Методология анализа рыка кинопроката и кинопоказа и его состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель, проводимого исследования, провести анализ рынка кинопоказа, выявить основные тенденции его развития, сформулировать проблемы, имеющиеся на рынке и найти пути их решения.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Определить методологию анализа рынка кинопоказа и кинопроката;
Сформулировать структуру этого рынка;
Охарактеризовать современное состояние рынка;

Файлы: 1 файл

Иванова Катя.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Рынок кинопоказа – это бурно развивающаяся отрасль. Ежегодно количество залов увеличивается более чем на 10%, при чем происходит их переоснащение с пленочного оборудования на более современное – цифровое. Предположительно к концу 2015 года количество цифровых кинозалов достигнет 99% от их общего числа. Крупные сетевые операторы кинотеатров последовательно осваивают регионы, замещая независимые кинотеатры, неспособные выдерживать конкуренцию на рынке в условиях сложившейся экономической ситуации, в том числе высоких ценах на покупку прав показа зарубежных фильмов.

Несмотря на весьма высокие темпы роста рынка кинопоказа, существует ряд нерешенных проблем: потеря интереса у зрителей из-за развития других досуговых развлечений; неисполнение антипиратского закона; рост цены билета.

Настоящая работа посвящена как объяснению тенденции развития отрасли кинопоказа, так и решению стоящих перед ней проблем.

Актуальность выбранной темы заключается в следующем: развитие рынка кинопоказа делает культурно развитым наше население. Кино является частью искусства, через кинофильмы можно влиять на нравственные качества населения. Высокий уровень развития кинопоказа, его инфраструктуры: наличие большого количества кинотеатров и залов, поможет охватить большую часть населения страны, а, следовательно, приобщить это население к киноискусству, преумножить культурный потенциал общества.

Объектом исследования в данной работе является рынок кинопоказа, а предметом – проблемы и перспективы его развития.

Цель, проводимого исследования, провести анализ рынка кинопоказа, выявить основные тенденции его развития, сформулировать проблемы, имеющиеся на рынке и найти пути их решения.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

    • Определить методологию анализа рынка кинопоказа и кинопроката;
    • Сформулировать структуру этого рынка;
    • Охарактеризовать современное состояние рынка;
    • Провести анализ тенденций развития рынка кинопоказа в России;
    • Проанализировать параметры государственной поддержки отрасли;
    • Выявить основные проблемы отрасли и предложить пути их решения.

 

Глава 1. Методология анализа рыка кинопроката и кинопоказа и его состояние

    1. Методология анализа рынка кинопроката и услуг кинопоказа

Для анализа рыка кинопроката и кинопоказа используются следующие методы:

  • мониторинг рынков кинопоказа, кинопроката;
  • сбор информации от игроков рынка;
  • анализ открытой статистической информации, публикаций в российской и зарубежной прессе;
  • исследование структуры и объема рынка кинопроизводственных возможностей за предшествующие годы;
  • обзор проектов по строительству кинотеатров (в ТРК, мультиплексы, миниплекты);
  • обзор данных по установки цифрового оборудования в залах, наличие залов IMAX и 3D;
  • изучение рынка кинопроизводственных услуг;
  • изучение основ государственной политики (Федеральных законов, нормативных актов).

В ходе анализа рынка кинопоказа были использованы исследования «НеваФильм» (ноябрь 2012), а также отчет ОАО «НеваФильм» за 2013 год.

 

1.2. Структура  рынка кинопроката и услуг  кинопоказа

1.2.1 Основные составляющие рынка

В российском рынке кинопоказа выделяется три основных рынка кинотеатров и кинозалов – Москва, Санкт-Петербург и региональный рынок.

1.2.2 Московский регион

На первое января 2014 года в Москве насчитывается: 122 кинотеатра с 604 экранами (среднее число залов на кинотеатр – 5), 66 кинотеатров с 440 экранами в ТЦ (среднее число залов на ТЦ – 6,8), 111 кинотеатров с 543 цифровыми залами (среднее число цифровых залов на кинотеатр – 4,9).

