Нологовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

Содержание работы

Введение
1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1) История становления налоговой системы в России
1.2) Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1) Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
2.2) Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3) Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
3. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
3.1) Проблемы современной налоговой системы РФ
3.2) Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
3.3)Предложения по совершенствованию налоговой системы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.96 Кб (Скачать файл)

·с правовой точки зрения, поскольку налоговая система устанавливается законами, а все конфликты между налогоплательщиками и государством в конечном итоге призваны разрешать суды;

·с социологической и психологической точки зрения, поскольку воздействие налогов на экономическую жизнь страны - это воздействие на субъекты рыночных отношений (как производителей, так и потребителей) с целью побудить их на определенные действия (или воздержаться от каких-либо действий).

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

. Каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы. Законодательство о налогах  и сборах основывается на признании  всеобщности и равенства налогообложения.

. Налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и различно применяться исходя  из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных  критериев. Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в  зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или  места происхождения капитала.

. Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не  могут

быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

. Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое  экономическое пространство РФ  и, в частности, прямо или косвенно  ограничивающие свободное перемещение  в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или  создавать препятствия не запрещенной  законом экономической деятельности  физических лиц и организаций.

. Федеральные налоги и сборы  устанавливаются, изменяются или  отменяются НК. Налоги и сборы  субъектов РФ (региональные налоги  и сборы), местные налоги и сборы  устанавливаются, изменяются или  отменяются соответственно законами  субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми  актами представительных органов  местного самоуправления о налогах  и сборах в соответствии с  НК.

В мировой практике налогообложения и построения используются также следующие принципы и правила:

·презумпции невиновности;

·правило совершившегося факта;

·принцип обложения реально полученного дохода;

·принцип достаточной информированности налогоплательщика;

·принцип стабильности налогового законодательства;

·принцип создания максимальных удобств для налогоплательщиков;

·принцип доступности и открытости информации по налогообложению;

·запрет на введение налога без закона;

·запрет двойного взимания налога;

·запрет налогообложения факторов производства;

·запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции:

1.Фискальная  функция

Проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

2.Регулирующая.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.

 

3.Стимулирующая.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

4.Распределительная.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.

Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

Цель налоговой политики государства - выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Инструментами налоговой политики являются: налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы.

Основные принципы, которые должны находиться в основе налоговой политики:

·соотношение прямых и косвенных налогов;

·применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

·дискретность или непрерывность налогообложения;

·широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

·использование систем вычетов, скидок, изъятий и их целевая направленность;

·степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

Можно сделать следующие выводы:

1.Налоговый механизм является  наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования  налоговой системы во многом  зависит результативность принимаемых  экономических решений, принимаемых  на уровне федерации и регионов.

2.Налоговая система является  основной составляющей общей  системы экономических отношений  и мощным регулятором экономических  процессов.

3.Эффективность функционирования  налоговой системы достигается  путем сбалансированного сочетания  всех ее функций с учетом  интересов государства и налогоплательщиков.

 

 

2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РФ

 

2.1) Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации

 

Состав налогового законодательства включает:

1) федеральное налоговое законодательство;

2) региональное налоговое законодательство;

3) муниципальные налоговые акты.

Федеральное налоговое законодательство состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов, например, Закона РФ «О налоговых органах в Российской Федерации», а также норм, содержащихся в ряде иных федеральных законов: «О соглашениях о разделе продукции», «О закрытых административно-территориальных образованиях».

Налоговый Кодекс РФ занимает особое место в системе налогового законодательства. В частности, только им могут устанавливаться виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК).

Региональное налоговое законодательство включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая компетенция субъектов РФ ограничена. Они уполномочены устанавливать региональные налоги, вводить указанные налоги на территории субъекта РФ и определять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки и налоговые льготы в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по региональным налогам).

Муниципальные налоговые акты складываются из актов представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливаются и вводятся местные налоги и сборы. Налоговая компетенция местного самоуправления так же ограничена, налоговые акты могут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов и сборов в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам.

.

Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

К налогоплательщикам относятся, в частности:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).

Также должны быть определены элементы налогообложения:

4) объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;

5) налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;

6) налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога

7) налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

8) порядок исчисления налога;

9) порядок и сроки уплаты налога.

Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС).

Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

 

2.2) Структура действующей налоговой системы в РФ

 

В состав налоговой системы входят:

·виды налогов, установленные на территории государства;

·субъекты налога (налогоплательщики);

·законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения;

·органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.

В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень действующих налогов и сборов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

 

1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Федеральные налоги:

·налог на добавленную стоимость;

·акцизы;

·налог на доходы физических лиц;

·налог на прибыль организаций;

·налог на добычу полезных ископаемых;

·водный налог;

·сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

·государственная пошлина.

2) Региональными налогами и сборами  признаются налоги, которые установлены  НК РФ и законами субъектов  РФ о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ.

Региональные налоги:

·налог на имущество организаций;

·налог на игорный бизнес;

·транспортный налог.

3) Местными налогами и сборами  признаются налоги, которые устанавливаются  НК РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов  муниципальных образований о  налогах и обязательны к уплате  на территориях соответствующих  муниципальных образований, если  иное не предусмотрено НК РФ.

Местные налоги:

·земельный налог;

·налог на имущество физических лиц.

 

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы:

1.Система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2.Упрощённая система налогообложения;

.Единый налог на вменённый  доход;

.Система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции.

Данные специальные налоговые режимы, согласно с действующим законодательством, могут предусматривать возможность освобождения от уплаты некоторых действующих налогов и сборов.

 

2.3) Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.

 

Согласно динамике поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по данным государственной статистики (Приложение 1) можно видеть следующее.

Информация о работе Нологовая система РФ