Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:27, курсовая работа
Описание работы
Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.
Содержание работы
Введение 1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1) История становления налоговой системы в России 1.2) Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 2.1) Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации 2.2) Структура действующей налоговой системы в РФ 2.3) Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг. 3. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 3.1) Проблемы современной налоговой системы РФ 3.2) Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг. 3.3)Предложения по совершенствованию налоговой системы Заключение Список использованных источников и литературы
·с правовой точки зрения, поскольку
налоговая система устанавливается законами,
а все конфликты между налогоплательщиками
и государством в конечном итоге призваны
разрешать суды;
·с социологической и психологической точки зрения,
поскольку воздействие налогов на экономическую
жизнь страны - это воздействие на субъекты
рыночных отношений (как производителей,
так и потребителей) с целью побудить их
на определенные действия (или воздержаться
от каких-либо действий).
Система налогообложения Российской
Федерации базируется на следующих принципах
(часть 1 НК РФ, статья 3):
. Каждое лицо должно уплачивать
законно установленные налоги
и сборы. Законодательство о налогах
и сборах основывается на признании
всеобщности и равенства налогообложения.
. Налоги и сборы не могут
иметь дискриминационный характер
и различно применяться исходя
из социальных, расовых, национальных,
религиозных и иных подобных
критериев. Не допускается устанавливать
дифференцированные ставки налогов
и сборов, налоговые льготы в
зависимости от формы собственности,
гражданства физических лиц или
места происхождения капитала.
. Налоги и сборы должны иметь
экономическое основание и не
могут
быть произвольными. Недопустимы налоги
и сборы, препятствующие реализации гражданами
своих конституционных прав.
. Не допускается устанавливать
налоги и сборы, нарушающие единое
экономическое пространство РФ
и, в частности, прямо или косвенно
ограничивающие свободное перемещение
в пределах территории РФ товаров
(работ, услуг) или финансовых средств,
либо иначе ограничивать или
создавать препятствия не запрещенной
законом экономической деятельности
физических лиц и организаций.
. Федеральные налоги и сборы
устанавливаются, изменяются или
отменяются НК. Налоги и сборы
субъектов РФ (региональные налоги
и сборы), местные налоги и сборы
устанавливаются, изменяются или
отменяются соответственно законами
субъектов РФ о налогах и (или)
сборах и нормативными правовыми
актами представительных органов
местного самоуправления о налогах
и сборах в соответствии с
НК.
В мировой практике налогообложения
и построения используются также следующие
принципы и правила:
·принцип создания максимальных удобств
для налогоплательщиков;
·принцип доступности и открытости информации
по налогообложению;
·запрет на введение налога без закона;
·запрет двойного взимания налога;
·запрет налогообложения факторов производства;
·запрет необоснованной налоговой дискриминации.
Экономическая сущность налогов непосредственно
вытекает из их функций.
В условиях развитых рыночных отношений
налогам присущи следующие функции:
1.Фискальная
функция
Проявляется в обеспечении государства
финансовыми ресурсами, необходимыми
для осуществления его деятельности.
2.Регулирующая.
Государственное регулирование осуществляется
в двух основных направлениях. Регулирование
рыночных, товарно-денежных отношений.
Регулирование развития народного хозяйства,
общественного производства в условиях,
когда основным объективным экономическим
законом, действующим в обществе, является
закон стоимости.
3.Стимулирующая.
С помощью налогов, льгот и санкций государство
стимулирует технический прогресс и социально-экономическую
деятельность приоритетных для государства
направлений, увеличивает число рабочих
мест. Эта функция проявляется в изменении
объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой
базы, понижении налоговой ставки и др.
4.Распределительная.
Посредством налогов в государственном
бюджете концентрируются средства, направляемые
затем на решение народно-хозяйственных
проблем, как производственных; так и социальных,
финансирование крупных межотраслевых,
комплексных целевых программ - научно-технических,
экономических и др. Перераспределительная
функция налоговой системы носит ярко
выраженный социальный характер.
