Мотивация труда в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

В наиболее общем виде оплата труда работников представляет собой компенсацию работодателем труда наемного работника на предприятии работодателя, соответствующую количеству и качеству выполненной работы. Размеры этой компенсации имеют вполне определенные количественные границы, поскольку, с одной стороны, они должны обеспечить работнику определенный уровень удовлетворения его личных и социальных потребностей, а работодателю - получение на данном рабочем месте от работника результата, необходимого для достижения конечной цели предприятия.
Оплата труда обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы (воспроизводительная функция) и мотивирует работников для эффективных действий на своем рабочем месте (стимулирующая функция).

Содержание работы

Введение 3
1. Формы и системы оплаты труда 6
2. Технико-экономическая характеристика предприятия Архангельский почтамт и особенности применения различных форм и систем оплаты труда 12
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 12
2.2 Характеристика организационной структуры предприятия 14
2.3 Особенности применения различных форм и систем оплаты труда на предприятии 16
3. Мотивация труда в условиях рыночной экономики 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Экономика фирмы.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Основной вид деятельности - предоставление услуг почтовой связи.

Почтовые услуги - уникальное явление, они принадлежат и рынку  коммуникации, и рынку рекламы, и рынку транспортных перевозок. Современная сеть отделений почтовой связи г. Архангельска - это мощный централизованный механизм торговли не только почтовыми услугами, но и сопутствующими товарами. Доходы от реализации сопутствующих товаров растут из года в год. Однако в условиях конкуренции предприятию постоянно приходится не только отстаивать свои позиции, но и осваивать новые, перспективные направления.

Архангельский почтамт осуществляет: приём, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений; приём, обработку, перевозку и доставку письменной корреспонденции; приём, обработку и доставку электронных и телеграфных переводов денежных средств.

Оказывает следующие дополнительные услуги:

- приём коммунальных платежей; прием подписки на периодические издания;

- приём платы за обучение детей в музыкальных учреждениях, регистрацию автомашин, обмен паспортов при отделах ПВС;

- приём и доставку отправлений «ЕМS-Почта России»;

- выплату пенсий, пособий, компенсационных выплат;

- экспресс - доставка почтовых отправлений. курьерская служба. прием и оплата переводов «Western Union».

Архангельский почтамт работает согласно Актам Всемирного почтового союза, Почтовых правил ПОУПС, Федерального закона «О почтовой связи» и действующего законодательства РФ. Архангельский почтамт несёт имущественную ответственность перед пользователями услуг почтовой связи за утрату, порчу, недоставку или задержку доставки почтовых отправлений, за несоблюдение тайны связи, повлекшее причинение ущерба указанному пользователю, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ. Обеспечивает соблюдение тайны связи. Тарифы на предоставление услуг почтовой связи устанавливаются на договорной основе. Тарифы на универсальные услуги почтовой связи регулируются законодательством РФ.

Гарантии услуг почтовой связи:

- конфиденциальность;

- сохранность отправлений, денежных средств;

- вручение отправлений лично в руки адресату или его доверенному лицу.

Дополнительные услуги:

- приём отправлений на дому или на предприятии, офисе;

- страхование почты;

- система скидок для контрактных клиентов при распространении рекламы, корпоративных клиентов.

С 1 февраля 2009 года в филиале ведется работа по внедрению международных стандартов качества ИСО 9000. В соответствии с политикой предприятия в области качества, большое значение уделяется непрерывному повышению квалификации персонала.

Отделения почтовой связи перепланируют - с тем, чтобы  пространство для клиентов занимало большую часть площади помещения, оснащают новой мебелью - функциональной и красивой, ставят стеллажи и развешивают информационные стенды. Техническое переоснащение рабочих мест операторов почтовой связи позволит оказывать почтовые услуги по приему посылок, бандеролей, ценных писем на более высоком качественном уровне.