В 2013 году в Московском регионе были открыты 13 новых кинотеатров (42 зала), включая кинозал IMAX в девятизальном кинотеатре Mori Cinema в ТРЦ «Июнь» в Мытищах, а также шесть кинозалов в уже существующих кинотеатрах. Закрылись восемь кинотеатров (29 залов).

Лидирующим оператором кинотеатров в Москве является сеть «Формула Кино». В тройке лидеров - «Каро Фильм» и «Синема Парк». Сеть «Синема Стар» опередила «Люксор», заняв четвертое место. В десятку лидеров Московского региона впервые попали сети Mori Cinema и «Центрфильм» [2].

 

1.2.3 Рынок кинопоказа Санкт-Петербурга

В нашем родном городе на 1 января 2014 года насчитывается: 59 кинотеатров, имеющих 318 экранов (среднее число залов на кинотеатр – 5,4), 36 кинотеатров с 266 экранами в ТЦ (среднее число залов на ТЦ – 7,4 и а также насчитывается 53 кинотеатра с 286 цифровыми залами (среднее число цифровых залов на кинотеатр – 5,4).

В Санкт-Петербурге в 2013 году наблюдался беспрецедентный рост рынка – был открыт 51 кинозал в 10 новых кинотеатрах и 28 залов в уже действующих кинотеатрах. В городе появились два новых зала IMAX, которые открыла сеть «Формула Кино» в новых мультиплексах «Формула Кино Лондон Молл» и «Формула Кино Питерленд».

Общий рост числа коммерческих кинозалов за год составил рекордные 33 %, так что теперь в городе насчитывается 318 кинозалов в 59 кинотеатрах. При этом число кинозалов в торгово-развлекательных центрах выросло на 36 %, а их доля в общем количестве киноэкранов города возросла до 84 %.

Число цифровых экранов достигло 286 в 53 кинотеатрах. В течение года в Северной столице были установлены 124 цифровых кинопроектора (в 10 кинотеатрах – впервые). Все, за исключением двух, цифровые залы были открыты сетевыми операторами. Общий рост рынка цифрового кинопоказа Северной столицы за год составил 76,5 %. Он догнал рынок Московского региона – сегодня доля цифровых залов составляет уже 90 % от общего числа петербургских экранов, при этом «цифра» есть почти во всех кинотеатрах города. Оборудования для 3D-показа нет в 81 зале (28 % рынка цифрового кинопоказа Петербурга).

В рейтинге крупнейших сетевых операторов кинопоказа Северной столицы первое место занимает сеть «Формула Кино». На втором месте - «Каро Фильм», на третьем – сеть «Мираж Синема», обогнавшая «Синема Парк» благодаря открытию новых залов. Пятую позицию занимает компания «Люксор», вышедшая в 2013 году на рынок Петербурга и успевшая открыть два многозальных кинотеатра. Также свой кинотеатр открыла в городе федеральная сеть «КиноСити» [2].

 

1.2.4 Региональный рынок кинопоказа

В регионах на первое января 2014 года имеется 920 кинотеатров с 2557 экранами (среднее число заловна кинотеатр – 2,8), 287 кинотеатров с 1500 экранов в ТЦ (среднее число залов на ТЦ – 5,2), 846 кинотеатров с 2138 цифровых залов (среднее число цифровых залов на кинотеатр – 2,5).

В 2013 году в регионах России были открыты 277 кинозалов в 108 кинотеатрах, а также 68 экранов в уже действующих кинотеатрах. При этом закрылись 64 зала в 47 кинотеатрах; из них 35 площадок (48 залов) прекратили работу окончательно. Рост регионального рынка кинопоказа в 2013 году составил 12 %, при этом рост числа кинозалов в ТРЦ составил 17 %. В результате доля киноэкранов в региональных ТРК достигла 59 %.

В 2013 году региональный рынок кинопоказа пополнился четырьмя новыми кинозалами IMAX, открытыми сетью «Синема Парк» в Набережных Челнах, Новосибирске и Калининграде, а также «Киномакс» в Томске [2].

