Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследование методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
Задачи курсовой работы:
― рассмотреть понятие инвестиционной привлекательности предприятия
― изучить особенности оценки финансовой привлекательности предприятия
― исследовать финансовые направления повышения инвестиционной привлекательности предприятия

Файлы: 1 файл

Курсовая Инвестиции.docx

— 131.56 Кб (Скачать файл)

На практике любое предприятие финансирует свою деятельность, в том числе и инвестиционную, из различных источников. В качестве платы за пользование авансированными в деятельность предприятия финансовыми ресурсами оно уплачивает проценты, дивиденды, вознаграждения и т.п., т.е. несет некоторые обоснованные расходы па поддержание своего экономического потенциала. Показатель, характеризующий относительный уровень этих расходов, можно назвать «ценой» авансированного капитала (CC). Этот показатель отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной.

Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя CC. Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова.

По сути IRR характеризует ожидаемую доходность проекта. Если IRR превышает цену капитала, используемого для финансирования проекта, это означает, что после расчетов за пользование капиталом появится излишек, который достается акционерам фирмы. Следовательно, принятие проекта, в котором IRR больше цены капитала, повышает благосостояние акционеров. С другой стороны, если IRR меньше цены капитала, тогда реализация проекта будет убыточной для акционеров. Этим и объясняется полезность применения критерия IRR для оценки инвестиционных проектов.

Если: IRR>CC – проект следует принять, IRR<CC – проект следует отвергнуть, IRR=CC – проект ни прибыльный, ни убыточный.

Метод дисконтированного срока окупаемости инвестиции

Дисконтированный срок окупаемости представляет собой число периодов (лет), в течение которых будут возмещены вложенные инвестиции. Этот критерий характеризует ликвидность и косвенный риск проекта.

DPP устраняет недостаток  статического метода срока окупаемости  инвестиций и учитывает стоимость  денег во времени, а соответствующая  формула для расчета DPP, имеет  вид:

 

 

Чем меньше срок окупаемости, тем более эффективным является проект. На практике величину DPP сравнивают с некоторым заданным периодом времени n. Если DDP≤n, то проект принимается, иначе его следует отклонить.

       Индекс рентабельности

Этот метод является, по сути, следствием метода чистой приведенной стоимости. Индекс рентабельности (PI) рассчитывается по формуле:

 

 

 

Если PI>1 – проект следует принять, PI<1 – отвергнуть, PI=1 – проект ни прибыльный, ни убыточный.

В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем. Благодаря этому он очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV. либо при комплектовании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением NPV.

Реалистичность оценок инвестиционной привлекательности потенциала объектов инвестиций обеспечивается учетом ожиданий промежуточного потребителя (в рамках технологической цепочки), а также с помощью учета ожиданий конечного потребителя. В качестве последнего следует считать самого инвестора. Его ожидания разумно выявлять методом анкетного опроса. Подобный метод нужен, когда следует оценить ожидания больших групп покупателей, инвестирующих свои свободные средства путем приобретения ценных бумаг. Если число инвесторов незначительно, как правило, при конкурсной продаже собственности, можно применить метод интервьюирования, либо сочетание этих двух методов.

Показатель инвестиционной привлекательности объекта инвестиций рассчитывается по формуле: [12, 241–243]

 

 

где Si – показатель инвестиционной привлекательности (стоимости) i-го объекта

Фi – ресурсы i-го объекта, участвующего в конкурсе

Н – значение потребительского заказа.

В данном случае роль ключевого параметра всей системы оценок выполняет потребительский заказ. От того, в какой мере правильно он будет сформирован, зависит степень достоверности рассчитываемых показателей. Потребительский заказ рассматривается, как гипотетическая готовность будущего инвестора вкладывать свободные денежные средства в товарную собственность. Предприятия со средней инвестиционной привлекательностью отличаются активной маркетинговой политикой, направленной на эффективное использование имеющегося потенциала. Причем, те предприятия, система управления на которых, ориентирована на рост стоимости, успешно позиционируют себя на рынке, те, на которых не уделяется должного внимания факторам формирования стоимости, теряют свои конкурентные преимущества. Предприятия с инвестиционной привлекательностью ниже среднего характеризуются низкими возможностями приращения капитала, что связано, прежде всего, с неэффективным использованием имеющегося производственного потенциала и рыночных возможностей.