2.2 Характеристика организационной  структуры предприятия

 

Возглавляет почтамт  начальник, работающий по доверенности с УФПС Архангельской области - филиал ФГУП «Почта России», сроком на 5 лет. Начальник действует от имени предприятия, представляет его во всех хозяйственных и государственных учреждениях. В соответствии с законодательством, лицензией, уставом предприятия, он издаёт приказы, осуществляет найм и увольнение работников, накладывает взыскания или определяет меры поощрения за хорошую работу, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора со сторонними организациями, выдает от своего имени доверенности другим лицам, открывает в банках расчётные счета и распоряжается денежными средствами на счетах. Начальнику предприятия непосредственно подчиняются:

- три заместителя;

- помощник директора;

- контрольно-ревизионный отдел;

- отдел по управлению  персоналом;

- отдел почтовой безопасности, юридический отдел.

Заместителю начальника по производству подчиняются:

- служба организации эксплуатации сети почтовой связи;

- отдел по управлению имуществом, служба технологий.

Решением финансовых вопросов на предприятии, анализом его хозяйственных показателей занимается заместитель начальника по экономике и финансам.

В его подчинении:

- бухгалтерия;

- отдел по начислению заработной платы;

- группа казначейских операций;

- группа налогового планирования;

- планово-экономический отдел.

У заместителя начальника по коммерции, в подчинении:

- отделы продаж почтовых и не почтовых услуг;

- группа рекламы и маркетинга; отдел продаж товаров;

- отдел подписки.

На предприятии Архангельский почтамт управление осуществляется на основании линейно-функциональной структуры.

Отдел управления персоналом осуществляет наем и увольнение работников, контролирует соблюдение режима рабочего дня и трудовой дисциплины, контролирует соблюдение трудового законодательства, нормирует и рассчитывает штат предприятия, производит расстановку штата в отделениях почтовой связи, разрабатывает порядок нормирования труда персонала. Одной из важнейших задач службы управления персоналом является полное раскрытие потенциала сотрудников и создание благоприятных условий для его реализации. В настоящее время почта России заинтересована в квалификационных работниках, обладающих высоким творческим и профессиональным потенциалом, способных решать сложнейшие управленческие задачи. Опыт показывает, что у сотрудников, зачисленных в резерв, наблюдается:

- повышение уровня профессиональных знаний и профессионального мастерства;

- целенаправленное и систематическое обновлений знаний;

- способность к использованию оптимальных решений.

2.3 Особенности применения различных  форм и систем оплаты труда  на предприятии

 

В 2010 году стимулирующая роль заработной платы в почте была незначительна в силу слишком малой (около 10%) доли в ней премиальной составляющей. Основная масса филиалов - более 90% - использовала в качестве основного элемента системы оплаты труда отраслевые тарифные сетки. Пять филиалов использовали бестарифную систему оплаты труда «РОСТ» или ее аналоги.

Однако и  у одной, и у другой системы есть свои существенные недостатки. В связи с отсутствием гибкости системы и жесткой привязкой к минимальной тарифной ставке повышение зарплаты может быть произведено только сразу всем категориям персонала. При этом повышение размера минимальной тарифной ставки обеспечивает более высокий рост уровня заработной платы наиболее высокооплачиваемых, более социально защищенных категорий персонала. Увеличение окладов в привязке к минимальной тарифной ставке и единой тарифной сетке, и, соответственно, рост их доли в общем фонде оплаты труда приводят к снижению переменной (премиальной) части фонда оплаты труда и нивелирует стимулирующую роль заработной платы. Кроме того, тарифная сетка недостаточно объективно отражает уровень сложности, значимости, тяжести и качества труда, не учитывает индивидуальные компетенции работника.

Бестарифным системам оплаты труда присущи значительные трудозатраты на их реализацию, определенная субъективность и трудности в  понимании рядовыми почтовыми работниками. Все эти недостатки и явились побудительными мотивами к разработке новой Единой системы оплаты труда (ЕСОТ).

Рассмотрим  применение различных форм и систем оплаты труда на предприятии Брянский Почтамт. Для сравнения возьмем  данные за 2010 год, когда еще применялась повременная форма оплаты труда с тарифной системой и 2011 год, когда внедрили новую систему оплаты труда ЕСОТ.

Для начала сравним  численность за эти года.

 

Таблица 1 - Обеспеченность предприятия Брянский почтамт трудовыми  ресурсами в 2010 и 2011 гг.

Категория персонала

Численность за 2010 г. (чел.)

Численность за 2011 г. (чел.)

