Мониторинг качества жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономический мониторинг включает в себя целый ряд направлений, среди которых можно выделить:
-Мониторинг качества жизни населения;
-Мониторинг вклада территории в решение межтерриториальных и федеральных проблем;
-Мониторинг хода реформ на территории;
-Мониторинг величины социально-экономического потенциала территории и эффективности его использования.
Актуальность темы мониторинга качества жизни населения раскрытый в данной курсовой работе обусловлен ее очевидной приоритетностью, ведь конечным критерием любых экономических преобразований (в том числе и на местном уровне) является улучшение качества жизни населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. Мониторинг качества жизни населения……………………………………..5
1.1 Качество жизни как социально-экономическая категория и ее
структурные составляющие……………………………………………………..5
1.2 Сущность и проблема измерения качества жизни населения………9
1.2.1 Методы оценки качества жизни населения…………………..13
1.3 Социально-экономический мониторинг и его особенности в современной России……………………………………………………………..14
1.3.1 Сущность мониторинга………………………………………...14
1.3.2 Цели, задачи и принципы организации социального мониторинга……………………………………………………………….15
1.3.3 Типы мониторинговых исследований, проводимых в современной России………………………………………………………..17
1.3.4 Значение мониторинга качества жизни населения на местном уровне и его роль в принятии управленческих решений………………..18
2. Система показателей оценки качества жизни населения…………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...…...…………………….…………...……………25
Список использованной литературы……………………………..26

Файлы: 1 файл

ИСЭПП.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Ведущим принципом организации  социально-экономического мониторинга  является целенаправленность. Он предполагает, что вся система мониторинга  должна быть «настроена» на решение  конкретных управленческих задач. Четкое следование этому принципу позволит не заниматься сбором и обработкой информации «на всякий случай», предохранит от ненужной информационной избыточности, создаст предпосылки для создания экономически эффективной системы.

Реализация системного подхода к организации мониторинга ориентирует на рассмотрение муниципального образования как подсистемы более крупной общественной системы, на исследование связей его с другими территориальными звеньями. Системный подход выводит также на принцип комплексности, обеспечение которого требует соблюдения ряда требований.

 Во-первых, мониторинг  отдельных сфер и направлений  развития территории должен осуществляться  во взаимосвязи с другими сферами;  во-вторых, следует стремиться к  последовательному решению всей совокупности задач мониторинга по каждому из его направлений (поднаправлений), начиная от наблюдения за ходом какого-либо процесса и вплоть до разработки рекомендаций на улучшение положения в той или иной сфере экономики, смягчение социальной напряженности.

Среди других принципов  социально-экономического мониторинга  необходимо отметить:

  • непрерывность наблюдения за объектами,
  • периодичность снятия информации о происходящих изменениях,
  • сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени,
  • развитие системы социально-экономического мониторинга территории на основе совершенствования используемого методического инструментария, технического оснащения,
  • расширение наблюдаемых процессов и увеличение числа объектов.

Разумеется при организации  мониторинга необходимо соблюдение обычных требований к информации, используемой в сфере управления. Речь идет об ее полноте, достоверности, своевременности, репрезентативности.

1.3.3 Типы  мониторинговых  исследований, проводимых в современной России

 

Социальный мониторинг - инструмент современной социальной политики. Он позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к  социально- экономической политике.

В России в настоящее  время существует достаточно большое  число исследовательских организаций, разрабатывающих множество специфических проблем социального мониторинга. Такое положение предопределяется особенностями каждой исследуемой отрасли народного хозяйства, интересами ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них:

1. Мониторинг экономических  условий в Российской Федерации;  Российский продольный (мониторинг, основанный на использовании выборки постоянного состава на всем протяжении исследования) Мониторинг (РПМ).

2. Всероссийское панельное  исследование.

3. Бюджетное исследование Госкомстата.

4. Мониторинг социально – экономического потенциала семьи, опубликованный Министерством труда и социального развития.

