Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:24, контрольная работа
Источники доходов:
1) налоги
2) доходы от гос.предпринимательства
3) государственный долг и т.д.
Налоги - главный источник государственного бюджета (от 3/4 до 4/5 всех доходов бюджета). Почему? Государство обладает законным правом принуждения, гос-во может получать доходы, ничего не производя, следовательно налог - обязательный платёж по закону в пользу государства (на регулярной основе)
Способность полностью или частично покидать сферу действия налога, перемещая бремя на других лиц, очевидно, зависит от гибкости экономического поведения. Гибкость проявляется в том, чтобы без больших потерь сокращать свое участие в сделках, выгодность которых уменьшается в связи с налогообложением. Такого рода гибкость предполагает готовность замещать налогооблагаемые товары, услуги, ресурсы, виды деятельности другими. Если под влиянием налога какой-либо рынок становится менее привлекательным, то, при прочих равных условиях, наибольшие потери несет та из сторон, которой труднее сократить свою активность на данном конкретном рынке, в некоторой степени перенеся ее на другие.
Исследование сфер действия
налогов имеет очевидное
Налоговые обязательства
Пусть некий товар, кривые
спроса (D) и предложения (S) которого
представлены на рис, обложен налогом
в размере t руб. на единицу продаж.
Если налоговое обязательство
Когда налог платят продавцы, равновесие Еd1 достигается в точке пересечения линий S' и D. Ему соответствует "цена покупателей" Рd, определяющая их реальные расходы, а следовательно, покрывающая t (наряду с издержками продавцов). Когда налогом непосредственно облагаются покупатели, они платят на рынке лишь "цену продавцов" Рs, которая не включает t, а равновесие достигается в точке Е51 , в которой пересекаются S и D'. Однако налог государству покупатели платят отдельно, так что фактически единица товара обходится им в (Рs +t). Независимо от того, на какую из сторон возложены налоговые обязательства, посленалоговое равновесие достигается при таком объеме продаж Q1, при котором расстояние между S ' и D ' соответствует г. Такое значение Q – единственное. Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями определяется соотношением абсолютных величин ∆Pd и ∆Рs , где ∆Pd = Рd - Р0, а ∆Рs = Рs - P0. Из предыдущих рассуждений ясно, что вопрос о том, кто непосредственно платит налог, при этом не имеет значения. На рис. первый из соответствующих отрезков большевторого. Причина, очевидно, в том, что линия D в данном случае круче линии S. Содержательно это означает относительно большую гибкость рыночного поведения продавцов по сравнению с покупателями. Более строго та же мысль может быть выражена следующим образом: на участке Q1Q0, спрос эластичнее по цене, чем предложение.
После нехитрых математических преобразований получаем следующую зависимость: dPd/dt = es/(es –ed) и dPs/dt = ed/(es –ed).Итак, производные "цен покупателей и продавцов" по ставкам налога определяются величинами эластичности спроса и предложения. Следует подчеркнуть, что для продавцов существенна величина Рs Она совпадает с Р0, когда dPs/dt = 0, а это происходит, когда ed = 0. Иными словами, при абсолютно неэластичном спросе все налоговое бремя ложится на потребителя. Вместе с тем хорошо видно, что и в общем случае преимущество в эластичности благоприятствует перемещению налогового бремени.
Сохраняется ли в силе
этот вывод, если налог
Вопрос о том, кто должен непосредственно уплачивать налог, часто приобретает политическую остроту. Так, во многих странах платежи по пенсионному, медицинскому и иному общественному страхованию осуществляют как работодатели, так и сами работники, причем пропорции, в которых эти платежи распределяются между сторонами, неизменно являются предметами жесткой дискуссии. Причина в том, что доли платежей, устанавливаемые законом, обычно воспринимаются как доли соответствующих сторон в реальном налоговом бремени. Между тем совпадение сферы налоговых обязательств с экономической сферой действия налога возможно лишь случайно. В действительности решающее значение имеют, как мы видели, характеристики рынков и влияние налога на рыночное поведение.
Как и на конкурентном рынке,
решающее значение имеет гибкость экономического
поведения, т.е. способность без значительных
потерь переходить под влиянием налога
в адекватную ему новую точку
равновесия. Если монополист, в полной
мере использовав преимущества своего
положения до введения налога, не имеет
возможности выбрать
Монополист, продающий уникальный товар,
стоит перед выбором: или полностью принять
на себя налоговое бремя, или покинуть
рынок. Сфера действия налога формируется
в данном случае так же, как при абсолютно
неэластичном предложении на конкурентном
рынке.
Однако и весьма значительная
гибкость экономического поведения
сама по себе не обеспечивает монополисту
возможность покинуть сферу действия
налога. Перемещение налогового бремени
зависит не только от него, но и от
поведения его контрагентов. Чтобы
убедиться в этом, рассмотрим ситуацию,
когда предельные издержки монополиста
постоянны, что в некотором смысле
эквивалентно абсолютно эластичному
предложению.
Вынужденный под воздействием налога
отказываться от наиболее предпочтительного
доналогового равновесия Е0 монополист
стремится повысить цену, чтобы покрыть
дополнительные издержки. Для этого он
вынужден сокращать объем продаж, что
в данном случае означает переход на все
более эластичные участки линии спроса.
В результате возможности перемещения
налогового бремени ограничиваются. "Цена
покупателей" РS выше доналоговой цены
Р0, но "цена продавца" РS, — ниже Р0.
Что происходит, если сдвиг точки равновесия
на более эластичные участки кривой спроса
не имеет места? Представим себе монополизированный
рынок, функция спроса на котором характеризуется
постоянной эластичностью по цене.
Как известно, MR = Р(1+1/еd). Естественно полагать,
что ed < —1. Иными словами, речь пойдёт
о нормальном товаре, а монополист выбирает
такую точку равновесия, чтобы предельный
доход был как минимум неотрицательным.
Обозначим сумму (1+1/ed) символом z. Очевидно,
0 < z <1. Поскольку в состоянии равновесия
MR = МС, прирост Δz под влиянием налога составляет
t, а прирост цены ΔР равен t / z. Следовательно,
при постоянной эластичности спроса цена
на монополизированном рынке возрастает
больше, чем на величину налога.
На рис. 7.4 этому соответствует
"раструб", образуемый кривыми
спроса и предельного дохода. Кривые
расходятся тем больше, чем ближе
z к нулю, иными словами, чем ниже
эластичность спроса. Таким образом,
отсутствие свободы маневра у
покупателей обусловливает
Коль скоро "цена покупателей" РD
увеличивается больше, чем на t, то не только
она, но и "цена продавца" РS выше первоначальной,
доналоговой цены Ру. Это, однако, не означает,
что для монополиста посленалоговая ситуация
заведомо лучше доналоговой. Существенна
не только цена, но и объем продаж (а он
сокращается), и издержки (а они теперь
включают налог).
Что изменится, если отказаться от предположения
о постоянстве предельных издержек? В
обоих случаях предполагается одно и то
же доналоговое равновесие E0 и специфический
налог в размере t, так что линии МС и МС'
проходят через точку А, а линии (МС + + t)
и (МС'+ t) — через точку В. Посленалоговое
равновесие при постоянном значении МС
достигается в точке E1, а при предельных
издержках, соответствующих МС', — в точке
E’1. Этим точкам отвечают "цены покупателей"
РD и РD'. Хорошо видно, что, чем круче линия
МС', т.е. чем менее гибко поведение монополиста,
тем меньшее сокращение выпуска (с Q0 до
Q1' ) вызывает налог. Соответственно тем
меньше повышается цена (с Р0 до РD').
Если предельные издержки уменьшаются с ростом продаж, сокращение выпуска и повышение цены приобретают, при прочих равных условиях, большие масштабы, чем при постоянстве предельных издержек.
При введении или повышении
налога налогоплательщики:
1) минимизируют свои налоговые обязательства,
соответствующим образом меняя структуру
и интенсивность продаж, покупок и производства;
2) стараются по мере возможности переместить
налоговое бремя на контрагента.
В этих процессах проявляется искажающее
действие налога. За возможность сместить
налоговое бремя на контрагентов приходиться
платить в большинстве случаев отказом
от той структуры производства или потребления,
которая была бы наиболее желательна при
отсутствии налога. Это позволяет предотвратить
денежный ущерб, но является потерей полезности.
Площадь треугольника АВС характеризует потери полезности, которые причиняются производителям и потребителям искажающим действием налога.
Избыточное налоговое
бремя характеризует потери эффективности
(в основе понятия эффективности
лежит благосостояние индивида) и может
служить мерой искажающего действия налога.
При прочих равных условиях, чем меньше
потребитель сокращает покупки под влиянием
косвенного налога (чем меньше эластичность
спроса), тем больше средств удается собрать
государству и тем меньше доля потребительского
излишка утрачивается в форме избыточного
бремени. Денежный эквивалент полезности
общественных благ, поставляемых за счет
налога, может быть ниже, но может быть
и выше, если велик спрос на общественные
блага и значителен тот потребительский
излишек, который они, со своей стороны,
доставляют, суммы налоговых поступлений.
Так как спрос на общественные блага приходится
удовлетворять с помощью налогообложения,
задача состоит в минимизации избыточной
части налогового бремени при данной величине
другой его части, которую образуют налоговые
поступления.
Менее искажающим налогам свойственна
меньшая относительная величина избыточного
бремени, а, следовательно, они относительно
эффективнее (при условии одинаковых налоговых
поступлений).
Зачастую налоги существенно затрагивают
доходы платильщика, и в итог изменение
фактического уровня располагаемого дохода,
а не только сдвиги в соотношении между
ценами, влияет на потребительские предпочтения.
Значительные по сфере действия и по размеру
налоги обычно вызывают изменения двоякого
рода:
1) происходит полное или частичное замещение
налогооблагаемого товара другим на основе
сопоставления новых соотношений цен
с прежними оценками денежных эквивалентов
полезности;
2) объем и структура потребления приспосабливается
к новому реальному уровню дохода, что
связано с пересмотром денежных эквивалентов
полезности товаров и услуг.
Избыточное бремя представляет собой
изменение значения функции полезности,
сдвиг в благосостоянии. При этом одному
и тому же сдвигу в благосостоянии может
соответствовать разные денежные суммы
в зависимости от уровня цен, применительно
к которому этот сдвиг рассматривается.
Изменение денежного масштаба, в котором
измеряется избыточное налоговое бремя,
связан с эффектом дохода, а само это бремя
– с эффектом замещения.
Предположим, что предложение абсолютно
эластично. Тогда Q0Q3 – эффект замещения
(потребитель меняет только структуру
потребления), Q3Q1 – эффект дохода (параллельный
сдвиг линии бюджетного ограничения).
Информация о работе Налоговый механизм и общественный сектор