Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:29, курсовая работа
Цель аудита нематериальных активов - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации об нематериальных активах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней. Таким образом, достигнуть цели данной работы, а именно, показать сущность аудита учета нематериальных активов мы сможем, лишь рассмотрев сначала сам феномен нематериальных активов и особенности их учета.
Введение………………………………………………………………………………………….стр. 3
РАЗДЕЛ 1
Понятие не материальны активов предприятия……………………………..стр. 5
Формы управление не материальными активами………………………….стр.10
Оценка не материальных активов……………………………………………………стр.13
Основные методы оценки не материальных активов…………………….стр.15
РЗДЕЛ 2
Решение задач…………………………………………………………………………………..стр.21
Заключение………………………………………………………………………………………..стр. 33
Список литературы…………………………………………………………………………….стр.34
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Курсовая работа
По учебной дисциплине ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПРИЯТИЯ
Тема: «Не материальные активы предприятия»
Выполнила: студентка 3 курса,гр. 21 ФК-91
Чугрина А.А.
Проверил : Филатов Д.Б.
Оценка:
«__________________»
«___» октября 2011 г.
Санкт-Петербург
2011 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1
Понятие не материальны активов предприятия……………………………..стр. 5
Формы управление не материальными активами………………………….стр.10
Оценка не материальных активов……………………………………………………
Основные методы оценки не материальных активов…………………….стр.15
РЗДЕЛ 2
Решение задач…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Роль нематериальных активов
в современной экономике трудно переоценить.
Для иллюстрации этого тезиса достаточно
привести факт, отмеченный Барухом Левом
в его известной монографии по нематериальным
активам: средний коэффициент «капитализация
/ балансовая стоимость» для 500 крупнейших
компаний США стал постоянно возрастать
с начала 1980-х гг., достигнув значения примерно
6,0 в марте 2001 г. Иными словами, из каждых
шести долларов рыночной стоимости только
один доллар зафиксирован в балансах компаний,
а остальные пять представляют нематериальные
активы.
Само понятие нематериального
актива (НМА) многогранно: это и бухгалтерское
понятие, и экономическое, и юридическое.
Разнообразен и состав НМА: наличие таких
активов предприятия связано как с наличием
конкурентных преимуществ, так и с использованием
предприятием компонентов интеллектуального
капитала. В общем случае все нематериальные
активы можно разделить на две категории:
идентифицируемые не материальные активы
и гудвилл (деловая репутация).
Первые экономические исследования,
в которых анализируются объекты, ныне
относимые к нематериальным активам, относятся
к концу ХIХ века - 30-м годам XX века. Что
же касается бухгалтерского понятия НМА,
то первым нормативным документом, в котором
такие активы стали фигурировать, как
объект учета был бюллетень «Амортизация
нематериальных активов» Комитета по
методам бухгалтерского учета Американского
института бухгалтеров, изданный в 1944
году. Позже нематериальные активы стали
фигурировать и в международных стандартах
финансовой отчетности: сначала в МСФО
9 «Затраты на исследования и разработки»,
а затем и в МСФО 38 «Нематериальные активы».
В российской практике
составления бухгалтерской отчетности
не материальные активы впервые появились
в Положении по бухгалтерскому учету и
отчетности 1992 года. Эти положения еще
не содержали четкого определения понятия
«не материальный актив», ограничиваясь
лишь бессистемным перечислением того,
что к этой категории может быть отнесено.
Сегодня учет нематериальных активов
регулируется ПБУ 14/2007.
Цель аудита нематериальных
активов - составить обоснованное мнение
относительно достоверности и полноты
информации об нематериальных активах,
отраженной в бухгалтерской (финансовой)
отчетности проверяемой организации и
пояснениях к ней.
Таким образом, достигнуть цели
данной работы, а именно, показать сущность
аудита учета нематериальных активов
мы сможем, лишь рассмотрев сначала сам
феномен нематериальных активов и особенности
их учета.
Раздел 1
Понятие не материальных активов
Нематериальные активы (НМА)– исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течении длительного времени.
Исключительные права представл
Объект может быть учтен в
качестве нематериального актива, если
соблюдается единовременное выполнение
следующих условий:
а) отсутствие
материально-вещественной (физической)
структуры;
б) возможность идентификации (выделения,
отделения) организацией от другого имущества;
в) использование в производстве продукции,
при выполнении или оказании услуг либо
для управленческих нужд организации;
г) использование в течение длительного
времени, т.е. срока полезного использования,
продолжительностью свыше 12 месяцев или
обычного операционного цикла, если он
превышает 12 месяцев;
д) организацией не предполагается последующая
перепродажа данного имущества;
е) способность приносить организации
экономические выгоды (доход) в будущем;
ж) наличие надлежаще оформленных документов,
подтверждающих существование самого
актива и исключительного права у организации
на результаты интеллектуальной деятельности
(патенты, свидетельства, другие охранные
документы, договор уступки (приобретения)
патента, товарного знака и т.п.).
