Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:27, курсовая работа
Описание работы
Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.
Содержание работы
Введение 1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1) История становления налоговой системы в России 1.2) Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 2.1) Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации 2.2) Структура действующей налоговой системы в РФ 2.3) Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг. 3. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 3.1) Проблемы современной налоговой системы РФ 3.2) Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг. 3.3)Предложения по совершенствованию налоговой системы Заключение Список использованных источников и литературы
1. СТАНОВЛЕНИЕ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1.1) История становления налоговой системы
в России
1.2) Понятие, принципы построения и основные
функции налоговой системы Российской
Федерации
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО
СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
РФ
2.1) Правовое регулирование налоговой системы
Российской Федерации
2.2) Структура действующей налоговой системы
в РФ
2.3) Анализ налоговых поступлений Российской
Федерации в 2010-2012 гг.
3. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
3.1) Проблемы современной налоговой системы
РФ
3.2) Государственные меры совершенствования
налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
3.3)Предложения по совершенствованию налоговой
системы
Заключение
Список использованных
источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества экономических рычагов,
при помощи которых государство воздействует
на рыночную экономику, важное место занимают
налоги. В условиях рыночных отношений,
и особенно в переходный к рынку период,
налоговая система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой финансово-кредитного
механизма государственного регулирования
экономики. Государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
Налоговые органы являются единственными
законными сборщиками налогов и сборов,
которые и формируют бюджеты всех уровней
государства. От того, насколько правильно
построена система налогообложения, и
система налоговых органов зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства
страны.
Задачи любой налоговой системы меняются
с учетом предъявляемых к ней политических,
экономических и социальных требований.
Из простого инструмента мобилизации
доходов государственного бюджета налоги
давно превратились в основной регулятор
всего воспроизводственного процесса,
влияя на темпы и условия функционирования
экономики. Налогообложение всегда являлось
и является важнейшей социально-экономической
проблемой любого общества, так как ни
одно государство не может обойтись без
налогов. При этом налоговая система затрагивает
интересы всех налогоплательщиков.
Объектом исследования в курсовой работе
выступает налоговая система Российской
Федерации.
Предметом исследования являются пути
совершенствования налоговой системы
РФ.
Цель курсовой работы - проанализировать
налоговую систему РФ, выявить проблемы
и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих
задач:
1.изучить исторический аспект
становления налоговой системы
в России;
2.охарактеризовать основные принципы
построения налоговой системы;
.анализ текущего состояния налоговой
системы РФ;
4.выявить основные проблемы, которые
характерны для налоговой системы
Российской Федерации;
.оценить перспективы развития
налоговой системы РФ.
При проведении исследования использовались
такие методы научного познания, как сбор
и анализ эмпирических данных, обработка
и анализ статистической информации, а
также анализ теоретической базы путем
изучения научной, учебной, монографической
и периодической литературы.
1. СТАНОВЛЕНИЕ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1) История становления
налоговой системы в России
Российская налоговая система на протяжении
времени практически всегда складывалась,
развивалась и претерпевала те или иные
изменения, вместе с изменениями в её политическом
устройстве и вместе с историческими вехами.
Финансовая система Древней Руси стала
складываться только с конца IX в. в период
объединения древнерусских племен и земель.
Основной формой налогообложения того
периода выступали поборы в княжескую
казну, которые именовались как «дань».
Первоначально дань носила нерегулярный
характер в виде контрибуции с побежденных
народов. Со временем, дань выступила систематическим
прямым налогом, который уплачивался деньгами,
продуктами питания и изделиями ремесла.
Единицей обложения данью в Киевском государстве
служил «дым», определявшийся количеством
печей и труб в каждом хозяйстве.
Эпоха реформ Петра I (1672-1725 гг.) характеризовалась
постоянной нехваткой финансовых ресурсов
на ведение войн и строительство новых
городов и крепостей. К уже традиционным
налогам и акцизам добавлялись все новые
и новые, вплоть до знаменитого налога
на бороды. В 1724 году, взамен подворного
обложения Петр I вводит подушный налог,
которым облагалось все мужское население
податных сословий (крестьяне, посадские
люди и купцы). Налог шел на содержание
армии и был равен 80 коп. в год с 1 души.
Необходимо отметить, что подушный налог
составлял около 50% всех доходов в бюджете
государства.
Кроме того, в связи с учреждением специальной
государственной должности - прибыльщик,
обязанных «сидеть и чинить государю прибыль»
количество налогов регулярно увеличивалось.
Так были введены гербовый сбор, подушный
сбор с извозчиков, налоги с постоялых
дворов и т.д. С церковных верований также
взимался соответствующий налог. В результате
реформы системы органов государственного
управления из двенадцати коллегий-министерств
- четыре отвечали за финансовые и налоговые
вопросы.
Становление российской налоговой системы
продолжалось своим чередом вплоть до
революционных событий 1917 года. В дореволюционной
России основными являлись следующие
налоги: акцизы на соль, керосин, спички,
табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый
налог; алкогольные акцизы и др.
Первые налоговые преобразования относятся
к эпохе новой экономической политики.
Интересно отметить, что переход на новые
экономические отношения в Советской
России начались с доклада В. Ленина от
15 марта 1921 года, посвященного в первую
очередь налоговым преобразованиям - «О
замене продразверстки продовольственным
налогом». В этот же период закладываются
основы налоговой системы советского
государства.
В связи с непоследовательностью и бессистемностью
проведения экономической политики к
концу 20-х годов в СССР сложилась сложная
и громоздкая система бюджетных взаимоотношений
- действовало 86 видов платежей в бюджет,
что вызывало необходимость совершенствования
финансовой системы страны.
В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная
налоговая реформа (постановление ЦИК
и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате
которой была полностью упразднена система
акцизов, а все налоговые платежи предприятий
(около 60) были унифицированы в двух основных
платежах - налоге с оборота и отчислениях
от прибыли. Были объединены некоторые
налоги с населения и значительное их
число отменено. Вся прибыль промышленных
и торговых предприятий, за исключением
нормативных отчислений на формирование
фондов, изымалась в доход государства.
Таким образом, доход государства формировался
не за счет налогов, а за счет прямых изъятий
валового национального продукта, производимых
на основе государственной монополии.
Основным налоговым платежом того периода
выступал налог с оборота, своего рода
акциз на товары народного потребления
- хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное
и т.д. Достаточно сказать, что в 1954 году
поступления от налога с оборота составляли
41% в составе всей доходной части бюджета.
К началу реформ середины 80-х годов более
чем 90% Государственного бюджета Советского
Союза, как и его отдельных республик формировалось
за счет поступлений от народного хозяйства.
Налоги с населения (прямые) занимали незначительный
удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений
бюджета.
июля 1990 года был принят Закон СССР «О
налогах с предприятий, объединений и
организаций» - первый унифицированный
нормативный акт, урегулировавший многие
налоговые правоотношения в стране.
Действующая ныне налоговая система
России практически введена с 1992 г. Перечень
применяемых видов налогов практически
соответствует общепринятому в современной
рыночной экономике и в значительной части
набору налогов и сборов, применявшихся
в нашей практике ранее. 31 июля 1998 г. была
принята первая часть Налогового кодекса
Российской Федерации, а с 1 января 2001 -
вторая.
Согласно Федеральному закону «О введении
в действие части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации о налогах» с первого января
2001 г. вводятся в действие следующие главы
части второй Кодекса: гл.21 «Налог на добавленную
стоимость», гл.22 «Акцизы», гл.23 «Налог
на доходы физических лиц», гл.24 «Единый
социальный налог (взнос)».
С введением второй части НК РФ отменяются
следующие федеральные налоги: налог на
доходы банков, налог на доходы от страховой
деятельности, налог с биржевой деятельности
(биржевой налог), которые практически
не были установлены, а вопросы налогообложения
доходов организаций в указанных сферах
деятельности регулировались Законом
РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль
предприятий и организаций». Из перечня
федеральных налогов исключается сбор
за пограничное оформление и гербовый
сбор.
На втором этапе (2002-2003 гг.) Правительством
РФ предлагалось отменить налог с продаж,
налог на покупку иностранных денежных
знаков и платежных документов, выраженных
в иностранной валюте, отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы. Налог на имущество
предприятий, физических лиц, а также земельный
налог предлагалось заменить налогом
на недвижимость.
В процессе формирования налоговой системы
в России налог с оборота, налог с продаж
были заменены на НДС и акцизы, также был
модернизирован действовавший налог на
прибыль, введены налог на имущество предприятий,
налоги в дорожные фонды, расширился круг
обязательных платежей предприятий.
Принятие Налогового кодекса позволяет
систематизировать действующие нормы
и положения, регулирующие процесс налогообложения,
приводит в упорядоченную, единую, логически
цельную и согласованную систему, устраняет
такие недостатки существующей налоговой
системы, как отсутствие единой законодательной
и нормативной базы налогообложения, многочисленность
и противоречивость нормативных документов
и отсутствие достаточных правовых гарантий
для участников налоговых отношений.
1.2) Понятие, принципы построения
и основные функции налоговой системы
Российской Федерации
Для того чтобы охарактеризовать налоговую
систему Российской Федерации необходимо
исследовать теоретические основы ее
построения, рассмотреть принципы и основные
функции.
В «Экономическом словаре» под ред. Архипова
А. И. содержится следующее определение
налоговой системы - «совокупность налогов,
сборов, пошлин и других обязательных
платежей в бюджет, взимаемых на условиях,
определяемых законодательными актами».
Алиев Б. Х. дает следующее определение:
«Налоговая система - система экономико-правовых
отношений между государством и хозяйствующими
субъектами, возникающих по поводу формирования
доходной части государственного бюджета
путем отчуждения части дохода собственника,
посредством системы законодательно установленных
налогов и сборов и других обязательных
платежей, исчисление, уплата и контроль
за поступлением которых осуществляется
по единой методологии налогообложения,
разработанной в данном обществе».
Налоговую систему можно определить
как целостное единство четырех основных
ее элементов: системы законодательства
о налогах и сборах, системы налогов и
сборов, плательщиков налогов и сборов
и систем налогового администрирования,
каждый из которых при этом находится
друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Налоговый механизм является наиболее
действенным и эффективным рычагом государственного
регулирования. От успешного функционирования
налоговой системы во многом зависит результативность
принимаемых экономических решений, принимаемых
на уровне федерации и регионов. Устанавливая
налоги, субъекты и объекты налогообложения,
налоговые базы, ставки налогов, льготы
и санкции, изменяя условия налогообложения,
государство стимулирует предпринимательскую
деятельность в одних направлениях и сдерживает
её в других исходя из общенациональных
интересов.
К системообразующим условиям (факторам)
формирования и функционирования налоговых
систем относятся:
·собственная налоговая доктрина и налоговая
политика государства;
·законодательная база для строительства
налоговой системы;
·механизм установления и ввода в действие
налогов и сборов;
·виды налогов;
·порядок распределения налогов по уровням
бюджетной системы;
·система налоговых органов;
·формы и методы налогового контроля
и др.
Выделяются следующие общепринятые принципы
построения эффективной налоговой системы:
·Экономическая эффективность
Налоговая система не должна мешать развитию
предпринимательства и эффективному использованию
ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).
·Определенность налогообложения
Налоговая система должна быть построена
таким образом, чтобы налоговые последствия
принятия экономических решений предпринимателем
(и юридическим, и физическим лицом) были
определены заранее и не изменялись в
течение длительного периода времени.
Таким образом, этот принцип практически
смыкается с принципом стабильности налоговой
системы.
·Справедливость налогообложения
Этот принцип является основным при построении
налоговой системы и предполагает справедливый
подход к различным налогоплательщикам,
а также приоритет интересов налогоплательщика
в отношениях между ним и налоговой администрацией.
·Простота налогообложения
и низкий уровень издержек по взиманию
налогов
Налоговое законодательство должно содержать
простые формулировки, понятные большинству
налогоплательщиков, а процедура взимания
налогов должна быть относительно дешевой.
Воздействие налоговой системы на налогоплательщиков
и на экономические процессы проявляется
в нескольких плоскостях:
·с экономической точки зрения, поскольку налог представляет
собой форму изъятия части доходов налогоплательщиков
в бюджет для последующего перераспределения
в интересах всего общества;