Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства и возможностей их расширения в сфере агропромышленного комплекса.

Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:

- исследование общетеоретических основ экономики несостоятельности;

- раскрытие содержания и особенностей развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике;

- проведение анализа методологических основ и критериев определения банкротства на предприятиях агропромышленного комплекса;

- оценка текущего экономического состояния агропромышленных предприятий;

- выявление основных причин финансового кризиса в агропромышленном секторе;

- изыскание путей своевременного предотвращения банкротства предприятий и методов их финансового оздоровления;

- разработка рекомендаций по совершенствованию механизма банкротства применительно к предприятиям аграрного сектора экономики;

- выявление проблем развития процедур банкротства и разработка путей их решения.

Содержание работы

Введение…………………………………….………………………………….…3

1 Теоретико – методологические основы несостоятельности организаций АПК………………………………………………………………………………6
Общетеоретические основы экономики несостоятельности……………6

1.2Содержание и особенности развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике…………………………….……..7
Методология и критерии определения банкротства в пределах агропромышленного комплекса……………..…………………………….9

1.4 Финансово – экономические рычаги оздоровления АПК……………….14

2. Расчетная часть ……………………………….……………………………....23

2.1 Расчет трудовых ресурсов…………………………………………………..23

2.2 Расчет показателей использования основных производственных фондов………………..………………………………………………………..…25

2.3 Расчет показателей исполнения оборотных средств……………………...27

2.4 Расчет себестоимости производства продукции…………………………..29

2.5 Расчет прибыли, остающейся в распоряжении фирмы (предприятия)…..32

2.6 Расчет уровня рентабельности производства и капитала……………..…..37

Выводы………………………………………………………………………...…44

Список используемой литературы……………………………………..…….46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!.docx

— 120.51 Кб (Скачать файл)

       1. Поддержка попавшего в кризисную  ситуацию хозяйствующего субъекта  путем применения правовых норм, направленных в первую очередь  на реорганизацию управления  и предотвращение перехода объекта  собственности к другому субъекту, т.е. соблюдение интересов собственников.

       2. Наблюдение за эффективным использованием  объекта собственности банкрота, призванное обеспечит защиту  интересов всех собственников.

       3. Защита интересов кредиторов  путем максимального удовлетворения  их требований по отношению  к данному хозяйствующему субъекту.

       4. Снижение уровня хозяйственных  рисков в экономике путем ликвидации  неэффективных производств.

       5. Обеспечение перераспределения  промышленных активов в пользу  эффективно хозяйствующих предприятий, развитие конкуренции. 

       1.3. Методология и критерии определения  банкротства в предприятиях агропромышленного  комплекса 

       Сельское  хозяйство - одна из отраслей, нуждающихся  в соответствующем образом поставленном антикризисном управлении. Наиболее важным направление формирования и развития системы антикризисного управления является создание адекватного механизма ее правового регулирования, одним из обязательных элементов которого является законодательство о банкротстве.

       Институт  банкротства рассматривается в  этой связи как комплекс правовых мер, реализация которых должна обеспечит  реабилитацию хозяйств-должников, защитить права кредиторов, эффективно начать дело по-новому, погасить долги хозяйства  за счет имеющегося имущества, изыскав  ресурсы и возможности.

       В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» сельскохозяйственными  организациями признаются юридические  лица, основной вид деятельности которых  связан с производством сельскохозяйственной продукции (это либо только производство, либо производство и переработка продукции), выручка, от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки.

       Все особенности банкротства сельскохозяйственных организации применяются к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых  по соответствующей деятельности составляет не менее чем 70% общей суммы выручки.

       Таким образом, с учетом данных критериев  к сельскохозяйственным организациям относятся не только организации, занимающиеся животноводством, рыболовством, звероводством, и т.д., а также организации, которые  наряду с производством сельскохозяйственной продукции осуществляют и ее переработку. Если же предприятие занимается только переработкой сельскохозяйственной продукции, то оно не будет относиться к числу  сельскохозяйственных организаций  применительно к сфере регулирования  законодательства о банкротстве.

