Налоговый механизм и общественный сектор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:24, контрольная работа

Описание работы

Источники доходов:
1) налоги
2) доходы от гос.предпринимательства
3) государственный долг и т.д.
Налоги - главный источник государственного бюджета (от 3/4 до 4/5 всех доходов бюджета). Почему? Государство обладает законным правом принуждения, гос-во может получать доходы, ничего не производя, следовательно налог - обязательный платёж по закону в пользу государства (на регулярной основе)

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 209.13 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Анапский  филиал

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

по дисциплине «Экономика общественного сектора»

 

Вариант № 7

 

Направление: «Экономика»

Профиль: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 25 группы

заочного отделения

зач.книжка № 121507

 Лукашенко О.А.

 Проверил преподаватель:  Дергунова  С. А.

 

 

 

г.-к. Анапа 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Налоговый механизм и общественный сектор

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Налоговый механизм и общественный сектор

Место налогов  в формировании бюджета

Источники доходов: 
1)    налоги 
2)    доходы от гос.предпринимательства 
3)    государственный долг и т.д.  
Налоги - главный источник государственного бюджета (от 3/4 до 4/5 всех доходов бюджета). Почему? Государство обладает законным правом принуждения,  гос-во может получать доходы, ничего не производя, следовательно налог - обязательный платёж по закону в пользу государства (на регулярной основе) 
Госпредприятия: их доход ниже максимального потенциально достижимого, т к 
-   на естественные монополии - могут быть более низкие цены 
- государство заботится о поддержании занятости (социальная поддержка трудящихся, государство не увольняет, например, шахты) 
-   содержит неконкурентные предприятия; бюджетные учреждения; (часто за счет налога) 
- Государственное производство не является масштабным источником доходов 
- Часто цель госпредприятия - не максимизация прибыли, а производство общественного блага и реализация перераспределительной политики. Государственный долг: опасно, т.к. дестабилизирует общеэкономическую ситуацию.

Виды и функции  налогов.

Функции:

 во-первых, фискальную как способ мобилизации финансовых ресурсов в государственный бюджет;

 во-вторых, распределительную, с помощью которой осуществляется перераспределение доходов между группами населения, территориями, сферами производства, между настоящим и будущими поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением; 

в-третьих, стимулирующую, антицикличную и антиинфляционную -с помощью дифференцированных налоговых льгот и снижения верхних (маргинальных) налоговых ставок создаются стимулы к труду и предпринимательской деятельности, а также обеспечивается экономическая заинтересованность в увеличении объемов производства, его обновлении, проведении НИОКР; налоги также выполняют роль встроенных автоматических стабилизаторов, нацеленных на увязку налоговых поступлений в связи с изменением экономической конъюнктуры;

 в-четвертых, социально-воспитательную: высокие акцизные налоги на вино-водочные изделия и табак активно воздействуют на формирование здорового образа жизни; а освобождение от налогов и предоставление налоговых льгот учреждениям социально-культурной сферы призвано способствовать увеличению культурно-образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья;

в-пятых, контрольно-учетную, т. е. учета доходов предприятий и групп населения, объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

Виды:

Ведущее место в налоговых  поступлениях занимают подоходные налоги. Разновидностью подоходного налога является налог на прибыль корпораций (корпорационный налог). Вторую группу современных налогов составляют налоги на потребление товаров и услуг, К ним относятся специальные потребительские налоги:  акцизный  налог   (налог на вино-водочные изделия, табак, кофе, ювелирные изделия)  и таможенные пошлины.

Широкое распространение  получил общий потребительский  налог, который взимается один раз  на стадии продажи товаров (налог на продажу, налог с оборота). Общий потребительский налог может взиматься на разных стадиях производства и реализации товаров — это так называемый налог на добавленную стоимость (НДС). Он устанавливается на стоимость, добавленную к покупаемому сырью, материалам и другим изделиям в результате производственной деятельности.

Третью группу налогов  составляют налоги на имущество и собственность. Налоги на владение имуществом дополняются налогами на передачу имущества, т. е. налогами на наследство и дары. Все сделки по передаче земельных участков, по вложениям инвестиций в частные компании облагаются так называемыми регистрационными налогами, сделки с обращением ценных бумаг, векселей, облигаций и требующие нотариального оформления, являются объектом обложения гербовым налогом.

Четвертую группу налогов  составляет множество специальных налогов целевого назначения - экологический налог, налог на собак, налог на охрану от пожаров, промысловый налог, дорожный налог и т. д. К особой группе налогов относятся налоги, взимаемые с доходов для финансирования системы социального обеспечения и социального страхования. Речь идет о социальных платежах в пенсионный фонд и фонды медицинского страхования, фонды занятости и т. д.

Прямые и косвенные  налоги: характеристика, эволюция, противоречия

Характеристика. Все налоги м.б. сгруппированы в два вида: прямые (на доход и собственность, уплачиваются непосредственно из доходов  физических и юридических лиц) и  косвенные (На обращение и потребление, т.е. на ресурсы , виды деятельности, товары и услуги, перекладываются на потребителей).Прямые налоги увязываются непосредственно  с характеристиками плательщика, косвенные - с той деятельностью, кот. он занимается. Пример прямых налогов - на прибыль  предприятия, налоги с населения, косвенных  налогов - НДС, акцизы, таможенные пошлины, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу.  
 
При определенных условиях прямые налоги могут превратиться в косвенные и наоборот. Например, налог на прибыль корпораций как прямой налог на монопольном рынке через цену становится косвенным, а  НДС при дифференциации с учетом потребительной стоимости товаров налогоплательщиков превращается в прямой.

 Основные принципы построения налоговой системы.

Налоги включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Налоговая  система базируется на следующих  основополагающих принципах:

1.Организационная  простота. Налоговая система должна быть простой и понятной, этим достигаются две цели: минимизируются издержки на содержание налоговой системы; стимулируются регулярность и добросовестность налоговых отчислений частных лиц и организаций.

2.Гласность и  открытость. Налоговая система вплотную связана с политическими процессами происходящими в стране, поэтому население должно понимать, что принесет изменение того или иного налога. (маркировка налогов).

3.Принцип гибкости. Это способность налога адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов, происходящих в стране. Гибкость налога предполагает адекватную направленность изменений и своевременность отклика.

4.Экономическая  нейтральность - фактор, который учитывает влияние налога на сектор экономики лежащий вне общественного, т.е. вопрос о воздействии налогов на аллокацию ресурсов в сфере производства и поставки частных благ. По принципу эк. Нейтральности налоги делятся на искажающие и неискажающие. Искажающий налог - это такой налог, при введении которого экономический субъект принимает иное решение об аллокации ресурсов, чем до введения налога. Неискажающий налог такого влияния на экономику не оказывает.

5.Равенство обязательств.  Означает, что дифференциация налогов не может осуществляться на основе имущественного благосостояния гражданина. Налогом должно облагаться во-первых производство, а во вторых потребление.

Осуществляется на основе двух принципов: принцип получаемых выгод, указывает на различие в полезности действий государства для разных видов налогоплательщиков; принцип  платежеспособности, имеется в виду реальная возможность того или иного  гражданина платить налоги.

6.Эффективность налоговой системы равна отношению налоговых поступлений к налоговым затратам.

Налоговые затраты - потенциальные  потери доходной части государственного бюджета от неоправданно высоких  налогов, т.е. при чрезмерном налоговом  бремени совокупный выпуск может  оказаться меньше оптимального (дедвейтные, необратимые потери.) В связи с  данным принципом есть два подхода  к реализации налоговой политики: 1.нейтралистический - низкая налоговая  ставка и никаких льгот; 2.интервенционистский - высокая ставка, высокая степень  дифференциации налогов (льготы, кредиты, отсрочки, освобождения).

7.Справедливость налоговой системы. 1. справедливость по принципу равенства обязательств;2. классовая справедливость; 3. между регионами; 4.между поколениями.        

Эффективность и Справедливость в налоговой системе

Эффективность налоговой  системы выражается отношением налоговых  поступлений к налоговым затратам. Она тем выше, чем больше налоговые  поступления по отношению к налоговым  затратам (издержки). Эффективная налоговая  политика нацелена на увеличение налоговых  поступлений в госбюджет и  минимизацию налоговых затрат.

В практике налогообложения  принято выделять следующие группы налоговых льгот: вычеты из облагаемого  налогом дохода (налоговые скидки), налоговые кредиты, отсрочки и полное или частичное освобождение от налогообложения.

В основе практически любой  системы налогообложения лежит  принцип справедливости. Он базируется на необходимости равномерного распределения налогового бремени между гражданами-налогоплательщиками.

Взаимодействие  и противоречие критериев оценки налоговой системы.

Налоговая система в идеале отражает спрос населения на общественные блага. Т.к. существуют провалы государства, необходимо оценивать эффективность  налоговой системы.

Существует пять критериев  оценки налоговой системы:

1.относительное равенство обязательств т.е. применяется в равной степени ко всем гражданам. предполагает дифференциацию: 1.по четким критериям (отражает справедливость) 2. критерии связаны с действиями индивида

принципы равенства: 1. по горизонтали (т.е. два индивида с одинаковым доходом платят одинаковый налог). 2. по вертикали (т.е. соответствие дифференциации налоговых обязательств индивидов различиям в их положении)

чем полнее выполняются эти  принципы, тем справедливее налоговая  система.

2.экономическая нейтральность - выражает эффективность налоговой системы. более эффективными являются корректирующие (т.е. искажающие с положительным внешним эффектом) и нейтральные налоги.

3.организационная простота - т.е. чем меньше расходы на содержание налоговой службы, на составление и отправку деклараций, на приобретение услуг консультантов и адвокатов, тем эффективнее работает налоговая система.

4.гибкость налога - т.е. способность налоговой системы адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов. чем налог более направленный и своевременный, тем система эффективнее.

5.контролируемость налоговой системы - чем полнее право налогоплательщиков участвовать в налоговой политике правительства (через референдумы, депутатов и т.д.), тем эффективнее система.

Несогласованность критериев  связана с конфликтом экономической  эффективности и справедливости. К экономической эффективности  относятся нейтральность, гибкость и организационная простота. К  справедливости относятся контролируемость и относительное равенство. Например, налоговые льготы являются справедливыми, но они искажают налоговую систему, что приводит к экономической  неэффективности.

Налоговые обязательства  и сферы действия налога

Налоговые обязательства - это  установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в те или иные государственные  фонды. Налоговые обязательства  возлагаются государством или органами местного самоуправления как на физических, так и на юридических лиц.

Но налоговые обязательства, возлагаемые на плательщика, далеко не всегда идентичны реальному налоговому бремени, которое он вынужден нести. Причина в том, что налог модифицирует экономическое поведение индивидов  и организаций.

К сфере действия налога относятся именно индивиды, люди, хотя налоговые обязательства в значительной части ложатся на предприятия  и других юридических лиц. В самом  деле, речь идет о том, как в конечном счете распределяется налоговое бремя. За изменением экономического положения предприятия или организации в итоге следует положительный или отрицательный прирост благосостояния тех или иных людей, в том числе их собственников и работников.

Расхождения между законодательно устанавливаемой сферой налоговых  обязательств (кругом плательщиков) и  экономической сферой действия налога обуславливаются перемещением налогового бремени. В основе механизма перемещения  лежит взаимозависимость участников рынка.

Информация о работе Налоговый механизм и общественный сектор