Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 14:47, курсовая работа
Цель работы - изучение организации планирования на предприятии и его значение.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1.Рассмотрение теоретических основ организации внутрифирменного планирования на предприятии
2. Методологические основы организации внутрифирменного планирования на предприятии.
Введение…………………………………………………………………….2
1.Теоретические основы внутрифирменного планирования……………4
1.1 Содержание, необходимость, цели и задачи внутрифирменного планирования……………………………………………………………………...4
1.2 План как инструмент внутрифирменного планирования…………..10
2.Методологические основы организации внутрифирменного планирования на предприятии…………………………………………………14
2.1 Методы разработки планов предприятия Бюджетный и балансовый методы разработки планов……………………………………………………...14
2.2 Организация и порядок разработки плана………………………..24
2.3 Препятствия на пути внутрифирменного планирования………….27
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….33
Структура и содержание плана производства продукции зависит от уровня планируемых звеньев, объектов и продолжительности периода, на который составляется план.
Содержание плана производства продукции должно обеспечивать и обосновывать логичность всех его разделов, т.е. должна быть построена последовательная логическая цепочка; включены основные показатели, регламентирующие работу предприятия; выделены определенные виды лимитируемых ресурсов.
Производственный план содержит следующие разделы: исходные данные для планирования; портфель заказов; план производства и реализации продукции; материально-техническое обеспечение; план по труду и заработной плате; организационно-технические мероприятия; финансовый (бюджетный); охрана окружающей среды; внешнеэкономические связи.
Особое место занимает раздел формирования портфеля заказов.
Портфель заказов формируется отделами сбыта на основе полученных заявок, составленных договоров. Полученные заявки распределяются по срокам выполнения в такой последовательности:
- текущие заказы, обеспечивающие бесперебойную работу, которые подкрепляются договорами;
- среднесрочные заказы, со сроком исполнения 1-2 года и более;
- перспективные заказы, со сроком исполнения 2-5 лет.
- определение возможного успеха среди конкурентов, по данным маркетингового анализа и количеству программ в среднесрочной перспективе.
На основании заключенных заказов определяются: прямые издержки производства; потребность в рабочей силе; количество производственных часов на каждый заказ; предполагаемые сроки выполнения; потенциал каждого производственного заказа.
Чем лучше сформирован портфель заказов (функция отдела сбыта), чем точнее сформулированы прогнозы производства и сбыта (плановый, производственный, снабжения и маркетинга) и чем выше доля реальных заказов по сравнению с прогнозом, тем конкретнее производственная программа. Для разработки проекта плана производства специалистами по планированию кроме маркетинговых прогнозов необходимо располагать сведениями о:
- наличии и структуре производственных мощностей;
- численном и профессиональном составе кадров;
финансовых средствах;
- наличии и потреблении оборотных средств.
Разработке проекта плана производства предшествуют предварительные этапы работы.
Первый этап начинается с обстоятельного анализа хода выполнения текущего плана и разработки мероприятий по устранению потерь используемых ресурсов.
Второй этап - работа с поставщиками и потребителями.
Третий этап - определение объема, номенклатуры, ассортимента продукции и комплектующих узлов и материалов.
Четвертый этап - заключение договоров с поставщиками и согласование с потребителями предварительных объемов, сроков поставки, технических условий.
Пятый этап - определение объема новой продукции и снятие с производства устаревшей, неконкурентоспособной продукции.
Шестой этап - оценка проекта плана.
Оценку проекта плана дают работники аппарата управления. Процесс оценки включает следующие виды работ:
Если предприятие ориентировано на высокую степень автоматизации планово-учетных работ, то часто используют компьютерный программный модуль. Он позволяет формировать производственные заказы, оценивать объем полуфабрикатов, определять потребность в сырье, материалах, покупных комплектующих, трудозатратах.
Договорные связи устанавливаются на договорных началах без лимитов и фондов.
На основании всех поступивших заявок от потребителей отдел сбыта представляет развернутую номенклатуру (номенклатурный план) в планово-диспетчерский отдел на планируемый период. Из отдела технической документации необходимое количество экземпляров номенклатурного плана поступает в планово-экономический отдел и, после окончательного согласования и утверждения, номенклатурный план доводится до исполнителей.
Номенклатурный план кроме перечня продукции с указанием количества содержит сроки выпуска продукции с целью своевременного выполнения поставок продукции потребителям. В условиях жесткой конкуренции в планировании наметались следующие тенденции: сокращение срока разработки планов, повышение качества планов за счет увеличения количества соблюдаемых принципов планирования, применения современных методов оптимизации и концепции маркетинга.
2.3 Препятствия на пути внутрифирменного планирования
Препятствия, мешающие эффективному планированию: делятся на две группы. Первая группа - это личностные предубеждения против планирования своей деятельности. Люди часто не желают или не могут планировать из-за личностных барьеров.
Вторая группа - это барьеры на организационном уровне. Организационные барьеры возникают из-за ограниченности в ресурсах, информации и сложностей в выполнении решений, принятых в процессе планирования.
В свою очередь, личностные барьеры имеют многоплановую природу. Одной из причин отказа от текущего планирования является «деловая текучка». Менеджеры, особенно те, которые занимаются непосредственно управлением деятельностью подчиненных, тратят большую часть своего рабочего времени на решение проблем, принятие решений, т. е. обеспечивают эффективную работу своего отделения. В результате такие менеджеры ориентированы на непрерывную деятельность, по мере решения одной проблемы они переходят к следующей, затем к следующей, и так далее.