Предприятия с низкой инвестиционной привлекательностью можно считать непривлекательными, поскольку вложенный капитал не прирастает, а лишь выступает в качестве временного источника поддержания жизнеспособности, не определяя экономического роста предприятия. Для таких предприятий повышение инвестиционной привлекательности возможно лишь за счет качественных изменений в системе управления и производства, в частности в переориентации производственного процесса на удовлетворение потребностей рынка, что позволит повысить имидж предприятий на рынке и сформировать новые, либо развить имеющиеся конкурентные преимущества.

Потенциального инвестора, партнера и непосредственно руководство предприятия интересует не только динамика изменения инвестиционной привлекательности предприятия за прошедший период времени, но и тенденции изменения ее в будущем. Знать тенденцию изменения данного показателя – значит, с одной стороны, быть готовым к затруднениям и принять меры для стабилизации производства или, с другой стороны, использовать момент роста показателя инвестиционной привлекательности для привлечения новых инвесторов, своевременного ввода новейших и усовершенствования устаревших технологий, расширения производства и рынка сбыта, улучшения эффективности работы предприятия в слабых местах и т.д. [13, 114–115]

Таким образом, во многих методиках оценки инвестиционной привлекательности предприятия одним из основных факторов оценки и прогнозирования будущего состояния анализируемой организации выступает оценка ее системы управления. Но, ни одна из них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретической модели фирмы, выбранной для целей настоящего исследования.

 

 

2  Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности ОАО "КАМАЗ"

 

      2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика предприятия

 

Предприятие ОАО "КАМАЗ" - один из лидеров мирового грузового автомобилестроения, компания, которой принадлежит 30% российского рынка тяжелых грузовиков, при этом 26% продукции отгружается на экспорт. Около 150 компаний входит в группу организаций ОАО "КАМАЗ", более 300 сервисных центров в России и за рубежом, более 72000 сотрудников. Завод расположен в экономически развитом и культурном районе Татарстана – Камском экономическом районе, город Набережные Челны. ОАО "КАМАЗ" создано на основании постановления Совета Министров СССР от 25.06.1990 года №616 в порядке преобразования государственного Производственного объединения "КамАЗ" и зарегистрировано решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов города Набережные Челны 23 августа 1990 года №564. Акции ОАО "КАМАЗ" котируются в Российской торговой системе и на Московской Межбанковской Валютной Бирже. ОАО "КАМАЗ" является учредителем (участником) 103 организаций группы ОАО "КАМАЗ". Подразделения ОАО "КАМАЗ" являются частью единого технологического комплекса по производству автомобильной техники КАМАЗ и размещены на промышленной площадке города Набережные Челны. В городах Москва, Санкт-Петербург и Казань действуют представительства ОАО "КАМАЗ".

Основные виды деятельности ОАО "КАМАЗ":

  • производство и продажа грузовых автомобилей и запасных частей к ним, обеспечивающие 66% выручки от продажи продукции, товаров, работ и услуг;
  • продажа товаров (работ и услуг), в т.ч. реализация запасных частей к автомобилям КАМАЗ, произведённых дочерними обществами ОАО "КАМАЗ" (28% выручки от продажи продукции, товаров, работ и услуг).

В рамках обеспечения основных видов деятельности и функций управления группой организаций ОАО "КАМАЗ" осуществляется:

  • инвестиционная деятельность;
  • оказание услуг в сфере управления;
  • научно-техническая деятельность;
  • разработка и внедрение стандартов управления бизнес-процессами, бухгалтерского учета и отчетности для организаций группы ОАО "КАМАЗ";
  • внешнеэкономическая деятельность;