 

Рисунок 8 – Рейтинг городов-миллионников по количеству коммерческих кинозалов на 100 тыс. жителей на 01.01.2014 (Московский регион – 100%) [2]

 

Рисунок 9 – Крупнейшие оператор сетей кинотеатров в регионах России на 01.01.2014 (по количеству залов, включая франшизы и кинотеатры на репертуарном планировании) [2]

 

В течение 2013 года 628 региональных экранов были оснащены цифровой кинопроекцией (144 кинотеатра установили свое первое цифровое оборудование). Закрылись 25 цифровых региональных кинозалов (в 22 кинотеатрах). Таким образом, общий рост данного сегмента рынка составил 39 %. По итогам 2013 года, в регионах России насчитывалось 299 цифровых залов только для 2D-показов (14 % цифрового рынка).

По итогам 2013 года, крупнейшие сети продолжают удерживать свои позиции в рейтинге региональных операторов кинопоказа. Лидером по-прежнему является «Синема Парк» [2].

Лидирующие позиции по числу коммерческих киноэкранов среди регионов продолжает удерживать Приволжский федеральный округ. В течение 2013 года здесь были открыты 19 новых кинотеатров (68 залов) и 11 залов в действующих кинотеатрах. Закрылись пять кинотеатров на 10 залов. Число цифровых кинозалов увеличилось на 176 (в 25 кинотеатрах были открыты первые цифровые залы).

В Центральном федеральном округе за пределами Московского региона появились 26 новых кинотеатров (54 зала) и 23 зала в действующих кинотеатрах; были закрыты 14 кинозалов в 11 кинотеатрах. Число цифровых кинозалов увеличилось на 137 (в том числе в 29 новых кинотеатрах).

В Сибирском федеральном округе в 2013 году были открыты 13 кинотеатров (35 залов) и 13 новых залов в уже действующих кинотеатрах; закрылись семь кинозалов в шести кинотеатрах. Цифровой кинопроекцией в регионе были оснащены 89 кинозалов, в 20 кинотеатрах открылись первые цифровые залы.

В Уральском федеральном округе за минувший год были открыты 12 новых кинотеатров (36 залов) и пять дополнительных залов в существующих кинотеатрах; закрылись 13 кинозалов в восьми кинотеатрах. Цифровой кинопроекцией в регионе были оснащены 67 кинозалов, в 17 кинотеатрах открылись первые цифровые кинозалы.

В Южном федеральном округе открылись 13 кинотеатров (36 залов) и два новых зала в действующих кинотеатрах; закрылись шесть кинозалов в пяти кинотеатрах. Цифровое оборудование было установлено в 69 кинозалах округа (в 18 кинотеатрах - впервые).

В Северо-Западном округе за пределами Санкт-Петербурга в 2013 году открылись 11 новых кинотеатров (25 залов) и пять залов в уже действующих кинотеатрах. Были закрыты три кинотеатра (четыре зала). Цифровое оборудование было установлено в 46 кинозалах округа (в 14 кинотеатрах - впервые).

На Дальнем Востоке за прошедший год появились 10 новых кинотеатров (14 залов) и три зала в действующих кинотеатрах. Семь однозальных кинотеатров в регионе были закрыты. Цифровая киносеть ДФО пополнилась в 2013 году 30 залами.

На территории Северо-Кавказского федерального округа в 2013 году были открыты четыре кинотеатра (девять залов) и шесть новых залов в действующих кинотеатрах. Два кинотеатра (три зала) были закрыты. Цифровое оборудование было установлено в 14 кинозалах округа (в пяти кинотеатрах - впервые) [2].

1.3 Современное состояние

Современный российский рынок кинотеатров – один из самых динамично развивающихся в мире. Кинотеатры остаются лидирующим местом проведения досуга среди жителей нашей страны. Ежегодно количество кинотеатров и залов увеличивается, а вместе с тем увеличивается и их посещаемость, так, по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории, в 2013 году Россия заняла второе место в Европе по кинопосещаемости, а в мировом рейтинге стран, по данным IHS, наша страна занимает девятую позицию по кассовым сборам.

Под «современным кинотеатром» мы понимаем кинотеатр, осуществляющий регулярный коммерческий кинопоказ с 35-мм кинопленки или с помощью цифровой кинопроекции, с многоканальным звуком в комфортабельном зале; кинопоказ и кинобар в таком кинотеатре являются основными источниками дохода для собственника. Именно такие кинотеатры играют реальную роль на современном рынке кинопоказа в России [1].