Функции налогов отражают реальный базис,
т.е. объективные закономерности движения
налоговых отношений, используемых государством
в налоговой политике.
Цель налоговой политики государства - выработка
и принятие управленческих решений в области
налогообложения. Инструментами налоговой
политики являются: налоговая ставка,
налоговая база, налоговые льготы.
Основные принципы, которые должны находиться
в основе налоговой политики:
·соотношение прямых и косвенных налогов;
·применение прогрессивных ставок налогообложения
и степень их прогрессии или преобладание
пропорциональных ставок;
·дискретность или непрерывность налогообложения;
·широта применения налоговых льгот,
их характер и цели;
·использование систем вычетов, скидок,
изъятий и их целевая направленность;
·степень единообразия налогообложения
для различного рода доходов и налогоплательщиков;
Можно сделать следующие выводы:
1.Налоговый механизм является
наиболее действенным и эффективным
рычагом государственного регулирования.
От успешного функционирования
налоговой системы во многом
зависит результативность принимаемых
экономических решений, принимаемых
на уровне федерации и регионов.
2.Налоговая система является
основной составляющей общей
системы экономических отношений
и мощным регулятором экономических
процессов.
3.Эффективность функционирования
налоговой системы достигается
путем сбалансированного сочетания
всех ее функций с учетом
интересов государства и налогоплательщиков.
2.
АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ РФ
2.1) Правовое регулирование
налоговой системы Российской Федерации
Состав налогового законодательства
включает:
1) федеральное налоговое законодательство;
2) региональное налоговое законодательство;
3) муниципальные налоговые акты.
Федеральное налоговое законодательство
состоит из Налогового кодекса Российской
Федерации и принятых в соответствии с
ним федеральных законов, например, Закона
РФ «О налоговых органах в Российской
Федерации», а также норм, содержащихся
в ряде иных федеральных законов: «О соглашениях
о разделе продукции», «О закрытых административно-территориальных
образованиях».
Налоговый Кодекс РФ занимает особое
место в системе налогового законодательства.
В частности, только им могут устанавливаться
виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
основания возникновения (изменения, прекращения)
и порядок исполнения обязанностей по
уплате налогов и сборов; принципы установления,
введения в действие и прекращение действия
ранее введенных налогов и сборов РФ и
местных налогов и сборов; права и обязанности
налогоплательщиков, налоговых органов
и других участников налоговых отношений;
формы и методы налогового контроля; ответственность
за совершение налоговых правонарушений;
порядок обжалования актов налоговых
органов и действий (бездействия) должностных
лиц (п. 2 ст. 1 НК).
Региональное налоговое законодательство
включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая
компетенция субъектов РФ ограничена.
Они уполномочены устанавливать региональные
налоги, вводить указанные налоги на территории
субъекта РФ и определять некоторые элементы
налогообложения (налоговые ставки и налоговые
льготы в пределах, установленных НК РФ,
порядок и сроки уплаты налогов, а также
формы отчетности по региональным налогам).
Муниципальные налоговые акты складываются
из актов представительного органа местного
самоуправления, которыми устанавливаются
и вводятся местные налоги и сборы. Налоговая
компетенция местного самоуправления
так же ограничена, налоговые акты могут
регулировать лишь налоговые ставки местных
налогов и сборов в пределах, установленных
НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов,
а также формы отчетности по местным налогам.
.
Налоговый Кодекс РФ дает определения
налога и сбора.
Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
К налогоплательщикам относятся,
в частности:
1) организации и физические лица, признаваемые
в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками
или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые
в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми
агентами;
3) налоговые органы (федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
по контролю и надзору в области налогов
и сборов, и его территориальные органы).
