Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:02, курсовая работа
Социально-экономический мониторинг включает в себя целый ряд направлений, среди которых можно выделить:
-Мониторинг качества жизни населения;
-Мониторинг вклада территории в решение межтерриториальных и федеральных проблем;
-Мониторинг хода реформ на территории;
-Мониторинг величины социально-экономического потенциала территории и эффективности его использования.
Актуальность темы мониторинга качества жизни населения раскрытый в данной курсовой работе обусловлен ее очевидной приоритетностью, ведь конечным критерием любых экономических преобразований (в том числе и на местном уровне) является улучшение качества жизни населения.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. Мониторинг качества жизни населения……………………………………..5
1.1 Качество жизни как социально-экономическая категория и ее
структурные составляющие……………………………………………………..5
1.2 Сущность и проблема измерения качества жизни населения………9
1.2.1 Методы оценки качества жизни населения…………………..13
1.3 Социально-экономический мониторинг и его особенности в современной России……………………………………………………………..14
1.3.1 Сущность мониторинга………………………………………...14
1.3.2 Цели, задачи и принципы организации социального мониторинга……………………………………………………………….15
1.3.3 Типы мониторинговых исследований, проводимых в современной России………………………………………………………..17
1.3.4 Значение мониторинга качества жизни населения на местном уровне и его роль в принятии управленческих решений………………..18
2. Система показателей оценки качества жизни населения…………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...…...…………………….…………...……………25
Список использованной литературы……………………………..26
Ведущим принципом организации социально-экономического мониторинга является целенаправленность. Он предполагает, что вся система мониторинга должна быть «настроена» на решение конкретных управленческих задач. Четкое следование этому принципу позволит не заниматься сбором и обработкой информации «на всякий случай», предохранит от ненужной информационной избыточности, создаст предпосылки для создания экономически эффективной системы.
Реализация системного подхода к организации мониторинга ориентирует на рассмотрение муниципального образования как подсистемы более крупной общественной системы, на исследование связей его с другими территориальными звеньями. Системный подход выводит также на принцип комплексности, обеспечение которого требует соблюдения ряда требований.
Во-первых, мониторинг
отдельных сфер и направлений
развития территории должен
Среди других принципов социально-экономического мониторинга необходимо отметить:
Разумеется при организации мониторинга необходимо соблюдение обычных требований к информации, используемой в сфере управления. Речь идет об ее полноте, достоверности, своевременности, репрезентативности.
Социальный мониторинг - инструмент современной социальной политики. Он позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к социально- экономической политике.
В России в настоящее время существует достаточно большое число исследовательских организаций, разрабатывающих множество специфических проблем социального мониторинга. Такое положение предопределяется особенностями каждой исследуемой отрасли народного хозяйства, интересами ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них:
1. Мониторинг экономических
условий в Российской
2. Всероссийское панельное исследование.
3. Бюджетное исследование Госкомстата.
4. Мониторинг социально – экономического потенциала семьи, опубликованный Министерством труда и социального развития.
5. Мониторинг социальной защиты (ТАСИС).
Все эти примеры имеют разную направленность. Они основаны на различных методологиях и дают различные результаты, но конечно не предоставляют все проводимые исследования в социально- экономической сфере России.
В связи с переносом центра тяжести в решении многих важных проблем экономического реформирования на местный уровень, информация, полученная в результате проведения мониторинга, является необходимым условием организации эффективного управления муниципальным образованием. Муниципалитет должен располагать достоверными научно-обоснованными данными об объеме и структуре потребления населения своего муниципального округа в материальных благах и услугах, о закономерностях и количественных параметрах их изменения в перспективном периоде.
Интересны и актуальны
предположения о формировании управленческих
рекомендаций на основе мониторингового
диагностирования и прогнозирования,
широком привлечении для
На Западе, в сущности,
мониторинг не является
Термин “мониторинг”
не так нов в английском
языке, как в русском. Раньше о
В последние годы управленческий аспект мониторинга перешёл на его обычную трактовку как отслеживания. Функцию управления невозможно устранить из современного понимания мониторинга, что видно из мониторинга различных видов человеческой деятельности, в котором контроль/управление событиями является основной и окончательной задачей. Мониторинг не следует смешивать со сбором статистических данных. Термин “мониторинг” подразумевает под собой деятельность, которая непосредственно связана со своим объектом. Это делает мониторинг одной из ключевых функций в социальной политике. Мониторинг может иметь различную ориентацию. Он может быть ориентирован на текущую ситуацию, которая связана с определенными целями и задачами политики, для того, чтобы проверить соответствует ли положение вещей запланированному, или же необходимы чрезвычайные меры по его выправлению. Он также может быть ориентирован на будущее и позволять политическим деятелям предвидеть события.
Социальная функция
мониторинга имеет ряд
- мониторинг является видом деятельности для лиц, принимающих решения,
- мониторинг связан с проблемами принятия решений,
- мониторинг не может быть централизованным,
- мониторинг-это непрерывный процесс, который никогда не завершается.
В связи с этим встает вопрос, какова же тогда роль специального подразделения мониторинга в министерстве или другой государственной структуре? Многие министерства или другие административные структуры имеют такие отделы, хотя они не всегда носят название отделов мониторинга.
Что касается
децентрализованного подхода: когда
мы говорим, что мониторинг
не может быть
Итак, измерение качества
жизни населения имеет смысл
только в том случае, когда
его результаты используются
в управлении социальными проце
Под мониторингом качества жизни населения, как инструментом социального менеджмента, будем понимать научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа информации об условиях жизнеобеспечения жителей определенной территории, их социального самочувствия, о потребностях, ценностях, мотивациях, отношениях к складывающейся ситуации в их природном и социальном окружении и обязательное представление перерабатываемых данных для принятия решений на государственном, региональном и муниципальном уровнях.
Мониторинговые исследования качества жизни населения дают органам местного самоуправления оперативную, необходимую и достаточную информацию для принятия решения в адекватных ситуациях и обеспечения устойчивого развития муниципального образования.
Одним из важнейших достоинств внедрения в практику мониторинга по социальным вопросам являются открывающиеся для местной администрации перспективы долгосрочного планирования мероприятий, способных повысить комфортность проживания для жителей данного муниципального образования, а также определение условий и возможностей для привлечения на свою территорию инвесторов, заинтересованных в долгосрочных вложениях в экономику города.
Перед органами городского
управления с необходимостью встает
проблема разработки комплексной социально-
Первичный анализ полученных данных позволяет в самом общем виде очертить действительное состояние всех управленческих систем города, наметить точки роста или пробелы в управлении.
Чтобы получить такую детальную картину сегодняшнего состояния городского сообщества, и необходимо внедрение мониторинга.
Результаты социологического
мониторинга могут служить
В то же время принятый администрацией план не является жесткой структурой, всегда возможна его корректировка.
Планирование и
Информационный фонд мониторинга качества жизни населения в общем случае представляет собой систематизированные за ряд лет данные о состоянии здоровья населения, уровне и образе его жизни, набор соответствующих социальных нормативов (стандартов). Однако, анализ положения дел показывает, что не только в России, но и за рубежом еще не сложилась единая система показателей для количественной оценки качества жизни населения-этого важнейшего ориентира социального развития.
Следующий комплекс
показателей оценки качества жизни
населения в значительной мере ориентирован
на действующую систему
Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).
И.В. Бестужев–Лада ориентирует категорию «качество жизни» на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда и досуга, и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.
Здоровье населения, как правило, может явиться одним из основных критериев результативного функционирования экономики, ибо роль его усиливается в связи с: