Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследование методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
Задачи курсовой работы:
― рассмотреть понятие инвестиционной привлекательности предприятия
― изучить особенности оценки финансовой привлекательности предприятия
― исследовать финансовые направления повышения инвестиционной привлекательности предприятия

Файлы: 1 файл

Курсовая Инвестиции.docx

— 131.56 Кб (Скачать файл)

 

Производитель

2011

Доля

2012

Доля

Изм.,

Изм.,

шт.

%

шт.

%

шт.

%

ОАО "КАМАЗ"

31709

33,27

38 169

29,92

6 460

20,40%

РУП "МАЗ"

10839

11,37

12 505

9,80

1 666

15,40%

"УРАЛ"

9783

10,26

14 369

11,26

4 586

46,90%

КРАЗ

1434

1,50

2 177

1,71

743

51,80%

Иномарки

41551

43,59

60 359

47,31

18 808

45,30%

ИТОГО

95316

100,00

127579

100,00

32 263

33,80%


 

Высокие показатели вызваны высокими темпами развития строительства, реализацией Национальных проектов, ростом всего промышленного и сельскохозяйственного производства. В ходе данных процессов активно происходит обновление парка грузовых автомобилей класса КАМАЗ. Производители постсоветского пространства постепенно теряют долю рынка, уступая иностранным брендам. На этом фоне, необходимо отметить, что ОАО "КАМАЗ" удается сохранять свою лидирующую позицию на рынке. При этом его доля снизилась до 29,9%. ОАО "КАМАЗ" остается лидером во всех сегментах российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн, за счет реализации комплекса мер по повышению своей конкурентоспособности.

Наличие развитой дилерской и сервисной сети ОАО "КАМАЗ" (сервисом охвачена вся территория России) представляет собой важнейшее конкурентное преимущество ОАО "КАМАЗ" для сотрудничества с ведущими производителями автокомпонентов.

Второе направление развитие программы "Трейд ин". ОАО "КАМАЗ" реализует уникальную, весьма выгодную для владельцев устаревшего парка автомобилей КАМАЗ услугу – капитальный ремонт (модернизация) старых моделей с заменой (модернизацией) и обновлением основных узлов: рамы, кабины, силового агрегата по схеме "Трейд ин".

В ОАО "КАМАЗ" ежегодно разрабатываются Цели в области качества, которые скоординированы с Политикой и Целями предприятия.

В соответствии с потребностями экономики происходит структурная перестройка парка грузовых автомобилей. Развитие малого предпринимательства приводит к смещению спроса в сегмент более легких грузовиков (менее 14 тонн). В результате замещения устаревших более тяжелых грузовиков легкими и среднетоннажными, происходит сдвиг в структуре парка коммерческих автомобилей в сторону более легких моделей. Если рассматривать сегмент среднетоннажных грузовиков (8-14 тонн) в 2012 году, можно отметить тенденцию оживления спроса. Из таблицы 2.16, приведенной ниже, видно, что объем рынка в сегменте автомобилей массой 8-14 тонн вырос на 7,4 тыс. автомобилей, или 73,9% и достиг объема 17,4 тыс. автомобилей в год, что значительно выше 34 %-ного роста в сегменте тяжелой техники.

Т а б л и ц а 2.2 - Динамика продаж ОАО "КАМАЗ" и конкурентов на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 8-14 тонн

 

Производитель

2011

Доля

2012

Доля

Изм.,

Изм.,

шт.

%

шт.

%

шт.

%

ОАО "КАМАЗ"

746

7,48

1024

5,90

278

37,30%

РУП "МАЗ"

1638

16,42

1025

5,91

-613

-37,40%

ОАМО "ЗИЛ"

4873

48,85

8597

49,55

3724

76,40%

ISUZU (г.Ульяновск)

478

4,79

2269

13,08

1791

374,70%

Иномарки

2240

22,46

4435

25,56

2195

98,00%

ИТОГО

9975

100,00

17350

100,00

7375

73,90%


 

В 2012 году в России реализовано 1024 среднетоннажных автомобиля КАМАЗ-4308 грузоподъемностью 5 тонн, это на 278 автомобилей больше, чем в 2011 году. Но доля рынка, занимаемая предприятием, снизилась и составила всего 6%.

