Методика оценки конкурентоспособности отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 14:14, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение метода оценки конкурентоспособности отрасли. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность конкурентоспособности отрасли;
Изучить процесс анализа отрасли;
Рассмотреть существующие подходы к изучению конкурентоспособности отрасли;
Выявить основы оценки конкурентоспособности отрасли;
Определить определяющие факторы оценки.
Объектом изучения является конкурентоспособность отрасли, основной метод – анализ литературы.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Конкурентоспособность отрасли 5
1.1. Сущность конкурентоспособности отрасли 5
1.1. Анализ отрасли 6
Глава 2. Методика оценки конкурентоспособности отрасли 13
2.1. Подходы к изучению конкурентоспособности отрасли 13
2.2. Основы оценки конкурентоспособности отрасли 15
2.3. Факторы оценки конкурентоспособности отрасли 16
Заключение 24
Литература 25

Файлы: 1 файл

эо.docx

— 57.59 Кб (Скачать файл)
  1. Сегментная структура – деление спроса по сегментам внутреннего рынка, или распределение спроса по разновидностям. Важность сегментной структуры в том, что страны могут быть конкурентоспособными в тех сегментах, на которые приходится большая доля внутреннего спроса, но малая – за рубежом, даже если в абсолютном выражении за рубежом эти сегменты больше. Особенно ценно наличие в стране больших сегментов, где требуются более сложные виды конкурентного преимущества.
  2. Требовательные и разборчивые покупатели. Характер отечественных покупателей ещё важнее, чем структура внутреннего рынка как таковая. Фирмы добиваются конкурентного преимущества, если покупатели в этой стране очень разборчивы и предъявляют большие требования к товарам и услугам. Это вынуждает фирму повышать стандарты качества изготовления, обслуживания и потребительских свойств. Покупатели могут быть требовательными по ряду причин: национальные традиции, географические особенности и климат страны, наличие или отсутствие тех или иных природных ресурсов, налоги и жёсткие технические и общественные стандарты.
  3. Предполагаемые потребности покупателей. Фирмы данной страны получат преимущество, если потребность в каком-либо товаре возникнет в этой стране раньше, чем в других. Часто это происходит, если ценности, воплощённые в культуре этой страны, получают признание в остальном мире, если страна раньше других начинает сталкиваться с недостатком некоторых факторов производства или раньше других принимает более жёсткие стандарты.
  4. Величина спроса на внутреннем рынке. Большой внутренний рынок может дать конкурентное преимущество в тех отраслях, где имеется эффект масштаба или снижение издержек по мере освоения нового продукта. Это побуждает фирмы страны активно вкладывать средства в строительство крупных заводов, развитие технологии и повышение производительности труда. Величина внутреннего рынка имеет значение для конкурентного преимущества страны в определённых отраслях (или сегментах), а именно в тех, где требуются крупномасштабные НИОКР, где имеются значительный эффект масштаба при поточном производстве, большое обновление технологии при смене поколений товара или значительный фактор риска.
  5. Число независимых покупателей. Чем больше в стране независимых покупателей товара, тем более благоприятная обстановка для обновления товара, снижения риска инвестирования в производство данного товара.
  6. Скорость роста спроса на внутреннем рынке. Скорость роста спроса может быть более важна, чем его абсолютное выражение, поскольку именно скорость роста влияет на интенсивность капитальных вложений.
  7. Упреждающее (опережающее) возникновение спроса на внутреннем рынке. Упреждающее возникновение спроса на внутреннем рынке помогает местным фирмам захватить позиции в отрасли до того, как это сделают зарубежные конкуренты. За счёт этого местные фирмы первыми строят крупные заводы и накапливают опыт, разрабатывают и осваивают конкурентную стратегию.
  8. Раннее насыщение рынка. Насыщенный товарами рынок заставляет снижать цены, вводить новые потребительские свойства, улучшать их и всячески подталкивать потребителя к покупке нового товара в замен старого, а также заставляет фирмы прилагать яростные усилия с целью выхода на зарубежный рынок, чтобы сохранить рост производства, а иногда и не допустить его свёртывания.
  9. Мобильные или многонациональные местные покупатели. Если покупатели данного товара мобильны или представляют собой многонациональные корпорации, это даёт фирмам страны преимущество, так как отечественные покупатели одновременно являются иностранными.
  10. Влияние фирмы на запросы зарубежных покупателей через внушение или передачи потребностей иностранным покупателям (туристам, иностранным студентам, работника, приезжающим на семинары).
  11. Родственные и поддерживающие отрасли, то есть наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке. Родственные отрасли – это отрасли, в которых у фирм есть общие виды деятельности в «цепочке ценности» (каналы сбыта, развитие технологий).

