Методология анализа рыка кинопроката и кинопоказа и его состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель, проводимого исследования, провести анализ рынка кинопоказа, выявить основные тенденции его развития, сформулировать проблемы, имеющиеся на рынке и найти пути их решения.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Определить методологию анализа рынка кинопоказа и кинопроката;
Сформулировать структуру этого рынка;
Охарактеризовать современное состояние рынка;

Файлы: 1 файл

Иванова Катя.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

 

 

Глава 3. Проблемы развития рынка кинопоказа в России и пути их решения

3.1 Снижение интереса  у зрителей

Главной особенностью киноаудитории в России является ее относительная молодость: при том что, согласно результатам переписи населения 2010 г., численность жителей страны в возрасте 18-29 лет составляет 19,6 %, в кинотеатрах они являются доминирующей публикой – 61,7 % от общего числа кинозрителей [1].

Рисунок 12 – Возраст посетителей кинотеатров в России (декабрь 2011). По данным опроса 13 тыс. посетителей кинотеатров

 

В то же время лишь 21 % жителей городов, в которых есть современные кинотеатры, регулярно ходит в кино (не реже одного раза в год). Среди посетителей кинотеатров преобладают зрители, которые ходят в кино 1–2 раза в месяц, – их доля составляет 41 %, тогда как доля активных кинозрителей (посещающих кинотеатры почти каждую неделю) не превышает 29 %. Еще 30 % составляют пассивную и случайную киноаудиторию, предпочитающую смотреть фильмы на большом экране не чаще двух раз в квартал [1]. Интенсивность посещения кинотеатров в России представлена на рисунке 13.

Таким образом, в кино ходит лишь пятая часть потенциальной аудитории; делает она это нечасто и состоит в основном из молодых людей, которые в то же время активно используют Интернет для просмотра контента, зачастую контрафактного. Все это негативно влияет на перспективы российского рынка кинопроката на ближайшие годы, поскольку предложение для взрослой аудитории в сфере кинопоказа России развито слабо.

Выявим проблемы, которые влияют на такой низкий уровень посещаемости кинотеатров и предложим пути решения.

 

Рисунок 13 – Интенсивность посещения кинотеатров в России (декабрь 2011). На основе опроса 13 тыс. зрителей

 

1. Цена билета

Автор работы провела опрос среди своих коллег, знакомых и родственников. Им предлагалось ответить на вопрос: «Устраивает ли Вас цена билета?», полученные ответы представлены на рисунке 14.

Рисунок 14 – Отношение зрителя к цене билета. На основе опроса 28 человек

 

Как видно из рисунка, 92 % опрошенных не согласны с ценой билета в кинотеатрах своего города (опрос проводился у молодой аудитории г. Санкт-Петербург). Также хотелось сказать, что в кинотеатрах существует «мертвое» время – это будни до 17:00 и летний период, т.е. залы в это время не заполняются. Поэтому, как вариант решения данной проблемы, автор предлагает ввести во всех кинотеатрах льготы для студентов, учащихся и пенсионеров в этот временной промежуток. Так и кинотеатр сможет дополучить прибыль от продажи билетов и посещение кинотеатров увеличится. Приведем пример: Пусть в нашем кинотеатре 100 мест в одном зрительном зале, средняя цена билета – 250 руб.; в «мертвое» время наш зал заполняется на 1/3, т.е. 34 билета куплено, прибыль от продажи за один сеанс в это время – 8500. Предлагаем сделать цену билета 150 рублей, при этом зал наполнился на 2/3 (пришли студенты, недовольные ценой билета), прибыль от продажи за один сеанс – 10 000 руб. В это время идет ни один сеанс, поэтому прибыль будет еще больше. Достаточно эффективное предложение.

Можно также проводить и акции: «скидка на второй билет», «попкорн в подарок», «скидка в День рождения» и др. акции. В этом случаи прибыль не будет страдать, если незначительно повысить цену на акционный билет. Также для того, чтобы зрителя не отпугивала цена билета, кинотеатр может заключить спонсорское соглашение: спонсор получает рекламу, а кинотеатр привлекает посетителя. Например, наш кинотеатр заключает такое соглашение с аквапарком: наш зритель при покупке билета получает 15% скидку на посещение кинотеатра (привлекли зрителя), а спонсор получает рекламу.

2. Внедрение альтернативного контента

Для привлечения зрителя кинотеатры вынуждены привлекать его альтернативным контентом. Альтернативный контент- это демонстрация различных программ: балета, оперы, концертов, экскурсий по музеям мира и т.п. на экранах кинотеатра с использованием современных технологий (3D, онлайн-трансляции). На такой контент пока приходится лишь около 400 млн долларов по всему миру (при обороте кинопроката 34 млрд долларов). Но прокатчики видят большой потенциал для роста, особенно на устоявшихся западных рынках, например, в Британии или США. Когда и в России кинопрокат достигнет своего максимума, возможно, именно альтернативный контент будет продолжать расти, пока такой опыт у нас мало где встречается. Такой контент способен максимально создать эффект присутствия, т.е. представьте онлайн-трансляция с вершины альпийских гор- завораживающее зрелище. Первые плоды, которые принес такой показ представлены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Альтернативный контент в 2010 году (показы с 1 января по 31 декабря) [5]

Для первого опыта довольно неплохие кассовые сборы. Стоит только правильно преподнести это зрителю. Избалованным жителям больших городов всегда интересно что-то новое, поэтому не исключено, что в недалеком будущем он догонит оборот кинопоказа.