           Таким образом, можно сделать выводы:

- уровень  качества продукции высокий - качество  соответствует отечественным и  международным стандартам, имеются  международные сертификаты качества  продукции;

- доля  рынка остается весьма высокой (30%), но постепенно снижается ввиду  смещения спроса в сторону  иномарок;

- продукция  предприятия диверсифицирована: спецтехника, бортовые автомобили, технологические тягачи и самосвалы, автобусы.

Исходя из данных выводов привлекательность продукции для потребителя средняя, то есть присваивается уровень оценки В.

Можно говорить о том, что предприятие обладает возможностями для повышения эффективности своей работы в целях увеличения инвестиционной привлекательности

Кадровая привлекательность предприятия характеризуется тремя слагаемыми:

  • деловыми качествами руководителя и его "команды";
  • качеством "кадрового ядра" (работников высшей квалификации);
  • качеством персонала в целом. [23, c. 290]

Менеджмент ОАО "КАМАЗ" - это руководители с огромным опытом работы в машиностроительной отрасли, имеющие профильное высшее образование, в большинстве своем окончившие МВА. Возглавляет команду - Когогин Сергей Анатольевич. Безусловным успехом и важнейшим фактором реализации программы развития предприятия является включение всего персонала в процесс рационализации и изменений в компании. Внедрение мотивации от системы оплаты труда, привлекательности социального пакета, стабильность занятости обеспечило рост производительности труда по сравнению с 2006 годом. По качественному составу положительные изменения отмечены в повышении уровня образования: начального профессионального – на 0,8%, высшего – на 0,2%. Доля мужчин составляет 52,3% от общей численности работающих. Самым высоким удельным весом обладает персонал со средним образованием. Чуть больше трети составляют работники со средним специальным образованием. 10% составляют работники с высшим образованием. Учитывая, что весь руководящий персонал с высшим образованием ситуация с кадрами благоприятная.

Средний возраст персонала к концу года составил 40 лет. Проводятся мероприятия по омоложению и закреплению кадров.

 

Т а б л и ц а 2.3 - Динамика показателей движения персонала

Показатель

2011

2012

2013

Изменение,

к базисному году

к предыдущему году

Численность ППП на начало года

14215

14422

14952

737

530

Принято на работу

821

1123

1564

743

441

Выбыли, в том числе по собственному желанию

610

590

523

-87

-67

За нарушение трудовой дисциплины

4

3

2

-2

-1

Численность ППП на конец года

14422

14952

15991

1569

1039

Среднесписочная численность ППП

14954,00

16035,00

17022,00

2068

987

Коэффициент оборота по приему

0,06

0,08

0,10

0,04

0,02

Коэффициент оборота по выбытию

0,04

0,04

0,03

-0,01

-0,01

Коэффициент текучести

0,04

0,04

0,03

-0,01

-0,01

Коэффициент постоянства

0,95

0,90

0,88

-0,07

-0,02


Как видно из представленных данных текучесть составляет 3-4 %. Увольнение в основном по выходу на пенсию. Численность персонала растет.

Таким образом, можно признать кадровую привлекательность предприятия высокой, уровень оценки – А.

Территориальная привлекательность предприятия для инвесторов определяется следующими факторами:

  • удаленность предприятия от основных транспортных магистралей, связывающий город с другими регионами, наличие подъездных путей для перевозки грузов;
  • удаленность предприятия от центра города, где сосредоточены учреждения местной власти, лидирующие организации рыночной инфраструктуры и т. д.;
  • цена земли, которая во многом дифференцируется в зависимости от названных выше критериев.

