Методология анализа рыка кинопроката и кинопоказа и его состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель, проводимого исследования, провести анализ рынка кинопоказа, выявить основные тенденции его развития, сформулировать проблемы, имеющиеся на рынке и найти пути их решения.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Определить методологию анализа рынка кинопоказа и кинопроката;
Сформулировать структуру этого рынка;
Охарактеризовать современное состояние рынка;

Файлы: 1 файл

Иванова Катя.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

В 2013 году мы наблюдали максимальное число установок цифровых проекторов – этот сектор вырос на 42 %, при этом прирост количества 3D-залов продолжает замедляться – 28 % (на 7 процентных пунктов ниже, чем в 2012 году). Сейчас все новые кинотеатры открываются сразу с цифровыми залами - причем оцифровываются почти все залы (лишь 4% новых киноэкранов в 2013 году были пленочными) [2].

На рисунке 4 представлена динамика цифровых кинозалов в России в 2008-2013гг.

 

Рисунок 4 – Динамика оборудования цифровых кинозалов в России [2]

 

Компания Невафильм Research провела исследование российского кинорынка по итогам 2013 года. В 2013 году российские кассовые сборы рассчитаны как 94,5 % от СНГ, посещаемость – 92 % (на основании взвешенных данных пяти прокатчиков – WDSSPR, «XX век Fox СНГ», «Каро Премьер»/«Каропрокат», UPI и «Вольга»). По оценке специалистов компании, кассовые сборы кинопроката 2013 году на территории России составили 42,6 млрд руб. (1,3 млрд долл.) – на 13 % больше, чем в 2012 году (на 10 % – в долларовом эквиваленте). Рост посещаемости оказался очень впечатляющим на фоне нескольких предыдущих лет стагнации – 10,4 % (до 177,1 млн зрителей) [3].

 

Рисунок 5 – Кассовые сборы в России, млн руб. [3]

 

Рисунок 6 – Посещаемость кинотеатров в России, млн чел. [3]

 

Стоимость кинопосещения в России стабилизировалась: в прошлом году она достигла 240 руб. (7,59 долл.), что в рублевом эквиваленте лишь на 2,6 % выше, а в долларовом – на 0,3 % ниже уровня 2012 года (236 руб., или 7,61 долл.). Это стало следствием нескольких причин, в том числе сократившейся доли 3D-релизов в прокате (их число осталось на прежнем уровне на фоне увеличения общего количества фильмов на киноэкранах), но главным образом расширяющейся практики применения демпинговой ценовой политики новыми игроками на конкурентных рынках российских городов [3].

 

Рисунок 7 – Средняя цена кинобилета в России [3]

 

В 2013 году в прокат вышли 520 новых релизов (всего на экранах страны демонстрировалось 632 фильма), 99,6 % из них были выпущены в цифровом или гибридном формате [3].

1.3 Выводы по главе 1

Рынок кинопоказа – бурно развивающая отрасль экономики. В российском рынке выделяют три основных рынка кинотеатров и кинозалов – Москва, Санкт-Петербург и региональный рынок. На первое января 2014 года в России насчитывается 3 479 коммерческих кинозалов в 1 101 кинотеатре, включая кинотеатры в ТРЦ, и кинотеатры с цифровыми экранами, и их количество только растет. С рынка постепенно уходят «однозальники», т.к. такие кинотеатры нерентабельны, даже если они имеют современное цифровое оборудование. Доминируют на рынке кинопоказа миниплексы, занимающие 52% рынка по числу кинотеатров и 59% по числу залов. Также развивается открытие кинотеатров в торговых центрах, т. к. очевидно, что такое расположение очень прибыльно, их доля сейчас занимает 63% (на конец 2013 года). По итогам 2013 года среди сетевых операторов первое место занимает компания «Синема Парк».

Рост посещаемости кинотеатров, при росте цены до 250,8 руб., оказался очень впечатляющим- 10,4% (до 177,1 млн зрителей).

 

Глава 2. Анализ тенденций развития рынка кинопоказа в России

2.1 Поглощение крупными операторами  сетей независимых кинотеатров

Как говорилось ранее рынок кинопоказа бурно развивается, рассмотрим, какие тенденции его развития стоит ожидать.

В настоящее время на рынке кинопоказа наблюдается такая ситуация: крупные операторы сетей поглощают независимые кинотеатры путем либо покупки, либо подписания договоров репертуарного планирования.


По данным на 2013 год, представленным в отчете НевафильмReserch [1], в России существуют 10 крупных киносетей. Они представлены на рисунке 10.

 

Рисунок 10 – Крупнейшие сети кинотеатров в 1м полугодии 2013 года по количеству залов (включая франшизы и кинотеатры на репертуарном планировании) [1]

 

Как видно из рисунка эти сети включают в себя 276 кинотеатров с 1351 залом и занимают на рынке долю равную 41,9 %.

Первое место среди сетей занимает «Синема парк», включающая в себя 30 кинотеатров с 281 залом, и занимающая наибольшую долю рынка. Эта сеть образовалась летом 2011, путем приобретения 100 % акций компании «Rising Star Media», управляющей сетью кинотеатров «KinoStar» [1].

Второе место занимает «Формула кино», с большим количеством кинотеатров (34 кинотеатра), но меньшим количеством залов (232 зала).

На третьем масте «Каро-фильм», которая в 2012 опережала «Формулу кино», а сейчас отстает по количеству залов и кинотеатров. Помимо сети кинотеатров в холдинг «КАРО» входят две прокатные компании «Каро прокат» и «Каропремьер».

По мнению автора, объединение кинотеатров связано с тем, что все-таки небольшим, малозальным кинотеатрам тяжело существовать на рынке кинопоказа из-за большой конкуренции, а крупным компаниям нужно усиление своих позиций. При этом в сетях всех типов цифровые залы имеются в 80 % кинотеатров и более, тогда как у независимых киноплощадок этот показатель составляет около 67 % [1]. Также можно сказать, что рынок кинопоказа достаточно насыщен и в результате чего игроки стремятся к объединению, и, следовательно, такая тенденция будет сохраняться. Еще одной причиной объединения кинотеатров является рост посещаемости в регионах, где сети кинотеатров не представлены, следствие этого потеря прибыли от продажи билетов.


На рынке современных кинозалов сейчас существуют две решающие силы: федеральные киносети и независимые кинотеатры, которые управляют 48% и 31% экранов соответственно [1].

 

2.2. Развитие цифрового кинопроката и кинопоказа в России

С 2008 года на рынке кинопоказа мы наблюдаем еще одну тенденцию его развития – это переход к цифровому формату кинопоказа. Такое оборудование установлено уже в 78 % российских кинотеатров (60 % залов) в 319 городах [1].

Параллельно процесс перехода на «цифру» идет и в кинопрокате: в первом полугодии 2012-го 90 % релизов российского кинопроката вышли в гибридном или цифровом формате, 44 % – только в цифровом [1]. На пленке сейчас если и показывают кино, то это, скорее всего, арт-хаус, имеющий свою аудиторию зрителей.

Наблюдая, с какой скоростью происходит переход на цифровой формат, можно смело предположить, что в 2015-2016 гг. пленка совсем не будет использоваться. Иначе можно сказать, что к 2015-му 99 % киноэкранов в стране должны будут перейти на цифровую кинопроекцию.

Данная тенденция развития является тенденцией в краткосрочном периоде, т.к. кинотеатры за год быстро растущими темпами перейдут полностью на «цифру», но т.к. прогресс не стоит на месте, то вскоре мы можем начать переход уже к какому-то новому формату.

Есть существенный минус у перехода к цифровому формату: такой формат можно смотреть и дома: на телевизорах или мониторах компьютеров, т.е. возможно потеря интереса у зрителей к посещению кинотеатров.

Помимо проекторов, кинотеатры все активнее осваивают новые форматы звука и эффекты движения; хотя только последние позволяют устанавливать более высокие цены на билеты – сеансы Atmos и Auro стоят в России в среднем столько же, как обычные. Внедрение новых технологий не ограничивается только кинозалами – онлайн-продажи с каждым годом все более плотно входят в практику отечественного кинопоказа. По итогам 2013 года доля проданных через Интернет кинобилетов составила 4,8% и их объемы, несомненно, будут расти [3].

 

2.3 Развитие киносетей в средних и малых городах России

В регионах России целесообразно развивать региональные сети кинотеатров – это и будет следующей тенденцией развития рынка кинопоказа.  Расширяя сети, мы увеличиваем количество залов в регионах, а также независимым кинотеатрам не под силу самостоятельно покупать иностранные фильмы.

Число населенных пунктов, оснащенных коммерческими кинотеатрами, по итогам 2013 года составило 475 (в начале 2013 года их было 440), цифровые кинозалы действуют в 431 населенном пункте. Коммерческие кинотеатры (включая кинотеатры с цифровыми залами) есть во всех городах с числом жителей более 250 тысяч, а также в 92 % населенных пунктах с числом жителей от 100 до 250 тысяч. К ним приближаются малые города и поселки городского типа с населением 75-100 тысяч, где в 90 % пунктов имеются кинотеатры. В группе с населением от 50 до 75 тысяч жителей коммерческие кинотеатры есть более чем в 60 % поселений [2]. Во многих случаях это происходит при содействии местных властей: в муниципальных кинотеатрах или в рамках частно-государственного партнерства. А в остальных рассматриваемых группах их доля не превышает половины. Кинотеатры с цифровыми проекторами имеются в населенных пунктах всех типов [2].