Альтернативный контент- это не только способ привлечь искушенного зрителя для собственной выгоды, это еще и инструмент для повышения уровня образованности, окультуривания нашего общества. Это связано с тем что контент дает возможность познакомиться с русским и зарубежным искусством.

3. Увеличение авторитета отечественного кино

Отечественные фильмы занимают пусть не большую долю кинопроката, но все же значительную, а значит интерес к нему у зрителя принесет кассовые сборы и увеличит посещаемость кинотеатров.

Список самых кассовых фильмов в Российском прокате представлен в таблице 2.

 

Таблица 2 – Список кассовых фильмов 2013 г. [6]

Название фильма

Сборы

Недели в прокате

1

Сталинград

$50 460 806

6

2

Железный человек 3

$43 710 917

5

3

Хоббит: Нежданное путешествие

$43 397 087

4

4

Гадкий я — 2

$35 537 298

9

5

Тор 2: Царство тьмы

$34 939 227

5

6

Форсаж 6

$32 572 119

4

7

Три богатыря. На дальних берегах

$30 355 966

4

8.

Жизнь Пи

$30 065 994

5

9

Хоббит: Пустошь Смауга

$29 390 181

2

10

Легенда №17

$29 273 644

7


 

Как видно из таблицы в 2013 году первое место по кассовым сборам в России занял «Сталинград» Ф. Бондарчука, фильм отечественного производства, значит, перспективы есть.

Все мы помним и любим, пересматриваем советские фильмы. В то время их смотрели все, и вряд ли сейчас хоть кто-то скажет, что он выбирал наше кино, потому что иностранного было меньше. Конечно, зарубежные фильмы квотировались, как говорилось ранее, но они не отсутствовали совсем. Автор работы видит проблему в том, что режиссеры, которые снимают сегодня, заработали себе своеобразную репутацию, а новым именам трудно пробиться. Также молодым талантам нужно давать хорошее образование: ВГИК и Институт Кино и телевидения должны выпускать настоящих специалистов своего дела. Поэтому автор считает, что нужно дать «дорогу молодым». Все в киноиндустрии быстро меняется и, возможно, именно свежих идей и работ не хватает нашему кинопрокату.

 

3.2 Проблемы государственной поддержки и регулирования рынка кинопроката и кинопоказа

Кинопоказ существует тогда, когда есть аудитория и место где этот показ осуществлять. А значит задачами государства должны стать: поддержка развития рынка кинопоказа, а также создание условий для привлечения и удержания зрителя в кинотеатрах.

Государственная политика в сфере кинопроката в первую очередь должна касаться контроля за ценой билетов, а также возможного квотирования фильмов. С приходом нового министра культуры в 2013 году и со сменой внешнеполитического курса России в начале 2014-го берет все более очевидный курс на изоляцию от мира, что подтверждается сокращением программ международного сотрудничества и возобновлением разговоров о квотировании отечественного проката. 

Квотирование вводить надо, без этого российскому кино не поможешь, - сказал Мединский. - Вводить его надо обязательно, что бы на эту тему ни балаболили владельцы киносетей [4].

В советские времена существовало квотирование на зарубежные фильмы – не более 6 в год. Но сравнивать то время, и наше, автор работы считает нецелесообразным: тогда зритель был не таким избалованным.

Проведя опрос среди знакомых, друзей и родственников автор выявила то, что зарубежный кинематограф пользуется большой популярностью, и ограничив его показ, в первую очередь пострадают владельцы кинотеатров. Тут назревает вопрос об авторитете отечественного кино. Хотя в этом году российское кино добилось немалых результатов, блокбастерами стали сразу несколько отечественных лент, среди которых «Сталинград», «Горько», «Легенда номер 17».

Совершенствование маркетинговой политики, а также появление новых имен в кинематографе, и будет рычагом, который повлечёт зрителя в кинотеатр.

Контроль за ценой билета государство может осуществлять при помощи созданного им же сервиса «Электронный билет», куда кинотеатры передают сведения о проданных билетах вплоть до места зрителя, цены на билет, сеансе и, естественно, показываемом фильме.

Еще одной важной функцией государства в отношении кинопоказала является контроль за соблюдением антипиратского закона. Он принят, но, наверно, каждый пользователь интернета скажет о том, что любой фильм можно найти в сети. Из-за пиратства кинотеатры теряют большое количество зрителей, а, следовательно, и прибыль.

Проблема пиратства берется из-за того, что кинотеатры предоставляют большой ассортимент кинофильмов, но из-за недостатка экранов, держатся в прокате они недолго, и, зрителю приходится обращаться к интернету. Еще одной проблемой, дополняющей предыдущую, является отсутствие сервисов для легального просмотра фильмов. Да, они имеются, но, например, просмотр фильма через iTunes стоит столько же, сколько и билет в кинотеатр, на других же сложная система оплаты или зритель просто не доверяет данные своего счета таким ресурсам. Решение напрашивается само собой: увеличить экраны (строительство мультиплексов) и создать удобные сервисы для просмотра фильмов.

Политика государства также должна быть направлена на решение проблемы неразвитости инфраструктуры российского кинопоказа. На сегодняшний день у нас приблизительно в 4 раза меньше экранов на душу населения, чем в странах Европы. У нас сейчас имеется 3228 залов, а во Франции с населением в два раза меньше – 5 500 экранов, в Германии приблизительно такое же количество, а в США, например, 39 000 экранов. Для того чтобы фильм окупился, его должно посмотреть определенное количество зрителей, а у нас нет соответствующих параметров киносетей. 

 

3.3 Выводы по  главе 3

Кинопоказ существует тогда, когда есть кому и где его показывать, когда есть аудитория, современные залы и кинотеатры. Конечно, как и любая деятельность, рынок кинопоказа сталкивается с проблемами. Большая доля зрителей уходит из-за появления пиратства, кабельного телевидения и возможности просмотра кино в Интернете. Решить перечисленные проблемы поможет политика государства в отношении кинопиратства и пиратства в сети, а также в способности государства контролировать непрекращающийся на сегодняшний день рост цен на билеты. Рынок кинопоказа также теряет значительную прибыль и количество зрителей из-за нехватки экранов, кинотеатров и залов на население нашей страны, для решения этой проблемы прилагаются усилия по развитию региональных киносетей, а также созданию мультиплексов. Отечественный рынок кинопроката и кинопоказа недополучает прибыль из-за низкого авторитета нашего кино в глазах зрителя. Автор считает решение этой проблемы одной из первостепенных, т.к. в своей стране нужно смотреть не только иностранное кино, но и любить и уважать свой кинематограф. Еще одной немаловажной задачей является увеличение посещения кинотеатров: за счет внедрения альтернативного контента, оснащения зала цифровым и современным звуковым оборудованием, за счет снижения цены на билет и осуществления различных маркетинговых ходов. Повлиять на посещаемость кинотеатров может и их расположение: очень выигрышным является расположение в ТЦ, о чем говорилось в предыдущих главах. Все названные проблемы наше государство, а также специалисты этой сферы в силах решить, а значит можно надеяться на светлые перспективы.

 

 

Заключение

В данной работе исследованы тенденции развития отрасли кинопоказа, выявлены основные проблемы и представлены пути их решения.

В первой главе приведен анализ отрасли: ее основные игроки и современное состояние в России. На сегодняшний день рынок кинопоказа включает в себя более 1000 кинотеатров, оснащенных 3,5 тысячами залов. С рынка постепенно уходят «однозальники», уступая место миниплексам, доминирующем на рынке, и мультиплексам. Развивается открытие кинотеатров в торговых центрах, т. к. очевидно, что такое расположение очень прибыльно, их доля сейчас занимает 63% (на конец 2013 года). По итогам 2013 года среди сетевых операторов первое место занимает компания «Синема Парк». Рост посещаемости кинотеатров, при росте цены до 250,8 руб., составил в 2013 году – 10,4 % (до 177,1 млн зрителей).

Во второй главе выявлены тенденции развития рынка кинопоказа: объединение независимых кинотеатров в сети; почти завершившийся переход к цифровому формату кинопоказа, а также появление новых звуковых форматов; развитие кинотеатральных сетей в регионах. Все вышеописанные меры направлены на увеличение количества зрителей, а, следовательно, и рост прибыли.

В последней главе сформулированы проблемы кинопоказа в России и представлены возможные пути их решения. Большая доля зрителей уходит из-за появления пиратства, кабельного телевидения и возможности просмотра кино в Интернете. Решить перечисленные проблемы поможет политика государства в отношении кинопиратства и пиратства в сети. Рынок кинопоказа также теряет значительную прибыль и количество зрителей из-за нехватки экранов, кинотеатров и залов на население нашей страны, для решения этой проблемы прилагаются усилия по развитию региональных киносетей, а также созданию мультиплексов. Отечественный рынок кинопроката и кинопоказа недополучает прибыль из-за низкого авторитета нашего кино в глазах зрителя. Автор считает решение этой проблемы одной из первостепенных, т.к. в своей стране нужно смотреть не только иностранное кино, но и любить и уважать свой кинематограф. Еще одной немаловажной задачей является увеличение посещения кинотеатров: за счет внедрения альтернативного контента, оснащения зала цифровым и современным звуковым оборудованием, за счет снижения цены на билет и осуществления различных маркетинговых ходов. Повлиять на посещаемость кинотеатров может и их расположение: очень выигрышным является расположение в ТЦ, о чем говорилось в предыдущих главах. Все названные проблемы наше государство, а также специалисты этой сферы в силах решить, а значит можно надеяться на светлые перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Информация о работе Методология анализа рыка кинопроката и кинопоказа и его состояние