ОАО "КАМАЗ" находится в экономически развитом и культурном районе Татарстана – Камском экономическом районе, город Набережные Челны. Удаленность от Казани примерно в 230 км, Уфы – 350 км, от Москвы - 1000 км. Предприятие расположено в непосредственной близости от федеральной трассы М-7, имеет удобные подъездные пути. В то же время предприятие расположено всего в 3 - 5 км от учреждений местной власти. В промышленной зоне, где находится основное производство также расположены предприятия смежники и поставщики, которые производят большую номенклатуру комплектующих и запасных частей. Также в пределах 10-20 км находятся оптовые покупатели произведенной продукции – дилеры, которые самостоятельно осуществляют вывоз продукции. Ввиду непосредственной близости к центру города и транспортным магистралям цена земли является высокой.

Территориальная привлекательность предприятия оценивается высокой, уровень оценки – А.

На основе произведенных расчетов основных финансово-экономических показателей ОАО "КАМАЗ" проведем оценку класса кредитоспособности заемщика. Кредитный рейтинг заемщика выступает в качестве индикатора вероятности невыполнения им своих обязательств по кредитному соглашению.Так как число коэффициентов огромно и многие из них взаимозависимы рекомендуется сократить число анализируемых коэффициентов, выделив наиболее значимые. Количественный анализ финансового состояния Заемщика предполагает оценку следующих групп оценочных показателей:

- коэффициентов  ликвидности;

- коэффициентов  соотношения собственных и заемных  средств;

- показателей  оборачиваемости и рентабельности. [22, c.456]

После расчета основных оценочных показателей в каждой из групп, на основе сравнения рассчитанных значений с нормативными, каждому показателю присваивается класс и весовой коэффициент. Затем на основе вычисленной сводной оценки заемщику присваивается класс кредитоспособности.

Т а б л и ц а 2.4 - Определение класса кредитоспособности ОАО "КАМАЗ"

Финансовые коэффициенты

Значение

Класс кредитоспособности

Весовой ранг

Сводная оценка (3х4)

Коэф. текущей ликвидности

1,31

4

0,1

0,4

Коэф. быстрой ликвидности

0,44

5

0,25

1,25

Уровень перманентного капитала

0,83

1

0,15

0,15

Коэф. обеспеченности запасов

2,12

1

0,2

0,2

Коэф. коммерческой платежеспособности

9,74

1

0,05

0,05

Коэф. самофинансирования

1,00

5

0,05

0,25

Рентабельность продаж

11,04%

5

0,2

1

Итого, средневзвешенная оценка

Х

3,14

1

3,3


 

Таким образом на основе рассчитанной суммы баллов расчетный класс кредитоспособности ОАО "КАМАЗ равен 3, что соответствует средней, удовлетворительной категории. Наибольшее влияние на итоговую оценку оказали показатели ликвидности предприятия, которые находятся не неудовлетворительном уровне.

Таким образом в ходе проведенного анализа финансового состояния предприятия были определены основные узкие места в его финансово-хозяйственной деятельности, определен класс кредитоспособности, на основании чего можно сделать вывод что финансовая привлекательность предприятия является средней, то есть уровень оценки равен "В".

Инновационная привлекательность предприятия - это эффект от среднесрочных и долгосрочных инвестиций в нововведения на предприятии. При оценке инновационной привлекательности предприятия учитывается наличие:

  • стратегии технического развития производства, как основы всех других инноваций;
  • программы инвестирования производства из различных источников.

К концу 2011 года ОАО "КАМАЗ" имело в своем распоряжении 263 изобретения, защищенных авторскими свидетельствами, и 321 изобретение, защищенное патентами РФ. ОАО "КАМАЗ" поддерживает 313 документов исключительного права, в том числе 59 патентов на изобретения, 172 патента (свидетельства) на полезные модели, 18 патентов на промышленные образцы, 64 свидетельства на товарные знаки, три из которых признаны общеизвестными товарными знаками в Российской Федерации.

Информация о работе Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия