Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:27, курсовая работа
Описание работы
Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.
Содержание работы
Введение 1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1) История становления налоговой системы в России 1.2) Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 2.1) Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации 2.2) Структура действующей налоговой системы в РФ 2.3) Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг. 3. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 3.1) Проблемы современной налоговой системы РФ 3.2) Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг. 3.3)Предложения по совершенствованию налоговой системы Заключение Список использованных источников и литературы
По оперативным данным Федеральной налоговой
службы, в консолидированный бюджет Российской
Федерации в 2011г. поступило налогов, сборов
и иных обязательных платежей, администрируемых
ФНС России, на сумму 9719,6 млрд. рублей (Приложение
2), что на 26,8% больше, чем за 2010 год.
Основную часть налогов, сборов и иных
обязательных платежей консолидированного
бюджета в 2011г. обеспечили поступления:
·налога на доходы физических лиц - 20,5%
(1994,9 млрд. руб.);
·налога на прибыль организаций - 23,4%
(2270,3 млрд. руб.),
·налога на добычу полезных ископаемых
- 21% (2042,5 млрд. руб.),
·налога на добавленную стоимость на
товары (работы, услуги), реализуемые на
территории Российской Федерации, ввозимые
из Республики Беларусь и Республики Казахстан
- 19% (1844,9 млрд. руб.).
Основную часть налогов, сборов и иных
обязательных платежей консолидированного
бюджета в январе-феврале 2012г. обеспечили
поступления:
·налога на добычу полезных ископаемых
- 30,7%;
·налога на доходы физических лиц - 21,4%;
·налога на добавленную стоимость на
товары (работы, услуги), реализуемые на
территории Российской Федерации, ввозимые
из Республики Беларусь и Республики Казахстан
- 19,4%;
·налога на прибыль организаций - 13,2%.
Со структурой поступивших налогов, сборов
и иных обязательных платежей в консолидированный
бюджет в январе-феврале 2012г. можно ознакомиться
в Приложении 4.
Проанализировав налоговые поступления
за последние три года, мы можем увидеть,
что экономика страны в целом показывает
рост. Одной из основных причин такого
подъема является совершенствование налоговой
политики страны, в том числе и в части
сокращения задолженности по начисленным
налогам и сборам.
Можно сделать вывод, что эффективность
налогообложения определяется соотношением
налоговых поступлений в бюджеты с общими
затратами на сбор налогов, в том числе
и в отношении к каждому конкретному налогу.
3. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ РФ
3.1)Проблемы современной
налоговой системы РФ
Налоги являются основным регулятором
всего воспроизводственного процесса,
влияя на пропорции, темпы и условия функционирования
экономики.
Можно выделить три направления налоговой
политики государства:
·политика максимизации налогов, характеризующаяся
принципом «взять все, что можно»;
·политика установления разумных налогов,
способствующая развитию предпринимательства
путем обеспечения благоприятного налогового
климата;
·политика, предусматривающая достаточно
высокий уровень налогообложения, но при
значительной социальной защите населения.
В странах с развитой экономикой преобладают
два последних направления. Для России
характерен первый, фискальный тип налоговой
политики, при котором государству уготована
«налоговая ловушка», когда повышение
налогов не сопровождается ростом государственных
доходов.
К основным проблемам отечественной
налоговой системы можно отнести следующие:
. Нестабильность налоговой политики.
. Чрезмерное налоговое бремя, возложенное
на налогоплательщика.
. Низкий уровень собираемости
налогов и высокая неплатежеспособность
предприятий.
. Чрезмерное распространение налоговых
льгот, что приводит к огромным
потерям бюджета (правда, в последние
годы многие из них были
отменены).
. Отсутствие стимулов для развития
реального сектора экономики.
6. Эффект инфляционного налогообложения.
В условиях инфляции капитал <#"justify">Главная
проблема Налогового кодекса РФ, как представляется,
заключается в том, что он не раскрывает
комплексный характер налоговых отношений
как специальных властных отношений, возникающих
в процессе налогообложения.
Есть и другие нерешенные проблемы современного
налогового законодательства в России:
·вводимые налоги не подкрепляются экономико-правовой
документацией; нет ссылок на конституционные
основы установления того или иного налога;
нет связи бюджетных интересов и интересов
налогоплательщика;
·понятие цели налога как инструмента
финансового обеспечения деятельности
государства официально не прокомментировано,
и в практике бюджетного распределения
финансирования социальных интересов
гражданина осуществляется оп остаточному
методу;
·среди функций налогообложения на первый
план выходит фискальная (по ст. 8 НК РФ).
Большой резерв для налогообложения
сосредоточен в теневой экономике. Но
капиталам, укрытым от налогообложения,
и при желании владельцев крайне сложно
вернуться в легальную производственную
сферу: крупные инвестиции могут привлечь
внимание налоговых органов к источнику
средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие
в теневой оборот, так в нем и остаются
или вывозятся за границу.
3.2) Государственные
меры совершенствования налоговой системы
РФ на 2011-2013 гг.
В целом, можно выделить три блока направлений
налоговой политики:
. Налоговое стимулирование инновационной
деятельности.
. Меры, принимаемые в отношении
отдельных налогов.
. Налоговое администрирование.
По стимулированию инновационной деятельности
предусматривается:
·снижение до 2015 г, а для отдельных категорий
плательщиков до 2020 г, совокупной ставки
страховых взносов до 14 проц в пределах
страхуемого годового заработка /уплата
взносов по полной ставке для этих плательщиков
будет осуществляться за счет федерального
бюджета/. При этом для организаций средств
массовой информации планируется установить
специальный переходный период роста
совокупной ставки страховых взносов
с выходом на предельную величину - 34 проц
- в 2015 г;
·изменение подходов к классификации
основных средств на группы и определению
норм амортизации для этих групп;
·уточнение порядка учета расходов на
научные исследования и /или/ опытно-конструкторские
разработки /закрепление единого по всем
видам работ порядка ведения налогового
учета расходов на НИОКР, который не должен
содержать неясностей и противоречий/;
·создание резервов предстоящих расходов
организаций на НИОКР;
·сокращение перечня документов, необходимых
для подтверждения правомерности нулевой
ставки налога на добавленную стоимость
при экспортных операциях;
·освобождение от налогообложения налогом
на имущество организаций энергоэффективного
оборудования сроком на 3 года с момента
ввода в эксплуатацию, а также оборудования,
используемого для создания научно-технической
продукции;
·создание благоприятных условий налогового
администрирования для инновационных
компаний, включая создание специальных
налоговых инспекций и снижение периодичности
и сроков проведения проверок;
·передача полномочий по принятию решения
о предоставлении инвестиционного налогового
кредита по налогу на прибыль организаций
и налогу на имущество организаций субъектам
РФ и увеличение его размера;
·совершенствование налогообложения
организаций, осуществляющих деятельность
в социально-значимых областях;
·введение специального налогового режима
для организаций-участников технопарка
"Сколково".
По налогу на прибыль организаций предусматривается:
·сокращение возможностей минимизации
налогообложения, в частности, установление
с 2011 г особого порядка переноса убытков
при реорганизации организаций, предусматривающего
ограничения как по сроку, так и по размеру
прибыли, направляемой на погашение убытка
реорганизуемых организаций;
·решение вопроса нормативного регулирования
отнесения процентов по долговым обязательствам
на расходы, учитываемые при формировании
налоговой базы по налогу на прибыль;
·установление порядка налогообложения
экономической выгоды при предоставлении
беспроцентных займов, кредитов, векселей
и т.п.;
·совершенствование механизма учета
для целей налогообложения расходов организаций
на освоение природных ресурсов;
·уточнение порядка налогообложения
прибыли налогоплательщиков, осуществляющих
деятельность, связанную с использованием
объектов обслуживающих производств и
хозяйств;
·повышение с 3 млн до 10 млн руб объема
доходов от реализации, при получении
которого организации уплачивают только
квартальные /а не месячные/ авансовые
платежи.
По налогу на добавленную стоимость предусматривается:
·уточнение порядка оформления счетов-фактур,
внесения в них уточнений и возможности
оформления счетов-фактур с отрицательными
показателями;
·уточнение порядка восстановления сумм
налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным
работам, проведенных на объектах, которые
стали использоваться для осуществления
операций, не подлежащих налогообложению,
а также в случае выбытия товаров, в том
числе основных средств, не связанного
с операциями по реализации;
·уточнение порядка применения нулевой
ставки при реализации товаров в соответствии
с таможенными режимами экспорта и перемещения
припасов в случае поступления выручки
от реализации указанных товаров (припасов)
от третьих лиц;
·уточнение порядка освобождения от
налога на добавленную стоимость услуг
по предоставлению в аренду спортивных
сооружений для подготовки спортивно-зрелищных
мероприятий.
По акцизам предусматривается:
·изменение порядка исчисления и уплаты
акцизов на этиловый спирт, алкогольную
и спиртосодержащую продукцию;
·уточнение размеров индексации на 2011
и 2012 гг, индексация ставок акцизов на
2013 г с учетом планируемого уровня инфляции.
При этом опережающими темпами по сравнению
с другими подакцизными товарами будут
проиндексированы ставки акцизов на алкогольную,
спиртосодержащую и табачную продукцию.
По введению налога на недвижимость предусматривается
подготовка на основании анализа результатов
работ по проведению кадастровой оценки
недвижимости и формированию кадастра
недвижимости в 2010-2012 гг к внесению изменений
в Налоговый кодекс РФ, которыми предполагается
постепенный переход к этому налогу взамен
действующего налога на имущество организаций
и земельного налога, а также предельные
сроки такого перехода.
По налогообложению имущества (в том
числе земельных участков) предусматривается:
возложение обязанности по уплате налога
на имущество организаций и земельного
налога в отношении имущества (в том числе
земельных участков) паевого инвестиционного
фонда на управляющие компании; установление
порядка исчисления земельного налога
при использовании земель сельхозназначения
не по назначению с коэффициентом 4 к основной
ставке налога по этим землям; сокращение
установленных на федеральном уровне
льгот по указанным налогам.
По налогу на добычу полезных ископаемых
(НДПИ), взимаемому при добыче углеводородного
сырья (нефти и природного газа), а также
при добыче твердых полезных ископаемых
предусматривается:
·проведение оценки целесообразности
введения ставки НДПИ на нефть в размере
0 руб на определенный срок при добыче
нефти на новых месторождениях севера
Ямало-Ненецкого округа по аналогии с
месторождениями Восточной Сибири;
·изменение порядка налогообложения
НДПИ природного газа, закачиваемого обратно
в пласт для поддержания пластового давления;
·проведение анализа целесообразности
установления понижающих коэффициентов
к ставке НДПИ при добыче нефти на новых
участках недр с незначительными запасами;
·продолжение работы по созданию налоговых
стимулов для утилизации попутного нефтяного
газа, а также по определению оптимального
размера ставки НДПИ, взимаемого при добыче
природного газа с учетом динамики цен
на газ;
·продолжение создания механизма перехода
в долгосрочной перспективе на налогообложение
добычи природных ресурсов на основе результатов
финансово-хозяйственной деятельности
(налог на добавочный доход);
·продолжение работы по максимально
широкому использованию специфических
налоговых ставок при добыче твердых полезных
ископаемых (в первую очередь, каменного
угля, торфа, солей и т д).
По водному налогу предусматривается
индексация размера ставок налога с учетом
значительного роста тарифов на воду,
отпускаемую потребителям.
По специальным налоговым режимам предусматривается
совершенствование упрощенной системы
налогообложения на основе патента; сокращение
применения системы налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности во избежание
конкуренции с упрощенной системой налогообложения
на основе патента.
По налоговому администрированию
предусматривается:
·совершенствование налогового контроля
за использованием трансфертных цен в
целях налогообложения;
·введение в законодательство о налогах
и сборах института консолидированных
групп налогоплательщиков и особого порядка
исчисления налога на прибыль организаций
для участников таких групп;
·совершенствование порядка учета налогоплательщиков;
·расширение электронного документооборота
в налоговой сфере, включая уплату налогов
и сборов с использованием электронных
платежных средств, внедрение системы
электронных счетов-фактур, передачу документов
в электронном виде банкам, органам исполнительной
власти, местным администрациям и другим
организациям;
·ограничение применения льгот, предусмотренных
действующими международными договорами
об избежание двойного налогообложения;
·упрощение администрирования налогообложения
физических лиц.
Таким образом, в целом налоговая политика
в 2011-2013 г будет направлена на противодействие
негативным эффектам экономического кризиса,
создание условий для восстановления
положительных темпов экономического
роста на основе стимулирования инновационной
активности с учетом поддержания сбалансированности
бюджетной системы.
Сегодняшняя налоговая стратегия направлена
на стимулирование экономического роста,
создание в России благоприятного инвестиционного
климата.