Методологические основы организации внутрифирменного планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение организации планирования на предприятии и его значение.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1.Рассмотрение теоретических основ организации внутрифирменного планирования на предприятии
2. Методологические основы организации внутрифирменного планирования на предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1.Теоретические основы внутрифирменного планирования……………4
1.1 Содержание, необходимость, цели и задачи внутрифирменного планирования……………………………………………………………………...4
1.2 План как инструмент внутрифирменного планирования…………..10
2.Методологические основы организации внутрифирменного планирования на предприятии…………………………………………………14
2.1 Методы разработки планов предприятия Бюджетный и балансовый методы разработки планов……………………………………………………...14
2.2 Организация и порядок разработки плана………………………..24
2.3 Препятствия на пути внутрифирменного планирования………….27
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Planirovanie.docx

— 59.11 Кб (Скачать файл)

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства предприятием на всех уровнях управления; квалификацией обслуживающего персонала, работающего в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

 

Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

Планирование включает в себя определение:

- конечных и промежуточных целей;

- задач, решение которых  необходимо для достижения целей;

- средств и способов их решения;

- требуемых ресурсов, их  источников и способа распределения.

Исходя из всего вышеуказанного, можно сказать, что внутрифирменное финансовое планирование – это процесс определения объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования согласно с производственными и финансовыми показателями предприятия в плановом периоде.

Целью внутрифирменного финансового планирования является обеспечение хозяйственной деятельности необходимым объемом финансовых ресурсов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных и заемных финансовых источников. Рассматривая внутрифирменное планирование более подробно, можно отметить следующие его локальные цели:

1) обеспечение производственного, научно-технического и социального  развития предприятия, прежде всего  за счет собственных средств, но с использованием также заемных и привлеченных;

2) оптимизация финансового  результата преимущественно за  счет роста объема продаж и  снижения издержек производства  и обращения;

3) обеспечение на должном  уровне финансовой устойчивости и ликвидности предприятия.

С помощью финансового планирования предприятие имеет возможность эффективно решать такие основные задачи:

1) обеспечение производственного  процесса необходимыми финансовыми ресурсами;

2) установление рациональных  финансовых взаимоотношений с  другими субъектами хозяйствования, финансово-кредитными учреждениями, государством;

3) определение путей наиболее  эффективного вложения капитала, оценка рациональности его использования;

4) выявление и мобилизация  внутренних резервов увеличения  прибыли за счет рационального  использования финансовых ресурсов;

5) осуществление контроля за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.

Внутрифирменное планирование позволяет предприятию решить следующие конкретные вопросы:

- какие финансовые ресурсы  могут находиться в распоряжении предприятия;

- каковы источники их поступления;

- достаточно ли денежных  средств для выполнения поставленных задач;

- какая доля средств  должна быть перечислена в  бюджет, внебюджетные фонды, банкам  и другим кредиторам;

- каким образом рационально  распределить прибыль предприятия;

- как обеспечить сбалансированность  плановых доходов и расходов  предприятия на основе принципов  самоокупаемости и самофинансирования.

1.2 План как инструмент внутрифирменного планирования

Планирование в узком смысле слова сводится к разработке специальных документов-планов, определяющих конкретные направления предприятия по достижению стоящих перед ним целей на предстоящий период.

Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ним и его отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов.

План тесно связан с конкретностью, т.е. выражается конкретными показателями, определенной величины или параметрами.

План становится основой деятельности предприятия всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечить согласованную работу подразделений, контролировать процесс, определить потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки предприятия и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование укрепляет взаимодействие руководителей различных служб. Планирование в новых условиях - это непрерывный процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности предприятия за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не могут быть директивными, а должны меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

В плане разрабатываются задания для всех видов деятельности, для каждого звена или на один вид работы.

Так как план является перспективным документом, для его разработки сформулированы следующие требования:

  • преемственность стратегического и текущего планов;
  • социальная ориентация:
  • ранжирование объектов по их важности;
  • адекватность плановых показателей;
  • согласованность с параметрами внешней среды;
  • вариантность;
  • сбалансированность;
  • экономическая обоснованность;
  • автоматизация системы планирования;
  • обоснованность плановых задач с точки зрения системы прогрессивных технико-экономических нормативов;
  • ресурсное обеспечение;
  • наличие разработанной системы учета, отчетности, контроля, ответственности за выполнение.