Другой причиной может послужить недостаток навыков и опыта планирования.
Еще один барьер, мешающий эффективному планированию - нежелание некоторых менеджеров ставить в известность других о своих целях и планах и тем самым брать на себя дополнительную ответственность, Главная причина такого нежелания - боязнь неудачи или недостаток уверенности в своих силах.
Само определение планирования означает принятие решений, касающихся будущих изменений. Процесс планирования включает в себя столкновение мнений разных людей, которые могут выливаться в дискуссии. В ходе этих дискуссий принимаются вопросы о личных ценностях, возникают новые факты и идеи, и идет речь об изменении установленного порядка работы. Когда начинается такое планирование, необходимо думать о том, как реализовать новые идеи, и что должно делать каждое подразделение, чтобы воплотить их в жизнь. Обычно новые идеи ведут к изменению стиля и порядка работы, организации взаимоотношений и к схеме приоритетов.
Однако проблемы возникают и на организационном уровне из-за внешних и других организаций, недостатка необходимой информации для планирования, негативного эффекта групповой динамики, а также из-за необходимости выполнения всеми подразделениями решений, принятых в процессе планирования.
Если фирма работает в сложной и динамичной внешней среде, эта сложность может вредить планированию. Очевидно, что в процессе планирования необходимо оценивать внешнюю среду и пытаться предсказать ее будущие условия. Поэтому возросшая сложность внешней среды стала барьером, мешающим эффективному планированию.
Другой важный барьер для эффективного планирования - это ограничения в деятельности организации. Недостаток информации также может мешать эффективному планированию.
Как уже говорилось, планирование предполагает целый ряд изменений в порядке и стиле работы, распределении ресурсов, принятии решений и даже в структуре организации. Перспектива таких фундаментальных изменений некоторых обрадует, а некоторых обеспокоит. Рабочие группы, неуверенные в том, что смогут выполнить эффективно все плановые решения, будут изо всех сил стараться, чтобы принимать такие решения, которые будут в их интересах. Интересы же всей организации отходят на второй план. Подобное сопротивление любым изменениям является одним из препятствий для эффективного планирования.
Планирование угрожает сложившейся системе взаимоотношений начальства с подчиненными. Кроме того, оно может высветить конфликты, вызванные борьбой за власть и распределение инвестиций.
Личностные и организационные барьеры, мешающие эффективному планированию, могут быть очень высокими, но отказываться из-за них от планирования нельзя. Есть несколько способов преодоления этих барьеров.
Поддержка высшего руководства и участие его в процессе планирования. Эффективное планирование должно начинаться с верхушки организации. Высшее руководство должно не говорить о важности планирования, а само принимать в нем участие. Оно должно быть осведомлено о наличии барьеров в своей организации и предпринимать действия по преодолению этих препятствий.
Ответственность за процесс планирования. Цель будет достигнута только тогда, когда кто-то несет за это личную ответственность. Эта прописная истина является основой преодоления барьеров, кто-то обязательно должен отвечать за постановку каждого конкретного планового задания.
Обучение планированию. Преодоление барьеров, мешающих эффективному планированию, идет намного быстрее, если менеджеры получили соответствующую подготовку и приобрели навыки работы по составлению планов. В тех компаниях, в которых постоянно идет процесс обучения менеджеров навыкам планирования, легко преодолеваются барьеры, возникающие из-за недостатка уверенности людей в своих силах, из-за боязни неудачи или просто из-за нежелания.
Эффективная система обмена информацией. Барьеры не возникают в той организации, где люди свободно могут получать и обмениваться необходимой им для планирования информацией. В компаниях, где информация доступна для менеджеров, создаются более эффективные планы.
Связь планирования с системой награждения. Личностные предубеждения против планирования сокращаются, когда людей награждают за хорошо выполненную работу, в данном случае, за составление эффективного плана.
Поощрение системы участия и развития групповых навыков управления. Менеджеры и управляющий персонал обычно более ответственно относятся к тем планам, которые они помогают составлять своим подчиненным, чем к тем, составление которых возложено на них. Они часто обладают очень высокой информацией, а внедрение плана входит в их обязанности, поэтому их вовлечение и участие в процессе планирования является решающим. Поскольку участие различных людей в планировании подразумевает групповой процесс, необходимо преодолеть барьеры, связанные с групповой динамикой.
Менеджеры, ответственные за групповую работу, должны поощрять обмен информацией внутри группы, обеспечивать, чтобы каждый член группы имел возможность делать свой вклад; устанавливать норму конструктивных обязательств и давать людям время сформулировать свои идеи и выразить их, не боясь критики.
Разработка вероятностных (случайных) планов. Вероятностный (случайный) план - это альтернативный курс действий, которые будут предприняты в случае наступления непредвиденного события (или событий), не предусмотренного основным планом. Такое планирование, в частности, очень полезно, если фирма работает в очень сложной и динамичной внешней среде.
Открытая реакция на сопротивление. Игнорируя сопротивление, вы тем самым проявляете чувство незаинтересованности и пренебрежения к планированию. Опытные менеджеры стараются открыто и конструктивно бороться с сопротивлениями.
Заключение.
В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности.
Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.
Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана
Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей.
В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности.
Информация о работе Методологические основы организации внутрифирменного планирования на предприятии