
Основными задачами, решаемыми при оценке конкурентоспособности отрасли, являются:
- определение
уровня конкурентоспособности
- выявление
тенденций и закономерностей
в повышении
- определение слабых мест, отрицательно влияющих на конкурентоспособность отрасли;
- выявление резервов, которые отрасль может использовать для повышения своей конкурентоспособности.
Объективная и полноценная оценка конкурентоспособности отрасли основывается на нескольких основных принципах:
- изучение
конкурентоспособности должно
- уровень
конкурентоспособности любого
- использование
при оценке
- через конкурентоспособность взаимоувязываются интересы производителей и потребителей. Поэтому, при оценке конкурентоспособности необходимо учитывать факторы как внешних, так и внутренних конкурентных преимуществ.
Успешность отрасли на международном рынке оценивается на основе определяющих факторов, носящих общий характер и формирующих среду, в которой конкурируют местные фирмы. Эта среда может способствовать созданию конкурентного преимущества, а может препятствовать этому.
Факторы, которые наиболее важны для конкурентного преимущества в большинстве отраслей, не достаются по наследству, а создаются в пределах страны с помощью процессов, которые в разных странах и отраслях очень различны. Таким образом, важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость, с которой они создаются, совершенствуются и приспосабливаются к нуждам отраслей. Кроме того, наличие некоторых факторов в большом количестве может не усилить, а, наоборот, подорвать конкурентное преимущество. И наоборот, недостаток некоторых факторов – факт отрицательный – часто влияет на стратегию и побуждает к обновлению таким образом, что приводит к долговременному конкурентному преимуществу.
Факторы можно разбить на несколько больших групп.
Практически в каждой отрасли спрос на внутренне рынке оказывает определённое влияние, влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения инноваций. Он характеризуется тремя важными чертами: структурой (природой покупательских способностей); объёмом и характером роста; механизмами, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные рынки.
Структура внутреннего спроса определяет то, как фирмы улавливают эти потребности, истолковывают их и реагируют на них. Страны добиваются конкурентного преимущества в тех отраслях и их сегментах, где спрос на внутреннем рынке даёт местным фирмам представление о потребностях покупателей раньше и точнее, чем зарубежным конкурентам. Если местным фирмам в результате покупательского давления приходится вводить новации быстрее и добиваться конкурентных преимуществ более высокого порядка, чем это делают зарубежные конкуренты. Для достижения национального конкурентного преимущества наиболее важны следующие характеристики структуры спроса на внутреннем рынке:
Информация о работе Методика оценки конкурентоспособности отрасли