Мониторинг качества жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономический мониторинг включает в себя целый ряд направлений, среди которых можно выделить:
-Мониторинг качества жизни населения;
-Мониторинг вклада территории в решение межтерриториальных и федеральных проблем;
-Мониторинг хода реформ на территории;
-Мониторинг величины социально-экономического потенциала территории и эффективности его использования.
Актуальность темы мониторинга качества жизни населения раскрытый в данной курсовой работе обусловлен ее очевидной приоритетностью, ведь конечным критерием любых экономических преобразований (в том числе и на местном уровне) является улучшение качества жизни населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. Мониторинг качества жизни населения……………………………………..5
1.1 Качество жизни как социально-экономическая категория и ее
структурные составляющие……………………………………………………..5
1.2 Сущность и проблема измерения качества жизни населения………9
1.2.1 Методы оценки качества жизни населения…………………..13
1.3 Социально-экономический мониторинг и его особенности в современной России……………………………………………………………..14
1.3.1 Сущность мониторинга………………………………………...14
1.3.2 Цели, задачи и принципы организации социального мониторинга……………………………………………………………….15
1.3.3 Типы мониторинговых исследований, проводимых в современной России………………………………………………………..17
1.3.4 Значение мониторинга качества жизни населения на местном уровне и его роль в принятии управленческих решений………………..18
2. Система показателей оценки качества жизни населения…………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...…...…………………….…………...……………25
Список использованной литературы……………………………..26

Файлы: 1 файл

ИСЭПП.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

В научной литературе детально изучается дифференциация населения по уровню жизни, в  частности  описывается материальное положение  полярных групп. Однако поляризация не покрывает всей жизнедеятельности населения, поскольку уровень жизни не учитывает показателей социальной активности: характера трудовой деятельности, участия или неучастия в общественно- политической жизни, характера досуга многое другое, тем более, что по ряду других показателей образа жизни население дифференцировано не менее сильно, например, по уровню девиантности - алкоголизму, наркомании, по преступности, хищениям и насилию. Даже в сфере нормативного, законопослушного поведения наблюдается серьезная дифференциация по характеру труда, проведению досуга, способам воспитания детей, формам общения и т.д.

  Поэтому третьим  из основных структурных компонентов  качества жизни населения выступает  образ жизни. Эта категория  дает возможность рассмотреть комплексно во взаимосвязи содержание  таких аспектов жизнедеятельности, как положение и развитие личности, ее социальная активность; отношение населения к труду, к политике властей, к институту семьи и брака к законности и правопорядку; ценностные ориентиры различных социальных групп и т.п.

1.2 Сущность и проблема  измерения качества жизни населения

Особое значение приобретает вопрос  о критериях  оценки качества. Критерии качества жизни  населения территории – это совокупность признаков, посредством которых дается оценка достигнутого уровня и динамики социально-экономической результативности развития города. На сегодня при определении состава критериев качества жизни используется интегральный и частный подходы к оценке рассматриваемых категорий. В свою очередь, интегральный подход предполагает проведение двух типов оценок: объективной (на основе  официальных статистических данных) и субъективной (на основе общественного мнения с привлечением обобщающей информации, основанной на результатах социологических опросов населения).

 Объективные  и субъективные критерии, сосуществуя  в одной системе критериев,  дополняя друг друга, с разных  сторон отражают  объективные  условия жизни, и субъективное  ощущение степени удовлетворенности  индивидуумом данными ем условиями жизни. Интегральный подход является актуальным еще и потому, что многие составные элементы качества жизни (например, удовлетворенность) количественно неизмеримы. К числу подобных «неизмеряемых» элементов относятся также индивидуальные привязанности и предпочтения, степень свободы, уверенность человека в своей способности контролировать любую ситуацию и т.п.

 Наряду с  обобщающей оценкой качества  жизни с помощью интегральных  индикаторов, частный подход направлен  на более глубокую проработку отдельных составляющих качества и уровня жизни, таких как состояние здоровья, образования, жилищного обеспечения, сферы досуга и отдыха.

Таким образом, научное обеспечение проведения мониторинга качества жизни горожан  объединяет две группы критериев. Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. Вторая группа состоит из оценок, основанных на социологических опросах. Подбор статистических и социальных показателей производится, исходя из сущности основных элементов качества и уровня жизни.

Международная статистика уровня (качества) жизни (ООН, 1978 г.) включает 12 основных групп показателей:

  1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.
  2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
  3. Потребление продовольственных товаров.
  4. Жилищные условия
  5. Образование и культура.
  6. Условия труда и занятость.
  7. Доходы и расходы населения.
  8. Стоимость жизни и потребительские цены.
  9. Транспортные средства.
  10. Организация отдыха.
  11. Социальное обеспечение.
  12. Свобода человека.

Система показателей подраздела "Уровень жизни" введена в действие Госкомстатом России с 1993 г. и состоит из следующих показателей:

    • Средняя оплата труда работников.
    • Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.
    • Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.
    • Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.
    • Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.
    • Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.
    • Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.
    • Показатели дифференциации населения.
    • Соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10%  наименее обеспеченного населения.
    • Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).
    • Структура потребительских расходов социально-демографических групп населения.
    • Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

В 1998г году постановлением Госкомстата России утверждена  "Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования", в соответствии с которой характеристику социально-экономического положения муниципального образования предполагается проводить по 25 направлениям с использованием 300 показателей. В перечень показателей включены разделы, отражающие основные аспекты качества и  уровня жизни.