         Независимо от организационно - правовых  форм всем сельскохозяйственным  организациям присуща отраслевая  специфика, которая обусловлена:

       - особым характером их деятельности, связанной с использованием земель  сельскохозяйственного назначения;

       - сезонным, цикличным характером  их работ;

       - селообразующим характером организации;

       - большой долей в имуществе  организации объектов социальной  сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающих не только это  хозяйство;

       - большой долей неликвидного имущества  в имущественном комплексе хозяйства,  продажа которого часто невозможна;

       - наличием имущества, требующего  постоянного ухода и затрат;

       - достаточно протяженным во времени  периодом производства с/х продукции и зависимостью урожайности и продуктивности от объективных факторов, не позволяющих даже за 2-3 года сделать вывод о возможности восстановления платежеспособности;

       - рискованным характером производства  и др.

       Указанные специфические черты нашли отражение  в Законе о банкротстве и выразились в особых правилах процедур банкротства применительно к сельскохозяйственным организациям.

       Так, в ходе наблюдения, при проведении финансового анализа арбитражный  управляющий должен учитывать сезонность сельскохозяйственного производства; влияние природно-климатических  факторов; перспективы получения  доходов по окончании текущего периода  сельскохозяйственных работ и возможность  использования этих доходов для  удовлетворения требований кредиторов.

       Осуществление на стадии наблюдения финансового анализа  с учетом перечисленных факторов позволяет сделать вывод о  сроках финансового оздоровления либо внешнего управления.

       Срок  финансового оздоровления в соответствии с Законом не определен четко, установлено лишь, что процедура  может быть введена на срок до окончания  соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации сельскохозяйственной продукции.              Срок финансового оздоровления может  быть продлен на год, если это вызвано  чрезвычайными обстоятельствами. При  постановке вопроса о продлении  срока финансового оздоровления необходимо доказать, что названные  чрезвычайные обстоятельства привели  к спаду сельскохозяйственного  производства и соответственно к  ухудшению финансового состояния  должника в течение финансового  оздоровления.

       Подобным  образом вводится и процедура  внешнего управления, что является еще одной важной особенностью банкротства  данной категории должников.

       Срок  внешнего управления определен - он может  превышать установленный Законом (п. 2 ст. 92) 24-месяные не более чем  на 3 месяца. Срок внешнего управления сельскохозяйственного должника может быть продлен еще на 1 год; таким образом, максимальный срок будет равен 3 годам и 3 месяцам. Основанием продления срока является действие чрезвычайных обстоятельств, которые повлекли спад и ухудшение финансового состояния должника.

       Действующее законодательство о банкротстве  предусматривает особый порядок реализации имущественных прав сельскохозяйственных предприятий. Цель данного регулирования - создать условия для сохранения имущественного комплекса как единого объекта.

       В соответствии со ст. 179 Закона при продаже  имущества должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий  должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника. Цель данного регулирования - создать  условия для сохранения имущественного комплекса как единого объекта.

       При продаже объектов недвижимости обанкротившейся  сельскохозяйственной организации преимущественное право на их приобретение имеют сельскохозяйственные организации и крестьянские хозяйства, расположенные в данной местности. Указанный порядок продажи при банкротстве сельскохозяйственных организаций объектов их недвижимости направлен на сохранение преимущественно сельскохозяйственного производства.

       Арбитражный управляющий обязан предложить лицам, обладающим преимущественным правом, приобрести имущество (включая имущественные  права) должника по стоимости, указанной  независимым оценщиком. Субъектом  права преимущественной покупки  предоставляется один месяц на то, чтобы заявить, о своем желании  приобрести имущество.

       По  истечении месяца (при отсутствии ответа либо отрицательном ответе) управляющий реализует имущество  общим порядком.

       Что касается земельных участков, ликвидируемой  несостоятельной сельскохозяйственной организацией, то Законом предусмотрено, что они могут отчуждаться или переходить к другому лицу в той мере в какой их участие в обороте допускается земельным законодательством. Несмотря на то, что крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) по природе своей деятельности относятся к сельскохозяйственным предприятиям, законодательство о несостоятельности устанавливает в отношении них отдельные особенности осуществление процедур банкротства.

       Так при подаче заявления о своем  банкротстве КФХ обязано предоставить сведения о составе и стоимости  имущества, принадлежащего каждому  члену КФХ на праве собственности. Это обосновывается тем, что все  имущество КФХ принадлежит его  членам на праве общей (долевой или  совместной), собственности, что имеет  важное значение при удовлетворении требований кредиторов в процессе определения имущества, за счет которых такие требования могут быть удовлетворены.

       КФХ предоставлена возможность в  течение двух месяцев со дня принятия судом заявления о его банкротстве  представить план восстановления своей  платежеспособности, в случае реализации которого судом может быть введена  процедура финансового оздоровления независимо от решения собрания кредиторов об открытии ликвидационного производства.

       Одним из отличий финансового оздоровления и внешнего управления КФХ от аналогичных для сельскохозяйственных организаций является то, что внешним управляющим может быть член КФХ не владеющий специальной лицензией.

       Положительным моментом действующего закона является дополнение в статью, регулирующую порядок реализации имущества и  имущественных прав КФХ. Сейчас не существует такого ограничения как проведение торгов только в форме конкурса. Действующее законодательство о несостоятельности, определяя особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, формулирует количественный критерий в процентах от реализации продукции; увязывает вопросы отчуждения или переходи земельных участков с земельным законодательством; учитывает сезонность производства в ходе процедур наблюдения, финансового оздоровления внешнего управления; допускает более длительный период внешнего управления в связи с сезонностью и форс-мажорными обстоятельствами; устанавливает особый порядок реализации имущества такой организации.

       Однако  следует отметить слабость отражения  в нем экономических аспектов:

       -экономические признаки определения несостоятельности сельскохозяйственной организации;

       - отсутствие рыночных механизмов  оценки объектов недвижимости  и других активов организации,  а также оценки бизнеса в  процессе проведения процедур  банкротства.

       Необходимо  отметит также острую нехватку кадров, готовых работать в качестве специалистов по антикризисному управлению сельскохозяйственными организациями и отсутствие системы комплексных государственных мер по оказанию поддержки организациям-должникам. Таким образом, специфика аграрной сферы требует дальнейшего совершенствования в рамках общих принципов банкротства собственных механизмов его реализации.

       1.4 Финансово-экономические рычаги оздоровления АПК

       Неплатежеспособность  большинства сельскохозяйственных предприятий является одной из центральных  проблем современной агарной  экономики России. Объем кредиторской задолженности и ее роса свидетельствуют  о том, что сельское хозяйство  не сумело адаптироваться к новым  экономическим условиям и в первую очередь из-за неблагоприятных макроэкономических факторов.

       Существует  широкий спектр мер, направленных на восстановление платежеспособности предприятия  в рамках досудебных процедур. Указанные  процедуры направлены на предупреждение банкротства и могут включать реструктуризацию задолженности организации, реструктуризацию самого производства, реструктуризацию предприятия. Инициаторами проведения таких процедур могут  быть как собственники неплатежеспособного  предприятия и его кредиторы, заинтересованные в продлении деятельности сельскохозяйственного предприятия  или во вхождении в состав его  участников, так и региональные и  местные органы власти.

       В комплексе мер, проводимых федеральными и региональными властями и направленных на финансовое оздоровление предприятий  АПК, особое внимание уделяется мерам  по реструктуризации кредиторской задолженности  сельскохозяйственных товаропроизводителей.

       Первая  реструктуризация задолженности сельхозпроизводителей  была осуществлена в 1995 г. в части  задолженности по кредитам 1992-1994 гг. Фактически это стало списанием 20 трлн. руб. (в ценах 1994 г.). В дальнейшем эта задолженность была переоформлена  в долговые обязательства регионов, но это также не привело к возврату долгов в бюджет. Более того, к  концу 1990-х гг. суммарная задолженность  по отрасли вновь достигла крупных  размеров, намного превосходящих  суммарную выручку отрасли.

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственной организации