Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 14:47, курсовая работа
Цель работы - изучение организации планирования на предприятии и его значение.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1.Рассмотрение теоретических основ организации внутрифирменного планирования на предприятии
2. Методологические основы организации внутрифирменного планирования на предприятии.
Введение…………………………………………………………………….2
1.Теоретические основы внутрифирменного планирования……………4
1.1 Содержание, необходимость, цели и задачи внутрифирменного планирования……………………………………………………………………...4
1.2 План как инструмент внутрифирменного планирования…………..10
2.Методологические основы организации внутрифирменного планирования на предприятии…………………………………………………14
2.1 Методы разработки планов предприятия Бюджетный и балансовый методы разработки планов……………………………………………………...14
2.2 Организация и порядок разработки плана………………………..24
2.3 Препятствия на пути внутрифирменного планирования………….27
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….33
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства предприятием на всех уровнях управления; квалификацией обслуживающего персонала, работающего в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.
Планирование включает в себя определение:
- конечных и промежуточных целей;
- задач, решение которых необходимо для достижения целей;
- средств и способов их решения;
- требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
Исходя из всего вышеуказанного, можно сказать, что внутрифирменное финансовое планирование – это процесс определения объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования согласно с производственными и финансовыми показателями предприятия в плановом периоде.
Целью внутрифирменного финансового планирования является обеспечение хозяйственной деятельности необходимым объемом финансовых ресурсов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных и заемных финансовых источников. Рассматривая внутрифирменное планирование более подробно, можно отметить следующие его локальные цели:
1) обеспечение производственного,
научно-технического и
2) оптимизация финансового
результата преимущественно за
счет роста объема продаж и
снижения издержек
3) обеспечение на должном уровне финансовой устойчивости и ликвидности предприятия.
С помощью финансового планирования предприятие имеет возможность эффективно решать такие основные задачи:
1) обеспечение производственного
процесса необходимыми
2) установление рациональных
финансовых взаимоотношений с
другими субъектами
3) определение путей наиболее
эффективного вложения
4) выявление и мобилизация
внутренних резервов
5) осуществление контроля за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.
Внутрифирменное планирование позволяет предприятию решить следующие конкретные вопросы:
- какие финансовые ресурсы могут находиться в распоряжении предприятия;
- каковы источники их поступления;
- достаточно ли денежных средств для выполнения поставленных задач;
- какая доля средств должна быть перечислена в бюджет, внебюджетные фонды, банкам и другим кредиторам;
- каким образом рационально распределить прибыль предприятия;
- как обеспечить
1.2 План как инструмент внутрифирменного планирования
Планирование в узком смысле слова сводится к разработке специальных документов-планов, определяющих конкретные направления предприятия по достижению стоящих перед ним целей на предстоящий период.
Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ним и его отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов.
План тесно связан с конкретностью, т.е. выражается конкретными показателями, определенной величины или параметрами.
План становится основой деятельности предприятия всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечить согласованную работу подразделений, контролировать процесс, определить потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки предприятия и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование укрепляет взаимодействие руководителей различных служб. Планирование в новых условиях - это непрерывный процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности предприятия за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не могут быть директивными, а должны меняться в соответствии с конкретной ситуацией.
В плане разрабатываются задания для всех видов деятельности, для каждого звена или на один вид работы.
Так как план является перспективным документом, для его разработки сформулированы следующие требования:
Планы различают: по срокам исполнения - стратегические, долговременные, краткосрочные, текущие; по функциям назначения; уровню управления; принципам.
Стратегический план - долговременный план на период 10-15 лет, в котором формулируются задачи, цели и общая стратегия их достижения.
В круг вопросов по организации стратегических планов входят следующие:
разработка, согласование и утверждение программы, сетевого графика и программы реализации стратегических планов, организация учета и контроля выполнения планов, мотивация выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с наименьшими затратами, регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия, для обеспечения развития предприятия требуется выявить рыночные возможности в сферах, где предприятие будет иметь явное конкурентное преимущество.
Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.
Одним из основных факторов качества планов является обоснованность плановых показателей. В противном случае как бы хорошо предприятие не работало на последующих этапах, результат будет неудовлетворительным.
Основные плановые показатели функционирования и развития предприятия должны дать ответы на следующие вопросы: что производить; с какими конкретными показателями качества и ресурсоемкости объекта; для кого производить; по какой цене; в каком количестве; в какие сроки. На стадии стратегического маркетинга должны быть разработаны нормативы конкурентоспособности товаров, учитывающие использование имеющихся стратегических конкурентных преимуществ предприятия, стратегические параметры товарных рынков, базирующиеся на показателях эффективности будущих товаров и конкурентоспособности предприятия.
После разработки общих стратегических планов каждому производству предстоит разработать собственные планы маркетинга по товарам, маркам и рынкам.
Долговременный план - план, разрабатываемый на несколько лет и нацеленный на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии предприятия. Такой план чаще всего является составной частью стратегического плана.
Текущий план - план, в котором объединяются все направления деятельности предприятия на текущий финансовый год.
Оперативный план предназначается для решения конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде (1-2 года), имеет узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуется большим разнообразием используемых приемов и методов.
Составление текущих планов является прерогативой функциональных руководителей.
Существуют три типа текущих планов: функциональные, единовременные и стабильные.
Функциональные планы необходимы для внедрения управленческих решений в различных функциональных сферах производства, подверженных стремительным изменениям. Функциональный план предусматривает действия, которые необходимо предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере.
2.Методологические основы организации внутрифирменного планирования на предприятии.
2.1 Методы разработки планов предприятия Бюджетный и балансовый методы разработки планов.
Основная цель планирования состоит в том, чтобы, насколько это возможно в данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией. Это не всегда удается, но стремиться к этому необходимо. Поиск такого варианта осуществляется путем итераций, т. е. последовательного перехода от одного планового решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее.
В настоящее время сложилось несколько способов составления планов (методов планирования): бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и др.
Бюджетный метод основывается на составлении отчетных и плановых бюджетов, т. е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у организации ресурсов в соответствии со стоящими целями (в последующем могут уточняться и корректироваться).
В организации могут составляться несколько видов бюджетов.
Основной (общий) бюджет отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибылей и убытков.
Составляются также оперативные бюджеты: производства; продаж; рабочей силы; материальных запасов; готовой продукции; накладных, коммерческих, административных и иных расходов; распределения прибыли (на инвестиции, дивиденды, налоги); поступления наличности и проч.
В соответствии с различными сценариями развития, а также при неустойчивой конъюнктуре можно разрабатывать «альтернативные» бюджеты.
Бюджетный метод планирования (бюджетирование) обеспечивает:
1.повышение эффективности работы организации за счет децентрализации управления, быстрого обнаружения и корректировки отклонений;
2.оптимизацию распределения и расходования ресурсов, предупреждение бесхозяйственности;
3.надежный контроль и оценку их движения и издержек и т. п.
Но этот метод сложен, требует перестройки системы управления, индивидуализации ответственности, больших затрат.
Балансовый метод планирования основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода.
Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит (как на стороне, так и за счет рационализации внутренних процессов).
Невозможность решить проблему дефицита принуждает фирму снижать потребление (либо также на основе его рационализации, либо путем механического сокращения с соответствующим уменьшением конечных результатов).
Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема - расширения на их базе производства или избавления от излишков (последнее целесообразно даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов приходится затрачивать значительные средства; кроме того, соответствующие объекты разрушаются, а также морально стареют и обесцениваются).
Балансовый метод реализуется через составление системы балансов, которые бывают:
- по содержанию: материально-вещественными, стоимостными и трудовыми;
- по временному горизонту: отчетными, плановыми, прогнозными;
Информация о работе Методологические основы организации внутрифирменного планирования на предприятии