Наличие в стране отраслей поставщиков (смежных отраслей) создаёт для потребляющих отраслей промышленности преимущество, во-первых, эффективного, быстрого доступа к самым дорогостоящим ресурсам; а во-вторых, координации деятельности между фирмой и её поставщиками на внутреннем рынке. Самым главным преимуществом наличия местных поставщиков является их роль в процессах нововведений и повышения уровня производительности. Конкурентоспособность возникает в результате тесных производственных связей между промышленностью и поставщиками мирового уровня. Поставщики помогают фирмам овладевать новыми методами и возможностями применения современных технологий. Фирмы получают быстрый доступ к информации, новым идеям и воззрениям, инновациям поставщиков. У них появляется возможность влиять на технические усилия поставщиков. Кроме того, они могут служить в качестве полигона для испытательных работ. Поставщики  стараются выступать в роли проводников информации и инноваций от фирмы к фирме. Этот процесс помогает увеличить темп внедрения инноваций во всей национальной промышленности. Если поставщики географически расположены рядом с фирмами, то это упрощает связь между ними, что, в свою очередь, ведёт к увеличению положительного эффекта. Гораздо предпочтительнее иметь конкурентоспособных поставщиков в стране, чем полагаться на иностранных, пусть даже самых лучших, партнёров.

Наличие конкурентоспособных  родственных отраслей часто ведёт  к возникновению новых высокоразвитых производств. Родственными называются такие отрасли, в которых фирмы  могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценности, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами. Взаимодействие может происходить  в сфере развития технологий, производства, сбыта, маркетинга, сервиса. Успех на мировом рынке одной отрасли  промышленности может повлечь за собой развитие производства дополнительных товаров и услуг.

4.    Стратегия фирм, их структура и конкуренты, то есть каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

Имеются ещё  две переменные, существенным образом  влияющие на достижение конкурентного  преимущества:

5.    Случайные события – это те, которые руководство фирм не может контролировать: изобретения, прорывы в основных технологиях, войны, политические события за рубежом, резкие изменения потребностей и спроса. Эти события вызывают момент неопределённости, который может изменить структуру отрасли и тем самым дать возможность фирмам одной страны обойти фирмы другой.

6.    Действия правительства. Государственные учреждения любого уровня могут и усилить и ослабить конкурентное преимущество страны. В целом государственная политика, проводимая без учёта её влияния на систему детерминантов, с равным успехом может подорвать конкурентное преимущество страны или усилить его.

Эти факторы, каждый в отдельности и все вместе, как система, создают среду, в которой рождаются и действуют предприятия данной страны: наличие ресурсов и навыков, необходимых для получения конкурентного преимущества в отрасли; информация, от которой зависит, будут ли замечены и использованы возможности получить конкурентное преимущество и направления применения ресурсов и навыков, имеющихся в распоряжении предприятия; цели владельцев, менеджеров и персонала предприятия, участвующих в конкуренции; самое важное – это силы, заставляющие предприятия вкладывать средства в ту или иную деятельность и заниматься обновлением.

Страны имеют  наибольшие шансы на успех в тех  отраслях и их сегментах, где «национальный  ромб» (то есть четыре основных фактора) имеет наиболее благоприятный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В реферате рассмотрены  анализ отрасли и оценка ее конкурентоспособности  с теоретической точки зрения, а также различные подходы  к изучению конкурентоспособности  отрасли. Полноценной стандартной методики оценки конкурентоспособности отрасли не существует.

Отрасли очень разнообразны по своим экономическим  характеристикам, конкуренции внутри них и перспективам развития. Сильно колеблются темпы технического прогресса. Необходимый размер капиталовложений может быть велик или незначителен. Рынок может быть от локального до мирового. Производители выпускают стандартную или высокодифференцированную продукцию. Конкуренция в отрасли может быть сильной или слабой, она может ориентироваться на цены, качество, послепродажное обслуживание или на что-либо другое. Спрос может расти или снижаться. Разница в условиях может быть столь сильна, что компании, занимающие лидирующее положение в одной, малопривлекательной отрасли, могут получать относительно небольшую прибыль, в то время как компании, имеющие слабые позиции в другой, привлекательной, работать с большей отдачей. Кроме того, условия конкуренции в отрасли постоянно меняются с изменением характера влияния отдельных факторов.

Однако, несмотря на все сложности и неоднозначность данного анализа, оценка конкурентоспособности отрасли представляет собой одну из важнейших составных частей исследования рыночных отношений, а также служит ориентиром для составления планов экономического развития отрасли, формирования стратегий бизнес-сообществ и экономической политики для государств.

 

 Литература

  1. Бобрышев Д. К. Конкурентоспособность – стратегическая цель фирмы // Под общ. Ред. Панкова В. А. – Ч.1. – Н. Новгород, 2008;
  2. Кревенс Дэвид, Стратегический менеджмент, 6 издание: Пер. с англ. – М.: «Вильямс» - 2006;
  3. М. Портер, Конкуренция / Пер. с англ. - «Вильямс», 2005. – 608 с.
  4. Мазилкина Е. И., Основы управления конкурентоспособностью : учебное пособие. / Е. И. Мазилкина -  2009;
  5. Сущность конкурентоспособности, Фатхутдинов Р. А. – [Электронный ресурс] // Современная конкуренция: научно-практический журнал 2007 / 3(15) – Электрон. дан. – режим доступа: http://www.moderncompetition.ru;
  6. Уровни и объекты конкурентоспособности, Фатхутдинов Р. А. – [Электронный ресурс] // Современная конкуренция: научно-практический журнал 2009 / 4(16) – Электрон. дан. – режим доступа: http://www.moderncompetition.ru;
  7. Фатхутдинов Р. А., Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: Эксмо, 2005. — 544 с.;
  8. Фатхутдинов Р. А., Стратегический маркетинг // 4-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

 

     

 


Информация о работе Методика оценки конкурентоспособности отрасли