Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:55, реферат
Что такое экономический риск? В русском языке слово «риск» ассоциируется с опасностью, ожиданием беды или, наоборот, означает смелость, авантюризм. В повседневной жизни каждый человек постоянно имеет дело с рисками, хотя их оценка происходит часто на интуитивном уровне.
Риск в экономике (экономический риск) - это опасность прямых материальных потерь или неполучения желаемого результата (дохода, прибыли) вследствие случайного изменения внешних и внутренних условий производства, а также неоптимальных управленческих решений.
2. Выяснение
источников риска. К ним можно
отнести: недобросовестную
3. Прогнозирование основных видов риска.
4. Определение объектов, на которые воздействует тот или иной вид риска.
I. Рыночные риски.
В вопросе расчета VAR можно выделить два подхода: эмпирический и параметрический. В первом этот показатель рассчитывается на основе наблюдаемой исторической выборки. При этом сразу встает вопрос о длине выборки, поскольку результаты сильно зависят от этого параметра. При этом возникает крайне актуальный вопрос, насколько точно оцененный VAR способен отражать реальные риски, которые могут произойти в будущем. Во втором подходе говорится о том, что распределение доходностей и
потерь подчиняется
II. Кредитные риски.
Методы управления рисками давно стараются применять в области кредитования. Поскольку в случае дефолта заемщика вернуть можно количество денег, пропорциональное рыночной стоимости активов на данный момент. Это вызывает необходимость оценивать стоимостные риски при заключении договора на довольно значительный интервал времени. А поскольку рыночная стоимость активов меняется со временем, приходится осуществлять мониторинг конкретного контракта от начала и до конца. Большинство методов в этом вопросе близки подходу VAR и также завышают риски, поскольку не способны задействовать информацию о рынке, поступившую после заключения контракта. С изобретением рынка кредитных деривативов в середине 90х годов эта проблема частично снялась. Однако кредитные деривативы не получили широкого распространения, и проблема остается актуальной.
III. Риски ликвидности.
Одним из главных предположений при расчете VAR как на внутрифирменном, так и на административном уровне, является абсолютная рыночная конкурентность и ликвидность. В случае, когда размер позиции достаточно велик по сравнению с самим рынком или когда все участники предпринимают одинаковые действия, возникает новый вид риска – риск ликвидности. Неликвидность проявляется в том, что невозможно
быстро закрыть позицию, существенно не изменив цену актива. Для отражения этих новых проявлений – длительности закрытия позиции и изменения стоимости актива из-за величины позиции – нужна новая методология, стоящая над VAR.
Оценка риска
Оценка риска – это
совокупность аналитических мероприятий,
позволяющих спрогнозировать
• статистического метода;
• экспертного метода;
• расчетно-аналитического метода.
Статистический
метод позволяет
Метод экспертных
оценок позволяет сопоставить
Расчетно-аналитический метод основан на использовании теории вероятностей, теории игр, на прикладных математических методах оценочных расчетов для построения графика вероятности возникновения потерь. Однако данный метод наиболее эффективен в производственном предпринимательстве, так как в нем конкретные величины имеют такие параметры, как простой оборудования, потери рабочего времени, увеличение процента брака, снижение производительности труда и др.
Определение допустимых пределов риска
Определение допустимых пределов риска (ущерба) осуществляется на основе сопоставления величины прогнозируемого ущерба с точкой критического объема производства и в целом с зонами риска.
Выявление методов управления рисками
Методы управления рисками подразделяются на:
• методы минимизации потерь;
• методы возмещения потерь.
При выборе стратегии и приемов управления риском часто используется какой-то определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний финансового менеджера в процессе его работы и служит основой автоматических навыков в работе. Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом. При отсутствии типовых си-
туаций финансовый менеджер должен переходить от стереотипных решений к поискам оптимальных, приемлемых для себя рисковых решений. Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, потому риск-менеджмент обладает многовариантностью, что означает сочетание стандарта и неординарности финансовых комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной хозяйственной ситуации. Главное в риск-менеджменте – правильная постановка цели, отвечающая экономическим интересам объекта управления.
Риск-менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка, экономической ситуации, финансового состояния объекта управления. Поэтому он должен базироваться на знании стандартных приемов управления риском, на умении быстро и правильно оценивать конкретную экономическую ситуацию, на способности быстро найти лучший,
если не единственный выход из этой ситуации. В риск-менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Он учит тому, как, зная методы, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, добиться ощутимого успеха в конкретной ситуации, сделав ее для себя более или менее определенной.
Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайт.