По данным на 1 января 2014 года в России насчитывалось 3479 коммерческих кинозалов в 1101 кинотеатре (среднее число экранов на кинокомплекс – 3,2). В 85 % коммерческих российских кинозалов установлено цифровое оборудование – 2 967 экранов (в 1010 кинотеатрах – 92 %), из них в 2478 залах (84 %) есть возможность 3D-показа. Число кинотеатров, где в каждом зале есть цифровой проектор, достигло 809, а число кинозалов в таких кинотеатрах – 2363 (74 % от общего числа кинотеатров и 68 % от общего числа залов).

В 2013 году в 131 кинотеатре были открыты 472 зала и закрылись 55 кинотеатров (93 зала). Таким образом, увеличившееся число закрытий компенсирует число открытий, что способствует торможению темпов роста российского рынка кинопоказа, - мы входим в фазу насыщения. В целом по стране рост общего числа коммерческих экранов составил за год 12 %, кинотеатров – 16 % (в 2012-м – 15 % и 23 % соответственно) [2].

 

Рисунок 1 – Современные кинотеатры в России [2]

 

Рисунок 2 – Динамика открытия и закрытия современных кинотеатров в России [2]

 

В число современных кинотеатров не включены автокинотеатры. Этот сегмент рынка развивается в России с 2002 года, когда первый «Кинодром» был открыт в Москве. В настоящее время в стране насчитывается около десяти подобных площадок (помимо столицы автокинотеатры работают в Нижнем Новгороде, Перми, Набережных Челнах, Калининграде, Омске, Хабаровске). Большинство из них оснащены видеопроекцией и работают только в летний период, представляя фильмы через несколько недель или месяцев после премьеры. Но есть кинотеатры, такие как «Ночной дозор» в Калининграде и «Автокинотеатр» в Хабаровске, использующие высококачественное цифровое кинооборудование. В целом российские климатические условия препятствуют широкому распространению подобных кинозалов, а также ведут к закрытиям этих площадок [1].

Общее количество операторов кинотеатров и киносетей на российском рынке кинопоказа в 2013 году сократилось, составив 565 (580 в начале 2013 года) – это связано с растущим числом закрытий коммерческих кинотеатров, прежде всего независимых. Сетевые операторы сменились у 32 кинотеатров (58 залов). Доля управляющих сетевых компаний к концу 2013 года возросла до 17 %(по сравнению с 16 % в начале года).

Федеральные киносети и независимые кинотеатры продолжают оставаться двумя решающими силами на рынке коммерческих кинозалов в России (управляют 53 % и 27 % экранов соответственно).

По итогам 2013 года среди сетевых операторов первое место занимает компания «Синема Парк». На втором месте «Формула Кино», начавшая в минувшем году ребрендиг своих кинотеатров «Кронверк Синема». На третьем - «Каро Фильм»; высокие позиции удерживают «Киномакс» и «Люксор».

Доля новых кинозалов, построенных в торгово-развлекательных центрах, в 2013 году составила 71 % (как и год назад). Общая доля кинозалов в торговых центрах продолжает расти и составляет по итогам года 63 % (2206 экранов в 389 торговых центрах) [2].

 

Рисунок 3 – Кинотеатры и залы в ТРЦ [2]

 

Доминирующим сегментом российского рынка коммерческих кинозалов остаются миниплексы (кинотеатры с 2-7 залами), составляющие 52 % рынка по числу кинотеатров и 59 % по числу залов. Хотя в 2013 году доля кинозалов в таких кинотеатрах сократилась на 1 процентный пункт по сравнению с 2012 годом. Среди миниплексов преобладают двухзальники (20 % кинотеатров и 13 % залов), которые вместе с однозальниками (еще 38 % кинотеатров, 12 % залов) являются наименее конкурентоспособными форматами в борьбе с многозальными комплексами - доли таких кинотеатров в 2013 году также сократились, тогда как доля кинозалов в мультиплексах продолжает расти, составив на конец года 29 % [2].

Информация о работе Методология анализа рыка кинопроката и кинопоказа и его состояние