 

Рисунок 11 – Доля населенных пунктов России (по численности населения), имеющих коммерческие кинотеатры на 01.01.2014 г. [2]

 

В целом по России средний уровень обеспеченности коммерческими кинозалами в населенных пунктах с количеством жителей 10 тысяч и больше в 2013 году вырос до 3,4 экрана на 100 тысяч жителей (в 2012 году - 3,0), а в пересчете на число жителей населенных пунктов, где есть современные кинотеатры, - 4 (год назад - 3,8) [2].

В целом расширение современной киносети в России идет все медленнее, поскольку свободных ниш остается все меньше: уже освоены все города с населением свыше 250 тыс. и почти все 100-250 тысячники. При населении меньше 100 тыс. жителей на первый план выходят усилия муниципальных властей, сейчас вкладывающих деньги в цифровизацию домов культуры; но их усилий недостаточно, чтобы удержать внимание современных зрителей надолго. Уже сейчас в стране увеличилось число закрытий, достигнув в 2013 году максимального количества с конца 1990-х гг. В глазах инвесторов доверие получают в основном федеральные сети, а на местном уровне – отдельные независимые проекты, тогда как случаи расширения малых региональных сетей в последнее время все более редки.

Наконец, черным ящиком для России станет рынок Крыма, составлявший прежде весьма небольшую часть рынка нашей страны (1 %), но находящийся сейчас в неопределенном состоянии. Тем не менее, с вхождением Крыма в Россию на нашем рынке появились два новых сильных украинских игрока – «Мультиплекс» и «Планета кино», которые, опробовав работу на территории российского Крыма, могут заинтересоваться и другими территориями [3].

 

    1. Анализ государственной политики в сфере кинопоказа

Государственную политику в сфере кино в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации и Министерство культуры РФ. Поддержка кинематографии проводится в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Согласно этому ФЗ, одной из форм государственной поддержки кинематографии является: частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов, а также регулирование отрасли кинопоказа. В настоящее время в России нет специфического органа, который мог бы выполнять функцию контроля за рынком кинопоказа, поэтому эту функцию выполняет государство.

Принимая во внимание тот факт, что кинематография является не только индустрией и бизнесом, но и носителем социально-культурных ценностей, модель государственной политики должна строиться на принципах стимулирования самоуправления отрасли, в том числе и кинопоказа, с формулированием этим сообществом определенных правил и норм, способствующих развитию социально-культурной значимости кинематографии и реализации государством своих основных функций.

Очевидно, что реализация государственной политики в области кинотеатрального показа (кинопоказа) обусловлена основными функциями государства как такового. В первую очередь, в контексте кинопоказа, это экономическая, социальная и культурная функции власти. Таким образом, формирование основ государственной политики должно опираться на ясное понимание того, какие именно функции эта власть реализует в области кинопоказа. [7]

Основные цели государственной политики в области кинопоказа при реализации основных функций государства:

  1. Экономическая функция:
  • Обеспечение значительной доли сборов коммерческих российских фильмов в общем кассовом сборе коммерческих российских кинотеатров;
  • Создание благоприятных условий развития российского рынка коммерческих кинотеатров.
  1. Социальная функция:
  • Обеспечение населения российских городов и в особенности малых городов и населенных пунктов услугами кинотеатрального показа.
  1. Культурная функция:
  • Формирование высокого культурного уровня российских граждан посредством демонстрации в кинотеатр. [7]

Реализация различных функций государства требует и разного подхода власти к достижению поставленных целей, к выработке разных компонентов политики в области кинопоказа. Очевидно, что для плодотворной работы государства в данной сфере властные функции должны быть строго разграничены, ибо, несмотря на их частичное пересечение, они содержат имманентные противоречия и смешивать их не стоит.

 

2.5 Выводы по главе 2

Сейчас на рынке кинопоказа наблюдается тенденция объединения независимых кинотеатров в сети. Это связано со следующими причинами: во-первых, насыщение рынка, во-вторых, конкуренция, в связи с которой небольшим кинотеатрам и кинотеатрам с маленьким количеством залов тяжело удержаться на рынке, в-третьих это потеря от продажи билетов в регионах. Еще одной тенденцией развития кинопроката является почти завершившийся переход к цифровому формату, а также появление новых звуковых форматов. Появление таких новшеств приводит к увеличению посещаемости кинотеатров, а также к росту их прибыли, а значит, такая тенденция будет наблюдаться и далее, и будут появляться все новые технические оснащения, дабы завлечь зрителя. Автор выделяет еще одну тенденцию – это развитие кинотеатральных сетей в регионах, пусть развиваются они и медленно, но, все же, в этом есть смысл: опять же получение прибыли от продажи билетов, увеличение залов в городах с маленьким населением, а также возможность зрителей таких городов увидеть иностранные кино – новинки в одно время с городами-миллионниками.

Информация о работе Методология анализа рыка кинопроката и кинопоказа и его состояние