Планы различают: по срокам исполнения - стратегические, долговременные, краткосрочные, текущие; по функциям назначения; уровню управления; принципам.

Стратегический план - долговременный план на период 10-15 лет, в котором формулируются задачи, цели и общая стратегия их достижения.

В круг вопросов по организации стратегических планов входят следующие:

разработка, согласование и утверждение программы, сетевого графика и программы реализации стратегических планов, организация учета и контроля выполнения планов, мотивация выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с наименьшими затратами, регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия, для обеспечения развития предприятия требуется выявить рыночные возможности в сферах, где предприятие будет иметь явное конкурентное преимущество.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Одним из основных факторов качества планов является обоснованность плановых показателей. В противном случае как бы хорошо предприятие не работало на последующих этапах, результат будет неудовлетворительным.

Основные плановые показатели функционирования и развития предприятия должны дать ответы на следующие вопросы: что производить; с какими конкретными показателями качества и ресурсоемкости объекта; для кого производить; по какой цене; в каком количестве; в какие сроки. На стадии стратегического маркетинга должны быть разработаны нормативы конкурентоспособности товаров, учитывающие использование имеющихся стратегических конкурентных преимуществ предприятия, стратегические параметры товарных рынков, базирующиеся на показателях эффективности будущих товаров и конкурентоспособности предприятия.

После разработки общих стратегических планов каждому производству предстоит разработать собственные планы маркетинга по товарам, маркам и рынкам.

Долговременный план - план, разрабатываемый на несколько лет и нацеленный на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии предприятия. Такой план чаще всего является составной частью стратегического плана.

Текущий план - план, в котором объединяются все направления деятельности предприятия на текущий финансовый год.

Оперативный план предназначается для решения конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде (1-2 года), имеет узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуется большим разнообразием используемых приемов и методов.

Составление текущих планов является прерогативой функциональных руководителей.

Существуют три типа текущих планов: функциональные, единовременные и стабильные.

Функциональные планы необходимы для внедрения управленческих решений в различных функциональных сферах производства, подверженных стремительным изменениям. Функциональный план предусматривает действия, которые необходимо предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере.

 

2.Методологические основы организации внутрифирменного планирования на предприятии.

 

2.1 Методы разработки планов предприятия Бюджетный и балансовый методы разработки планов.

Основная цель планирования состоит в том, чтобы, насколько это возможно в данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией. Это не всегда удается, но стремиться к этому необходимо. Поиск такого варианта осуществляется путем итераций, т. е. последовательного перехода от одного планового решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее.

В настоящее время сложилось несколько способов составления планов (методов планирования): бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и др.

Бюджетный метод основывается на составлении отчетных и плановых бюджетов, т. е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у организации ресурсов в соответствии со стоящими целями (в последующем могут уточняться и корректироваться).

В организации могут составляться несколько видов бюджетов.

Основной (общий) бюджет отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибылей и убытков.

Составляются также оперативные бюджеты: производства; продаж; рабочей силы; материальных запасов; готовой продукции; накладных, коммерческих, административных и иных расходов; распределения прибыли (на инвестиции, дивиденды, налоги); поступления наличности и проч.

В соответствии с различными сценариями развития, а также при неустойчивой конъюнктуре можно разрабатывать «альтернативные» бюджеты.

Бюджетный метод планирования (бюджетирование) обеспечивает:

1.повышение эффективности работы организации за счет децентрализации управления, быстрого обнаружения и корректировки отклонений;

2.оптимизацию распределения и расходования ресурсов, предупреждение бесхозяйственности;

3.надежный контроль и оценку их движения и издержек и т. п.

Но этот метод сложен, требует перестройки системы управления, индивидуализации ответственности, больших затрат.

Балансовый метод планирования основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода.

Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит (как на стороне, так и за счет рационализации внутренних процессов).

Невозможность решить проблему дефицита принуждает фирму снижать потребление (либо также на основе его рационализации, либо путем механического сокращения с соответствующим уменьшением конечных результатов).

Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема - расширения на их базе производства или избавления от излишков (последнее целесообразно даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов приходится затрачивать значительные средства; кроме того, соответствующие объекты разрушаются, а также морально стареют и обесцениваются).

Балансовый метод реализуется через составление системы балансов, которые бывают:

- по содержанию: материально-вещественными, стоимостными и трудовыми;

- по временному горизонту: отчетными, плановыми, прогнозными;

Информация о работе Методологические основы организации внутрифирменного планирования на предприятии