5. Мониторинг социальной  защиты (ТАСИС).

Все эти примеры имеют  разную направленность. Они основаны на различных методологиях и дают различные результаты, но конечно не предоставляют все проводимые исследования в социально- экономической сфере России.

1.3.4 Значение  мониторинга качества жизни населения  на местном уровне и его  роль в принятии управленческих  решений

 

В связи с переносом центра тяжести в решении многих важных проблем экономического реформирования на местный уровень, информация, полученная в результате проведения мониторинга, является необходимым условием организации эффективного управления муниципальным образованием. Муниципалитет должен располагать достоверными научно-обоснованными данными об объеме и структуре потребления населения своего муниципального округа в материальных благах и услугах, о закономерностях и количественных параметрах их изменения в перспективном периоде.

Интересны и актуальны  предположения о формировании управленческих рекомендаций на основе мониторингового  диагностирования и прогнозирования, широком привлечении для достижения этих целей специальных методов  наблюдения и обработки данных. Но стройная научно обоснованная система взглядов по теории и практике социального мониторинга отсутствует фактически.

 На Западе, в сущности, мониторинг не является термином, используемым в статистическом  контексте, как это имеет место  в русском языке( во многих публикациях в России этот термин употребляется в значении подборки большого числа переменных без пояснения конкретных целей, которым служит сбор именно этих переменных).

 Термин “мониторинг”  не так нов в английском  языке, как в русском. Раньше он употреблялся в смысле “надзора”. Если обратиться к современным глоссариям, то мы увидим, что этому термину приписываются следующие значения:

    • наблюдение;
    • отслеживание;
    • надзор;
    • управление.

В последние годы управленческий аспект мониторинга перешёл на его обычную трактовку как отслеживания. Функцию управления невозможно устранить из современного понимания мониторинга, что видно из мониторинга различных видов человеческой деятельности, в котором контроль/управление событиями является основной и окончательной задачей. Мониторинг не следует смешивать со сбором статистических данных. Термин “мониторинг” подразумевает под собой деятельность, которая непосредственно связана со своим объектом. Это делает мониторинг одной из ключевых функций в социальной политике. Мониторинг может иметь различную ориентацию. Он  может быть ориентирован на текущую ситуацию, которая связана с определенными целями и задачами политики, для того, чтобы проверить соответствует ли положение вещей запланированному, или же необходимы чрезвычайные меры по его выправлению. Он также может быть ориентирован на будущее и позволять политическим деятелям предвидеть события.

Социальная  функция  мониторинга имеет ряд следствий, касающихся положения и задач  тех лиц, которым поручено ведение  инструментами мониторинга, сбор статистической информации, проведение обследований, анализ доступной информации и т.д.:

- мониторинг является видом деятельности для лиц, принимающих решения,

- мониторинг связан с проблемами принятия решений,

- мониторинг не может быть централизованным,

- мониторинг-это непрерывный процесс, который никогда не завершается.

В связи с этим встает вопрос, какова же тогда роль специального подразделения мониторинга в министерстве или другой государственной структуре? Многие министерства или другие административные структуры имеют такие отделы, хотя они не всегда носят название отделов мониторинга.

   Что касается  децентрализованного подхода:  когда  мы говорим, что мониторинг  не может быть централизованным, это не меняет чего-либо в  круге задач специальных отделов мониторинга. Лишь признавая то, что различные подразделения, принимающие решения, сами решают, в какой области проводить мониторинг и использовать полученные результаты для принятия соответствующих решений, можно обеспечить реальную пользу деятельности специализированных отделов. Их вклад заключается в том, чтобы определять, как  проводить мониторинг, а не в том, что должно быть предметом мониторинга и не в определении  характера использования результатов. Они играют роль отделов, располагающих соответствующим персоналом, службы, которая при помощи специализированных навыков (ноу-хау) использует инструменты мониторинга и обеспечивает поступление необходимой информации, одновременно обеспечивая ее качество.  Это важная и незаменимая функция: создавать условия для того, чтобы отделы, принимающие решения, эффективно отслеживали последствия своих действий.