ОАО "КАМАЗ" представлен в двух классах грузовых автомобилей: автомобили полной массой 14-40 тонн и автомобили полной массой 8-14 тонн. Производители постсоветского пространства постепенно теряют долю рынка, уступая иностранным брэндам, причем с 2004 года наблюдается тенденция роста в структуре доли продаж новых иномарок. Несмотря на обостряющуюся конкуренцию, ОАО "КАМАЗ" остается лидером во всех сегментах российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн, кроме магистральных седельных тягачей. ОАО "КАМАЗ" не только изготавливает и продает автотехнику, но и предлагает своим клиентам весь комплекс услуг по ее приобретению, сопровождению, гарантийному и сервисному обслуживанию, замене старых автомобилей на новые. Иными словами, "КАМАЗ" продает не просто "железо", а "решение проблем потребителя". Продукция ОАО "КАМАЗ" реализуется через фирменную сеть сервисного обслуживания, которая включает 36 автоцентров с прямым участием ОАО "КАМАЗ" в их капитале и 69 автоцентров, созданных дочерним обществом ОАО "КАМАЗ" - ОАО "КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ". Кроме того, на договорной основе фирменный сервис обеспечивают независимые сервисные предприятия.

Наличие развитой дилерской и сервисной сети ОАО "КАМАЗ" (сервисом охвачена вся территория России) представляет собой важнейшее конкурентное преимущество ОАО "КАМАЗ" для сотрудничества с ведущими производителями автокомпонентов. Например, в результате создания совместного предприятия ЗАО "КАММИНЗ КАМА" Cummins получил доступ в самую большую фирменную дилерскую сеть в СНГ. А дилеры ОАО "КАМАЗ" смогут совершенствовать свои возможности и навыки по обслуживанию продукции мирового уровня. На базе СП ЗАО "КАММИНЗ КАМА" появится высокотехнологичное производство, которое будет давать дополнительные конкурентные преимущества ОАО "КАМАЗ". Уже начато строительство 6 торгово-сервисных комплексов в регионах. С дилерами заключены инвестсоглашения на модернизацию торгово-сервисных центров. ОАО "КАМАЗ" реализует уникальную, весьма выгодную для владельцев устаревшего парка автомобилей КАМАЗ услугу – капитальный ремонт (модернизация) старых моделей с заменой (модернизацией) и обновлением основных узлов: рамы, кабины, силового агрегата по схеме "Трейд ин".

Целью программ продаж программы по схеме "Трейд ин" и капитального ремонта является обновление автопарков клиентов. Из российских автозаводов, ОАО "КАМАЗ" первым предложил лизинг от производителя. К 2006 году лизинговое направление твердо заняло свое место в системе сбыта продукции ОАО "КАМАЗ"

. ОАО "Лизинговая  компания "КАМАЗ" – одна из  крупнейших компаний России, предоставляющих  услугу лизинга автомобильной  техники от производителя. Капитализация компании на 31 декабря 2007 года достигла исторического максимума 3536 млн. долларов США. В 2007 году проведен выкуп 10% собственных акций с последующим их погашением и уменьшением уставного капитала. На рисунке 2 представлена структура группы организаций ОАО "КАМАЗ":

 

 

2.2 Оценка инвестиционной привлекательности предприятия ОАО «КАМАЗ»

 

Инвестиционная привлекательность предприятия совокупность экономико-психологических показателей предприятия, определяющих для инвестора возможность получения максимальной прибыли при минимальном риске вложения средств. [20, c.338]

При оценке инвестиционной привлекательности предприятия рассматривают следующие аспекты: привлекательность продукции предприятия, кадровая, инновационная, финансовая, территориальная, экологическая и социальная привлекательность, инвестиционный риск.

Проведем анализ привлекательности продукции для потребителя.

Привлекательность продукции предприятия для любого инвестора - это ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке. Конкурентоспособность продукции - многоаспектный показатель, слагаемый из следующих факторов:

  • уровень качества продукции - ее соответствие отечественным и международным стандартам, наличие международных сертификатов качества продукции, надежность, долговечность, соответствие моде и т.д.
  • уровень цен на продукцию;
  • уровень диверсификации, то есть многопрофильности фирмы, ее способность выживать в условиях разной рентабельности производимых изделий. [23, c.285]

Продукция ОАО "КАМАЗ" - грузовые автомобили и запасные части к ним. ОАО "КАМАЗ" представлен в двух классах грузовых автомобилей: автомобили полной массой 14-40 тонн и автомобили полной массой 8-14 тонн. Российский рынок грузовых автомобилей класса КАМАЗ за последние три года демонстрирует очень высокие показатели роста.

 

 Т а б л и ц а – 2.1 Динамика продаж ОАО "КАМАЗ" и конкурентов на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн

Информация о работе Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия