Налоговый механизм и общественный сектор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:24, контрольная работа

Описание работы

Источники доходов:
1) налоги
2) доходы от гос.предпринимательства
3) государственный долг и т.д.
Налоги - главный источник государственного бюджета (от 3/4 до 4/5 всех доходов бюджета). Почему? Государство обладает законным правом принуждения, гос-во может получать доходы, ничего не производя, следовательно налог - обязательный платёж по закону в пользу государства (на регулярной основе)

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 209.13 Кб (Скачать файл)

На рис.1 Н-У1 – величина налоговых поступлений, У**-У* - снижение благосостояния в денежной форме, показывает, какая сумма минимально необходима для компенсации изменений цены, возвратив его на прежний уровень  полезности. F-H – избыточное налоговое  бремя. 
 
На рис.2 построим кривую компенсированного спроса D’. Р0Р1ЕsЕ0 – потери потребителя по влиянием налога. Р0Р1Е1Е0 меньше Р0Р1ЕsЕ0, так как в расчет принято относительное обесценение денег. АЕ1ЕsЕ0 – избыточное налоговое бремя. 
 
Избыточное налоговое бремя представляет собой денежный эквивалент потерь полезности, которые вызываются эффектом замещения, обусловленным налогообложением. 
 
Эффект замещения непосредственно выражается искажающее действие налога, состоящее в искажении соотношения цен. 
 
На практике оценка избыточного налогового бремени для потребителя и производителя сопряжена с трудностями: 
 
1) нужно определить характер функции компенсированного спроса и функции предложения 
 
2) важное значение имеет взаимосвязь между рынками различных налогооблагаемых товаров.

Искажающее действие налогов на доходы и капитал

Повышение экономической эффективности  налогообложения предполагает минимизацию  избыточного налогового бремени. Искажающее действие налогов и порождаемое  им избыточное бремя обусловлены  эффектом замещения. Как правило, рассматривается  налог на отдельный товар или  услугу, соответственно, возникает  вопрос, ведет ли к искажениям налог, которым облагаются все личные доходы одновременно? Отметим, что так построен подоходный налог, налог на добавленную  стоимость. 
 
Казалось бы,  подобного рода налоги не порождают эффекта замещения, т.к. в одинаковой степени касаются всех товаров, всех видов экономической деятельности. Однако они способны оказывать дестимулирующее воздействие на экономическую активность и т.о. снижать эффективность использования ресурсов, находящихся в распоряжении общества. 
 
Каждый индивид многократно осуществляет выбор наиболее предпочтительной для него степени экономической активности. И на этот выбор в существенной мере влияет налогообложение доходов. Если отвлечься от процентов на капитал, то оно представляет собой налогообложение трудовых усилий. 
Величина избыточного бремени обложения доход определяется как размерами налогообложения, так и эластичностью функции компенсированного предложения труда. Эта функция отражает выбор, который при данном уровне дохода люди делают между приростом потребления товаров и услуг, с одной стороны, и увеличением досуга, с другой. Избыточное налог. Бремя связано с тем, что налогоплательщик отказывается от наиболее предпочитавшейся в до налоговом периоде комбинации факторов (компонентов) благосостояния. 
 
Итак, величина изб.бремени обложения доходов зависит от налог.ставки и от склонности налогоплательщиков, при прочих равных условиях, затрачивать дополнительные усилия ради увеличения заработков.  
 
Оптимальное налогообложение 
 
Цели налоговой политики определяются функциями государственных финансов, их, как известно, три: 
 
1.    Аллокационная (корректировка распределения ресурсов, если оно не достаточно эффективно в силу изъянов рынка, выражается в налоговой политике государства). 
 
2.    Распределительная (осуществление распределительных процессов, выражается в бюджетной политике). 
 
3.    Стабилизационная (влияние на макроэкономическое равновесие).

К налоговым системам предъявляется целый ряд требований, подчас противоречащих друг другу, поскольку  за ними, в конечном счете, стоят  несовпадающие принципы экономической  эффективности и справедливости. Выбор наиболее приемлемой структуры  налогов предполагает, что если одно из требований принимается в качестве критерия оптимизации, то другие должны учитываться в форме ограничений. Реальная налоговая система, не будучи идеальной, с точки зрения какого-либо отдельного критерия, рассматриваемого изолированно, может приближаться к  оптимуму с позиций баланса требований в рамках имеющихся возможностей.

При оптимальном  налогообложении физический объем  производства (продаж) каждого из товаров  сокращается в одинаковой пропорции. Это утверждение называется правилом Рамсея. Естественно, предполагается, что в доналоговой ситуации имело место конкурентное равновесие.

Если отказаться от использованного выше допущения  об абсолютно эластичном предложении, оптимальные налоги Рамсея приобретают несколько более сложный вид: ti = k (1/eDi + 1/esi ), где ti - оптимальное значение налоговой ставки на i-й товар, k - коэффициент пропорциональности, который зависит от величины налоговых поступлений, еDi - эластичность компенсированного спроса на этот товар, a esi. - эластичность предложения данного товара.

Правило Корлетта-Хейга. Принцип «второго лучшего» 

Рассматривая правила  Рамсея и Корлетта-Хейга, мы не принимали  в расчет требования к распределению  доходов. Между тем они, как и  вообще соображения справедливости, существенно лимитируют выбор налоговой  структуры.Если непосредственно и  безоговорочно применять правило  Рамсея на практике, то налогообложение  окажется регрессивным. В самом деле, в наибольшей степени будут облагаться товары первой необходимости, ведь для  них характерна низкая эластичность спроса. А потребление предметов  роскоши, эластичность спроса на которые  высока, окажется в привилегированном  положении с точки зрения налогообложения. Такое положение вещей вряд ли приемлемо с позиций справедливости.

Но, с другой стороны, отступление от правила Рамсея при  обложении товаров заведомо влечет относительное увеличение избыточного  бремени. Чем большего равенства  доходов предполагается добиться, тем  жестче ограничения, в пределах которых  осуществляется оптимизация, и тем  больше избыточное налоговое бремя, с которым в итоге приходится мириться.

 

 Концептуальные  основы реформирования налоговой системы  РФ. 
 
Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, направлены на решение следующих важнейших задач: 
–    построение стабильной, понятной и единой в границах РФ налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства. 
–    развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними налоговыми источниками. 
–    создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующих развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан. 
–    уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени. 
–    формирование единой налоговой правовой базы. 
–    совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения. 
–    совершенствование налогового администрирования. 
Актуальным и наиболее сложным на сегодняшний день является вопрос о налоговом федерализме, о распределении полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. При рассмотрении этих вопросов необходимо найти такое решение, которое смогло бы обеспечить оптимальное сочетание общегосударственных, региональных и местных интересов. 
 
Рациональности в налоговой системе предполагается достичь путем отмены налогов, дающих незначительные поступления, и налогов, взимание которых сопряжено с большими материальными издержками, а также путем объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу. 
 
А ограничение налогового бремени предполагается реализовать за счет установления оптимальных размеров ставок федеральных налогов и предельных ставок по основным региональным и местным налогам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Ахинов  Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. М: ИНФРА-М, 2008
  2. Бюджетная  система  России:  Учебник  для  вузов  /  Под  ред.  Г.Б. Поляка. М.:  ЮНИТИ,  2009.
  3. Егоров  Е.В.  Экономика  общественного  сектора  России.  М.,  2008.
  4. Манахова И.В. Экономика общественного сектора. Саратов, 2010.
  5. Якобсон  Л.И.  Государственный  сектор  экономики:  экономическая  теория  и  политика.  Учебник  для  вузов.  М.:  ГУ  ВЭШ,  2000.

 

 

 


Информация о работе Налоговый механизм и общественный сектор