Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:29, курсовая работа
Цель аудита нематериальных активов - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации об нематериальных активах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней. Таким образом, достигнуть цели данной работы, а именно, показать сущность аудита учета нематериальных активов мы сможем, лишь рассмотрев сначала сам феномен нематериальных активов и особенности их учета.
Введение………………………………………………………………………………………….стр. 3
РАЗДЕЛ 1
Понятие не материальны активов предприятия……………………………..стр. 5
Формы управление не материальными активами………………………….стр.10
Оценка не материальных активов……………………………………………………стр.13
Основные методы оценки не материальных активов…………………….стр.15
РЗДЕЛ 2
Решение задач…………………………………………………………………………………..стр.21
Заключение………………………………………………………………………………………..стр. 33
Список литературы…………………………………………………………………………….стр.34
Формы экономического оборота интеллектуальной промышленной собственности.
Нематериальные активы зачисляются в состав нематериальных активов на основании акта приемки по мере создания или поступления их на предприятие или окончания работ по доведению их до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях.
При наличии охранного
документа, выданного уполномоченным
государственным органом и
Нематериальные активы могут
поступать в организацию
1. приобретение нематериальных активов за плату;
2. создание нематериальных активов самой организацией;
3. поступление нематериальных активов от учредителей в счет их вклада в уставный капитал организации;
4. безвозмездное получение нематериальных активов от других организаций и физических лиц;
5. поступление нематериальных активов в обмен на другое имущество.
Приобретение нематериальных активов за плату.
Когда предприятие покупает
тот или иной нематериальный актив,
то оно несет в этих целях определенные
расходы. Например, помимо платежей в
пользу предыдущего владельца, может
понадобиться оплатить услуги посредника,
чьими усилиями был найден необходимый
объект, работу консультанта, чьими
услугами воспользовались при
В результате выявится определенная
сумма, отдельные части которой
объединяет общее целевое предназначение
– приобретение нематериального
актива. Именно эту сумму предписано
принять на баланс в качестве первоначальной
стоимости нематериального
Создание нематериальных активов самой организацией.
Если нематериальные активы создаются самой организацией, то состав связанных с этим процессом расходов будет достаточно широким и разнообразным. Они могут включать израсходованные материальные ресурсы, заработную плату задействованного в этом процессе персонала, включая всю совокупность начислений на фонд оплаты труда, оплату услуг сторонних организаций по контрагентским и (или) соисполнительским договорам.
Поступление нематериальных активов от учредителей в счет их вклада в уставный капитал организации.
Нематериальный актив, полученный в качестве вклада учредителя в уставный капитал организации, не оплачивается. Однако в этом случае рыночную ситуацию и конъюнктуру спроса и предложения во внимание принимать не нужно. Взнос учредителя оценивается, и, следовательно, первоначальная стоимость нематериального актива формируется по согласованию между учредителями.
Безвозмездное получение нематериальных активов от других организаций и физических лиц.
При получении нематериального актива безвозмездно по договору дарения ситуация, несмотря на определенное внешнее сходства, коренным образом отличается от процесса формирования уставного капитала.
Расходы по уплате регистрационных сборов, государственных пошлин, оценке объектов нематериальных активов, полученных безвозмездно, и другие непосредственно связанные с получением нематериальных активов и доведением до состояния, в котором они пригодны к использованию, учитываются в составе затрат на капитальные вложения.
Формы управления нематериальными активами.
Различают следующие
формы управления движением нематериальных
активов: лицензирование; франчайзинг;инжиниринг;
Лицензирование-это
выдача на определенных условиях разрешений
(лицензий) на право осуществления определенных
операций, то есть передача прав одним
лицом другому лицу в обмен на гонорар
или лицензионный платеж. Основными субъектами
такого рода отношений выступают лицензиар
(обладатель каких-либо определенных прав)
или лицензиат (тот, которому такие права
передаются на постоянной или временной
основе). Лицензиар заключает соглашение
с лицензиатом, по которому последнему
могут передаваться права на использование
технологий производственного процесса,
товарного знака, патента, торгового секрета,
ноу-хау и т. д. в обмен на гонорар или лицензионный
платеж.
Суть франчайзинга состоит
в том, что крупная и респектабельная фирма
(франчайзер) предоставляет малому предприятию,
начинающему свой путь в бизнесе (франчайзи),
право (франшизу) в течение определенного
времени и в определенном месте вести
предпринимательскую деятельность с использованием
уже отработанной и оправдавшей себя технологии,
«ноу-хау», известной и популярной торговой
марки, возможностей обучения персонала.
Франчайзер консультирует партнера при
выборе сферы торговли и услуг, организации
торговой и сбытовой сети, проведения
рекламной кампании, берет на себя обязательства
по поставке оборудования, сырья и материалов,
оказывает помощь в организации управления
бизнесом, а в отдельных случаях — непосредственную
финансовую (в форме кредитов) или косвенную
(в виде поручительств и гарантий) помощь.
Все вопросы взаимоотношений франчайзера
с франчайзи оговариваются в договоре.
Специфика предмета договора франчайзинга
обусловливает необходимость передачи
франчайзи не только самого права в виде
лицензии, но и практической возможности
пользоваться ими. В большинстве случаев
для этого необходимы передача технической
документации, рабочих инструкций, поставка
оборудования и материалов, обучение франчайзи
методам работы и последующее оказание
консультационных услуг.
Небольшое предприятие, используя помощь
франчайзера, может в сравнительно короткие
сроки начать свое дело, причем постоянная
поддержка со стороны главного предприятия
помогает успешно преодолеть трудности
(особенно на начальном этапе функционирования).
Помощь и поддержка со стороны франчайзера
предоставляется за плату (роялти), которая
может быть достаточно высокой.
Различают несколько типов и видов франчайзинга
и франчайзинговых структур. Основными
типами франчайзинга являются товарный,
производственный, деловой, дочерний и
конверсионный франчайзинг.
Товарный
франчайзинг представляет собой способ
ведения бизнеса, при котором франчайзи
покупает у ведущей компании права на
продажу товаров с ее торговой маркой.
При производственном
франчайзинге крупные компании в ряде
случаев выдают лицензии другим компаниям
или предприятиям на использование своего
товарного знака или торговой марки при
изготовлении продукции, которая запатентована
или производится с помощью патентованного
процесса и (или) «ноу-хау».
Деловой
франчайзинг имеет много общих черт с
товарным франчайзингом и является наиболее
популярным. В данном случае франчайзер
продает лицензию на товарный знак и способ
ведения розничной торговли товарами
и (или) услугами, а также использование
соответствующего «ноу-хау».
Дочерний
франчайзинг предполагает организацию
независимого бизнеса под «патронажем»
франчайзера.
Конверсионный
франчайзинг характеризуется тем, что
продукция продается только оптовым или
розничным предприятиям, работающим по
системе франчайзинга.
Основными видами франчайзинга являются
индивидуальный и региональный (территориальный).
При индивидуальном
франчайзинге, являющемся наиболее распространенным
его видом, лицензия (франшиза) продается
на какой-либо один вид бизнеса. При региональном
франчайзинге создаются двух- и трехуровневые
франчайзинговые структуры, действующие
в определенном регионе (территории) и
имеющие единое главное предприятие (единого
франчайзера).
Региональный франчайзинг подразделяется
на следующие подвиды:
-франчайзинг
с владением многими предприятиями развивается
из индивидуального франчайзинга. В этом
варианте франчайзер и франчайзи заключают
контракт на региональное развитие бизнеса,
в соответствии с которым франчайзи имеет
право открыть свои предприятия в определенном
районе;
- при субфранчайзинге
головное предприятие имеет контракт
с франчайзи, который одновременно является
субфранчайзером. Последний привлекает
других франчайзи на основе контрактных
отношений;
- развивающийся
франчайзинг отличается от субфранчайзинга
тем, что низовые франчайзи связаны контрактными
отношениями как с субфранчайзером, так
и с франчайзером. В соответствии с условиями
контракта субфранчайзер обязуется подобрать
и соответствующим образом обучить индивидуальных
франчайзи, оказывать им практическую
и методическую помощь и осуществлять
контроль за их деятельностью. В то же
время франчайзер выдает лицензию (франшизу)
непосредственно индивидуальным франчайзи
и имеет с ними прямые контрактные отношения.
Инжиниринг –
это технико-экономические, правовые и
прочие консультационные услуги по созданию
предприятий, обоснованию внедрения новых
видов оборудования и направлений хозяйственно-организационной
деятельности. Инжиниринг охватывает
комплекс работ по проведению предварительных
исследований, подготовке технико-экономического
обоснования бизнес-плана, комплекта проектных
документов, а также разработке рекомендаций
по организации производства и управления,
эксплуатации оборудования и реализации
готовой продукции (услуг).
Стоимость инжиниринговых услуг оценивается
как повременная оплата специалистов,
оплата фактических услуг и фиксированного
вознаграждения, процент от стоимости
строительства или внедренческих мероприятий,
оплата фактических услуг плюс процент
прибыли от эксплуатации.
Эккаунтинг –
это сфера предпринимательской деятельности,
связанная со сбором, обработкой, классификацией,
анализом и оформлением различных видов
информации (общей и финансовой).
Общая информация — это местонахождение
фирм, их телефоны (факсы, телексы, адреса
в компьютерных сетях), биографические
данные руководителей, структура компаний,
их история, сведения о филиалах, дочерних
предприятиях, списки банков, ведущих
дела с данными, отзывы о компании, публикации
о ней в прессе и т. п.
Финансовая
информация — это данные балансов
предприятий, показатели устойчивости
их финансового положения, размеры получаемых
(предоставляемых) кредитов, информация
по исполнению платежей, данные об участии
предприятий в судебных разбирательствах
и арбитраже.
В туристской
отрасли особое значение имеет туристско-потребительская
информация — названия турфирм и их
партнеров, их телефоны, факсы, адреса,
виды разрабатываемых и продаваемых туров,
цены, объемы продаж, условия проживания,
отзывы клиентов, публикации в печати,
рейтинги компаний и т. д. Информация предоставляется
эккаунтинговыми фирмами в виде бизнес-справок
и отчетов за определенное вознаграждение.
Оценка НМА
В целом для оценки НМА применимы те же три основополагающих подхода, которые применяются для оценки в целом: это затратный, доходный и сравнительный подходы. Вместе с тем, по отношению к НМА использование этих подходов несет свою специфику, поскольку нематериальный актив является довольно нестандартным объектом для оценки.
Так, величина стоимости в рамках затратного подхода базируется на затратах, которые необходимо понести, чтобы воспроизвести объект оценки. Насколько эти затраты отражают рыночную стоимость, например, товарного знака? Если речь идет об оценке вновь созданного, не раскрученного товарного знака, то вероятно, такое отождествление может быть справедливым, особенно если все расходы произведены недавно. Если же речь идет об оценке уже раскрученного бренда, то понесенные затраты чаще всего имеют довольно отдаленное отношение к рыночной его стоимости, будь то затраты на рекламу (эффективность которой, как известно, может быть разной) или тем более затраты на регистрацию.
Не всегда применим к нематериальным
активам и сравнительный
Поэтому основным подходом при оценке нематериальных активов чаще всего является доходный подход. Этот подход основан на доходах, которые ожидает получить владелец объекта оценки (в нашем случае – нематериального актива). Оценивая нематериальный актив в рамках доходного подхода, аналитик ищет способ выделить доход, относящийся к оцениваемому нематериальному активу, чтобы определить стоимость НМА при помощи обычных методов доходного подхода (капитализации либо дисконтирования).
В целом удобство применения того или иного подхода зависит от того, какой именно нематериальный актив оценивается. Например, в известной монографии Г.Смита и Р.Парра, приведена таблица, отражающая применимость, с точки зрения этих авторов, подходов к оценке для оценки различных типов НМА:
Таблица 1. Рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке НМА и объектов интеллектуальной собственности.
Виды НМА и ОИС |
В первую очередь |
Во вторую очередь |
В последнюю очередь |
Патенты и технологии |
Доходный |
Сравнительный (рыночный) |
Затратный |
Товарные знаки |
Доходный |
Сравнительный (рыночный) |
Затратный |
Объекты авторского права |
Доходный |
Сравнительный (рыночный) |
Затратный |
Квалифицированная рабочая сила |
Затратный |
Доходный |
Сравнительный (рыночный) |
Информационное программное обеспечение менеджмента |
Затратный |
Сравнительный (рыночный) |
Доходный |
Программные продукты |
Доходный |
Сравнительный (рыночный) |
Затратный |
Дистрибьюторские сети |
Затратный |
Доходный |
Сравнительный (рыночный) |
Базовые депозиты |
Доходный |
Сравнительный (рыночный) |
Затратный |
Права по франчайзингу |
Доходный |
Сравнительный (рыночный) |
Затратный |
Корпоративная практика и процедуры |
Затратный |
Доходный |
Рыночный |
Основные методы оценки стоимости нематериальных активов
Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные методы оценки нематериальных активов. Но прежде чем переходить к описанию этих методов, необходимо сделать несколько замечаний. Оценка нематериального актива, использование которого связано с получением дохода для его владельца чаще всего производится одним из методов, относимых к доходному подходу (метод освобождения от роялти, метод преимущества в прибыли, метод выигрыша в себестоимости, правило 25% и другие). Все эти методы объединяет то, что для получения стоимости актива в их рамках сначала выделяется денежный поток, приходящийся на нематериальный актив (причем каждый из перечисленных методов подходит к определению величины потока по своему).
Метод сделок
Метод сделок является основным методом сравнительного подхода. В рамках этого метода стоимость НМА анализируется на основе произошедших рыночных сделок с аналогичными нематериальными активами. В целом применение этого метода можно разбить на следующие этапы:
Во-первых, анализируются
преимущества и недостатки объектов-аналогов
по сравнению с оцениваемым
Далее, устанавливаются корректирующие
коэффициенты, связанные с различиями
между объектами-аналогами и
Наконец, производится расчет мультипликаторов и их применение к параметрам оцениваемого нематериального актива для расчета стоимости этого объекта.
Какие параметры нематериального актива могут быть использованы для расчета мультипликаторов? Во-первых, это финансовые показатели, связанные с использованием актива: например, выручка от продажи продукции, выпущенной с использованием товарного знака, по лицензии, с использованием патента. Во-вторых, это может быть, например, число посещений сайта, число абонентов компании и т.д.
Если рынок объектов, аналогичных объекту оценки существует, то данный метод является наиболее простым и прямым методом оценки нематериальных активов. Увы, как мы уже упоминали, на практике чаще всего имеет место обратная ситуация: рынок аналогичных объектов крайне мал или отсутствует.
Метод преимущества в прибыли
Наличие сильного нематериального
актива, например, товарного знака,
приводит к конкурентным преимуществам.
Компания - владелец узнаваемого бренда
может продавать брендированный
товар по ценам выше, нежели цены
на аналогичную продукцию
Для применения метода преимущества в прибыли необходимо установить величину дополнительной чистой прибыли до налогообложения, получаемой использующим данный НМА предприятием, по сравнению с предприятиями, выпускающих аналогичную продукцию без использования такого объекта НМА. Также, например, может быть взята за основу дополнительная прибыль, полученная предприятием после применения какого-либо усовершенствования.
На практике для получения величины дополнительной прибыли может быть использована разница в цене продукции, произведенной с использованием оцениваемого НМА и аналогичной по своим качествам продукции, произведенной без его использования, например, конкурирующими предприятиями. Указанная разница в цене, умноженная на объем выпуска, отождествляется с дополнительной прибылью владельца НМА.
Некоторой сложностью данного метода является то, что на практике часто нелегко установить, насколько продукция, используемая в качестве аналога действительно имеет характеристики аналогичные той, для производства которой используется оцениваемый НМА; кроме того, разница в ценах, на которой базируется весь расчет, нередко носит довольно изменчивый характер, что создает трудности для обоснования стоимости НМА.
Метод выигрыша в себестоимости
Родственным предыдущему
методу является так называемый метод
выигрыша в себестоимости. Часто
оказывается, что нематериальный актив,
например, использование запатентованной
технологии, полезной модели и т.д. приводит
к сокращению затрат предприятия, ее
использующего. Например, к сокращению
расходов может приводить использование
запатентованной технологии, ноу-хау
и т.д. Также к сокращению расходов
может приводить, например, наличие
у фирмы квалифицированных
Рассчитанная величина выигрыша
в себестоимости
Метод освобождения от роялти
В основе метода освобождения
от роялти лежит предположение о
том, что оцениваемый нематериальный
актив (к примеру, товарный знак, запатентованная
технология и т.д.) не принадлежит
его текущему владельцу, а предоставлен
ему на лицензионной основе третьей
стороной. Соответственно, в этом случае
нынешнему владельцу пришлось бы
выплачивать периодические