Также должны быть определены элементы
налогообложения:
4) объект налогообложения - им могут являться
операции по реализации товаров (работ,
услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость
реализованных товаров, либо иной объект,
имеющий стоимостную, количественную
или физические характеристики, с наличием
которого у налогоплательщика законодательство
связывает возникновение обязанности
по уплате налога;
5) налоговая база - представляет собой
стоимостную, физическую или иную характеристики
объекта налогообложения;
6) налоговый период - под ним понимается
календарный год или иной период времени
применительно к отдельным налогам, по
окончании которого определяется налоговая
база и исчисляется сумма налога
7) налоговая ставка - представляет собой
величину налоговых начислений на единицу
измерения налоговой базы;
8) порядок исчисления налога;
9) порядок и сроки уплаты налога.
Причем налогоплательщик самостоятельно
исчисляет сумму налога, подлежащую уплате
за налоговый период, исходя из налоговой
базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
За неисполнение обязанностей по уплате
налогов налогоплательщики могут быть
привлечены к административной (включая
налоговую) и уголовной ответственности.
В России общую линию налогового законодательства
определяет Государственная Дума, Совет
Федерации, Президент РФ и Правительство
РФ. Государственная Дума рассматривает
вопросы налогового законодательства
и принимает законы о налогообложении,
которые с одобрения Совета Федерации
после подписи Президента РФ вступают
в силу.
Главным федеральным органом исполнительной
власти Российской Федерации, на который
возложены основные функции по надзору
и контролю соблюдения действующего на
территории страны налогового законодательства,
является Федеральная налоговая служба
России (ФНС).
Федеральная налоговая служба также
обязана следить за правильностью и полнотой
исчисления налогов и прочих обязательных
платежей. Своевременностью налогов и
сборов внесения в бюджеты соответствующих
уровней, в случаях, предусмотренных действующим
законодательством РФ.
2.2) Структура действующей
налоговой системы в РФ
В состав налоговой системы входят:
·виды налогов, установленные на территории
государства;
·субъекты налога (налогоплательщики);
·законодательная база - законы и нормативно-правовые
акты, регулирующие налоговые отношения;
·органы государственной власти, на которые
возложена обязанность по взиманию налогов
и сборов с налогоплательщиков и контролю
за своевременной и полной уплатой соответствующих
налогов и сборов.
В первой части Налогового Кодекса РФ
дан перечень действующих налогов и сборов.
В Российской Федерации устанавливаются
следующие виды налогов и сборов: федеральные,
региональные и местные.
1) Федеральными налогами и сборами признаются
налоги и сборы, которые установлены НК
РФ и обязательны к уплате на всей территории
РФ.
Федеральные налоги:
·налог на добавленную стоимость;
·акцизы;
·налог на доходы физических лиц;
·налог на прибыль организаций;
·налог на добычу полезных ископаемых;
·водный налог;
·сборы за пользование объектами животного
мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов;
·государственная пошлина.
2) Региональными налогами и сборами
признаются налоги, которые установлены
НК РФ и законами субъектов
РФ о налогах и обязательны
к уплате на территориях соответствующих
субъектов РФ.
Региональные налоги:
·налог на имущество организаций;
·налог на игорный бизнес;
·транспортный налог.
3) Местными налогами и сборами
признаются налоги, которые устанавливаются
НК РФ и нормативными правовыми
актами представительных органов
муниципальных образований о
налогах и обязательны к уплате
на территориях соответствующих
муниципальных образований, если
иное не предусмотрено НК РФ.
Местные налоги:
·земельный налог;
·налог на имущество физических лиц.
Налоговым кодексом устанавливаются
также специальные налоговые режимы:
1.Система налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог);
2.Упрощённая система налогообложения;
.Единый налог на вменённый
доход;
.Система налогообложения при
выполнении соглашений о разделе
продукции.
Данные специальные налоговые режимы,
согласно с действующим законодательством,
могут предусматривать возможность освобождения
от уплаты некоторых действующих налогов
и сборов.
2.3) Анализ налоговых
поступлений Российской Федерации в 2010-2012
гг.
Согласно динамике поступлений налогов,
сборов и иных обязательных платежей в
консолидированный бюджет РФ по данным
государственной статистики (Приложение
1) можно видеть следующее.