Таким образом, система статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, в значительной степени может быть использована для оценки качества жизни населения. Основным недостатком является отсутствие разветвленной сети учреждений муниципальной статистики или информационно-аналитических институтов, которые могли бы на договорной основе с органами государственной статистики субъектов РФ осуществлять мониторинг уровня жизни на территории муниципального образования.

Анализ критериев качества жизни, действующих в России и за рубежом, показывает, что качество жизни характеризуется и дополняется также показателями, которые определяют не только уровень, но и условия жизни:

  1. Макроэкономические показатели (динамика промышленного производства, уровень инфляции, уровень заработной платы занятого населения).
  2. Жилье, социальная инфраструктура.
  3. Состояние здоровья населения.
  4. Состояние окружающей среды.
  5. Социальные аномалии (преступность, наркомания и т.д.).

       Важнейшей составляющей оценки качества жизни является определение уровня удовлетворенности населения динамикой социально-экономических изменений в городе (качеством лечебно-профилактической помощи, трудовой деятельности, рекреационного обслуживания, экологической и гражданской безопасностью и др.). В связи с этим управление качеством жизни населения на территории предполагает наряду с использованием системы статистических показателей разработку и применение комплекса социальных индикаторов, полученных в процессе проведения социологических опросов.

Подсистема  социальных индикаторов является более  гибкой по своему составу в сравнении  с системой статистической оценки уровня и условий жизни и отражает приоритетные направления мониторинга  качества жизни на конкретном этапе  разработки и реализации стратегического плана развития города.

1.2.1 Методы оценки качества жизни населения

 

Что касается методов оценки качества жизни населения, то исходя из сложности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, их типовой неоднородности можно утверждать, что здесь необходим не один, а целый комплекс методов исследования: статистических, социологических, экономико-математических. Причем каждое из трех основных структурных составляющих качества жизни населения нуждается в своем наборе методов. Очевидно, например, что первая группа показателей (здоровье) будет изучаться преимущественно по данным текущей статистики и отчетности; анализ уровня жизни потребует использования также данных бюджетных исследований семей, а в мониторинге  образа жизни будут преобладать социологические методы.

На сегодняшний  день наиболее перспективным методом  при оценке качества жизни населения  представляется  социологический  метод, позволяющий получить богатую  информацию о социальной дифференциации качества жизни, о проблемах удовлетворения специфических потребностей различных групп и слоев населения.

Анализ полученной в ходе социологических опросов информации позволяет местной администрации получить более детальную картину функционирования городских служб, оказывающих непосредственное влияние как на жизнь города в целом, так и отдельных его районов.

Социологические исследования являются в настоящее время тем методологическим инструментарием, который позволяет через частные мнения и суждения жителей города определить болевые точки в социальной инфраструктуре, наметить пути их преодоления.

В комплексном использовании  всего арсенала источников данных о социальных процессах и явлениях как естественно функционирующей информации – текущей статистики, отчетности, единовременных учетов, переписей, социально-демографических обследований и т.п., так и специально организованных исследований, опросов населения для реализации целей управления  и состоит сущность социального мониторинга.

1.3 Социально-экономический  мониторинг и его особенности  в современной России

1.3.1 Сущность  мониторинга

 

 В наше время  внимание исследователей, специалистов- практиков привлекают возможности, связанные с проведением мониторингов социальных объектов. Практически все исследователи отмечают присутствие в социальной среде элементов неопределенности, инвариантности. Обосновывается необходимость привлечения достижений различных наук, системного подхода в социальном предвидении и прогнозировании. Этим объясняются поиски комплексных методов измерения существующих общественных явлений, их адекватного отражения и выработки способов оптимального управленческого воздействия.

В естественных науках термин “мониторинг” применяется достаточно длительно и систематично (экологические  исследования, исследования технологических  процессов, медицина и т. д.). Как дефиниция  и вид научно- практической деятельности социальный мониторинг трактуется по-разному в зависимости от видения его сути, механизмов осуществления, отличительных свойств, особенностей, и чаще всего отождествляется с социологическими исследованиями.

Особенность социального  мониторинга: непрерывность слежения и прогнозного оценивания социальных объектов по стандартному набору показателей, относительно устойчивых и повторяющихся во времени.

1.3.2 Цели, задачи  и принципы организации социального  мониторинга

 

Организация социального  мониторинга преследует следующие  основные цели:

  • определение ключевых индикаторов, дающих наиболее полную информацию о сегодняшнем состоянии всех сфер жизнедеятельности города;
  • возможность проведения ранней диагностики негативных процессов, связанных с неблагополучием в определенных сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения городского сообщества;
  • выработка сценариев развития и совершенствования городской социальной среды с ориентацией на насущные потребности жителей города;
  • долгосрочное и среднесрочное планирование альтернатив развития города в целом или его отдельных районов;
  • выделение основных звеньев в цепочках управления, дающих сбои в продвижении решений администрации до населения;
  • совершенствование системы управления социально-экономической жизнью города.

Задачи социально-экономический мониторинга могут быть сведены к следующим:

- Организация наблюдения, получение достоверной и объективной  информации о протекании на  территории социально-экономических  процессов;

- Оценка и системный анализ полученной информации, выявление причин, вызвавших тот или иной характер протекания социально-экономических процессов;

- Обеспечение в установленном  порядке органов управления, предприятий,  учреждений и организаций, независимо  от их подчиненности и форм  собственности, граждан информацией,  полученной при осуществлении социально-экономический мониторинга.

Главная же  функция  системы социально-экономического мониторинга состоит в обеспечении  соответствующих органов территории полной, достоверной и своевременной  информацией о процессах, происходящих в различных сферах его экономики, о складывающейся социальной ситуации.

Информация о работе Мониторинг качества жизни населения