Методы минимизации потерь позволяют уменьшить величину ущерба, когда риска избежать невозможно или он возникает внезапно. Они подразделяются на следующие виды:
1. Методы упреждения
риска, которые позволяют
• стратегическое
планирование, которое может снять
большую часть неопределенности
• прогнозирование
внешней экономической
• мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды. Полученные в ходе мониторинга результаты позволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь;
• методы предотвращения убытков, например, установкой пожарной или охранной сигнализации и средств пожаротушения;
• метод активного целенаправленного маркетинга, который должен агрессивно формировать спрос на продукцию.
2. методы уклонения
от риска. Среди наиболее
• отказ от нежелательных или опасных партнеров;
• отказ от рискованных проектов.
3. Методы локализации риска используются, когда удается четко и конкретно вычислить и идентифицировать источники риска. Вычислив экономически опасный участок или этап, необходимо сделать его контролируемым и тем самым снизить уровень риска (ущерба). Для реализации этого метода создаются и используются дочерние предприятия или специальные структурные подразделения для выполнения рискованных проектов.
4. Методы распределения риска, что достигается путем:
• различного рода интеграции с другими участниками, заинтересованными в успехе общих дел. С этой целью могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы, приобретение акций другого предприятия, вступление в консорциумы, ассоциации, концерны и т.д.;
• диверсификация рынка сбыта – работа одновременно на нескольких товарных рынках и распределение поставок между многими потребителями;
• диверсификация закупок сырья и материалов – взаимодействие с многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от окружения, от надежности отдельных поставщиков;
• диверсификация
инвестиций – при формировании инвестиционного
портфеля рекомендуется отдавать предпочтение
реализации нескольких проектов относительно
небольшой капиталоемкости
• диверсификация
деятельности – увеличение числа
используемых или готовых к использованию
технологий, расширение ассортимента
выпускаемой продукции или
Диверсификация производства представляет собой развитие нескольких видов производства одним предприятием, увеличение ассортимента выпускаемой продукции. Это залог успешной и продуктивной деятельности любой организации, а также курс на создание многопрофильного производства. Она помогает снизить риски, увеличить круг потребителей продукции предприятия, повысить отдачу от имеющихся фондов компании, и в целом, увеличить эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
Роль количественной оценки экономического риска значительно
возрастает, когда существует возможность выбора из совокупности
альтернативных решений оптимального решения, обеспечивающего
наибольшую вероятность наилучшего результата при наименьших затратах и
потерях в соответствии с задачами минимизации и программирования риска.
Здесь следует выявить, количественно измерить, оценить и сопоставить
элементы рассматриваемых экономических процессов, выявить и определить
взаимосвязи, тенденции, закономерности с описанием их в системе экономических показателей, что немыслимо без использования математических методов и моделей в экономическом анализе. К наиболее распространенных методам анализа рисков можно отнести:
(I) методы, основанные на использовании идей анализа чувствительности,
(II) методы экспертно-
идеи статистического моделирования Монте-Карло (для получения вероятностных характеристик выходных координат) и аппарат экспертных
процедур (главным образом, для информационного обеспечения исходных
данных),
(III) графоаналитические методы (методы для расчетов на одно- многоступенчатых графовых моделях, определения путей на графах).
Одним из методов оценки рисков является экономико-математическое моделирование.
Главная цель любого бизнеса – достижение максимальной прибыли. Диверсифицируя производство, фирма увеличивает свои конкурентные преимущества, и создает возможности развития на долгосрочную перспективу. Впрочем, диверсификация производства на сегодняшний день имеет и некоторые недостатки – отсутствие опыта в новой сфере деятельности, крупные денежные вложения на приобретение новой технологии, ожидание отдачи от произведенных затрат в течение долгого времени, возможные убытки при неэффективности диверсификации.
Диверсификация производства бывает связанной и несвязанной с основным видом деятельности фирмы, выпускаемой ею продукцией. Связанная диверсификация может быть горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная подразумевает поиск новых возможностей для развития на существующем рынке, например, производитель компьютеров стал изготавливать телевизоры. При вертикальной – фирма начинает производить комплектующие для основного продукта, или выпускает товар, прошедший следующую за основным продуктом ступень переработки.
Примеры: в первом случае – производитель компьютеров стал изготавливать и продавать жидкокристаллические матрицы, во втором случае – производитель хлопчатобумажных тканей стал производить одежду. Несвязанная диверсификация может быть концентрической (фирма приобретает другую организацию, производящую сходные продукты) и конгломератной (фирма покупает организацию, чья продукция не связана с производимой ею).