Всего

1067

1094

Рабочие

991

1018

Руководители

52

52

Специалисты

22

22

Служащие

2

2


 

Из таблицы 1 видно, что численность с 2010 года по 2011 год увеличилась, численность руководителей и специалистов не менялась, а вот по категории «рабочие» произошло увеличение количества сотрудников на 2,5%.

Далее сравним  за этот же период выручку, объем произведенных  услуг и себестоимость продукции.

 

Таблица 2. Показатели выручки, себестоимости и объема производства в 2010 и 2011 гг.

Показатели

2010

2011

Прирост в %

Выручка (тыс. руб.)

5 649 432

7 261 934

28,54

Себестоимость услуг (тыс. руб.)

4 341 500

5 072 113

16,83

Объем произведенных услуг (тыс. руб.)

9 990 932

12 334 047

23,45


Из таблицы 2 видно, что в течение 2-х лет затраты почты увеличились на 16,83%, но вместе с тем, на 23,45% и 28,54% увеличились как объем произведенных услуг, так и выручка предприятия соответственно.

В числе безусловных  достижений можно назвать внедрение  единой системы оплаты труда (ЕСОТ), которая позволяет предприятию повысить производительность и качество труда, а сотрудникам - увеличить доходы пропорционально их вкладу в общее дело.

Эффект от введения ЕСОТ:

1. Нивелирование  отрицательного эффекта от использования  ранее действующих систем оплаты труда.

2. Повышение  производительности труда в связи  с увеличением стимулирующей  (переменной) составляющей заработной  платы. Рост уровня заработной  платы примерно на 20% за 2010 год и 30% за 2011 год, обусловленный повышением производительности и доходов предприятия.

Главное и принципиальное отличие новой системы - это то, что каждый работник, который реально  влияет на результат своего труда, твердо знает, что если он приложит больше усилий, то получит больше денег.

Среди нефинансовых способов мотивации персонала можно отметить проведение профессиональных конкурсов, в том числе конкурса кадрового резерва, позволяющего талантливым сотрудникам подниматься по карьерной лестнице. Профессиональному посту почтовиков способствуют разработанные на предприятии программы повышения квалификации работников всех уровней, а также возможность получать профильное образование в отраслевых средних и высших учебных заведениях.

3. Мотивация труда в условиях рыночной экономики

Любая деятельность человека обусловлена его потребностями. Люди стремятся либо чего-то добиться, либо чего-то избежать. Мотивированная деятельность - это обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение собственных целей.

Мотивация труда - стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят:

- потребность;

- благо, способное  удовлетворить эту потребность;

- трудовое действие, необходимое для получения блага;

- цена.

Мотивы груда появляются, когда имеется необходимый набор благ. Для приобретения этих благ нужны трудовые усилия работника. Все мотивы деятельности людей обычно подразделяются на:

экономические;

 неэкономические.

Суть экономических  мотивов состоит в том, что  люди в результате выполнения требований организации получают определенные материальные выгоды, повышающие их благосостояние. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Мотив труда появляется лишь тогда, когда работа является если не единственной, то, по крайней мере, основной предпосылкой получения блага.

Характерной чертой мотивов труда является их нацеленность «на себя» и «на других», обусловленная  характером товарного производства. Продукт труда в качестве товара удовлетворяет потребности не самого работника, а других людей. Потребности же самого работника товар обеспечивает через свою стоимость.

Чем больше разрыв между тем, что работник отдает обществу, и тем, что он получает взамен, тем  меньше для него значат такие важные мотивы труда, как долг перед другими людьми, перед обществом в целом. В его сознании гипертрофируются мотивы материального вознаграждения за труд.

В результате падения  значимости мотивов труда «для других»  происходит снижение профессиональных качеств работников. Мотивы труда весьма разнообразны и различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности. Удовлетворение потребностей обязательно связано с трудовой деятельностью.

Существует  ряд групп мотивов труда. Так, например, мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.

Стимулирование  труда предполагает создание таких  условий, в рамках которых активная, эффективная трудовая деятельность, дающая определенные, зафиксированные  результаты, превращается в необходимое  условие удовлетворения важных социально  обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда.

Информация о работе Мотивация труда в условиях рыночной экономики