 Итак, измерение качества  жизни населения имеет смысл  только в том  случае,  когда   его результаты используются  в управлении социальными процессами,  когда субъекты управления вносят определенные  коррективы  в проводимую социальную политику,  когда пересматриваются размеры затрат по статьям расходов,  одним словом тогда,  когда качество жизни становится элементом социального менеджмента в широком смысле.  В этом случае процедура измерения качества жизни выполняет функцию обратной связи, замыкающей  контур  управления.  Соответственно,  такие замеры должны производиться с определенной периодичностью и завершаться относительно стандартизированными управленческими решениями.  Эту задачу и должен обеспечить мониторинг качества жизни населения, который является разновидностью социального мониторинга.

Под мониторингом качества жизни населения,  как инструментом социального менеджмента, будем понимать научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа информации об условиях жизнеобеспечения жителей определенной территории,  их социального самочувствия, о потребностях, ценностях, мотивациях, отношениях к складывающейся ситуации  в их природном и социальном окружении и обязательное представление перерабатываемых данных для принятия решений  на  государственном, региональном и муниципальном уровнях.

Мониторинговые исследования качества жизни населения дают органам  местного самоуправления оперативную, необходимую и достаточную информацию для принятия решения в адекватных ситуациях  и обеспечения устойчивого развития муниципального образования.

Одним из важнейших достоинств внедрения в практику мониторинга  по социальным вопросам являются открывающиеся для местной администрации перспективы долгосрочного планирования мероприятий, способных повысить комфортность проживания для жителей данного муниципального образования, а также определение условий и возможностей для привлечения на свою территорию инвесторов, заинтересованных в долгосрочных вложениях в экономику города. 

Перед органами городского управления с необходимостью встает проблема разработки комплексной социально-экономической  программы перспектив развития.

Первичный анализ полученных данных позволяет в самом общем виде очертить действительное состояние всех управленческих систем города, наметить точки роста или пробелы в управлении.

Чтобы получить такую  детальную картину сегодняшнего состояния городского сообщества, и  необходимо внедрение мониторинга.

Результаты социологического мониторинга могут служить базой  для создания комплексного плана  социального развития, который охватывает все структурные элементы города в их взаимосвязи и взаимообусловленности, предусматривает поэтапное решение поставленных задач.

В то же время принятый администрацией план не является жесткой  структурой, всегда возможна его корректировка.

Планирование и прогнозирование  развития городского сообщества позволяет  раскрывать тенденции влияния различных факторов, согласовывать цели и задачи органов управления с потребностями населения.

2. Система показателей оценки качества жизни населения

Информационный фонд мониторинга качества жизни населения  в общем случае представляет собой  систематизированные за ряд лет данные о состоянии здоровья населения, уровне и образе его жизни, набор соответствующих социальных нормативов (стандартов). Однако, анализ положения дел показывает, что не только в России, но и за рубежом еще не сложилась единая система показателей для количественной оценки качества жизни населения-этого важнейшего ориентира социального развития. 

Следующий комплекс показателей оценки качества жизни  населения в значительной мере ориентирован на действующую систему государственной  и ведомственной статистической отчетности, а также на утвержденную в 1998 г. постановлением Госкомстата России "Унифицированную систему показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования", и только в отдельных случаях предполагает использование специальных методов получения данных. Он включает первичные и сводно-групповые показатели предназначены для получения оценки отдельных аспектов качества жизни населения.

Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).

И.В. Бестужев–Лада ориентирует категорию «качество жизни» на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда и досуга, и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.

Здоровье населения, как  правило, может явиться одним  из основных критериев результативного функционирования экономики, ибо роль его усиливается в связи с:

Информация о работе Мониторинг качества жизни населения