К не материальным активам относятся:
- исключительное право патентообладателя
на изобретение, промышленный образец,
полезную модель;
- исключительное авторское право на программы
для ЭВМ, базы данных;
- имущественное право автора на топологии
интегральных микросхем;
- исключительное право владельца на товарный
знак и знак обслуживания, наименование
места происхождения товаров;
- исключительное право патентообладателя
на селекционные достижения.
Также к нематериальным активам относится
деловая репутация организации и организационные
расходы.
Не относятся к нематериальным активам:
- интеллектуальные и деловые
качества персонала
- незаконченные и (или) не
- финансовые инструменты срочного рынка, предоставляющие право на осуществление конкретной сделки на определенных условиях.
Деловая репутация возникает только в результате приобретения организации как имущественного комплекса в целом и определяется как разница между покупной ценой организации и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.
Организационные расходы - расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации. Сюда относятся расходы по оформлению учредительных документов, оплате регистрационных сборов, затраты на изготовление печатей, штампов и т.п.
Учетной единицей нематериальных активов является инвентарный объект – совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п.
Гудвилл определяется как деловая репутация предприятия (стоимость управления предприятием), которая не только приносит ему сверхнормативные прибыли (о чем мы будем говорить ниже), но и требует постоянных немалых дополнительных расходов для поддержания деловой репутации.
Ноу-хау — это нерегистрируемые и неохраноспособные новые идеи, формулы, методы, принципы и коммерческая информация (в том числе заявки на выдачу патента (свидетельства), которые находятся в стадии оформления, конструкторская, технологическая и другая документация, опытные образцы и лабораторные макеты объектов новой техники, научные отчеты и монографии, инструкции и методики проведения экспериментов, технологические регламенты и другая производственная информация, имеющая коммерческую ценность для конкурентов или потенциальных покупателей), конфиденциальная информация (в том числе секретного производства, бизнес-планы, практический опыт организации бизнеса, технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов и т. д.).
Роль и место интеллектуальной промышленной собственности в эффективном развитии предприятия.
Хозяйствующему субъекту
любой формы собственности
Тактика игнорирования подобных действий неизбежно обернется для предприятий в будущем полной потерей конкурентной способности их продукции на внешних и внутренних рынках.
Практическое же использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий, превращение их в конкретный механизм для коммерческой оценки результатов интеллектуального труда, интеллектуальной собственности дает возможность современному предприятию (фирме):
- изменить структуру своего
производственного капитала за
счет увеличения доли
- экономически эффективно
и рационально использовать
Процесс коммерциализации инновационной сферы условно можно свести к следующим стадиям:
Первая стадия - это грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций.
Вторая стадия - это включение стоимости объектов нематериальных активов в состав имущества предприятий по бухгалтерскому счету «Нематериальные активы».
Третья стадия коммерциализации нематериальных активов заключается:
- в активном выходе
предприятий на рынок научно-
-в умении найти своего
покупателя, овладевать искусством
предпринимателя, т.е. самому
- в умении рекламировать их;
- в умении писать в
журналы, пробиваться на
Интеллектуальная
Использование интеллектуальной
собственности в уставном фонде
позволяет предприятию и
- сформировать значительный по размерам уставный фонд без отвлечения денежных средств и обеспечить доступ к банковским кредитам и инвестициям (интеллектуальную собственность можно использовать наравне с другим имуществом предприятия в качестве объекта залога при получении кредитов);
- амортизировать интеллектуальную собственность в уставном фонде и заместить интеллектуальную собственность реальными денежными средствами (капитализировать интеллектуальную собственность). При этом амортизационные отчисления на законных основаниях включаются в себестоимость продукции (не облагаются налогом на прибыль);
- авторам и предприятиям - владельцам интеллектуальной собственности участвовать в качестве учредителей (собственников) при организации дочерних и самостоятельных фирм без отвлечения денежных средств.
Использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности позволит:
- документально подтвердить права собственности и поставить объекты интеллектуальной собственности на баланс в качестве имущества предприятия. Это дает возможность производить амортизацию интеллектуальной собственности и образовывать соответствующие фонды амортизационных отчислений за счет себестоимости продукции;
- получить дополнительные доходы за передачу прав на использование объектов интеллектуальной собственности, а также обеспечить обоснованное регулирование расценок на продукцию инновационной деятельности предприятия в зависимости от объема передаваемых прав на использование интеллектуальной собственности;
- выплачивать авторское
вознаграждение физическим
Кроме этого документальное подтверждение прав собственности и прав на использование интеллектуальной собственности, а также получение официальных охранных документов позволяет обеспечить реальный контроль за долей рынка и возможность законного преследования недобросовестных конкурентов и "пиратов" (нарушителей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности).
Будущие доходы от нематериальных
активов зачастую оказываются весьма
значительными. Инвестиции в исследования
и разработки, обучение и т.п. на самом
деле существенно увеличивают в
случае успеха стоимость предприятия.
Игнорировать этот факт было бы ошибкой.
Современная экономика ждет инноваций
нового типа: отчетов о результатах
работы компании, которые выходят
за узкие рамки финансовой отчетности.
Нужно расширить прогнозы прибыли,
включив в них сферы