Не материальные активы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Цель аудита нематериальных активов - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации об нематериальных активах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней. Таким образом, достигнуть цели данной работы, а именно, показать сущность аудита учета нематериальных активов мы сможем, лишь рассмотрев сначала сам феномен нематериальных активов и особенности их учета.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….стр. 3
РАЗДЕЛ 1
Понятие не материальны активов предприятия……………………………..стр. 5
Формы управление не материальными активами………………………….стр.10
Оценка не материальных активов……………………………………………………стр.13
Основные методы оценки не материальных активов…………………….стр.15
РЗДЕЛ 2
Решение задач…………………………………………………………………………………..стр.21
Заключение………………………………………………………………………………………..стр. 33
Список литературы…………………………………………………………………………….стр.34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.09 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ

 

 

 

 

Курсовая  работа

По учебной  дисциплине ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПРИЯТИЯ

Тема: «Не  материальные активы предприятия»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса,гр. 21 ФК-91

Чугрина А.А.

Проверил :                                 Филатов Д.Б.

Оценка:

«__________________»

«___» октября 2011 г.

                                                                                            Подпись:                

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….стр. 3

РАЗДЕЛ 1

Понятие не материальны активов  предприятия……………………………..стр. 5

Формы управление не материальными  активами………………………….стр.10

Оценка не материальных активов……………………………………………………стр.13

Основные методы оценки не материальных активов…………………….стр.15

РЗДЕЛ 2

Решение задач…………………………………………………………………………………..стр.21

Заключение………………………………………………………………………………………..стр. 33

Список литературы…………………………………………………………………………….стр.34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Роль нематериальных активов в современной экономике трудно переоценить. Для иллюстрации этого тезиса достаточно привести факт, отмеченный Барухом Левом в его известной монографии по нематериальным активам: средний коэффициент «капитализация / балансовая стоимость» для 500 крупнейших компаний США стал постоянно возрастать с начала 1980-х гг., достигнув значения примерно 6,0 в марте 2001 г. Иными словами, из каждых шести долларов рыночной стоимости только один доллар зафиксирован в балансах компаний, а остальные пять представляют нематериальные активы. 
    Само понятие нематериального актива (НМА) многогранно: это и бухгалтерское понятие, и экономическое, и юридическое. Разнообразен и состав НМА: наличие таких активов предприятия связано как с наличием конкурентных преимуществ, так и с использованием предприятием компонентов интеллектуального капитала. В общем случае все нематериальные активы можно разделить на две категории: идентифицируемые не материальные активы и гудвилл (деловая репутация). 
 
Первые экономические исследования, в которых анализируются объекты, ныне относимые к нематериальным активам, относятся к концу ХIХ века - 30-м годам XX века. Что же касается бухгалтерского понятия НМА, то первым нормативным документом, в котором такие активы стали фигурировать, как объект учета был бюллетень «Амортизация нематериальных активов» Комитета по методам бухгалтерского учета Американского института бухгалтеров, изданный в 1944 году. Позже нематериальные активы стали фигурировать и в международных стандартах финансовой отчетности: сначала в МСФО 9 «Затраты на исследования и разработки», а затем и в МСФО 38 «Нематериальные активы». 
 
   В российской практике составления бухгалтерской отчетности не материальные активы впервые появились в Положении по бухгалтерскому учету и отчетности 1992 года. Эти положения еще не содержали четкого определения понятия «не материальный актив», ограничиваясь лишь бессистемным перечислением того, что к этой категории может быть отнесено. Сегодня учет нематериальных активов регулируется ПБУ 14/2007. 
 
Цель аудита нематериальных активов - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации об нематериальных активах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней. 
 
Таким образом, достигнуть цели данной работы, а именно, показать сущность аудита учета нематериальных активов мы сможем, лишь рассмотрев сначала сам феномен нематериальных активов и особенности их учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1

Понятие не материальных активов

 Нематериальные активы (НМА)– исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течении длительного времени.

Исключительные права представляют собой возможность распоряжаться объектом интеллектуальной собственности в любой форме и любым способом (путем воспроизведения, распространения, передачи в эфир и т.п.).

Объект может быть учтен в  качестве нематериального актива, если соблюдается единовременное выполнение следующих условий: 
а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры; 
б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества; 
в) использование в производстве продукции, при выполнении или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; 
г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; 
д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества; 
е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем; 
ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

К не материальным активам относятся:  
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; 
- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; 
- имущественное право автора на топологии интегральных микросхем; 
- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; 
- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения. 
Также к нематериальным активам относится деловая репутация организации и организационные расходы.

 

Не относятся  к нематериальным активам:

- интеллектуальные и деловые  качества персонала организации,  его квалификация и способность  к труду, так как они неотделимы  от своих носителей и не  могут быть использованы без  них;

- незаконченные  и  (или)  не  оформленные  в  установленном законодательством порядке   научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

-  финансовые инструменты срочного рынка, предоставляющие право на осуществление конкретной сделки на определенных условиях.

Деловая репутация возникает только в результате приобретения  организации как имущественного комплекса в целом и определяется как разница между покупной ценой организации и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Организационные расходы - расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации. Сюда относятся расходы по оформлению учредительных документов, оплате регистрационных сборов, затраты на изготовление печатей, штампов и т.п.

Учетной единицей нематериальных активов является инвентарный объект – совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п.

Гудвилл определяется как деловая репутация предприятия (стоимость управления предприятием), которая не только приносит ему сверхнормативные прибыли (о чем мы будем говорить ниже), но и требует постоянных немалых дополнительных расходов для поддержания деловой репутации.

Ноу-хау — это нерегистрируемые и неохраноспособные новые идеи, формулы, методы, принципы и коммерческая информация (в том числе заявки на выдачу патента (свидетельства), которые находятся в стадии оформления, конструкторская, технологическая и другая документация, опытные образцы и лабораторные макеты объектов новой техники, научные отчеты и монографии, инструкции и методики проведения экспериментов, технологические регламенты и другая производственная информация, имеющая коммерческую ценность для конкурентов или потенциальных покупателей), конфиденциальная информация (в том числе секретного производства, бизнес-планы, практический опыт организации бизнеса, технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов и т. д.).

Роль и место  интеллектуальной промышленной собственности  в эффективном развитии предприятия. 

 

Хозяйствующему субъекту любой формы собственности необходимо уметь грамотно анализировать ситуацию на рынке продукции (услуг), вести  учет тенденций спроса на свои разработки или продукцию (услуги), закреплять за собой рыночную «нишу» и быть серьезно подготовленным в области  предпринимательской деятельности, маркетинга, знать правовые, юридические  основы отношений с партнерами.

Тактика игнорирования подобных действий неизбежно обернется для  предприятий в будущем полной потерей конкурентной способности  их продукции на внешних и внутренних рынках.

Практическое же использование  нематериальных активов в экономическом  обороте предприятий, превращение  их в конкретный механизм для коммерческой оценки результатов интеллектуального  труда, интеллектуальной собственности  дает возможность современному предприятию (фирме):

- изменить структуру своего  производственного капитала за  счет увеличения доли нематериальных  активов в стоимости новой  продукции и услуг, увеличив  их наукоемкость, что сыграет  определенное значение для повышения  конкурентной способности продукции  и услуг;

- экономически эффективно  и рационально использовать незадействованные  и лежащие «мертвым грузом»  нематериальные активы, которыми  все еще располагают многие  предприятия, фирмы, НИИ, КБ, научно-исследовательские  лаборатории и т.д.

Процесс коммерциализации инновационной  сферы условно можно свести к  следующим стадиям:

Первая стадия - это грамотная  классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться предварительная  оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия  либо ее не выполняют, либо делают это  по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых  методологических и методических рекомендаций.

Вторая стадия - это включение  стоимости объектов нематериальных активов в состав имущества предприятий  по бухгалтерскому счету «Нематериальные  активы».

Третья стадия коммерциализации нематериальных активов заключается:

- в активном выходе  предприятий на рынок научно-технической  продукции;

-в умении найти своего  покупателя, овладевать искусством  предпринимателя, т.е. самому искать  заказчика (потребителя) для своей  идеи или разработки;

- в умении рекламировать  их;

- в умении писать в  журналы, пробиваться на телевидение  и т.д.

Интеллектуальная собственность  является  объектом собственности, которым   можно  не  только  владеть,   пользоваться  и распоряжаться,   но    и  (при  правильном   документальном  оформлении) использовать    в   уставном   фонде  и  в   хозяйственной  деятельности предприятия в качестве нематериальных активов.

Использование интеллектуальной собственности в уставном фонде  позволяет предприятию и авторам - создателям интеллектуальной собственности  получить следующие практические преимущества:

-    сформировать  значительный  по   размерам  уставный  фонд  без отвлечения  денежных средств и обеспечить доступ к банковским кредитам и  инвестициям   (интеллектуальную собственность можно  использовать  наравне  с другим имуществом предприятия в качестве объекта залога при получении кредитов);

-   амортизировать  интеллектуальную собственность в  уставном фонде и заместить интеллектуальную собственность реальными денежными   средствами  (капитализировать интеллектуальную собственность). При этом амортизационные отчисления на законных основаниях включаются в себестоимость продукции (не облагаются налогом на прибыль);

-  авторам  и предприятиям - владельцам интеллектуальной собственности участвовать в качестве учредителей (собственников) при организации дочерних и самостоятельных фирм без отвлечения денежных средств.

Использование интеллектуальной собственности в хозяйственной  деятельности позволит:

-   документально  подтвердить  права   собственности  и  поставить объекты   интеллектуальной собственности  на  баланс  в  качестве   имущества  предприятия. Это дает возможность  производить амортизацию интеллектуальной собственности и образовывать соответствующие фонды амортизационных отчислений за счет себестоимости продукции;

- получить    дополнительные   доходы   за    передачу   прав  на использование    объектов   интеллектуальной собственности,   а   также    обеспечить   обоснованное регулирование   расценок   на    продукцию  инновационной   деятельности предприятия в зависимости от объема передаваемых прав на использование интеллектуальной собственности;

- выплачивать авторское  вознаграждение физическим лицам  (авторам) минуя  фонд  оплаты  труда  с   включением  затрат в себестоимость (без традиционных  отчислений  в  страховые   и иные фонды и без ограничения размеров    выплат   с   отнесением    затрат   на   выплату   авторского вознаграждения на статью себестоимости продукции - "прочие расходы").

Кроме   этого  документальное  подтверждение   прав собственности и прав  на   использование  интеллектуальной собственности,  а  также   получение официальных охранных документов   позволяет  обеспечить  реальный   контроль за долей рынка и возможность   законного  преследования   недобросовестных  конкурентов и "пиратов" (нарушителей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности).

Будущие доходы от нематериальных активов зачастую оказываются весьма значительными. Инвестиции в исследования и разработки, обучение и т.п. на самом  деле существенно увеличивают в  случае успеха стоимость предприятия. Игнорировать этот факт было бы ошибкой. Современная экономика ждет инноваций  нового типа: отчетов о результатах  работы компании, которые выходят  за узкие рамки финансовой отчетности. Нужно расширить прогнозы прибыли, включив в них сферы компетенции  и удовлетворенность потребителей, описать потенциал предприятия, используя факторы, от которых зависит  ее успех, показатели эффективности  управления, а также оценки уровня применяемой технологии. Предприятию  выгодно систематически предоставлять заинтересованным сторонам подобные отчеты о своих нематериальных активах и разъяснять им, каков конкретный вклад этих активов в повышение стоимости их производственных процессов. 

Информация о работе Не материальные активы предприятия